ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-392/2021 от 16.08.2021 Красноперекопского районного суда (Республика Крым)

Дело № 5-392/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<адрес> 16 августа 2021 г.

Судья Краснопререкопского районного суда Республики Крым Вагнер А.Б., с участием представителя акционерного общества «<данные изъяты>» - О.Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «<данные изъяты>» юридический адрес: <адрес>, ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проведения рейдового обследования транспортного средства МАЗ, государственный регистрационный знак перевозящего работников завода <данные изъяты>» по <адрес>, перевозчиком которого значится <данные изъяты> выявлено, что <данные изъяты>» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, не связанную с извлечением прибыли, без специально разрешения (лицензии), что влечет за собой ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

<данные изъяты>» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, предоставленной Публичному акционерному обществу «<данные изъяты>» <данные изъяты>

В судебном заседании представитель <данные изъяты>» - О.Е.Д., действующий на основании доверенности, вину в совершении административного правонарушения не признал, поддержал доводы, изложенные в возражениях и дополнительных возражениях по делу, предоставленных суду. Пояснил суду, что автобусами, курсирующими по <адрес>, обществом осуществляется доставка работников предприятия к месту работы, поскольку муниципальный транспорт по маршруту к предприятию не осуществляется, при этом само предприятие находится в значительной отдаленности от жилого массива <адрес>.

Крымский МУГАДН Ространснадзора явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о слушании дела уведомлено надлежащим образом. Ранее направил в адрес суда возражения, в котором просило рассмотреть дело об административном правонарушении без участия своего представителя, привлечь <данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя <данные изъяты> - О.Е.Д., суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.

Исходя из положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст. 49 ГК РФ лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе (статья 52), и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 15 названного федерального закона установлено, что сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, и организационно-правовой форме юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица подлежат включению в лицензию.

Частью 1 ст. 18 названного закона закреплено, что лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

Согласно ч. 5 ст. 18 в случае реорганизации юридического лица в форме преобразования в заявлении о переоформлении лицензии указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике, предусмотренные частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона, и данные документа, подтверждающего факт внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц. Заявление о переоформлении лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1616, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ и действующим до ДД.ММ.ГГГГ, было утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Как следует из материалов дела Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта РФ на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобумами в соответствии с ч. 2 ст. 12 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» для осуществления работ – перевозка автобусами иных лиц лицензиата для собственных нужд ДД.ММ.ГГГГ Публичному акционерному обществу «<данные изъяты>» (полное наименование), <данные изъяты>» (сокращенное наименование) выдана лицензия , бессрочно.

Собственником транспортного средства, согласно свидетельству о регистрации транспортного средства категории МЗ, марки МАЗ, модели , государственный регистрационный знак , является АО «СЗ».

Распоряжением Крымского межрегионального УГАДН от ДД.ММ.ГГГГ утверждено рейдовое задание на проверку транспортных средств в процессе их эксплуатации. Место проведения мероприятий по контролю: РК, муниципальное образование городской округ Красноперекопск, муниципальное образование <адрес>, муниципальное образование городской округ Армянск.

Из акта планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ Крымского межрегионального УГАДН следует, что на основании распоряжения о проведении планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств автомобильного и городского наземного электрического транспорта от ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Крымского межрегионального УГАДН произведен осмотр транспортного средства: категории МЗ, марки , государственный регистрационный знак ; свидетельство о регистрации ТС серии от ДД.ММ.ГГГГ на имя <данные изъяты><адрес>., собственность. Перевозчиком в соответствии с предъявленным путевым листом Г от ДД.ММ.ГГГГ является <данные изъяты>». На проверяемом ТС осуществлялась перевозка пассажиров для собственных нужд. В результате осмотра транспортного средства было установлено, что деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, осуществляется без лицензии, а именно лицензия № от ДД.ММ.ГГГГ выдана <данные изъяты>», а при проверке установлено, что пассажиров перевозит <данные изъяты>

Не оспаривая указанных обстоятельств, представитель <данные изъяты>» в судебном заседании указал, что оснований для обращения с заявлением о переоформлении лицензии у общества не имелось, поскольку в данном случае общество отказалось от признака публичности.

Как следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ об обществе внесены сведения в Единый государственный реестр юридических лиц как лице, зарегистрированном на территории <адрес> или территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя, с присвоением номера ОГРН.

Решением общего собрания акционеров <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена новая редакция <данные изъяты> Согласно п. 2.1 полное фирменное наименование устава на русском языке: <данные изъяты>», сокращенное наименование: <данные изъяты>». Общество является публичным акционерным обществом (п. 3.3 Устава).

