№ 5-392/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень 24 августа 2017 года
Судья Центрального районного суда города Тюмени Ильин Андрей Дмитриевич (по адресу: <...>, кабинет 630)
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, его представителя ФИО2,
рассмотрев дело № 5-392/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, ранее привлекавшегося к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
04 июля 2017 года в 21 час. 11 мин. по адресу: <...>, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являясь руководителем штаба ФИО17 в г. Тюмени, с использованием интернет – ресурса через интернет - сервис «Вконтакте» (ссылка: <данные изъяты>) (данная страница является официальным интернет - ресурсом тюменского штаба ФИО18) разместил информацию, призывающую к проведению 08 и 09 июля 2017 года, в период времени с 08:00 час. до 22:00 час., на территории г. Тюмени массового мероприятия под условным наименованием «Большой субботник» (он же - «Агитационный субботник»), которое, по своей сути, является формой коллективного публичного мероприятия. Так же, 07 июля 2017 года в 19 час. 03 мин. ФИО1, являясь руководителем штаба ФИО19 в г. Тюмени, с использованием интернет – ресурса через интернет - сервис «Вконтакте» (ссылка: <данные изъяты>, профиль пользователя «ФИО20») повторно разместил вышеуказанную информацию.
Данное мероприятие было завуалировано под множество одиночных пикетов для придания видимости несогласованных между собой публичных акций. Таким образом, ФИО1 организовал проведение 08 и 09 июля 2017 года на территории г. Тюмени публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
В ходе проведенных Центром по противодействию экстремизму УМВД России по Тюменской области мероприятий по сбору сведений в отношении действующих на территории региона общественно-политических организаций установлено, что на доступных неограниченному кругу пользователей сети Интернет официальных интернет – ресурсах Тюменского штаба ФИО21 («Телеграм», «Твиттер», «Одноклассники», «Вконтакте» и т.д.) и личном интернет - аккаунте координатора Тюменского штаба - ФИО1 размещена информация, призывающая к проведению 08 и 09 июля 2017 года, в период времени с 08:00 час. до 22:00 час., на территории г. Тюмени массового мероприятия под условным наименованием «Большой субботник» (он же - «Агитационный субботник») которое, по своей сути, является формой коллективного публичного мероприятия. Данное мероприятие было завуалировано под множество одиночных пикетов для придания видимости несогласованных между собой публичных акций. Также информация содержала подробную инструкцию по самостоятельному тиражированию (копированию) агитационных материалов (листовок) с целью их дальнейшего распространения в местах с массовым пребыванием граждан в г. Тюмени в рамках проведения «субботника», перечень действий волонтеров штаба в г. Тюмени, а также видео-уроки по проведению агитации. Таким образом, ряд признаков указывает на то, что данная общественно-политическая акция была запланирована и организована как единое публичное мероприятие в г. Тюмени.
Согласно представленной ЦПЭ УМВД России по Тюменской области в УМВД России по г. Тюмени информации данные массовые мероприятия имели координируемые ФИО1, через Тюменский штаб, согласованные действия, объединенные единым замыслом. Согласно представленной ЦПЭ УМВД России по Тюменской области стенограмме прямой трансляции открытия штаба ФИО22 в г. Тюмени установлено, что ФИО1 является руководителем штаба в г. Тюмени.
08 и 09 июля 2017 года в г. Тюмени сотрудниками УМВД были установлены граждане, которые, в заранее спланированное время, по определенному для каждого адресу, осуществляли раздачу прохожим печатных агитационных материалов – листовок формата А5, содержащие агитационную информацию с целью выдвижения ФИО23 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Указанные граждане имели отличительные знаки в виде: значка, размещенного на груди, с имеющейся на нем логотипом «Навальный 20!8», воздушных шаров с логотипом «Навальный 20!8», красной футболки с логотипом «Навальный 20!8». Данные средства наглядной агитации несут в себе применяемую для политического воздействия информацию, способствующую формированию у неопределенного круга лиц положительного отношения к ФИО24 Вышеуказанные одиночные акции с достаточной очевидностью, объединены единством целей и общей организацией. Как сказано выше, участниками использовались идентичные печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО25 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года, которые распространялись по следующим адресам:
-<...> у <...>»),
-<...> уд. 95 (площадь «Единства и Согласия»);
-<...> уд. 70 (ТРЦ «Гудвин»);
-<...> у д. № 1 (Набережная реки Тура).
