Дело 5-396/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Орск 10 декабря 2018 года
Судья Советского районного суда г. Орска Оренбургской области ФИО1,
при секретаре Трошиной И.В.,
с участием законного представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, директора ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» ФИО2,
представителя ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Надежда»,
установил:
отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку главного управления МЧС России по Оренбургской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> отношении государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Надежда» (далее ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда»), проведена внеплановая выездная проверка за контролем исполнения требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ, в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ - не выполнены.
В судебном заседании законный представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2, представитель ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» ФИО3 пояснили, что по выданному предписанию № от ДД.ММ.ГГГГ устранена часть выявленных нарушений, получено соглашение между учреждением и распорядителями денежных средств (Министерством социального развития Оренбургской области) о выделении ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» денежных средств на выполнение мероприятий, необходимых для выполнения указанных в предписании № требований. Кроме того, для устранения нарушений, связанных с ненормативным противопожарным расстоянием между зданиями дизель-генераторной, электроподстанции и котельной, специалистами ЗАО «Орскгражданпроект» разрабатывается проект и сметная документация по демонтажу старой и возведению новой трансформаторной подстанции, что требует длительного времени. Указывают, что срок устранения данного нарушения – ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того, указывают, что их учреждением неоднократно направлялись ходатайства о продлении срока устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ, ответы на которые им не поступали. Также просит учесть, что учреждение является государственным, ими в министерстве социального развития Оренбургской области неоднократно запрашивались денежные средства для устранения указанных в предписании № нарушений, в связи с чем считают, что учреждением предприняты все меры по выполнению предписаний. Просили прекратить производство по делу на основании ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Старший инспектор ФИО4, допрошенный в судебном заседании, просил учесть, что оснований для продления срока исполнения предписания не имелось, поскольку данные нарушения пожарной безопасности выявлены еще в ходе выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок, установленный предписаниями № от ДД.ММ.ГГГГ достаточен для принятия мер, направленных на устранение выявленных нарушений, включая согласование документации с надзорными органами, а также для соблюдения требования законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. В удовлетворении ходатайств о продлении сроков исполнения предписаний, в том числе, предписания № от ДД.ММ.ГГГГ ДИПИ «Надежда» по этой причине было отказано.
В судебном заседании исследованы письменные материалы дела:
- протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
- распоряжение о проведении проверки в ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» от ДД.ММ.ГГГГ№ по выполнению предписаний №№ от ДД.ММ.ГГГГ;
- акт проверки ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» № от ДД.ММ.ГГГГ;
- распоряжение о проведении проверки в ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» от ДД.ММ.ГГГГ№ по выполнению предписаний № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ;
- предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ;
- предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ;
- акт проверки ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» № от ДД.ММ.ГГГГ;
- постановление по делу об административном правонарушении в отношении ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ;
- выписка ЕГРИП на ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда»;
- обращения ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» в адрес Министерства социального развития Оренбургской области и ответы на них;
- акты о приемке выполненных работ за ДД.ММ.ГГГГ,
- обращения ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» в ГУ МЧС по Оренбургской области, департамент пожарной безопасности и гражданской защиты Оренбургской области;
- ходатайства о продлении сроков исполнения предписания №№;
- паспорта лифтов, установленных в ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда»;
- ответ ООО «Гражданпроект»;
- устав ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда»;
- карточка счета за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ;
- приказ и положение об организации платных услуг в ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» от ДД.ММ.ГГГГ;
- предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № от ДД.ММ.ГГГГ;
- постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Административная ответственность по ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, на объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания
В соответствии с ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 или 13 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа… на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» является юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере социального обслуживания.
Из материалов дела следует, что постановлением ДД.ММ.ГГГГ ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 13 ст. 19.5 КоАП РФ, за невыполнение п.п. 1,2,4,5,7,8,9,10,11 предписания отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку Главного управления МЧС России по Оренбургской № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» по адресу: <адрес>.
По результатам проведенной отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку Главного управления МЧС России по Оренбургской области внеплановой проверки выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности, со сроком устранения нарушений до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанному предписанию установлены следующие нарушения пожарной безопасности:
В нарушение ч. 5 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, п.5.4.5 СП 2.13130.2012 стропила и обрешетка чердачного помещения банно-прачечного корпуса не подвергнуты обработке огнезащитным составом либо не выполнена конструктивная огнезащита;
В нарушение ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, п.4.3 СП 35-10-2001, ГОСТ Р 55966-2014 в здании помещения, предназначенные для пребывания в них инвалидов с поражениями опорно-двигательной системы, расположены выше первого этажа (2-й и 3-й этажи), при этом не выполняется условие безопасной эвакуации этих людей при помощи лифта по причине:
- здание не оборудовано средствами обнаружения и сигнализации о пожаре в зонах работы эвакуационного лифта и зонах безопасности, возникновения чрезвычайной ситуации и наличии опасных факторов, влияющих на работу лифта;
- электроснабжение эвакуационного лифта выполнено не по 1 категории или особой группы электроприемников 1 категории;
- эвакуационный лифт не обеспечен системой аварийного электроснабжения, позволяющей при отключении основного источника электроснабжения доводить кабину до ближайшего этажа с зоной безопасности.
