ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-39/20 от 07.05.2020 Октябрьского районного суда (Курская область)

дело об административном правонарушении года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 мая 2020 года п. Прямицыно

Октябрьского района Курской области

Судья Октябрьского районного суда Курской области Баламутова С.А.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - Акционерного общества «ОКТЯБРЬСКОЕ ДОРОЖНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ», дата государственной регистрации в качестве юридического лица , юридический и фактический адрес: <адрес>,

привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л :

Акционерное общество «ОКТЯБРЬСКОЕ ДОРОЖНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» (далее — АО «Октябрьское ДЭП»), согласно поступившему на рассмотрение в Октябрьский районный суд <адрес> протоколу об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах:

25 февраля 2020 года в 08 часов 50 минут при надзоре за состоянием улично-дорожной сети установлено, что на автодороге «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» 27-36 км не произведены работы по ликвидации зимней скользкости, в нарушение п.8.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ч.1 ст.46 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ч.6 ст.3, ч.1 ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.13 постановления Правительства РФ от 23.10.1993 №1090 «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения), п.4 ч.7 главы IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».

Производство по административному делу осуществлялось в форме административного расследования.

В судебное заседание законный представитель или защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, надлежаще извещенный о дне, месте и времени слушания дела, не явился. Генеральный директор АО «Октябрьское ДЭП» ФИО1 представил суду заявление, в котором просил дело об административном правонарушении рассмотреть в его отсутствие. Вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признает, поскольку нарушений в содержании автодороги юридическое лицо не допускало, в связи с чем, полагает, что общество незаконно привлекается к административной ответственности, просит производство по делу прекратить ввиду отсутствия вины Общества в административном правонарушении.

При таких обстоятельствах суд определил рассмотреть дело в отсутствие законного представителя или защитника юридического лица.

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля старшего госинспектора <данные изъяты>Н. следует, что оформлением данного административного материала занимался он, ФИО2 только составила протокол об административном правонарушении. 25 февраля 2020 года в 08 часов 50 минут на 32 км автодороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» выявлен факт нарушения правил содержания автодороги, выразившийся в непринятии мер к своевременной обработке проезжей части противогололедным материалом. Им на месте было установлено, что проезжая часть дороги заужена вследствие наличия снежного вала, а также не обработана противогололедным материалом, на фото видно, что на дороге лежал снег. В данной связи в присутствии мастера ФИО3 им был составлен акт выявленных недостатков в содержании дороги. В ночь с 24 на 25 февраля 2020 года в АО «Октябрьское ДЭП» было задействовано две единицы транспортных средств, которые дважды за ночь, согласно системе «Глонасс», заезжали на этот участок дороги, однако этого оказалось недостаточно. Автодорога «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украина» является дорогой первой категории и должна обрабатываться в первую очередь. При принятии решения о наличии в действиях юридического лица состава административного правонарушения он руководствовался справкой из метеослужбы и количеством транспорта, которое было задействовано юридическим лицом для ликвидации зимней скользкости.

Из показаний допрошенного в качестве свидетеля мастера АО «Октябрьское ДЭП» ФИО3 следует, что с 08 часов 00 минут 24 февраля 2020 года он находился на суточном дежурстве и являлся в этот день лицом, ответственным за надлежащее содержание автомобильных дорог на территории Октябрьского района Курской области, обслуживаемых АО «Октябрьское ДЭП», в соответствии с должностной инструкцией. Во второй половине дня 24 февраля 2020 года происходило выпадение осадков в виде мокрого снега. В ночь с 24 февраля 2020 года по 25 февраля 2020 года он следил за состоянием дороги, в данной связи, очисткой снега и обработкой дорог антигололедным материалом под его руководством занимались водители 2 специальных автомобилей АО «Октябрьское ДЭП». Обработка проезжей части противогололедным средством дороги 1 тех. категории «Курск-Льгов-Рыльск-гр. Украины», в том числе, участка 27-36 км, производилась дважды за ночь, примерно в 3, а затем и в 4 часа утра 25 февраля 2020 года. В 08 часов 50 минут 25 февраля 2020 года он выезжал по требованию сотрудника ГИБДД на эту дорогу, явившись по вызову, он пояснил, что дорога обрабатывалась противогололедным средством и в настоящее время обрабатывается повторно, что подтверждается данными системы «Глонасс», в связи с чем полагал, что он предпринимал надлежащие и своевременные, установленные директивными сроками, меры к ликвидации зимней скользкости и обработке проезжей части.

