Дело 5-397/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административной ответственности
Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Чертыгашева, 80, каб. 515
г. Абакан Республики Хакасия 7 марта 2017 года
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Кисуркина С.А.,
при секретаре Донгак А.Ю.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В., <данные изъяты>, о привлечении к административной ответственности по ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
В суд поступил протокол об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленный ведущим инспектором Счетной палаты Российской Федерации Б...А.В.. в отношении министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В., о привлечении его к административной ответственности по ст. 15.15.3 КоАП РФ, с приложенными к нему материалами.
В судебное заседание министр Гердт И.В., представитель Счетной палаты Российской Федерации не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела.
Министр Гердт И.В., просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Поскольку неявка лиц своевременно извещённых о времени и месте судебного заседания не препятствует рассмотрению дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы участвующих лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Исходя из положений ст. 6 БК РФ межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 129 БК РФ предусматривает возможность предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 132 БК РФ субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения. Цели и условия предоставления и расходования данных субсидий устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет. К таким нормативным правовым актам относятся, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (далее – Правила, Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства).
Согласно данным Правилам, Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и (или) принятым в соответствии с ним актом Правительства Российской Федерации, на условиях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, исходя из необходимости достижения значений показателей результативности использования субсидии, установленных соглашением о предоставлении субсидии, заключенным Министерством сельского хозяйства Российской Федерации с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия заключено соглашение №-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемое между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Из смысла пунктов 1.1, 1.2, 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4 Соглашения №-с от ДД.ММ.ГГГГ следуете, что предметом соглашения является предоставление из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат на развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции. Для этого в течение финансового года Министерство сельского хозяйства Российской Федерации из федерального бюджета направляет в бюджет Республики Хакасия денежные средства на основании предоставленной Правительством Республики Хакасия заявки.
Дополнительными соглашениями № от ДД.ММ.ГГГГ№-с, № от ДД.ММ.ГГГГ№-с, № от ДД.ММ.ГГГГ№-с внесены изменения в Соглашение №-с от ДД.ММ.ГГГГ в части дополнения перечня направления субсидий Субсидией на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства в объеме <данные изъяты>
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ№-с, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, в лице директора Департамента бюджетной политики и государственных закупок, и Правительством Республики Хакасия, в лице министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В., Соглашение №-с от ДД.ММ.ГГГГ изложено в новой редакции, так объем средств республиканского бюджета составляет <данные изъяты>
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия, в лице министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В., Соглашение №-с от ДД.ММ.ГГГГ изменено. Объем средств республиканского бюджета уменьшен до <данные изъяты>
Дополнительным соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Республики Хакасия, в лице министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В., Соглашение №-с от ДД.ММ.ГГГГ вновь изменено путем корректировки размера субсидий. Объем субсидией на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства составляет <данные изъяты> Объем средств республиканского бюджета составляет <данные изъяты>
Согласно п. 5 Правил условиями предоставления Субсидий не возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства Республики Хакасия, в том числе являются: наличие в республиканском бюджете ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Хакасия в объеме <данные изъяты>, наличие государственной программы.
Законом Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» объем бюджетных ассигнований на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства предусмотрен в размере <данные изъяты>, в том числе: средства федерального бюджета – <данные изъяты>; средства республиканского бюджета – <данные изъяты>
Далее, судом установлено, что Министерством сельского хозяйства Российской Федерации средства Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства в объеме <данные изъяты> перечислены <адрес> платежными поручениями: от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>
Министерством финансов Республики Хакасия были доведены до Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия предельные объемы финансирования расходов из республиканского бюджета в объеме <данные изъяты> на основании заявок Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты>, от ДД.ММ.ГГГГ№ в сумме <данные изъяты> и от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму <данные изъяты>
Согласно сводной ведомости по кассовым выплатам их бюджета Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ перечислило средства получателям субсидий в объеме <данные изъяты> (86,3% объема, предусмотренного Соглашением №-с от ДД.ММ.ГГГГ)., в том числе: средства федерального бюджета – <данные изъяты> (93,9% объема Субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства); средства республиканского бюджета – <данные изъяты> (66,6% расходного обязательства).
По данным отчета о расходах бюджета Республики Хакасия, источником финансового обеспечения которых является Субсидия на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства, остаток средств по итогам 2016 года сложился в объеме <данные изъяты>, в том числе: <данные изъяты> из федерального бюджета (6,1% объема Субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства); <данные изъяты> из республиканского бюджета (33,4 % расходного обязательства).
