Дело № 5-399/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Елизово Камчатского края 18 марта 2021 года
Судья Елизовского районного суда Камчатского края Соловьёв А.Н.,
при секретаре судебного заседания Королевой М.Н., с участием законного представителя юридического лица ФИО6, помощника Елизовского городского прокурора Панчук О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении:
Краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (далее по тексту –КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», Учреждение) юридический адрес, местонахождение: 684000, <адрес>, ОГРН №, ИНН №, КПП №, дата постановки на учет в налоговом органе – ДД.ММ.ГГГГ, в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» допустило осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно, а именно: Учреждение, осуществляя образовательную деятельность на основании лицензии №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования и науки <адрес>, приняло на работу на должность социального педагога ФИО1, ФИО2, которые осуществляли трудовую деятельность в отсутствие документов, предъявляемых к квалификационным требованиям, предъявляемых к социальному педагогу, также приняло на работу на должность учителя-дефектолога ФИО3, которая осуществляла трудовую деятельность в отсутствие документов, предъявляемых к квалификационным требованиям, предъявляемых к учителю-дефектологу.
В судебном заседании законный представитель юридического лица директор КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ФИО4 согласился с вменяемым учреждению правонарушением, пояснив, что данные работники работали по трудовым договорам по указанным должностям до его вступления в должность. При вступлении в должность им не изучались личные дела указанных работников, определение необходимости повышения квалификации, либо прохождение аттестации педагогических, либо иных работников, оказывающих педагогические услуги в Учреждении, осуществляется при проведении педагогического совета методического объединения по направлению деятельности. В январе 2019 года учредителем – Министерством образования Камчатского края проводилась проверка личных дел работников, нарушения были выявлены по локальным актам Учреждения, по требованиям, предъявляемым к работникам Учреждения, замечаний, нарушений не выявлено. Контролирующими, надзорными органами проверки Учреждения на предмет соответствия работников квалификационным требованиям, не проводились, ранее к административной ответственности за нарушение требований, предусмотренных лицензией, Учреждение не привлекалось. 25.01.2021 создана комиссия для решения вопроса о проведении аттестационных мероприятий для решения вопроса о соответствии педагогических работников квалификационным требованиям. В настоящее время в Учреждении имеется потребность в специалистах узкой направленности, таких как учитель-дефектолог и другие.
Исследовав представленные материалы, выслушав законного представителя, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) и влечет наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ), лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
В силу п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В соответствии со ст. 195.1 Трудового кодекса РФ, квалификация работника – уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
В силу ч. 1 ст. 331 Трудового кодекса РФ, к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования.
Частью 1 статьи 46 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании» установлено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно подразделу III Раздела Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н, социальный педагог должен соответствовать следующим квалификационным требованиям: Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика", "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы, учитель-дефектолог - Высшее профессиональное образование в области дефектологии без предъявления требований к стажу работы.
Положение «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденное Постановлением Правительства РФ № 1490 от 18.09.2020 устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
В соответствии с подп. «г» п. 7 Положения, лицензионными требованиями к лицензиату являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
В силу подп. «а» п. 9 Положения, к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "ж" пункта 7 и подпунктами "б", "д" и "е" пункта 8 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Как установлено судом и следует из материалов дела, Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» является действующим юридическим лицом, основным видом деятельности которого является Образование основное общее (л.д. 78-89)
Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии № 2097, выданной Министерством образования и науки Камчатского края 02.03.2015 (л.д. 42-42).
В соответствии с пунктом 1.9 Устава КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также свидетельства о государственной аккредитации (л.д. 50-69).
18 января 2021 года в связи с анонимным обращением по факту нарушения руководителем КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» трудового законодательства, прав несовершеннолетних на образование, заместителем Елизовского городского прокурора было принято решение о проведении проверки Учреждения на предмет соблюдения требований трудового законодательства РФ, законодательства об образовании, о соблюдении прав несовершеннолетних не образование (л.д. 8, 9).
В ходе проведения проверки выявлены грубые нарушения требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно в части осуществления трудовой деятельности социальных педагогов ФИО1, ФИО2, учителя-дефектолога ФИО3, не соответствующих квалификационным требованиям, предъявляемых к указанным должностям, а именно: ФИО1 принята на работу в Учреждение ДД.ММ.ГГГГ на должность социального педагога на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№ по совместительству на неполный рабочий день. Согласно исследованных документов об образовании установлено, что данный работник имеет диплом о среднем профессиональном образовании по квалификации «Юрист» по специальности «Право и организация социального обеспечения», а также диплом о профессиональной переподготовке по квалификации «Специальное (дефектологическое) образование», что не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемых к социальному педагогу, изложенных в подразделе III Раздела Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ№н; ФИО3 принята на должность учителя-дефектолога Учреждения на основании трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ№, работа является основной, согласно исследованных документов об образовании установлено, что данный работник имеет диплом, выданный в <адрес> о высшем образовании по специальности «Начальное образование», диплом о переподготовке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на уровне высшего образования по специальности «Олигофренопедагогика», что не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемых к учителю-дефектологу, изложенных в подразделе III Раздела Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ№н; ФИО2 принята на работу в Учреждение ДД.ММ.ГГГГ на должность социального педагога на основании трудового договора №, работа является основной, согласно исследованных документов об образовании установлено, что данный работник имеет диплом о высшем образовании по степени бакалавра юриспруденции по направлению «Юриспруденция», диплом о профессиональной переподготовке по квалификации «Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика и олигофренопсихология» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования «Социальная педагогика» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования «Педагог раннего развития. Психолого-педагогическое сопровождение детей на ранних этапах онтогенеза» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемых к социальному педагогу, изложенных в подразделе III Раздела Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития от ДД.ММ.ГГГГ№н (л.д. 10-40).
По итогам проведенной проверки в отношении Краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» заместителем Елизовского городского прокурора ФИО5ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ за выявленное ДД.ММ.ГГГГ нарушение законодательства в области соблюдения лицензионных требований при осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При возбуждении дела об административном правонарушении присутствовал законный представитель юридического лица директор ФИО6, копию постановления получил, при назначении наказания просил применить статью 4.1.1 КоАП РФ (л.д. 1-7).
Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает доказанной вину Краевого государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Приведенные выше доказательства свидетельствуют о нарушении КГОБУ «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании», подп. «г» п. 7, подп. «а» п. 9 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1490 от 18.09.2020.
Указанная выше квалификация полностью нашла своё подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
В соответствии с Уставом и выпиской из ЕГРЮЛ Учреждение является самостоятельным юридическим лицом, унитарной некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий Учредителя в сфере образования, имеет обособленное имущество, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, следовательно, может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность. Руководство деятельностью осуществляет директор ФИО4
Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, согласно ст. 4.2 КоАП РФ, суд признаёт совершение правонарушения впервые, признание вины, принятие мер к добровольному устранению противоправного поведения, а также оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Согласно положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
На основании ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что вменённое юридическому лицу правонарушение не повлекло причинение имущественного ущерба и не связано с угрозой причинения вреда объектам, указанным в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, правонарушение совершено впервые, суд приходит к выводу о наличии оснований для замены административного штрафа предупреждением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо – Краевое государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Елизовская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Н. Соловьёв