В качестве подтверждения вины АО «Октябрьское ДЭП» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду представлены следующие письменные доказательства:

протокол об административном правонарушении <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержится объяснение защитника лица, привлекаемого к административной ответственности о том, что с нарушением она не согласна;

акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленный старшим госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району Курской области ФИО4 в присутствии ФИО3, из которого следует, что 25 февраля 2020 года в 08 часов 50 минут на участке автодороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» 27-36 км с применением фотосъемки выявлены следующие недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, а именно: проезжая часть дороги заужена вследствие наличия снежного вала, а также не обработана противогололедным материалом; три черно-белые фотографии, приложенные к акту;

объяснение генерального директора АО «Октябрьское ДЭП» ФИО1, из которого следует, что в АО «Октябрьское ДЭП» установлено круглосуточное дежурство по содержанию автомобильных дорог в зимний период. Согласно утвержденного графика с 8 часов 00 минут 24 февраля 2020 года по 08 часов 00 минут 25 февраля 2020 года ответственным дежурным по Октябрьскому району был мастер ФИО3, который в силу своих должностных обязанностей обязан был выполнять все требования по содержанию автомобильных дорог Октябрьского района в нормативном состоянии. Согласно журнала производства работ установлено, что за данные сутки на автомобильной дороге «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» производились работы по устранению зимней скользкости, обработка противогололедным материалом в количестве 50 тонн, а именно водителем ФИО5 на автомобиле , водителем ФИО6 на автомобиле . Так, согласно данных системы «Глонасс», производили очистку автодороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» и обработку противогололедным материалом, а именно участок автодороги с 27 км по 36 км в период с 03:03 по 03:27 и с 04:00 по 04:13 с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ. Полагал, что нарушений в содержании указанного участка автодороги АО «Октябрьское ДЭП» не допускало;

должностная инструкция мастера АО «Октябрьское ДЭП», утвержденная генеральным директором АО «Октябрьское ДЭП» ФИО1 09 января 2017 года;

график дежурств в АО «Октябрьское ДЭП» в феврале 2020 года;

копия журнала производства работ за 2019-2020 гг. по Октябрьскому району, из которого следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ водитель ФИО5 на автомобиле водитель ФИО6 на автомобиле осуществляли обработку участка автодороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» противогололедным материалом в количестве 50 тонн;

директивные сроки очистки снега и ликвидации гололеда АО «Октябрьское ДЭП» Октябрьский участок на автодорогах Октябрьского района в зимний период 2019-2020 гг., данным документом установлен максимальный срок ликвидации гололеда и зимней скользкости для автодороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» - 4 часа с момента ее обнаружения до полной ликвидации;

государственный контракт на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и сооружений на них в <адрес> на 2018-2020 гг. -с от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что АО «Октябрьское ДЭП» является юридическим лицом, в обязанности которого входит обеспечить выполнение круглогодичного бесперебойного и безопасного движения транспортных средств по автомобильным дорогам в <адрес>, выполнить работы по содержанию автомобильных дорог в соответствии с требованиями, установленными Государственными стандартами и другими нормативными документами к состоянию проезжей части, обочин и т.д.;

данные системы «Глонасс», из которых следует, что маршрут по автодороге «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины», а именно по участку автодороги с 27 км по 36 км в период с 03:03 по 03:27 и с 04:00 по 04:13 с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ;

справка о погоде ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС» от 30 апреля 2020 года №9-11/541, согласно которой по данным наблюдений Станции «Курск» с 08.35 до 23.10 часов 24 февраля 2020 года шел снег, с 00.00 до 09.00 минут 25 февраля 2020 года осадков не было, температура воздуха была от -1.0 °C до -3.1 °C, влажность от 95% до 88%, иней с 04.20 по 10.50; по данным наблюдений Станции «Курчатов» с 08.23 до 20.38 часов 24 февраля 2020 года шел снег, с 00.00 до 09.00 минут 25 февраля 2020 года осадков не было, температура воздуха была от -0.6 °C до -1.4 °C, влажность до 80%, атмосферных явлений не было.

Выслушав свидетелей, оценив совокупность имеющихся в материалах дела исследованных доказательств, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Согласно требованиям ст.ст. 1.5, 1.6, 24.1, 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях вина лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должна быть доказана в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях, при этом суд обязан всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства в их совокупности, на основе чего дать оценку имеющимся доказательствам.

В соответствии со ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.

К обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, согласно ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях относится, в том числе, отсутствие события и состава административного правонарушения.

В силу ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как следует из ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии ч.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно ч.1 ст.17 вышеуказанного Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12 ст.3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ).

Согласно п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

В силу п.13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. №1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения.

В силу п.4 ч.7 главы IV Приказа Минтранса России от 16.11.2012 №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по зимнему содержанию входят, в том числе, механизированная снегоочистка, расчистка автомобильных дорог от снежных заносов, борьба с зимней скользкостью, уборка снежных валов с обочин.

В соответствии с п. 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», на покрытии проезжей части дорог и улиц не допускаются наличие снега и зимней скользкости (таблица В.1 приложения В) после окончания работ по их устранению.

Зимняя скользкость - снежные отложения и ледяные образования на поверхности дорожного покрытия, приводящие к снижению коэффициента сцепления колеса автомобиля с поверхностью покрытия (раздел 3 ОДМ 218.5.006-2008 Методических рекомендаций по применению экологически чистых антигололедных материалов и технологий при содержании мостовых сооружений, утвержденных Распоряжением Росавтодора N 383-р).

Все виды снежно-ледяных отложений, образующихся на дорожном покрытии, по внешним признакам подразделяют на рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед (пункт 2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утвержденного распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 16.06.2003 года №ОС-548-р).

