Резолютивная часть оглашена **.**.2018 года
Дело № 5-399/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
**.**. 2018 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при секретаре Чекановской А.А., с участием представителя Псковской таможни ФИО1, выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭСПЕРАНСА» (ОГРН №*, ИНН №*), зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее не привлекаемого к административной ответственности,
У С Т А Н О В И Л:
**.**.2018 года должностным лицом Псковской таможни в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭСПЕРАНСА» (далее – ООО «ЭСПЕРАНСА») составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в предоставлении декларантом таможенному представителю документов для предоставления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Определением от **.**.2018 года дело передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.
Представитель ООО «ЭСПЕРАНСА», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя юридического лица, а также представил письменную позицию по делу, согласно которой, ООО «ЭСПЕРАНСА» вину в совершении вменяемого правонарушения не признала, обосновывая свою позицию следующим. **.**.2016 года с целью получения квалифицированных услуг в области международной перевозки и таможенного оформления между ООО «ЭСПЕРАНСА» и ООО «Б» был заключен Договор транспортной экспедиции и услуг по таможенному оформлению грузов №*. Во исполнение требований Договора №* ООО «ЭСПЕРАНСА» предоставило все документы и информацию, затребованные по электронной почте ООО «Б» **.**.2016 года как таможенным представителем. ООО «ЭСПЕРАНСА» представило таможенному представителю ООО «Б» документы на товар (в том числе, и Декларацию соответствия №*) и сведения об отправителе для уточнения посредством электронной связи. При этом, таможенный брокер, в соответствии с вышеуказанным договором и ТК ТС (ст.ст. 12, 15, 16, 186, 187, 188), принимая от декларанта ООО «ЭСПЕРАНСА» указанные документы, до подачи декларации на товары в таможенный орган, должен был убедиться в действительности данных документов, а также полноте и достоверности содержащихся в них сведениях. В соответствии с Договором №* и приложениями к нему ООО «Б» (как экспедитор и таможенный представитель) обязался по поручению или от имени ООО «ЭСПЕРАНСА» (клиента, заказчика) совершать действия и/или комплекс действий, связанных с организацией транспортно-экспедиционного обслуживания и перевозки грузов таможенные операции, в том числе, услуги по таможенному оформлению, обладая при этом теми же правами, что и Клиент (декларант при таможенном декларировании), интересы которого он представляет. К обязанностям ООО «Б»(как экспедитора и таможенного представителя) согласно п. 1.1., 3.1., 3.2. Договора №*, в частности, относятся следующие действия (комплекс действий): подача транспорта под погрузку/выгрузку; подбор и комплектация необходимых документов для таможенного оформления; проверка сопроводительных документов; определение ограничений, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, и документов, подтверждающих соблюдение таких ограничений. В соответствии с п. 1 ст. 15 ТК ТС, таможенный представитель при совершении таможенных операций обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами. В соответствии с положениями ст. 187 ТК ТС, декларант в целях помещения товаров под таможенную процедуру вправе осматривать измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. ООО «ЭСПЕРАНСА» были предприняты все необходимые меры для правильного оформления товара, заключен договор об оказании услуг экспедиционных и брокерских услуг, представлены все истребованные документы, и при этом экспедитор/брокер не ограничен в правах. На момент предоставления ООО «ЭСПЕРАНСА» экспедитору/брокеру документов на товар Декларация соответствия №* не являлась недействительным документом. До подачи декларации на товары, экспедитор/таможенный представитель ООО «Б» был вправе отказаться от декларирования, либо принять все разрешенные законом меры (например, осмотр товара и его идентификации документам, полученным от заказчика) для недопущения сложившейся ситуации и предотвращения правонарушения (п.п. 3.1.7, 3.1.8, 3.2.3, 3.2.4. Договора№*). В частности, в соответствии с п. 3.2.3. Договора №* ООО «Б» вправе в случае обнаружения недостоверных сведений в предъявляемых клиентом документах, что может повлечь нарушение таможенных правил, предпринять необходимые действия по недопущению такового. У ООО «ЭСПЕРАНСА» отсутствовала объективная возможность проверки и идентификации товара, отгруженного поставщиком-производителем на предмет наличия маркировки (в том числе, знака ЕАС) на транспортной упаковке (на розничной упаковке товара, подлежащего дальнейшей реализации потребителю - каждой пачке кофе - маркировка, в том числе, знак ЕАС, имелась), что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «ЭСПЕРАНСА» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. С учетом вышеизложенного, представитель ООО «ЭСПЕРАНСА» просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из письменных пояснений ООО «Б», направленных в суд представителем указанного юридического лица по собственной инициативе, следует, что **.**.2016 года ООО «Б» на Овинковский таможенный пост Себежской таможни была подана декларация на товары №* в отношении товара - бленд из кофейных зерен, в том числе молотых, различных марок, изготовитель "В", прибывшего по транспортной накладной №* от **.