ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-394/2023 от 13.10.2023 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

№ 5-394/2023

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

13 октября 2023 года г.Волгоград

Судья Тракторозаводского районного суда г. Волгограда Коцубняк А.Е.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности – гражданина Р. Туркменистан – ФИО2,

переводчика ФИО3,

рассмотрев материал по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении гражданина Республики Туркменистан Оразбаева Бекзата, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, уроженца Республики ФИО1, проживающего без регистрации по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, не имеющего документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Гражданин Республики Туркменистан – ФИО2 нарушил режим пребывания на территории Российской Федерации, выразившийся в уклонении от выезда с территории Российской Федерации.

Из протокола об административном правонарушении № 0475540 от 13 октября 2023 года следует, что 13 октября 2023 года в 09 часов 30 минут по адресу: <...>, было установлено, что гражданин Р.Туркменистан ФИО2, въехал 25 августа 2023 года на территорию РФ с целью въезда учеба сроком на 7 суток до 01 сентября 2023 года по визе сроком действия с 12 августа 2023 года по 01 сентября 2023 года. По истечении срока пребывания территорию Российской Федерации 01 сентября 2023 года не покинул. За пределы Российской Федерации не выехал. С 02 сентября 2023 года по настоящее время уклоняется от выезда с территории Российской Федерации, чем нарушил пункт 2 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации № 115 от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 5 ФЗ № 115-ФЗ от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом.

Согласно статье 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин, не имеющий документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации является незаконно находящимся на территории Российской Федерации.

Согласно части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания – влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ФИО2 является гражданином Республики Туркменистан, проживает на территории Российской Федерации с 02 сентября 2023 года без документов, подтверждающих право пребывания в России, уклоняется от выезда из Российской Федерации.

Как следует из объяснений гражданина Республики Туркменистан ФИО2, он въехал на территорию Российской Федерации 25 августа 2023 года с целью въезда учеба сроком на 7 суток до 01 сентября 2023 года. По истечении срока 7 суток 01 сентября 2023 года территорию Российской Федерации не покинул, исчерпывающих мер для выезда из Российской Федерации не предпринял. Близких родственников граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не имеет, жилья в собственности на территории Российской Федерации также не имеет. На миграционном учете состоял с 25 августа 2023 года по 01 сентября 2023 года по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. По истечении срока пребывания с 02 сентября 2023 года стал проживать по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.

Таким образом, судья приходит к выводу, что гражданин Республики Туркменистан ФИО2, совершил правонарушение, предусмотренное частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть, являясь иностранным гражданином, нарушила режим пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившейся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, и в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания и подлежит привлечению к административной ответственности.

При назначении вида и размера наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, то обстоятельство, что ФИО2 уклоняется от выезда из Российской Федерации, проживает без регистрации по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, с двоюродным братом ФИО4, а также является студентом факультета подготовки иностранных специалистов (довузовская подготовка) Волгоградского государственного технического университета в 2023-2024 учебном году, что подтверждается справкой декана указанного факультета от 04 октября 2023 года.

Кроме того, в материалы дела представлен контракт № 166/23 от 13 сентября 2023 года, заключенный ФГБОУВО «Волгоградский государственный технический университет» и гражданином Туркменистан ФИО2, согласно которому университет обязуется обеспечить учащемуся визовую поддержку и постановку на миграционный учет в Российской Федерации на период обучения в университете (п. 2.1.6 контракта). Срок действия контракта с 13 сентября 2023 года по 31 августа 2024 года.

Поэтому при определении наказания ФИО2 за совершенное административное правонарушение суд руководствуется положениями части 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о том, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Санкция части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Назначение дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года № 3-П, от 13 марта 2008 года № 5-П, от 27 мая 2008 года № 8-П, от 13 июля 2010 года № 15-П, от 17 января 2013 года № 1-П и других).

С учетом приведенных выше сведений о личности ФИО2 и обстоятельств настоящего дела судья приходит к выводу, что назначение ФИО2 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречит требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Принимая во внимание выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года № 1-П и от 14 февраля 2013 года № 4-П правовую позицию о возможности с учетом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи КоАП РФ, судья полагает возможным назначить гражданину Республики Туркменистан ФИО2 административное наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей без выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь частью 1.1 статьи 18.8, статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

признать гражданина Республики Туркменистан Оразбаева Бекзата, ДАТА ИЗЪЯТА года рождения, уроженца Республики ФИО1, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Штраф должен быть перечислен получателю:

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ

Квитанцию об уплате штрафа представить в Тракторозаводский районный суд г. Волгограда.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Тракторозаводский районный суд г. Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Судья А.Е. Коцубняк