Основной целью деятельности общества является извлечение прибыли (п.4.1 Устава).

Новая редакция Устава общества зарегистрирована в установленном законом порядке, о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ.

Решением общего собрания акционеров Публичного акционерного общества «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена новая редакция общества. Согласно п. 2.1 полное фирменное наименование устава на русском языке: Акционерное общество «<данные изъяты> сокращенное наименование: <данные изъяты>». Общество является непубличным акционерным обществом (п. 3.3 Устава).

Основной целью деятельности общества является извлечение прибыли (п.4.1 Устава).

Новая редакция Устава общества зарегистрирована в установленном законом порядке, о чем внесены сведения в ЕГРЮЛ.

В силу п. 1 ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

Как было указано выше основной целью деятельности организации как в ранее действовавшей редакции Устава, так и в настоящей редакции является извлечение прибыли. Соответственно, организация является коммерческой организацией.

В силу п. 2 ст. 50 ГК РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах хозяйственных товариществ и обществ, крестьянских (фермерских) хозяйств, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Как следует из Устава, организация создана в организационно-правовой форме «общества».

Согласно п. 1 ст. 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся, в том числе, хозяйственные товарищества и общества.

В силу п. 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом.

Согласно п. 4 ст. 66 ГК РФ хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью.

В соответствии с п. 1 ст. 66.3 ГК РФ публичным является акционерное общество, акции которого и ценные бумаги которого, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах. Правила о публичных обществах применяются также к акционерным обществам, устав и фирменное наименование которых содержат указание на то, что общество является публичным.

Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество, которое не отвечает признакам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, признаются непубличными (п. 2 ст. 66.3 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 57 реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.

Таким образом, преобразование является одной из форм реорганизации юридического лица.

Из положений 5 ст. 58 ГК РФ следует, что под преобразованием юридического лица понимается изменение его организационно-правовой формы.

Вместе с тем, как было указано выше организационно-правовыми формами хозяйственных обществ являются: акционерное общество и общество с ограниченной ответственностью.

Согласно п. 1 ст. 68 ГК РФ хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном настоящим Кодексом и законами о хозяйственных обществах.

В соответствии с п. 2 ст. 104 ГК РФ акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью, хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами.

Согласно п 3 ст. 20 названного закона общее собрание акционеров реорганизуемого в форме преобразования общества по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о реорганизации, которое должно содержать: 1) наименование, сведения о месте нахождения юридического лица, создаваемого путем реорганизации общества в форме преобразования; 2) порядок и условия преобразования; 3) порядок обмена акций общества на доли участников в уставном капитале общества с ограниченной (дополнительной) ответственностью или паи членов производственного кооператива в случае, если осуществляется преобразование общества в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью или производственный кооператив, либо порядок определения состава имущества или стоимости имущества, которое при выходе или исключении из некоммерческого партнерства его члена либо при ликвидации некоммерческого партнерства вправе получить его член, являвшийся акционером общества, преобразованного в это некоммерческое партнерство; 4) список членов ревизионной комиссии или указание о ревизоре создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие ревизионной комиссии или ревизора и образование ревизионной комиссии или избрание ревизора отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица; 5) список членов коллегиального исполнительного органа создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом такого юридического лица предусмотрено наличие коллегиального исполнительного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления такого юридического лица; 6) указание о лице, осуществляющем функции единоличного исполнительного органа создаваемого юридического лица; 7) список членов иного органа (за исключением общего собрания участников хозяйственного общества или членов некоммерческого партнерства) создаваемого юридического лица, если в соответствии с федеральными законами уставом создаваемого юридического лица предусмотрено наличие иного органа и его образование отнесено к компетенции высшего органа управления создаваемого юридического лица; 8) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта; 9) указание об утверждении учредительных документов создаваемого юридического лица с приложением учредительных документов.

При преобразовании общества к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного общества в соответствии с передаточным актом (п. 4 ст. 20).

Согласно правовой позиции, изложенной в абз. 2 п. 23 Постановление Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах" при рассмотрении споров, связанных с преобразованием акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа, необходимо учитывать, что изменение типа общества не является реорганизацией юридического лица (его организационно-правовая форма не изменяется), поэтому требования, установленные пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 15 и статьей 20 Закона: о составлении передаточного акта, об уведомлении кредиторов о предстоящем изменении типа акционерного общества, - в таких случаях предъявляться не должны. Не применяются при этом и другие нормы, касающиеся реорганизации общества, в том числе предоставляющие акционерам право требовать выкупа принадлежащих им акций общества, если они голосовали против преобразования или не участвовали в голосовании по данному вопросу (статья 75 Закона).