**.2016 года. Совершение таможенных операций по декларации на товары №* осуществлялось ООО «Б» (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей №* от **.**.2014 года) от имени и по поручению ООО «ЭСПЕРАНСА» на основании Договора транспортной экспедиции и услуг по таможенному оформлению грузов №* от **.**.2016 года. ООО «ЭСПЕРАНСА» в отношении указанной декларации на товары выступало получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование (графы 8, 9, 14 ДТ №*). На основании пункта 3.3.2 Договора №* от **.**.2016 года обязательство по предоставлению таможенному представителю полной, точной и достоверной информации и документов по грузу, оформленных в установленном порядке и необходимых для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля, для правильного исчисления таможенных платежей, определения страны происхождения, указания веса товаров и вида упаковки, лежит на ООО «ЭСПЕРАНСА». Согласно п. 3.3.9. Договора №* от **.**.2016 года ООО «ЭСПЕРАНСА» несет также обязательство по соблюдению требований о распространении на товары мер нетарифного регулирования (запреты и ограничения). Указанные положения Договора №* от **.**.2016 года основаны на действующем таможенном законодательстве. Все документы и сведения о ввозимых ООО «ЭСПЕРАНСА» товарах, необходимые для таможенного оформления и приложенные к декларации на товары №*, были представлены таможенному представителю ООО «Б» непосредственно ООО «ЭСПЕРАНСА» (декларантом). В качестве документа, подтверждающего соблюдение в отношении ввозимых товаров запретов и ограничений, ООО «Б» была предоставлена декларация о соответствии №* от **.**.2016 года, согласно которой ввозимые товары соответствуют ряду Технических регламентов по пищевой продукции, в том числе TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки». Заявителем, то есть лицом, несущим обязательство за обеспечение соответствия ввозимой продукции требованиям Технических регламентов, в указанной декларации о соответствии указано также ООО «ЭСПЕРАНСА». Вместе с тем, по результатам таможенного контроля в отношении товаров, задекларированных по декларации на товары №*, и приложенных к декларации на товары документов, в отношении ООО «Б» было возбуждено дело об административном правонарушении №* по ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях по факту представления при таможенном декларировании недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении №* в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами: Постановлением Себежского районного суда Псковской области от **.**.2016 года, Решением Псковского областного суда от **.**.2016 года, представленная при совершении таможенных операций по декларации на товары №* декларация о соответствии №* признана недействительным документом, что послужило основанием несоблюдения запретов и ограничений. Установленные вступившими в законную силу судебными актами обстоятельства на основании ч. 2 ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ч. 3 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальный характер и не подлежат повторному доказыванию. Таким образом, учитывая изложенное, представитель ООО «Б» полагает, что в действиях ООО «ЭСПЕРАНСА» по представлению ООО «Б» для представления в таможенный орган при совершении таможенных операций по декларации на товары №* в качестве разрешительного документа декларации о соответствии №*, признанной судами недействительным документом, содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В своих пояснениях, представленных в ходе производства по делу об АП №*, ООО «ЭСПЕРАНСА» указало, что ООО «Б» мог провести предварительный осмотр товаров до подачи декларации на товары, и, установив факт отсутствия на товарах необходимой маркировки, отказаться от их декларирования или принять иные меры по недопущению правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, выражается в представлении декларантом таможенному представителю недействительных документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций. Таким образом, неосуществление ООО «Б» до подачи декларации на товары предварительного осмотра товаров и неустановление факта недействительности представленной декларантом декларации о соответствии в отношении указанных товаров не исключает вину ООО «ЭСПЕРАНСА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании в полном объёме поддержал обстоятельства и доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении. Полагал, что вина ООО «ЭСПЕРАНСА» в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полностью доказана совокупностью собранных по делу доказательств, и, с учетом всех обстоятельств дела, а также принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, просил назначить ООО «ЭСПЕРАНСА» наказание в пределах санкции предусмотренной статьи.
Выслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, **.**.2016 года в отдел таможенного оформления и таможенного контроля №* Овинковского таможенного поста Себежской таможни таможенным представителем ООО «Б» в ОТО и ТК №* Овинковского таможенного поста была подана таможенная декларация на товары №* «бленд из молотых кофейных зерен...», №* «посуда столовая, кухонная - кофейные чашки из фаянса...» изготовитель «В» товарный знак «В» И., с применением электронной формы декларирования (ДТ) №* в соответствии с таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления.
