ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-39/19 от 16.08.2019 Новосибирского гарнизонного военного суда (Новосибирская область)

постановление

по делу об административном правонарушении

16 августа 2019 года город Новосибирск

Судья Новосибирского гарнизонного военного суда Борсук М.А., при секретаре Кулаковой Ю.В., с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, в помещении военного суда, рассмотрев дело об административном правонарушении, в отношении командира войсковой части гвардии "звание"

ФИО2, <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 15 июля 2019 года №01-008/2019, составленному главным государственным инспектором отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лестных отношений Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу (далее – должностное лицо), в период с 19 апреля по 07 мая того же года ФИО2, являющийся командиром войсковой части , вопреки требованиям пунктов 14 и 25 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2017 года №607 (далее – Правила), в результате отсутствия контроля и невыполнения своих должностных обязанностей, допустил использование лесов не по назначению, что повлекло их загрязнение отходами производства и потребления и иное негативное воздействие на леса – земельный участок площадью 0,001 га, расположенный в <адрес>, относящийся к защитным лесам, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

ФИО2, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не прибыл, а его защитник Король, ссылаясь на недоказанность вины, просил прекратить производство по данному делу ввиду отсутствия в действиях ФИО2 состава упомянутого правонарушения. При этом указал, что должностным лицом не установлено каким образом именно ФИО2 допустил загрязнение земельного участка леса, расположенного на расстоянии более 30 км от территории воинской части.

Кроме того, вопреки требованиям статьи 26.11 КоАП РФ, должностным лицом не проведена проверка причастности к совершению данного правонарушения других организаций, находящихся в непосредственной близости к территории, на которой был обнаружен несанкционированный свал мусора, и не исследован вопрос закрепления данной территории.

Выслушав объяснения защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о необходимости прекращения производства по данному делу исходя из следующего.

В соответствии с пунктом 14 Правил при использовании лесов не допускается их загрязнение отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, а также невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, по приведению лесных участков, предоставленных физическим или юридическим лицам в пользование в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Как следует из пункта 25 Правил, не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Часть 3 статьи 8.31 КоАП РФ предусматривает административную ответственность должностного лица за действия (бездействие), предусмотренные частью 2 этой же статьи, а именно за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса, совершенные в защитных лесах, на особо защитных участках лесов, в лесопарковом зеленом поясе.

Согласно частям 1 и 2 статьи 28.7 КоАП РФ, в случаях, если после выявления административного правонарушения в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования, осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В соответствии с абзацем 3 пункта «а» части 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путём проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Статьей 26.2 КоАП РФ определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из акта обследования территории (лесного участка) на предмет соблюдения обязательных требований от 07 мая 2019 года, составленного по результатам проведенного мероприятия по контролю (патрулирования) Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, видно, что в выделе <адрес> на площади 0,001 га обнаружено загрязнение, засорение и использование леса не по назначению, несанкционированный свал мусора (стеклянные и пластиковые бутылки и банки, одноразовая посуда, картонные коробки, макулатура, в том числе служебная документация войсковой части , бытовой, строительный, промышленный мусор и иные отходы).

04 июня 2019 года, с нарушением сроков, определенных статьей 28.7 КоАП РФ, должностным лицом вынесено определение №04-006/2019 о возбуждении в отношении командира войсковой части ФИО2 административного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, и проведении административного расследования.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 15 июля 2019 года №01-008/2019, в 12 часов 00 минут 07 мая 2019 года в ходе проведения указанного рейдового мероприятия должностным лицом отдела федерального государственного лестного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за использованием субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений по Сибирскому федеральному округу, в выделе <адрес> – Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, на земельном участке площадью 0,001 га, обнаружено загрязнение, засорение, использование леса не по назначению, несанкционированный свал мусора (стеклянные и пластиковые бутылки и банки, одноразовая посуда, картонные коробки, макулатура, в том числе служебная документация войсковой части , бытовой, строительный, промышленный мусор и иные отходы).

Далее вышеуказанным должностным лицом сделан вывод о том, что в результате отсутствия контроля и невыполнения командиром войсковой части ФИО2 своих должностных обязанностей, допущено использование лесов не по назначению, что повлекло их загрязнение отходами производства и потребления, иное негативное воздействие на леса, чем нарушены требования пунктов 14 и 25 Правил, в связи с чем он подлежит привлечению к административной ответственности по части 3 статьи 8.31 КоАП РФ.