В силу пп.3.4, 3.5 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст) момент обнаружения зимней скользкости: Дата и время регистрации поступления информации об ее фактическом образовании с дорожных метеостанций или из других источников, или о возможном ее образовании с дорожных метеостанций и организаций Росгидромета (четырехчасовой прогноз), уполномоченным лицом организации, осуществляющей дорожную деятельность. Срок устранения дефекта: Время с момента обнаружения дефекта до его устранения.

Согласно п. 8.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Директивных сроков очистки снега и ликвидации гололеда АО «Октябрьское ДЭП» Октябрьский участок на автодорогах Октябрьского района в зимний период 2019-2020 гг., Директивных сроков очистки снега и ликвидации гололеда (приложение №4 к Государственному контракту №9-С от 27.11.2017 г.) максимальный срок ликвидации гололеда и зимней скользкости для автодороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» составляет 4 часа с момента ее обнаружения до полной ликвидации.

В судебном заседании на основании копии государственного контракта №9-с от 27 ноября 2017 года, совокупности вышеперечисленных исследованных доказательств, достоверно установлено, что АО «Октябрьское ДЭП», является юридическим лицом, ответственным за содержание автомобильной дороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины», обязано принимать меры по своевременному устранению помех в дорожном движении на указанном участке дороги, которые по своему характеру угрожают безопасности дорожного движения, приводить в безопасное для движения состояние в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В качестве доказательств того, что 25 февраля 2020 года в 08 часов 50 минут АО «Октябрьское ДЭП» не произведены работы по ликвидации зимней скользкости автодороги 27-36 км «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины», в том числе, в материалы административного дела представлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленный старшим госинспектором ОГИБДД ОМВД России по Октябрьскому району ФИО4 в присутствии мастера ФИО3 о том, что на участке «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» 27-36 км «проезжая часть дороги заужена вследствие наличия снежного вала, а также не обработана противогололедным материалом», с приложенными черно-белыми фотографиями, справка о погоде ФГБУ «Центрально-Черноземное УГМС».

Вместе с тем, в указанном акте, составленном в 08 часов 50 минут 25 февраля 2020 года, не указано, в каком состоянии находилась проезжая часть дороги в момент его составления, не отражено наличие снежных отложений и ледяных образований на поверхности дорожного покрытия - рыхлый снег, снежный накат, стекловидный лед и т.д., указание на сужение проезжей части вследствие наличия снежного вала объективно ничем не подтверждено, не произведены замеры проезжей части, снежного вала, не указано ввиду наличия каких обстоятельств должностным лицом, составившим акт, был сделан вывод о том, что автодорога не обработана противогололедным материалом. На основании приложенных к акту черно-белых фотографий достоверно определить состояние проезжей части не представляется возможным.

В протоколе об административном правонарушении не указаны сроки, в течение которых зимняя скользкость, при ее наличии, должна была быть устранена, объективных доказательств момента появления зимней скользкости 25 февраля 2020 года на указанном участке автодороги материалы административного дела также не содержат, не добыто таковых и при рассмотрении дела.

Иных доказательств, объективно подтверждающих факт наличия на проезжей части указанного участка дороги снежного вала, а также того, что проезжая часть не обработана противогололедным материалом (как указано в акте выявленных недостатков), а также того факта, что не произведены работы по ликвидации зимней скользкости (как указано в протоколе об административном правонарушении), материалы дела не содержат.

Вместе с тем, как следует из копии журнала производства работ за 2019-2020 гг. по Октябрьскому району в период с 24 февраля 2020 года по 25 февраля 2020 года АО «Октябрьское ДЭП», письменных объяснений ген. директора АО «Октябрьское ДЭП» ФИО1, показаний свидетеля ФИО3, и данная информация подтверждается сведениями системы «Глонасс», АО «Октябрьское ДЭП» выполняло необходимые и своевременные работы по снегоочистке и обработке противогололедным материалом в количестве 50 тонн участка автодороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» 27-36 км в период с 03:03 по 03:27 и с 04:00 по 04:13 с 24 февраля 2020 года на 25 февраля 2020 года.

Данные факты в судебном заседании установлены и материалами дела не опровергнуты. Оснований не доверять представленным доказательствам у суда оснований не имеется.

На основании представленных суду доказательств не представляется возможным достоверно определить в каком состоянии находилась проезжая часть автодороги «Курск-Льгов-Рыльск-гр.Украины» 27-36 км в 08 часов 50 минут 25 февраля 2020 года, актом выявления недостатков от 25 февраля 2020 года эти обстоятельства также установлены не были, относимых, допустимых и достаточных доказательств, подтверждающих вину АО «Октябрьское ДЭП» в невыполнении работ по ликвидации зимней скользкости суду не представлено, не добыто таких и при рассмотрении дела.

Положениями ст.1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии со ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено бесспорных и достаточных доказательств совершения АО «Октябрьское ДЭП» бездействия, образующего объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии в бездействии АО «Октябрьское ДЭП» состава вышеуказанного административного правонарушения и о наличии оснований для прекращения в связи с этим производства по административному делу в соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л :

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Акционерного общества «ОКТЯБРЬСКОЕ ДОРОЖНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Октябрьский районный суд Курской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья