ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3953/2021 от 10.09.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-3953/2021

УИД 60RS0001-01-2021-007228-28

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

10 сентября 2021 года г. Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Семенова Т.И., при секретарях Завертяевой Е.А., Грибовой Э.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ, в отношении гражданина Российской Федерации ФИО1, данные изъяты к административной ответственности не привлекавшегося,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу №** от ** ****2021 об административном правонарушении ФИО1 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.4 КоАП РФ, выразившееся в недекларировании физическим лицом наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Как следует из содержания протокола об административном правонарушении, ** ****2021 в 7 часов 46 мин. из Латвии в Российскую Федерацию через таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни, проследовало транспортное средство «Н.», регистрационный номер №**, под управлением водителя ФИО1

** ****2021 в ходе осмотра транспортного средства «Н.», регистрационный номер №**, расположенного на автостоянке в д. Б.П. района, СО ОМВД России «Себежский» при вскрытии ниши, расположенной между сидениями, между рычагом переключения скоростей и подлокотником, были обнаружены товары, сокрытые от таможенного контроля, а именно денежные средства в размере 13305 евро, 2 блока диагностики автомобиля с эмблемой «Mersedes», 2 платы, браслет из белого металла. При этом сведения о декларировании данных товаров и денежных средств, отсутствовали.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1 и его защитник полагали, что дело подлежит прекращению, в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, поскольку факт перевозки ** ****2021 ФИО1 суммы незадекларированных денежных средств в валюте евро, превышающей предусмотренные нормы, через таможенную границу Российской Федерации таможенным органом не установлен и не доказан. При этом сам ФИО1 показал, что часть указанных денежных средств в размере 8 805 Евро ему вечером ** ****2021 во время нахождения в дежурной части в отделе полиции в г. Себеже передал его друг М.А., который предполагал, что будет задержан. Это происходило в коридоре дежурной части. Указанные денежные средства он поручил ему (ФИО1) передать его (М.А.) супруге. После получения указанных денежных средств от М.А. он положил их в свою автомашину «Н.», которую оставил на стоянке в д. Б., где они и были обнаружены сотрудниками полиции при проведении досмотра автомашины. Также пояснил, что при пересечении таможенного поста «Бурачки» ** ****2021 при нем были принадлежащие ему денежные средства в размере 5 000 Евро, которые находились в консоли между сидениями, о чем он сообщил сотрудникам таможни. При этом досмотра его транспортного средства никто не проводил.

Представитель Псковской таможни полагала, что вина ФИО1 полностью доказана материалами дела.

Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, показания свидетеля М.А., который подтвердил факт передачи денежных средств в размере 8805 Евро ФИО1 ** ****2021 в отделе полиции в г. Себеже, суд приходит к следующему.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно требованиям ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Привлечение к административной ответственности выражается в установлении всех элементов состава административного правонарушения, его юридической квалификации и определения меры ответственности, предусмотренной санкцией соответствующей статьи Кодекса.

В соответствии со статьей 16.4 КоАП РФ административную ответственность влечет недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и подлежащих письменному декларированию, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Исходя из положений примечания 1 к статье 16.4 КоАП незадекларированной признается сумма наличных денежных средств и (или) стоимость дорожных чеков сверх разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза к ввозу (вывозу) без таможенного декларирования в письменной форме.

Таким образом, объективная сторона данного административного правонарушения характеризуется противоправным деянием (действием или бездействием), выразившимся в недекларировании или недостоверном декларировании наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, если они подлежат письменному декларированию.

В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06.11.2014 N 2477-О «По запросу мирового судьи судебного участка N 125 города Санкт-Петербурга о проверке конституционности статьи 16.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, а также признание и защита всех форм собственности (статья 8; статья 34, часть 1; статья 35).

Данные конституционные предписания во взаимосвязи с положением статьи 71 (пункт "ж") Конституции Российской Федерации, в силу которого валютное и таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации, не препятствуют законодателю устанавливать - с учетом публично-правового характера валютного регулирования в целях защиты российского рынка, стимулирования развития национальной экономики, обеспечения реализации единой государственной валютной политики, устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации - правила вывоза с территории Таможенного союза наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, направленные на защиту национальных интересов государств - членов союза в сфере оборота финансовых средств, осуществление финансового, валютного и таможенного регулирования, наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля, а также предусматривать основания, виды и меры ответственности за нарушение таможенных и валютных правил.

Сам факт ввоза (вывоза) валюты не рассматривается в действующем законодательстве как посягательство на охраняемые законом интересы Российской Федерации в сфере экономики, т.е. как деяние, представляющее общественную опасность, равно как не считается представляющим общественную опасность и имеющим противоправный характер единовременный недекларируемый ввоз в Российскую Федерацию (вывоз из Российской Федерации) физическими лицами - резидентами наличной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США. Противоправным, а именно посягающим на установленный порядок перемещения валюты государств – членов ЕАЭС через таможенную границу Российской Федерации и потому влекущим применение мер государственного принуждения, признается недекларируемый ее ввоз (вывоз) лишь в сумме сверх разрешенной законом и (или) международным договором.

В соответствии с п. 25 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу признается перемещение товаров через таможенную границу с недекларированием товаров.

Согласно пп. 7. п. 1 ст. 260 ТК ЕАЭС таможенному декларированию подлежат наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, если общая сумма таких наличных денежных средств и (или) дорожных чеков при их единовременном ввозе на таможенную территорию Союза или единовременном вывозе с таможенной территории Союза превышает сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США по курсу валют, действующему на день подачи таможенному органу пассажирской таможенной декларации.

Из протокола об административном правонарушении следует, что ФИО1 вменяется недекларирование ** ****2021 в 7 час. 46 мин. на т/п МАПП «Бурачки» Псковской таможни наличных денежных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, в сумме 4245 Евро 22 цента.

Как следует из представленных материалов, ФИО1 при пересечении ** ****2021 в 7 час. 46 минут границы из Латвии в РФ в МАПП «Бурачки» на транспортном средстве «Н.», регистрационный номер №** пассажирскую таможенную декларацию не заполнял. При этом сам ФИО1 утверждает, что при нем находились денежные средства в размере 5 000 Евро. Каких-либо опровержений указанного утверждения суду не представлено. При этом таможенный досмотр указанного транспортного средства не проводился, заявленные ФИО1 денежные средства не осматривались и не изымались.

Согласно статье 327 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенный осмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении визуального осмотра товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации без вскрытия грузовых помещений (отсеков) транспортных средств и упаковки товаров, разборки, демонтажа, нарушения целостности обследуемых объектов (включая багаж физических лиц) и их частей иными способами, за исключением такого осмотра, проводимого в ходе таможенного контроля в форме таможенного осмотра помещений и территорий.

Таможенный осмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль, а также в целях проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации.

В соответствии со статьей 328 указанного Кодекса, таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль.

Между тем, в отношении ФИО1 при пересечении им границы таможенный досмотр не проводился, никакой документации (актов, протоколов осмотра, досмотра) сотрудниками таможни не составлялось.

Сумма денежных средств в размере 5 000 евро, принадлежащая ФИО1, была сообщена последним сотрудникам таможенного органа, как имущество, не подлежащее таможенному декларированию, при пересечении границы на МАПП «Бурачки» ** ****2021.

Сумма денежных средств в размере 8 305 Евро была изъята при проведении осмотра транспортного средства ФИО1 ** ****2021 спустя более 1 суток после пересечения им пункта таможенного пропуска на большом расстоянии от указанного пункта не в зоне таможенного контроля, а на территории РФ, не в пограничной зоне.

При этом указанные денежные средства были обнаружены и изъяты не в ходе таможенного досмотра, а при осмотре места происшествия (автомашины «Н.») сотрудниками полиции ** ****2021 в период с 14.30 часов до 17 часов.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что в материалах дела отсутствуют неопровержимые, достоверные доказательства того, что ФИО1 ** ****2021 совершено перемещение незадекларированных денежных средств в указанной выше сумме в нарушение требований таможенного законодательства РФ.

Версия ФИО1 о том, что изъятые в ходе осмотра места происшествия ** ****2021 денежные средства в размере 8305 Евро были получены им от М.А. уже после пересечения им границы РФ вечером ** ****2021 и, следовательно, он не пересекал границу РФ с указанными денежными средствами, не опровергнута материалами дела. Оснований не доверять показаниям свидетеля М.А. об обстоятельствах передачи денег ФИО1, у суда не имеется.

Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при наличии которого производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Таким образом, учитывая, что таможенным органом в ходе осуществления таможенного контроля не установлен факт недекларирования и перемещения ** ****2021 в 7 час. 46 минут ФИО1 указанной в протоколе и вмененной ему суммы денежных средств в валюте евро через таможенную границу Евразийского экономического союза, т.е. наличие объективной стороны вмененного правонарушения, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9, 29.11 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.4 КоАП РФ в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

После вступления постановления в законную силу изъятые денежные средства в сумме 13 305 Евро, находящиеся на ответственном хранении в камере хранения вещественных доказательств Псковской таможни по адресу: <...>, - вернуть ФИО1

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Постановление изготовлено в полном объеме 10 сентября 2021 года.

Судья /подпись/ Т.И. Семенова