В нарушение п. 8.9 СНиП 21-01-97*, п.4.21 СНиП II-Л.2-72 между маршами лестниц не предусмотрен зазор не менее 75 мм;
В нарушение ч. 5 ст. 52 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ,п. 5.4.5 СП 2.13130.2012, п.3.7 СНиП II-А.5-70* конструкции карнизов, подшивка карнизных свесов чердачного покрытия банно-хозяйственного корпуса выполнена из дерева, при требуемом выполнении из материалов НГ, Г1 либо обшивка данных элементов должна быть выполнена листовыми материалами группы горючести не менее Г1;
В нарушение ч.12 ст.84 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, в учреждении дополнительно не оборудованы (не оснащены) системы (средства) оповещения о пожаре, в т.ч. с использованием персональных устройств со световым, звуковым и с вибрационным сигналами оповещения проживающих ограниченных по зрению и слуху с учетом индивидуальных особенностей людей к восприятию сигналов оповещения;
В нарушение ст.83 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, п. А10, таблице А.10 СП.5.13130.2009, здание бани не оборудовано автоматической установки пожарной сигнализации и системой оповещения людей в случае пожара;
В нарушение п. 4.3 СП 4.13130.2013, противопожарное расстояние между газовой котельной и зданием трансформаторной подстанции менее нормативного 10м и фактически составляет 4,65м;
В нарушение п. 4.3 СП 4.13130.2013 противопожарное расстояние между зданием трансформаторной подстанции и зданием дизельгенераторной менее нормативного 10 м и фактически составляет 4,9 м;
В нарушение ст.5 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЗ, п.5.10 СП 56.13330.2011 у здания дизельгенераторной отсутствуют легкосбрасываемые конструкции из одинарного остекления окон и фонарей или с помощью кровли из стальных, алюминиевых, хризолитцементных и битумных волнистых листов из гибкой черепицы, металлочерепицы, хризолитцементных и сланцевых плиток, и эффективного негорючего утеплителя.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, в отношении государственного автономного учреждения социального обслуживания Оренбургской области «Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Надежда» (далее ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда»), проведена внеплановая выездная проверка за контролем исполнения требований пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что нарушения требований пожарной безопасности, изложенные в п.п.2,3,5,7,8 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок – до ДД.ММ.ГГГГ - не выполнены.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орску и г. Новотроицку по пожарному надзору в отношении ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.15 КоАП РФ.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Оценив собранные по делу доказательства, суд признает их относимыми, допустимыми, а их совокупность достаточной для признания виновным ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании установлен факт невыполнения ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» пунктов 2, 3, 5, 7, 8 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда».
Действия ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» суд квалифицирует по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ как повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 13 настоящей статьи.
Данная квалификация нашла свое подтверждения исходя из обстоятельств совершенного административного правонарушения, доказательств, исследованных в судебном заседании.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Для устранения нарушений, указанных в предписании, ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» был предоставлен срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Предписание вынесено уполномоченным на то органом, изложенные в нем требования основаны на законе. Объективных данных, которые могли бы свидетельствовать о неисполнимости предписания, не имеется. При этом, выданное в ДД.ММ.ГГГГ предписание №, в числе прочих, содержало требование об устранении этих же нарушений, в этой части было обжаловано ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда», однако решением Арбитражного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано законным.
Несмотря на вышеизложенное, нарушения пожарной безопасности в учреждении юридическим лицом в полном объеме не устранены. Уважительных причин освобождения от административной ответственности за невыполнение предусмотренных обязанностей, не представлено.
Довод представителя ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» о том, что ею направлялись соответствующие письма в министерство социального развития Оренбургской области о выделении денежных средств для выполнения юридическим лицом требований законодательства в области пожарной безопасности, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не является.
Недостаточное бюджетное финансирование также не является основанием для освобождения юридического лица от исполнения обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения, поскольку невыполнение требований пожарной безопасности может повлечь негативные последствия, приводит к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Наступление административной ответственности не может ставиться в зависимость от наличия у субъекта правонарушения финансовых средств на исполнение обязанностей, возложенных на него законодательством Российской Федерации, иначе такие действия привели бы к нарушению принципов административной ответственности, закрепленных КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, факт совершения административного правонарушения, а именно повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, установлен.
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено, к смягчающим обстоятельствам суд относит фактическое признание вины.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
С учетом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, финансового положения бюджетного учреждения, принимая во внимание частичное исполнение предписания административного органа, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица возможно назначение ГАУСО «Орский ДИПИ «Надежда» административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 14 статьи 19.5 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.10-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
государственное автономного учреждение социального обслуживания Оренбургской области «Орский дом-интернат для престарелых и инвалидов «Надежда» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
Сумма административного штрафа подлежит уплате в срок не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам на счет получателя: Управление федерального казначейства по Оренбургской области (Главное управление МЧС России по Оренбургской области) ИНН <***>, КПП 561001001, «расчётный счёт» 40101810200000010010 в ГРКЦ ГУ Банка России по Оренбургской области, БИК 045354001, КБК 17711607000016000140 «денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя РФ, о государственной власти РФ; государственной службе РФ о выборах и референдумах РФ, об Уполномоченном по правам человека РФ», лицевой счет <***> в УФК по Оренбургской области; ОКТМО г. Орска 53 723 000.
Назначение платежа – административный штраф по протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г. Орска в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья: подпись ФИО1