ПОСТАНОВЛЕНИЕ
01 марта 2017 года город Орел
Судья Советского районного суда г. Орла Самойлова Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании районного суда административное дело о привлечении Индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.15.27 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ходе проведения плановой документарной проверки по вопросам соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований законодательства Российской Федерации о противодействии (легализации) отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлено, что ИП ФИО1 при осуществлении экономической деятельности нарушены требования Федерального закона Российской Федерации от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ идентификация клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев осуществляется без обновления информации не реже одного раза в год (анкеты клиентов не содержат реквизит «дата обновления анкеты», форма анкет разработана и приложена к утвержденным ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГ Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 6 и подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) представлена недостоверная информация о проведенных ИП ФИО1 операциях с денежными средствами или иным имуществом, в том числе:
- 55 сообщений формы 4-СПД и (или) электронных формализованных сообщений (далее ФЭС 1-ФМ) представлены в Росфинмониторинг об операциях, не подлежащих обязательному контролю, из них: 39 ФЭС 1-ФМ об операциях, совершенных в соответствии с договорами подряда перехода права собственности; 16 ФЭС 1-ФМ об операциях, совершенных в соответствии с договорами продажи (поставки) изделий, не относящихся к драгоценным металлам и драгоценным камням; 3 ФЭС 1-ФМ представлены в Росфинмониторинг с недостоверными суммами операций по причине подсчета общей стоимости содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни изделий и изделий, их не содержащих (в том числе одно из них подлежало документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг, так как сумма операции не превысила установленную пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ сумму 600000 рублей).
В судебном заседании главный контролер Орловской государственной инспекции пробирного надзора ФИО2 представленные материалы поддержала в полном объеме, просила суд вынести решение о предупреждении Индивидуального предпринимателя ФИО1 ввиду устранения допущенных нарушений.
Представитель ИП ФИО1 по доверенности ФИО3 состав и событие административного нарушения не оспаривала, просила назначить административное наказание в виде предупреждения, представив доказательства устранения допущенных нарушений.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.3 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны обновлять информацию о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
В силу п.п.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:
- вид операции и основания ее совершения;
- дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
- сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания;
-наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
- сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица;
- сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.
Согласно п.п.4 п.1 ст.6 Федерального закона от 07.08.2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: помещение драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В судебном заседании установлено, что В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в ходе проведения плановой документарной проверки по вопросам соблюдения индивидуальным предпринимателем ФИО1 требований законодательства Российской Федерации о противодействии (легализации) отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма установлено, что ИП ФИО1 при осуществлении экономической деятельности нарушены требования Федерального закона Российской Федерации от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
В нарушение требований подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ идентификация клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев осуществляется без обновления информации не реже одного раза в год (анкеты клиентов не содержат реквизит «дата обновления анкеты», форма анкет разработана и приложена к утвержденным ИП ФИО1 10.01.2016 г. Правилам внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 6 и подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) представлена недостоверная информация о проведенных ИП ФИО1 операциях с денежными средствами или иным имуществом, в том числе:- 55 сообщений формы 4-СПД и (или) электронных формализованных сообщений (далее ФЭС 1-ФМ) представлены в Росфинмониторинг об операциях, не подлежащих обязательному контролю, из них: 39 ФЭС 1-ФМ об операциях, совершенных в соответствии с договорами подряда перехода права собственности; 16 ФЭС 1-ФМ об операциях, совершенных в соответствии с договорами продажи (поставки) изделий, не относящихся к драгоценным металлам и драгоценным камням; 3 ФЭС 1-ФМ представлены в Росфинмониторинг с недостоверными суммами операций по причине подсчета общей стоимости содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни изделий и изделий, их не содержащих (в том числе одно из них подлежало документальному фиксированию и представлению в Росфинмониторинг, так как сумма операции не превысила установленную пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ сумму 600000 рублей).
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Обстоятельства совершения правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении №*** от ДД.ММ.ГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГ, распоряжением о проведении плановой проверки №*** от ДД.ММ.ГГ, определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, свидетельством о постановке на специальный учет от ДД.ММ.ГГ, правилами внутреннего контроля (утверждены ДД.ММ.ГГ), сводной таблицей по совершенным сделкам, договорами поставки, товарными накладными.
Доказательства получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного порядка, отнесены ст. 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
В силу ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ, неисполнение кредитной организацией требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части разработки правил внутреннего контроля и (или) назначения специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с ч.2 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ, действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что данных о том, что выявленные нарушения повлекли непредставление в уполномоченный орган сведений о соответствующих операциях, что имеет значение для квалификации деяния по части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.
Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленного срока, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 статьи 15.27, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Переквалификация деяния ИП ФИО1 на часть 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не повлечет ухудшение ее положения.
В силу ст. ст.3.1., 4.1. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Административное наказание не может иметь своей целью нанесение вреда деловой репутации юридического лица.
При определении вида и меры, судья учитывает характер совершенного правонарушения, его общественную опасность, отношение к содеянному, конкретные обстоятельства административного дела, устранение выявленных нарушений.
Решая вопрос о назначении наказания, судья принимает во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих ответственность, и отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность.
В связи с чем, судья считает возможным применить в отношении ИП ФИО1 административное наказание в виде <данные изъяты>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Индивидуального предпринимателя ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.27 КоАП РФ и назначить наказание в виде <данные изъяты>.
Постановление может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла в течение 10 дней с момента вручения его копии.
Судья: Самойлова Ю.С.