ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-399/17 от 14.12.2017 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

российская федерация

Центральный районный суд <адрес>

Дело № 5-399/2017 <адрес>

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

декабря

Судья Центрального районного суда <адрес> Зинина И.В.,

при участии:

секретаря судебного заседания

ФИО1

лица, привлекаемого к административной ответственности

ФИО2

рассмотрев в открытом судебном дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>, пенсионера,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ инспектором отделения по ИАЗ отдела полиции «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску капитаном полиции ФИО3 в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ в период с 08.35 часов до 09.00 часов ФИО2 принял активное участие в публичном мероприятии в форме пикета у <адрес>, в котором приняло участие 2 человека без подачи уведомления в мэрию <адрес>, с использованием плакатов «Вся власть народы», «Суд народа-Суд верховный и справедливый», «Новосибирск-столица прямого Народовластия России. Город федерального и Союзного значения», «Вместо антинародных Жандарм-мэрией, губернаторов, полицаев с парламентами- даешь прямое народовластие России!!!» Исполни волю народов: сохрани и обнови СССР!», «Сохрани и обнови СССР», «Совет Народной власти Новосибирска».

ФИО2 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признал и указал, что действительно ДД.ММ.ГГГГ находился на приеме у губернатора <адрес>. Когда вышел из здания, мужчина с плакатами дал ему подержать один плакат, что он и сделал с целью помочь ему. Ранее ему мужчина не был знаком. Участия в публичном мероприятии он не принимал.

Судья, выслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Под пикетированием понимается пикетирование форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции

Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 7 указанного закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Частью 1.1 указанной статьи предусмотрено, что уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 1.<адрес> «Об обеспечении условий проведения публичных мероприятий на территории <адрес>» -ОЗ от ДД.ММ.ГГГГ минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими пикетирование, проводимое одним участником, составляет 30 метров друг от друга.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 1618-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 1619-О, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Как следует из материалов дела, видеозаписи исследованной в ходе судебного заседания ФИО2 принял активное участие в публичном мероприятии в форме пикетирования.

В указанном публичном мероприятии принимало участие 2 человека, участниками использовалась плакаты.

Согласно ответу комитета мэрии <адрес> по взаимодействию с административными органами от ДД.ММ.ГГГГ уведомление ФИО4 о проведении публичных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ не поступало.

Судья не принимает доводы ФИО2 и отсутствия участия в публичном мероприятии, поскольку они опровергаются совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела.

Так, из представленной видеозаписи следует, что ФИО2 подходит к участнику публичного мероприятия, держащего плакаты, здоровается с ним за руку, они ведут обсуждение, ФИО2 берет плакат и длительное время находится в непосредственной близости от второго участника, на замечания сотрудников полиции о незаконности публичного мероприятия не реагирует.

ФИО2 не прекратил свое участия в публичном мероприятии после того, как был извещен сотрудниками полиции о незаконности данного мероприятия, то приводит судью к выводу, что ФИО2 было достоверно было известно о имеющихся нарушениях при организации публичного мероприятия.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона Федерального закона № 54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Как уже указывалось судьей, проведение публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ с 08.35 часов до 09.00 часов у <адрес> по <адрес> в городе Новосибирске не было согласовано в установленном порядке.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения ФИО2 судья приходит к выводу, что последний ДД.ММ.ГГГГ в период с 08.35 часов до 09.00 часов принял участие в публичном мероприятии в форме пикетирования с нарушением участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, поскольку последнее не было согласно в установленном законом порядке.

ФИО2 участвовал в проведении данного публичного мероприятия с использованием плаката «Вместо антинародных Жандарм-мэрией, губернаторов, полицаев с парламентами- даешь прямое народовластие России!!!». Данное обстоятельство подтверждается объяснениями самого ФИО2, а также изученной в ходе судебного разбирательства видеозаписью.

Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.

Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств, у ФИО2 имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений и не принимать участие в публичном мероприятии с нарушением порядка его проведения.

Обстоятельств, вынуждающих ФИО2 нарушить порядок проведения публичного мероприятия, которые бы не зависели от его воли, судьей в ходе судебного разбирательства не установлено.

Событие, состав административного правонарушения, вина ФИО2 в его совершении нашли свое полное подтверждение.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.

Несогласие ФИО2 с вменяемым административным правонарушением не опровергает доказательств его вины в совершении данного административного правонарушения.

Доводы ФИО2 судья расценивает как способ защиты и уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, форму публичного мероприятия, данные о личности ФИО2, согласно пояснениям которого, он является пенсионером, то, что ФИО2 является инвалидом группы, ранее ФИО2 не привлекался к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, отсутствие иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа.

Частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 указанной статьи).

Так, ФИО2 является пенсионером, инвалидом группы, ранее к административной ответственности не привлекался за совершение аналогичных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, имеет ежемесячный доход в размере 13000 рублей, и судья считает возможным при назначении наказания применить положения части 2.2 и 2.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и размер штрафа определить ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сумме 5000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,

п о с т а н о в и л:

Признать ФИО2ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, проживающего по адресу: <адрес>, пенсионера виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Оплата штрафа должна быть произведена на счет:

Главное управление Министерства внутренних дел России по <адрес>, 630099, <адрес>, дата государственной регистрации до ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, после ДД.ММ.ГГГГ дата присвоения ОГРН ДД.ММ.ГГГГ

ИНН <***>

КПП 540601001

ОГРН <***>

Получатель: УФК по <адрес> (ГУ МВД России по <адрес>)

Счет получателя: Сибирское ГУ Банка России <адрес>, БИК банка получателя 045004001

КБК Назначение платежа: «Административный штраф».

ОКТМО: 50701000.

Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения 60 дней с момента вступления постановления в законную силу) в Центральный районный суд <адрес>.

Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу правонарушитель подлежит привлечению к административной ответственности в установленном законом порядке.

Разъяснить, что жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Новосибирский областной суд.

Мотивированное постановление составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.В.Зинина