Отправителем данного товара является UAB «Е» по поручению «В» И.. Получателем является ООО «ЭСПЕРАНСА» (<адрес> КПП №*, ИНН №*).
Товар, заявленный в декларации на товары, соответствует представленным в декларации на товары формализованным в электронном виде товаросопроводительным документам: транзитная декларация №*, CMR №* от **.**.2016, инвойс №* от **.**.2016.
Согласно мерам по минимизации профиля риска №* в отношении товара №* «БЛЕНД ИЗ МОЛОТЫХ КОФЕЙНЫХ ЗЕРЕН.. » изготовитель «В» товарный знак «В» был проведен таможенный досмотр.
По результатам таможенного досмотра (АТД №*) был выявлен факт несоблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации в отношении товаров, задекларированных в декларации на товары (далее ЭДТ) №*.
В соответствии с ч. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Товар №* в декларации на товары №* - «бленд из молотых кофейных зерен...» соответствует коду ТНВЭД ЕАЭС 09012100009.
Товар 09 группы ТНВЭД ЕАЭС подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза TP ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 881 от 09 декабря 2011 года и Технического регламентам Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» TP ТС 021/2011, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 880 от 09 декабря 2011 года, который разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
В соответствии с главой 6 ст. 39 Решения Комиссии Таможенного союза № 880 от 09.12.2011 года – маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, за исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством, и предназначенной для выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза, и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях питания (общественного питания).
Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза неупакованной пищевой продукции наносится на товаросопроводительные документы, если иное не установлено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Нанесенная в виде надписей маркировка упакованной пищевой продукции должна быть нанесена на русском языке и на государственном(ых) языке(ах) государства - члена Таможенного союза при наличии соответствующих требований в законодательстве(ах) государства(в) - члена(ов) Таможенного союза.
Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно- модифицированных организмов (далее - ГМО); 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
Технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» TP ТС 022/2011 устанавливает требования к пищевой продукции в части ее маркировки в целях предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно обеспечения реализации прав потребителей на достоверную информацию о пищевой продукции.
Согласно статье 3 Решения Комиссии Таможенного союза № 881 от 09.12.2011 года, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В соответствии с положениями статьи 40 Решения Комиссии Таможенного союза № 881 от 09.12.2011 года «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» государства - члены Таможенного союза обязаны предпринять все меры по недопущению выпуска в обращение на таможенной территории Таможенного союза пищевой продукции, не соответствующей требованиям настоящего технического регламента, а также ее изъятию из обращения.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС выпуск товаров осуществляется таможенным органом, если таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с настоящим Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов таможенного союза, за исключением случаев, когда в соответствии сзаконодательствомгосударств - членов таможенного союза указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров.
Под определением «выпуск в обращение пищевой продукции» понимается купля-продажа и иные способы передачи пищевой продукции на таможенной территории Таможенного союза, начиная с изготовителя или импортера.
Таможенным кодексом Таможенного союза, а именно в главе 27 определен порядок декларирования товаров, статьями 181, 183 ТК ТС определен перечень основных сведений и документов, на основании которых заполнена таможенная декларация. К основным сведениям о товарах отнесено сообщение в декларации сведений о количестве в килограммах (вес брутто и вес нетто), таможенная стоимость, статистическая стоимость, сведения о классификационном коде товаров по товарной номенклатуре, сведения о представляемых документах, в том числе и о документах, на основании которых был заявлен классификационный код товара по товарной номенклатуре, документах, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, документах подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пп. 8 п. 1 ст. 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 3 части 1 статьи 4 ТК ТС под ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
Таким образом, должностным лицом Овинковского таможенного поста были установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в отсутствие маркировки на продукции (в том числе единым знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза), декларируемой по ДТ №*, на которую распространяется действие Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» TP ТС 022/2011), что свидетельствует о несоблюдении запретов и ограничений, не носящих экономического характера, - мер технического регулирования.
**.**.2016 года должностным лицом Овинковского таможенного поста Себежской таможней в отношении ООО «Б» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №* по ч. 1 ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
На товаре №*, заявленном в электронной декларации на товары (далее – ЭДТ) №*, маркировка предусмотренная TP ТС №022/2011 отсутствовала, в том числе, единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. При таможенном декларировании (ЭДТ №*) была представлена декларация о соответствии №*, о чем в графе 44 ЭДТ имеется запись.