Преобразование акционерного общества одного типа в акционерное общество другого типа осуществляется по решению общего собрания акционеров с внесением соответствующих изменений в устав общества (утверждением устава в новой редакции) и государственной регистрацией их в установленном порядке (абз. 3 п. 23 вышепоименованного постановления).

Таким образом, при системном толковании вышеизложенных норм права с учетом разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что изменение в Уставе с указанием на отсутствие статуса публичности общества не является реорганизацией юридического лица (в том числе в форме преобразования), а является изменением типа общества.

Так, при принятии решения общим собранием акционеров от ДД.ММ.ГГГГ (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) об утверждении новой редакции Устава общества, решений по вопросам, изложенным в п. 3 ст. 30 Закона «Об акционерных обществах» не принимались.

Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид. Наименование некоммерческой организации и в предусмотренных законом случаях наименование коммерческой организации должны содержать указание на характер деятельности юридического лица.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. Требования к фирменному наименованию устанавливаются настоящим Кодексом и другими законами. Права на фирменное наименование определяются в соответствии с правилами раздела VII настоящего Кодекса (п. 4 ст. 54).

Согласно п. 5 ст. 54 ГК РФ наименование, фирменное наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительном документе и в едином государственном реестре юридических лиц, а в случае, если юридическое лицо действует на основании типового устава, утвержденного уполномоченным государственным органом, - только в едином государственном реестре юридических лиц.

В свою очередь, в силу п. 11 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» акционерные общества, созданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и отвечающие признакам публичных акционерных обществ (пункт 1 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным, за исключением случаев, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона такие акционерные общества являлись закрытыми акционерными обществами или открытыми акционерными обществами, получившими в установленном порядке освобождение от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, либо погасили все акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, которые публично размещались (путем открытой подписки) или публично обращались на условиях, установленных законами о ценных бумагах.

Акционерное общество, созданное до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, которое отвечает признакам публичного акционерного общества, предусмотренным пунктом 1 статьи 66.3 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), вправе отказаться от публичного статуса, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона его акции или ценные бумаги, конвертируемые в акции, не были включены в список ценных бумаг, допущенных к организованным торгам, и число его акционеров не превышает пятисот, путем внесения в устав акционерного общества соответствующих изменений и обращения в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Решение Банка России об освобождении акционерного общества от обязанности раскрывать информацию вступает в силу со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании акционерного общества, в котором отсутствует указание на его публичный статус. Решение об обращении в Банк России с заявлением об освобождении от обязанности раскрывать информацию и решение о внесении в устав акционерного общества изменений, предусмотренных настоящей частью, принимаются общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. При этом акционеры - владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса при принятии решений по указанным вопросам. Положения, предусмотренные настоящей частью, не применяются к акционерному обществу, устав и фирменное наименование которого содержат указание на то, что акционерное общество является публичным (п. 11.1 ст. 3 названного закона).

В свою очередь, из решения общего собрания акционеров <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что общество обратилось в Отделение по <адрес> главного управление Центрального банка Российской Федерации с просьбой предоставить информацию о наличии либо отсутствии обязанности раскрывать информацию в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», в ответ на которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено, что к обществу не применяются положения п. 1 ст. 66.3 ГК РФ, определяющие признаки публичного акционерного общества, и общество является публичным в силу своего наименования и указания публичного статуса в Уставе общества, в связи с чем, у общества отсутствует обязанность по раскрытию информации в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

Таким образом, в данном случае именно в силу закона общество отказалось от статуса публичности, а не по собственной инициативе, поскольку не соответствовало требованиям, изложенным в ГК РФ и Федеральном законе «Об акционерных обществах». В связи с чем, во исполнение требований закона в учредительные документы были внесены соответствующие изменения в связи с отсутствием публичного статуса.

При указанных обстоятельствах, поскольку вопреки сведениям, изложенным в протоколе об административном правонарушении, дополнительных пояснениях начальника Крымского МУГАДН Ространснадзора, общество реорганизовано не было (а изменен тип), в то время как от публичного статуса общество отказалось в силу требований закона, что, в свою очередь, не требует переоформления лицензии с <данные изъяты> в связи с чем, суд приходит к выводу, что в действиях <данные изъяты>» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.

Согласно ст. 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выносится постановление о прекращении производства по данному делу.

Таким образом, судья приходит к выводу о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты> общеразвивающего вида», в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Акционерного общества <данные изъяты>», юридический адрес: <адрес>, прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи жалобы через Красноперекопский районный суд Республики Крым в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья А.Б.Вагнер