ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-39/16 от 28.03.2016 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело № 5-39/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

28 марта 2016 года город Котлас

Судья Котласского городского суда Архангельской области Котова Е.В., в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: <...>, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.20 ч. 1 КоАП РФ, в отношении

акционерного общества «Котласский электромеханический завод», , ....,

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Котласский электромеханический завод» (далее АО «КЭМЗ») осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без лицензии, при этом наличие такой лицензия обязательно, при следующих обстоятельствах.

В период с 09 ноября по 04 декабря 2015 года на основании распоряжения Управления Росприроднадзора по Архангельской области №163-р от 26 октября 2015 года проведена плановая выездная проверка деятельности АО «КЭМЗ» с целью установления соответствия деятельности АО «КЭМЗ» требованиям природоохранного законодательства, в том числе законодательства Российской Федерации об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что АО «КЭМЗ» осуществляет деятельность по размещению в подземном хранилище с инвентарным номером №20027 отходов III класса опасности – осадков от очистных сооружений АО «КЭМЗ» без разрешительного документа – лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов I –IV класса опасности.

В судебное заседание законный представитель АО «КЭМЗ» С. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён. В представленных возражениях ссылается на то, что в подземном хранилище находятся отходы, образованные до 2013 года и размещенные на основании лицензии. Новых отходов общество с 2013 года с момента истечения лицензии не размещало. Осадки ванн гальванических производств вывозятся АО «КЭМЗ» на обезвреживание специализированными организациями, что свидетельствует о том, что хранилище обществом не используется. В 2015 году заключен договор по вывозу отходов со специализированной организацией.

Защитник АО «КЭМЗ» Г. в судебном заседании доводы, изложенные в возражениях на протокол об административном правонарушении, поддержала.

Должностное лицо в судебное заседание не явился.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника АО «КЭМЗ», прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административное наказание на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу п. 1 ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Статьей 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ определено, к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, размещение отходов производства и потребления.

Согласно Федеральному закону от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - это специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом (ст. 3).

Лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, требуется получение лицензии в соответствии с Законом № 99-ФЗ.

В соответствии с ч. 4 ст. 1 Закона №99-ФЗ особенности лицензирования могут устанавливаться федеральными законами, в том числе регулирующих осуществление сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов I - IV классов опасности.

Положения Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ определяют правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии со статьей 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Статьей 1 Федерального закона №89 определено, что обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Под размещением отходов понимается хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

Захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.

Согласно ст. 9 Закона №89-ФЗ деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений данного Федерального закона.

Таким образом, деятельность по размещению отходов, а именно захоронение отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду, подлежит лицензированию.

АО «КЭМЗ», допустив размещение в подземном хранилище с инвентарным номером №20027 отходов III класса опасности – осадков от очистных сооружений АО «КЭМЗ» без – лицензии, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ.

Вина АО «КЭМЗ» в совершении административного правонарушения подтверждается представленными по делу доказательствами, которые получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьёй 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.

АО «КЭМЗ» является действующим юридическим лицом, поставлено на учёт в налоговом органе.

Разделом 3 Устава АО «КЭМЗ» определены предметы деятельности предприятия. В ходе деятельности предприятия образуются промышленные отходы, в том числе относящиеся к III классу опасности.

АО «КЭМЗ» имеет на своем балансе объект размещения отходов - подземное хранилище отходов с инвентарным номером , где осуществляется захоронение осадков от очистных сооружений Котласского ЭМЗ.

Указанные сведения защитником Общества не оспариваются, напротив, указывается, что на основании приказа генерального директора АО «КЭМЗ» С. от __.__.__ полигон токсичных отходов временно законсервирован.

В соответствии со ст. 6 Закона №89-ФЗ, объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ №792 от 30 сентября 2011 года.

Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 17 указанного порядка не подлежат включению в ГРОРО объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.

Внесение изменений и дополнений в ГРОРО осуществляется в соответствии с пунктами 19 - 21 указанного Порядка.

Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО производится правовыми актами Росприроднадзора. Исключение объектов размещения отходов из ГРОРО осуществляется в случае:

получения Росприроднадзором в уведомительном порядке от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты размещения отходов, заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов;

вступления в законную силу в установленном порядке Постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о предоставлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими объекты размещения отходов, недостоверной информации об объекте размещения отходов, на основании которой данный объект был включен в ГРОРО.

Согласно пояснениям защитника АО «КЭМЗ» Г. общество, эксплуатирующее объекты размещения отходов, в Росприроднадзор заявления о прекращении эксплуатации объекта размещения отходов – подземного хранилища с инвентарным номером не обращалось.

В связи с изложенным доводы АО «КЭМЗ» о том, что с 2013 года указанное хранилище не используется, не могут быть приняты во внимание, сведений о том, что данный объект выведен из эксплуатации, в материалы дела не предоставлено, напротив, он находится на балансе предприятия.

Несоблюдение обществом Порядка ведения государственного кадастра отходов не освобождает АО «КЭМЗ» от обязанности получения лицензии на захоронение отходов.

Протокол об административном правонарушении в отношении АО «КЭМЗ» составлен правильно и в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения об АО «КЭМЗ» как лице, его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Копия протокола направлена в адрес предприятия.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При такой ситуации действия АО «КЭМЗ» подлежат квалификации по статье 19.20 ч. 1 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, при этом наличие такой лицензия обязательно.

При назначении административного наказания учитываются характер совершённого АО «КЭМЗ» административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность АО «КЭМЗ», является совершение административного правонарушения впервые.

Отягчающих административную ответственность АО «КЭМЗ» обстоятельств не усматривается.

Санкция ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ предусматривает наказание для виновного юридического лица предупреждение или штраф от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При осуществлении обществом мониторинга подземных вод, превышения предельно допустимых концентраций не установлено.

С учётом изложенного, а также конкретных обстоятельств дела, финансового положения АО «КЭМЗ», в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, считаю возможным назначение АО «КЭМЗ» административное наказание в виде предупреждения.

Наложение штрафа на АО «КЭМЗ» в размере, предусмотренном санкций ст. 19.20 ч. 1 КоАП РФ применительно к допущенному правонарушению имеет неоправданно карательный характер и может привести к ухудшению финансового положения юридического лица.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

акционерное общество «Котласский электромеханический завод» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 19.20 частью 1 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.В. Котова