Согласно пункту 2 Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 года № 711 (далее - Положение о едином знаке), единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющих на данную продукцию технических регламентов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок государств - членов Таможенного союза и наносится на каждую единицу продукции.
Таким образом, отсутствие на части товара единого знака обращения, говорит о том, что в отношении него не исполнены требования технического регламента №022/2011, а, следовательно, документ, представленный при таможенном декларировании не имеет отношения к представленному к таможенному декларированию товару, то есть в отношении товара №* не соблюдены установленные запреты и ограничения, в связи с чем, усматриваются признаки административного правонарушения по факту представления при таможенном декларировании недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Принимая во внимание, что субъектом ответственности по части 3 статьи 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях признается декларант, либо таможенный представитель, то в действиях таможенного представителя ООО «Б» было установлено событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно, заявление таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо предоставление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
**.**.2016 года Себежской таможней в отношении ООО «Б» был составлен протокол №* об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и на основании определения от **.**.2016 года указанное дело об административном правонарушении было передано для рассмотрения по существу в Себежский районный суд Псковской области.
Постановлением Себежского районного суда Псковской области от **.**.2016 года, оставленным без изменения решением Псковского областного суда от **.**.2016 года, ООО «Б» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Основанием для привлечения ООО «Б» к административной ответственности по ч. 3 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях стало признание представленной при декларировании товаров по ДТ №* декларации о соответствии №* недействительным документом, не имеющим отношение к заявленному по указанной ДТ товару, что повлекло несоблюдение установленных действующим законодательством запретов и ограничений.
Судом установлено, что совершение таможенных операций по ДТ №* от имени и по поручению ООО «ЭСПЕРАНСА» на основании Договора транспортной экспедиции и услуг по таможенному оформлению грузов №* от **.**.2016 года осуществлялось ООО «Б» (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей №* от **.**.2014).
ООО «ЭСПЕРАНСА» в отношении указанной ДТ выступало получателем, декларантом и лицом, ответственным за финансовое урегулирование (графы 8, 9, 14 ДТ №*).
На основании пункта 3.3.2 Договора №* от **.**.2016 года обязательство по предоставлению таможенному представителю полной, точной и достоверной информации и документов по грузу, оформленных в установленном порядке и необходимых для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля, для правильного исчисления таможенных платежей, определения страны происхождения, указания веса товаров и вида упаковки, лежит на ООО «ЭСПЕРАНСА».
Согласно п. 3.3.9 Договора №* от **.**.2016 года ООО «ЭСПЕРАНСА» несет также обязательство по соблюдению требований о распространении на товары мер нетарифного регулирования (запреты и ограничения).
Статьёй 183 ТК ТС установлено, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, в том числе подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
Выпуск товаров согласно подп. 1 п. 1 ст. 195 ТК ТС осуществляется при представлении в таможенный орган лицензий, сертификатов и иных документов, необходимых для выпуска товаров в соответствии с ТК ТС и (или) иными международными договорами государств - членов Таможенного союза.
На основании п. 2 ст. 210 ТК ТС одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления является соблюдение запретов и ограничений.
В обязанности таможенного представителя согласно п. 1 ст. 16 ТК ТС не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц.
Таким образом, в соответствии с положениями Договора №* от **.**.2016 года ООО «ЭСПЕРАНСА» представила ООО «Б» документы и сведения о товаре, необходимые для совершения таможенных операций. В качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений в области технического регулирования в отношении ввозимого товара, ООО «ЭСПЕРАНСА» представила декларацию о соответствии №*, заявителем по которой является также ООО «ЭСПЕРАНСА».
Статьей 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
При этом, согласно ч. 2 Примечания к ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях для целей применения главы 16 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено единое понятие недействительных документов, под которыми понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении №* в соответствии с вступившими в законную силу судебными актами: постановлением Себежского районного суда Псковской области от **.**.2016 года, решением Псковского областного суда от **.**.2016 года, представленная при совершении таможенных операций по ДТ №* декларация о соответствии №* признана недействительным документом, что послужило основанием несоблюдения запретов и ограничений.
**.**.2018 в отношении ООО «ЭСПЕРАНСА» по факту административного правонарушения, выразившегося в предоставлении декларантом таможенному представителю документов для предоставления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ст. 12 ТК ТС под таможеннымм представителем понимается юридическое лицо государства - члена таможенного союза, которое совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
Объектом состава правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с совершением таможенных операций при таможенном декларировании товаров.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в противоправных действиях, выразившихся в предоставлении таможенному представителю или иному лицу недействительных документов для предоставления их в таможенный орган повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Субъектом данного правонарушения является лицо, предоставившее таможенному представителю ООО «Б» документы и сведения о товаре, необходимые для совершения таможенных операций, в том числе недействительного документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений в области технического регулирования в отношении ввозимого товара, то есть ООО «ЭСПЕРАНСА».