Таким образом, установлено, что проведение публичного мероприятия было запланировано заранее в рамках межрегиональной массовой агитации в поддержку ФИО26 в качестве кандидата в Президенты РФ, что нашло отражение в ряде открытых интернет - источников и СМИ. В г. Тюмени публичная акция началась в заранее оговоренное время; приблизительное местонахождение каждого участника (группы участников) также были предварительно оговорены, распределены роли участников (кто отвечает за перемещение больших партий агитационной продукции, кто раздает агитационные материалы в общественных местах, кто проводит видео-фиксацию распространения). Кроме этого участниками агитационной акции использовались предметы одежды и атрибутика единого образца (одноцветные футболки с логотипом избирательной кампании ФИО27, воздушные шары с аналогичным логотипом и т.д.), что исключает случайность одновременного проведения несвязанных между собой одиночных пикетов. На официальных интернет - ресурсах тюменской команды ФИО28 «субботники» освещались как единое публичное мероприятие.
Так, 08 июля 2017 года в период времени с 11:50 час. до 12:00 час. сотрудниками УМВД по адресу: <...> у д. 95 (площадь «Единства и Согласия»), установлен факт пикетирования, осуществляемого ФИО29, в ходе которого он распространял гражданам печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО30 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Так, 08 июля 2017 года в период времени с 12:45 час. до 12:50 час. сотрудниками УМВД по адресу: <...> у <...>), установлен факт пикетирования, осуществляемого ФИО31, в ходе которого он распространял гражданам печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО32 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Так, 08 июля 2017 года в период времени с 12:55 час. до 13:00 час. сотрудниками УМВД России по адресу: <...> у <...>), установлен факт пикетирования, осуществляемого ФИО33., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ходе которого он распространял гражданам печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО34 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Так, 08 июля 2017 года в период времени с 14:00 час. до 14:30 час. сотрудниками УМВД по адресу: <...> у д. 1 (Набережная реки Тура), установлен факт пикетирования, осуществляемого ФИО35, в ходе которого он распространял гражданам печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО36 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года. В ходе опроса ФИО37 добровольно передал сотруднику УМВД 174 экземпляра печатных агитационных материалов, а именно листовок формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО38. в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Так, 08 июля 2017 года в 20:10 час. сотрудниками УМВД по адресу: <...> у <...>»), установлен факт пикетирования, осуществляемого ФИО39 в ходе которого она распространяла гражданам печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО40 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Так, 08 июля 2017 года в 14:15 час. сотрудниками УМВД по адресу: <...> у д. 70 (ТРЦ «Гудвин»), установлен факт пикетирования, осуществляемого ФИО41, в ходе которого он распространял гражданам печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО42 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Так, 08 июля 2017 года в период времени с 14:30 час. до 15:35 час. в УМВД поступила информация из ЦПЭ УМВД России по Тюменской области о том, что по адресу: <...>, ФИО43, в ходе несогласованного мероприятия распространяет среди волонтеров Тюменского штаба листовки формата А5 («Навальный 20!8. Пора выбирать»; «Навальный 20!8» и т.д.), содержащие агитационную информацию с целью выдвижения ФИО44 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года. Данная информация зарегистрирована в КУСП № 12284 от 08 июля 2017 года в ОП № 4 УМВД. В ходе проверки информации протоколом изъятия у ФИО45 изъято 1036 экземпляров печатных агитационных материалов, а именно листовок формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО46 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Так, 08 июля 2017 года в период времени с 16:00 час. до 18:00 час. в УМВД поступила информация из ЦПЭ УМВД России по Тюменской области о том, что по адресу: <...>, ФИО47, в ходе несогласованного мероприятия распространяет среди волонтеров Тюменского штаба листовки формата А5 («Навальный 20!8. Пора выбирать»; «Навальный 20!8» и т.д.), содержащие агитационную информацию с целью выдвижения ФИО48 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года, хранящиеся в автомобиле <данные изъяты> г/н №, припаркованном возле <адрес>. В ходе досмотра транспортного средства из автомобиля <данные изъяты> г/н №, принадлежащего ФИО49, было изъято 7059 листовок, содержащих агитационную информацию с целью выдвижения ФИО50 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года. Данная информация зарегистрирована в КУСП № 9630 от 08 июля 2017 года в ОП № 8 УМВД.