Таким образом, указанные мероприятия не профинансированы за счет средств республиканского бюджета на сумму <данные изъяты>, что составляет 33,4% принятых обязательств. В связи с этим, уровень софинансирования расходного обязательства Республики Хакасия из федерального бюджета составил 78,5%, вместо установленного 72,1%.
Предложения по внесению изменений в республиканский бюджет на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в целях обеспечения необходимого уровня софинансирования расходного обязательства Республики Хакасия из федерального бюджета Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия в Министерство финансов Республики Хакасия не вносились.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия также не обращалось в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации для внесения изменений в Соглашение №-с от ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств обратного суду не представлено.
В письменных объяснениях начальника отдела финансов и бухгалтерского учета М...И.В. описан лишь порядок формирования заявки на финансирование расходов по государственной поддержке на развитие агропромышленного комплекса Республики Хакасия. Доводов о том, что Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия принимались меры по изменению объема средств республиканского бюджета в 2016 году в объяснениях не приведено.
Согласно п. 1 Постановления Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия» и п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия для взаимодействия с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, заключает соглашения и осуществляет полномочия по распределению между получателями бюджетных средств, полученных из федерального бюджета, на предоставление заявок, отчетов, информации и прочих документов в части развития агропромышленного комплекса Республики Хакасия.
В соответствии с п. 1 ст. 3 и п. 2 ст. 4 Закона Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРХ «О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», а также п. 5.4.2 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия является главным администратором доходов бюджетов Республики Хакасия, главным распорядителем средств республиканского бюджета Республики Хакасия и получателем средств бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия функций.
При таких обстоятельствах Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, являющимся в силу ст. 6 БК РФ главным распорядителем средств бюджета и получателем бюджетных средств, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предусмотренных ст. 132 БК РФ и Правилами, а также положениями Соглашения №-с от ДД.ММ.ГГГГ, что в соответствии со ст. 306.8 БК РФ, согласно которой одним из нарушений бюджетного законодательства признается нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, является бюджетным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Распоряжением Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия №-рк от ДД.ММ.ГГГГ на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия назначен Гердт И.В.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти Республики Хакасия» министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия назначен Гердт И.В. наделен правом подписания соглашения (договоров), заключаемых с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, от имени Правительства Республики Хакасия.
На основании приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении формы соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемого между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и формы заявки на перечисление субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации» Гердт И.В. подписано дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ№-с, дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми Соглашение №-с от ДД.ММ.ГГГГ, определяющее объем субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства и объем средств республиканского бюджета, изложено в новой редакции.
Согласно п. 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ№, министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия функций.
При решении вопроса о наличии в действии (бездействии) министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В. признаков состава административного правонарушения судом принимается во внимание положение п. 15 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в котором разъяснено, что при определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридического лица, необходимо выяснить, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения, в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.
Доказательств о предпринятых министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В. мерах с целью обращения внимания Правительства Республики Хакасия на необходимость соблюдения условий предоставления (расходования) субсидии не обнаружено и не представлено. Как и не представлено доказательств того, что он обращался соответствующие органы государственной власти и органы государственной власти субъекта Российской Федерации с целью корректировки объема средств республиканского бюджета и объема субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам на развитие растениеводства.
Анализируя приведенные выше нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Соглашения №-с от ДД.ММ.ГГГГ с его изменениями в совокупности со ст. 15.15.3 КоАП РФ, суд приходит к выводу о доказанности, в данном случае факта нарушения условий межбюджетных трансфертов. Также доказанным является факт того, что министр сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В., являясь главным распорядителем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, предвидел возможность неисполнения Соглашения №-с от ДД.ММ.ГГГГ, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на предотвращение таких последствий либо не предвидел возможности наступления таких последствий, хотя должен был и мог их предвидеть.
Таким образом, бездействие министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В., выраженное в ненадлежащем контроле за расходованием средств республиканского бюджета по субсидии и непринятии мер по исполнению Правительством Республики Хакасия своих обязательств, повлекло за собой нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов и носит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, суду приходит к выводу о наличии в действиях министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность, не установлено.
Частью 1 ст. 3.1 КоАП РФ определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Таким образом, с учетом характера совершенного правонарушения, имущественного положения правонарушителя, отсутствия обстоятельств отягчающих административную ответственность, суд считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размер, в пределах санкции статьи 15.15.3 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 15.15.3 и ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Назначить министру сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия Гердт И.В. административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.
Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в 10-ти дневный срок в Верховный Суд Республики Хакасия, через Абаканский городской суд Республики Хакасия.
Судья С.А. Кисуркин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>