В качестве доказательств вины ФИО2 в совершении административного правонарушения должностное лицо в протоколе ссылается на вышеуказанный акт обследования территории (лесного участка) на предмет соблюдения обязательных требований от 07 мая 2019 года и фототаблицы, а также на отчет о выполнении планового (рейдового) задания на проведение мероприятий по контролю (патрулированию) в лесах от 07 мая 2019 года №7, содержащий аналогичные акту сведения.

При этом, как следует из материалов административного дела, хотя по нему и вынесено 04 июня 2019 года определение о проведении административного расследования, фактически каких-либо иных действий, требующих значительных временных затрат, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, должностное лицо не проводило.

При рассмотрении настоящего дела данных, свидетельствующих о наличии вины ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ, не установлено.

Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 23 июня 2018 года №052 ФИО2 назначен на должность командира войсковой части .

Как следует из представленного Король договора на оказание услуг от 06 февраля 2019 года, ООО «Экология-Новосибирск» и ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, заключили договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе, которые образуются в войсковой части .

Также защитником представлены справки о фактически оказанных услугах по вывозу твердых коммунальных отходов за период с января по июнь 2019 года, из которых видно, что в период с апреля по май того же года, с территории названной воинской части вывезено восемь контейнеров твердых коммунальных отходов общим объемом 96 м?.

Между тем, доказательств, на основании которых должностное лицо определило, что бытовой и производственный мусор свалил командир войсковой части либо его подчиненные, а не иные лица, осуществляющие вывоз бытовых отходов войсковой части , не представлено.

Тот факт, что среди мусора была обнаружена служебная документация войсковой части , не может расцениваться, как неопровержимое доказательство того, что данные отходы были размещены именно кем-либо из личного состава вверенной ФИО2 воинской части, как и то, что это произошло с ведома или по поручению последнего.

Более того, к акту обследования лесного участка от 07 мая 2019 года приложена единственная фотография плана-конспекта, утвержденная командиром войсковой части 15 июня 2017 года, которым на тот момент являлся гвардии "звание"Д., а не ФИО2.

Помимо этого, доказательств того, что ФИО2 является пользователем земельного участка в выделе <адрес> Новосибирского лесничества Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем ответственен за соблюдение на данной территории Правил, также не представлено.

Напротив, из сообщения начальника Новосибирского лесничества Минобороны России – филиала федерального казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации от 03 июля 2019 года №507 следует, что обозначенный участок на основании приказа директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 11 декабря 2018 года №3072 закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за федеральным казенным учреждением «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

При этом согласно постановлению от 13 июня 2019 года №01-007/2019 о назначении административного наказания, вынесенному начальником отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах, контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, в связи с нарушением требований пунктов 14 и 25 Правил, начальник Новосибирского лесничества Минобороны России М. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренное частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ,

К протоколу об административном правонарушении в отношении М. в качестве доказательств ее вины приложены те же акт и отчет от 07 мая 2019 года и фототаблицы.

При таких обстоятельствах, совокупность доказательств, в том числе представленных защитником, оснований не доверять которым не имеется, опровергает имеющийся в протоколе об административном правонарушении вывод об отсутствии контроля и невыполнении ФИО2, являющимся командиром войсковой части , своих должностных обязанностей, и допущение им использования лесов не по назначению, повлекшее их загрязнение отходами производства и потребления, а также иное негативное воздействие на леса. Какие-либо доказательства, подтверждающие данные обстоятельства и нарушение именно ФИО2 требований пунктов 14 и 25 Правил, в деле отсутствуют, что, с учетом организации в воинской части централизованного сбора и вывоза твердых коммунальных отходов, ставит под сомнение достоверность данных, положенных в основу протокола.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При таких обстоятельствах, свидетельствующих о наличии неустранимых сомнений в виновности ФИО2, а также с учетом положений пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 и пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, следует констатировать, что производство по данному административному делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.31 КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, -

постановил:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО2, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.

На постановление может быть подана жалоба судье, вынесшему постановление, либо непосредственно в Западно-Сибирский окружной военный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.А. Борсук