Согласно п.п. 34 п. 1 ст. 4 ТК ТС под таможенным представителем является юридическое лицо, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.
В соответствии со ст. 12 ТК ТС и ч. 1 ст. 60 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенным представителем может быть российское юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей. Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза на территории государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Согласно ст. 187 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем.
В соответствии ст. 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа.
Согласно ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 ТК ТС, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
С учетом изложенного, декларант ООО «ЭСПЕРАНСА» для совершения таможенных операций по декларированию товаров по ДТ №* представил таможенному представителю ООО «Б» в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений в области технического регулирования в отношении ввозимого товара декларацию о соответствии №*, признанную недействительной согласно ч.2 Примечания к ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая в свою очередь была представлена таможенному органу таможенным представителем при таможенном декларировании товаров.
В подтверждение вины ООО «ЭСПЕРАНСА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду предоставлены следующие доказательства: заявление ООО «Б» от **.**.2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.12-14), копия протокола об административном правонарушении №* от **.**.2016 года (л.д.15-24), копия определения о передаче судье дела об административном правонарушении №* от **.**.2016 года (л.д.25-32), копия постановления Себежского районного суда Псковской области по делу об административном правонарушении №* от **.**.2016 года (л.д.33-41), копия решения Псковского областного суда по делу №* от **.**.2016 года (л.д.42-46), декларация на товары №* (л.д.47-50), копии декларации о соответствии №* и платежного поручения №* от **.**.2016 года (л.д.51-52), копия Договора транспортной экспедиции и услуг по таможенному оформлению грузов №* от **.**.2016 года (л.д.53-56), письменные пояснения генерального директора ООО «ЭСПЕРАНСА» Б.И. от **.**.2018 года (л.д.63-65, 66-68), письменные пояснения генерального директора ООО «Б» С.А. от **.**.2018 года (л.д.84-86).
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сомнений не вызывают.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении, судом не установлено каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «ЭСПЕРАНСА» обязанностей, предусмотренных действующим законодательством. ООО «ЭСПЕРАНСА» имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законодательством предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Так, предоставляя таможенному представителю ООО «Б» документы и сведения о декларируемых товарах, декларант ООО «ЭСПЕРАНСА» имел возможность удостовериться в достоверности и полноте сведений о товарах, так как именно ООО «ЭСПЕРАНСА» была получена декларация о соответствии №*.
Следовательно, декларантом ООО «ЭСПЕРАНСА» не соблюдена та степень заботливости и осмотрительности и не принято всех достаточных и зависящих от него мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, что привело к совершению правонарушения по ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, судом установлено, что ООО «ЭСПЕРАНСА» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и выразившиеся в предоставлении декларантом таможенному представителю документов для предоставления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
При таких обстоятельствах, за совершение административного правонарушения, ООО «ЭСПЕРАНСА» должно быть подвергнуто административному наказанию.
В соответствии со ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях представление декларантом или иным лицом таможенному представителю либо иному лицу документов для представления их в таможенный орган при совершении таможенных операций, повлекшее за собой заявление таможенному органу таможенным представителем либо иным лицом недостоверных сведений о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, и (или) несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
ООО «ЭСПЕРАНСА» впервые совершило административное правонарушение в области таможенного дела, что судом признается смягчающим обстоятельством. Отягчающих обстоятельств судом не установлено.
В связи со всеми вышеуказанными обстоятельствами, суд находит целесообразным назначить ООО «ЭСПЕРАНСА» наказание в виде административного штрафа.
Вместе с тем, судом учитывается следующее.
Согласно ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II Кодекса РФ об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Согласно ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В судебном заседании установлено, что ООО «ЭСПЕРАНСА» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и отнесено к категории «Микропредприятие», к административной ответственности ранее не привлекалось, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства.
Таким образом, суд приходит к выводу о возможности замены ООО «ЭСПЕРАНСА» административного наказания в виде административного штрафа на такую меру административного наказания как предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 16.7, ст.ст. 3.1, 3.4, 4.1.1, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «ЭСПЕРАНСА» (ОГРН №*, ИНН №*), зарегистрированное по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.В. Бондаренко
Постановление не обжаловалось.
Вступило в законную силу.