Так, 09 июля 2017 года в 16:40 час. сотрудниками УМВД по адресу: <...> у д. 1 (Набережная реки Тура), установлен факт пикетирования, осуществляемого ФИО51, в ходе которого он распространял гражданам печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО52 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года. В ходе проверки информации протоколом изъятия у ФИО53 изъято 236 экземпляров печатных агитационных материалов, а именно листовок формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО54 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Так, 09 июля 2017 года в 16:40 час. сотрудниками УМВД по адресу: <...> у <...>»), установлен факт пикетирования, осуществляемого ФИО55, в ходе которого он распространял гражданам печатные агитационные материалы, а именно листовки формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО56 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года. В ходе проверки информации протоколом изъятия у ФИО57 изъято 117 экземпляров печатных агитационных материалов, а именно листовок формата А5 с содержащимся в них призывом к поддержке выдвижения ФИО58 в качестве кандидата на президентских выборах 2018 года.
Таким образом, распространение вышеуказанных листовок, содержащих в себе признаки агитационных материалов, используемых в качестве средств наглядной агитации, представляет собой не что иное, как скрытую форму коллективного публичного мероприятия на территории г. Тюмени, определенную п. 6 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что не доказан факт того что именно он организовал данные пикеты, также не доказано то, что только он имел доступ к интернет – странице «Команада Новального», сам он ни в каких мероприятиях он не участвовал
Представитель ФИО1 – ФИО2, поддержал предоставленное им письменное возражение в которых он указал на отсутствие доказательств подтверждающих факт того что именно ФИО1 организовал данные пикеты, о том, что только ФИО1 имеет доступ к указанной интернет-странице, а также форма публичного мероприятия, которая вменяется ФИО1 не соответствует закону и не является таковой.
Выслушав ФИО1, его представителя ФИО2, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья находит установленным факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Закона), публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона, пикетирование – форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.
Статьей 7 Закона предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные статьей.
Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Данный факт подтверждается следующими материалами административного дела:
- рапортом ФИО59, в котором изложены обстоятельства, совершенного ФИО1 правонарушения (л.д.17-23);
- распечаткой страниц с сайта «Команда Навального», которая содержит агитационную информацию, направленную на участие в коллективных публичных мероприятиях, проведение которых состоится в г. Тюмени 08 и 09 июля 2017 (л.д.27-28);
-скрин-шотом со страницы ФИО1 в социальной сети Интернет «Вконтакте», в которой последний призывает к проведению несанкционированного коллективного публичного мероприятия (л.д. 29);
- сообщением председателя комитета по межведомственным отношениям г. Тюмени (л.д. 31) о том, что в органы исполнительной власти города Тюмени не поступало уведомления о проведении публичного мероприятия в формах пикетирования, шествия, с распространением печатных материалов по теме «Навальный 20!8» 08-09 июля 2017 года;
- сведениями из Избирательной комиссии Тюменской области от 19.07.2017 (л.д. 32), согласно которых очередные выборы Президента РФ в декабре 2017 года будут назначены на март 2018 года, в настоящее время в Российской Федерации избирательной компании по выборам Президента РФ не ведется и распространение материалов в настоящее время вне рамок агитационного периода является нарушением;
- копии свидетельств о регистрации СМИ (л.д. 38), согласно которого Информационное агентство «ТюменьПро» зарегистрировано в качестве средства массовой информации;
- информацией опубликованной на сайте Информационного агентства «ТюменьПро» (л.д.42-52), содержащей информацию о проведении агитационных мероприятий на территории г. Тюмени;
- скрин-шотами с сайта «Команда Навального» (л.д. 53-57, т. 2 л.д. 2-37), содержащего информацию агитационной направленности на проведение публичного коллективного мероприятия;
- скрин-шотами с сайта «Штаба компании в Тюмени – ФИО60» (л.д. 58-59), из которых следует, что ФИО1 являясь руководителем штаба повторно разместил информацию агитационной направленности на проведение публичного коллективного мероприятия;
-скрин-шотами со страницы ФИО1 в Твиттере, указывающими на его организационно-координаторскую деятельность в штабе Навального в г.Тюмени (л.д. 60-82);
- копиями агитационных материалов (83-88);
- рапортами, объяснениями, протоколами досмотра и изъятия агитационных материалов (л.д. 89-165), согласно которых задержаны лица, осуществляющие раздачу агитационных материалов, а также подтверждающие проведение публичных мероприятий.
