Дело № 5-392/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2019 года. Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2019 года.
25 октября 2019 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ленинского районного суда г. Ростова-на-Дону Быченко СИ.,
с участием защитника Волковой В.В., действующей на основании доверенности № З/д/оа/18-63 от 26.01.2018,
рассмотрев в помещении суда по адресу: <адрес>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», ИНН №, ОГРН №, адрес: г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, д. 43,
У С Т А Н О В И Л:
При проведении сверки реестра Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта было выявлено, что 07.08.2019 в 13 час. 20 мин. на пути войсковой части 57229-51 примыкающему к железнодорожной станции Котлубань Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД», войсковая часть 57229-51, входящая в состав Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» (далее ФКУ «ОСК ЮВО»), осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами: взрывчатый материал, которые характеризуется как опасный груз, в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 5 апреля 1996 г.) и отнесен к третьему классу опасности, согласно Аварийным карточкам на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (утв. Протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 30 мая 2008 г. № 48) аварийная карточка № 305.
Письмом от 30.07.2019 г. № 420515/745 Приволжского ТЦФТО - филиала ОАО «РЖД» были представлены документы на грузовые операции с опасными грузами, выполненные войсковой частью № 57229-51. Согласно дорожной ведомости Х287526 для проведения грузовых операций (выгрузка) 07.08.2019г. на железнодорожную станцию Котлубань Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» прибыло пять груженых вагонов (крытый) № 29072493, 29051794, 29311792, 29626397, 28036226 с опасным грузом: «взрывчатый материал». Вагоны (крытый) № 29072493, 29051794, 29311792, 29626397, 28036226 были поданы на железнодорожный путь войсковой части 57229-51 маневровым локомотивом ОАО «РЖД» 07 августа 2019г. в 10 часов 05 минут, что подтверждается памяткой приемосдатчика на подачу вагонов № 461 (форма ГУ-45 ВЦ).
Согласно уведомлению от 07.08.2019 о завершении грузовой операции или передаче вагонов на выставочный путь (форма ГУ-2а ВЦ) вагоны №№ 29072493, 29051794, 29311792, 29626397, 28036226 были разгружены 07 августа 2019 г. в 13 часов 20 минут на подъездном железнодорожном пути войсковой части 57229-51, примыкающем к железнодорожной станции Котлубань Приволжской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», силами войсковой части № 57229-51.
Производство погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами на подвижном железнодорожном составе квалифицируются как погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, которая подлежит лицензированию на основании пункта 1 ст. 49 ГК РФ, п. 27 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановления Правительства РФ от 21.11.2011г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности». Лицензия на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте у Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» отсутствует. Извлечение прибыли от погрузки-разгрузки опасных грузов на железнодорожном транспорте не установлено. Таким образом, осуществление лицензируемого вида деятельности без специального разрешения (лицензии) содержат признаки административного правонарушения - осуществление деятельности не связанной с извлечением прибыли без специального разрешения (лицензии) если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), за что ч. 1 ст. 19.20. КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
По данному факту уполномоченным должностным лицом – главным государственным инспектором отдела надзора за безопасностью движения Южного управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта составлен протокол об административном правонарушении № 319000301110 от 13.09.2019, который направлен мировому судье судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону для привлечения юридического лица – ФКУ «ОСК ЮВО» к административной ответственности по ст. ч. 1 19.20 КоАП РФ.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского судебного района г. Ростова-на-Дону от 26.09.2019 материалы дела об административном правонарушении направлены по подведомственности в Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону.
В судебное заседание явился защитник ФКУ «ОСК ЮВО» по доверенности Волкова В.В., с протоколом не согласилась, вину юридического лица не признала, пояснила, что войсковая часть действовала в состоянии крайней необходимости в связи с необходимостью разгрузки взрывчатых веществ, взрывчатые вещества были перевезены аккуратно, к ущербу или к опасности их разгрузка не привела. Просила прекратить производство по делу в связи с крайней необходимостью либо признать совершенное правонарушение малозначительным.
Выслушав защитника ФКУ «ОСК ЮВО», привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, судья находит, что вина юридического лица – ФКУ «ОСК ЮВО» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, установлена и подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 319000301110 от 13.09.2019, который в силу ст. 26.2 КоАП РФ является доказательством совершения правонарушения, корешком дорожной ведомости, памятками приемосдатчика на подачу и на уборку вагонов, книгой уведомлений, аварийной карточкой № 305, договором № 2/55 от 15.01.2018 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, выпиской из ЕГРЮЛ.
Данные доказательства в своей совокупности и каждое в отдельности, логичны и последовательны.
Таким образом, судьей установлено, что 07.08.2019 в 13 час. 20 мин. на пути войсковой части 57229-51 примыкающему к железнодорожной станции Котлубань Приволжской железной дороги-филиала ОАО «РЖД», войсковая часть 57229-51, входящая в состав Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» (далее ФКУ «ОСК ЮВО»), осуществляет погрузочно-разгрузочную деятельность с опасными грузами: взрывчатый материал, которые характеризуется как опасный груз, в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам (утв. на пятнадцатом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников СНГ 5 апреля 1996 г.) и отнесен к третьему классу опасности, согласно Аварийным карточкам на опасные грузы, перевозимые по железным дорогам СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики (утв. Протоколом Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 30 мая 2008 г. № 48) аварийная карточка № 305.
Судья квалифицирует действия юридического лица – Федерального казенного учреждения «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Судья не принимает довод защиты о том, что ФКУ «ОСК ЮВО», в лице войсковой части 57229-51, при разгрузке опасного груза действовало в состоянии крайней необходимости, поскольку осуществляло деятельность исключительно в интересах государства, в целях поддержания обороноспособности Российской Федерации.
В силу статьи 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
По смыслу указанной названной нормы вывод о наличии состояния крайней необходимости можно сделать при одновременном наличии двух условий: невозможности устранения возникшей угрозы иными средствами и причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный вред.
При этом, в силу ст. 2.7 КоАП РФ опасность, угрожающая личности и иным интересам должна быть реальной, а не мнимой и не предполагаемой; действия, совершаемые в обстановке крайней необходимости, по времени должны совпадать с реально существующей угрозой причинения вреда; опасность не могла быть устранена иными средствами, действия, квалифицируемые как административное правонарушение – единственное, что могло бы привести к устранению опасности.
Обстоятельства, при которых ФКУ «ОСК ЮВО» было совершено вменяемое ему административное правонарушение, и его действия не отвечают условиям, при наличии которых в соответствии со ст. 2.7 КоАП РФ возникает состояние крайней необходимости, поскольку в сложившейся ситуации ФКУ «ОСК ЮВО» не представило доказательств наличия опасности непосредственно угрожающей юридическому лицу или другим лицам, что такая опасность не могла быть устранена иными средствами (своевременными действиями ФКУ «ОСК ЮВО», направленными на соблюдение установленных требований законодательства). А также то, что причиненный ФКУ «ОСК ЮВО» вред является менее значительным, чем вред, предотвращенный его действиями.
При этом, совершение указанного правонарушения в данном случае нельзя также отнести к категории малозначительного по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
В силу п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных нормы и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Совершенное ФКУ «ОСК ЮВО» правонарушение посягает на отношения, объектом которых является порядок управления, неблагоприятные последствия правонарушения в данном случае выражаются в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению требований закона, в связи с чем, совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1. КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность ФКУ «ОСК ЮВО», по делу не установлено.
С учетом обстоятельств дела, данных о юридическом лице, привлекаемом к административной ответственности, смягчающих и отягчающих обстоятельств, судья приходит к выводу о назначении ФКУ «ОСК ЮВО» административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере санкции статьи.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9., 29.10. КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо Федеральное казенное учреждение «Объединенное стратегическое командование Южного военного округа», ИНН № ОГРН № виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 (Сто семьдесят тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней после вступления постановления в силу по следующим реквизитам: Получатель: УФК по Ростовской области (Южное УГЖДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), р/счет: 40101810303490010007. Банк: отделение Ростова-на-Дону г. Ростова-на-Дону, БИК 046015001, ИНН 6167080727, КПП 616401001, ОКТМО 60701000 КБК 106 116 90040 04 6000 140, УИН 10658443190003011101.
Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в полном объеме.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2019 года. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Судья С.И. Быченко