Анализируя исследованные в судебном заседании доказательства, судья приходит к выводу о том, что указанные в протоколе обстоятельства исключают случайное совпадение отдельных фактов пикетирования и указывают на состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установлено порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 настоящей статьи.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и общественной безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за 3 дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п.п. 1 и 2 ст. 5).
Согласно поступившей из Администрации г. Тюмени информации уведомления о намерении организовать и провести публичные мероприятия ФИО1 в поддержку ФИО61 на территории г. Тюмени на 08 и 09 июля 2017 года в Администрацию г. Тюмени не поступали.
Позиция относительно злоупотребления гражданами правом не уведомлять органы публичной власти о проведении коллективного публичного мероприятия, организовывая, проводя его и участвуя в нем под видом одиночного пикетирования, заключена Постановлением Конституционного суда РФ от 14 февраля 2013 № 4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»», в связи с запросом группы депутатов Государственной думы и жалобой гр. ФИО3 (п. 2.5 Постановления).
Тем самым ФИО1 нарушил требования ст.ст. 4 и 7 Федерального закона от 19 июня 2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», т.е. совершил административное правонарушение.
Таким образом судья приходит к выводу о том, что действия ФИО1 подлежат квалификации по ч. 2 ст. 20.2 КоАП -организация публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.
Совершение данного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 50 часов или административный арест на срок до десяти суток.
Довод жалобы об отсутствии события данного административного правонарушения, со ссылкой на то, что ФИО1 не являлся организатором несогласованного с органами исполнительной власти публичного мероприятия, а также о том, что не только ФИО1 имеет доступ к указанной интернет-странице, является несостоятельным, поскольку данный довод опровергается совокупностью доказательств приведенных выше, в частности скрин-шотом со страницы ФИО1 в социальной сети Интернет «Вконтакте», в которой последний призывает к проведению несанкционированных коллективных публичных мероприятий.
Также являются несостоятельными и опровергаются совокупность приведенных выше доказательств доводы представителя ФИО1 о том, что форма публичного мероприятия, которая вменяется ФИО1 не соответствует закону.
При назначении наказания судья в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность виновного, его имущественное положение, другие обстоятельства, влияющие на вид и меру назначаемого наказания.
Смягчающих и отягчающих административное наказание обстоятельств судьей не установлено.
Принимая во внимание изложенное, учитывая все обстоятельства, влияющие на вид и размер назначаемого наказания, а также, учитывая то, что ФИО1 к категории лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, не относится, судья полагает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде административного ареста, в размере, предусмотренном санкцией ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного ареста сроком на 7 (семь) суток.
Срок административного наказания исчислять с момента рассмотрения дела в суде с 24 августа 2017 года с 16 часов 00 минут.
ФИО1 для отбывания наказания направить в специальный приемник для содержания лиц арестованных в административном порядке ЦАЗ УМВД России по г. Тюмени, расположенный по адресу: Тюменская область, Тюменский район, 27 км. Ялуторовского тракта, поселок Винзили, строение 1.
Постановление может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления, путем подачи жалобы через Центральный районный суд города Тюмени.
Судья А.Д. Ильин