Дело № 5-39/2018 УИН №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
г. Осинники 07 июня 2018 года
Судья Осинниковского городского суда Кемеровской области Раймер К.Е.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении Администрации Осинниковского городского округа (ИНН/КПП <***>/422201001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>)
УСТАНОВИЛ:
Администрацией Осинниковского городского округа совершено административное правонарушение, предусмотренное по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ – несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Согласно протоколу № от 18.05.2018, составленному государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по г.Осинники, 21.03.2018 года в 100 ч. 00 мин. И 15 ч. 00 мин. При обследовании улично-дорожной сети на территории Осинниковского городского округа, были выявлены нарушения требований нормативных документов в части обеспечения безопасности дорожного движения при содержании улиц и дорог, а именно: допущено образование на покрытии проезжей части дороги просадок, выбоин и иных повреждений затрудняющих движение транспортных средств. Предельные размеры отдельных просадок и выбоин не соответствовали требованиям нормативных документов то есть превышали по длине 15 см., ширине 60 см. и глубине 5 см. Также 31 марта 2018 в 21 ч. 50 мин. Из-за наличия на проезжей части дороги выбоин по ул.Шахтовая напротив дома № произошло административное дорожно-транспортное происшествие, повлекшее причинение материального ущерба имуществу физического лица являющегося участником дорожного движения. По всем установленным фактам составлены соответствующие акты о недостатках на асфальтобетонном покрытии проезжих частей дорог по следующим адресам: участок дороги по улице Красная Орловка (название согласно проекта организации движения) от городского парка, включая участок дороги по улице Чайковского до АЗС «Перекресток Ойл» по улице Красная Орловка 1; улица Гагарина на всем ее протяжении; улица Куйбышева на всем ее протяжении; улица Ленина на всем ее протяжении; улица Шахтовая на всем ее протяжении; улица Магистральный проезд на всем ее протяжении.
На вышеуказанных улицах выявлено нарушение требований пунктов 3.1.1 ГОСТ- Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. 3.1.2 ГОСТ- Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». На проезжей части дороги допущено образование отдельных просадок и выбоин не соответствующих требованиям нормативных документов то есть превышающих по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Также указанные недостатки являются недопустимыми и нарушают требования пункта 5.2 «Покрытие проезжей части» ГОСТ 33220-2015» Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию». Указанные выше недостатки в соответствии с требованиями ГОСТ- Р50597 - 93 являются недопустимыми.
Измерения были проведены с использованием средств измерения: «Рейка дорожная универсальная КП-231». Поверка НФ 76969 до ДД.ММ.ГГГГ. « Линейка металлическая двухшкальная» имеет сертификат о калибровке № от ДД.ММ.ГГГГ. Произведена фотосъемка выявленных недостатков в содержании УДС.
В судебном заседании представитель Администрации Осинниковского городского округа Малай А.И., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что С составлением протокола об административном правонарушении в отношении администрации Осинниковского городского округа не согласны, возражаем по следующим основаниям. Отсутствие состава административного правонарушения. Не установлен субъект административного правонарушения: Муниципальной программой «Национальная экономика, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, энергосбережение и повышение энергоэффективности Осинниковского городского округа на 2015-2019 гг.» указано, что одним из исполнителей программы является МКУ «ЖКУ». Также МКУ ЖКУ является заказчиком по выполнению работ по содержанию автомобильных дорог местного значения, ремонту дорожных покрытий улично-дорожной сети на территории Осинниковского городского округа. По итогам аукциона был заключен МК 083...-01 от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение ремонта дорожныхпокрытий (после формирования технического задания закупка была включена в план закупок и план-график закупок (ДД.ММ.ГГГГ.), ДД.ММ.ГГГГ был объявлен электронный аукцион. Данная процедура производится в порядке ФЗ 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данные обстоятельства не были учтены при составлении протокола и проведении административного расследования, в результате чего администрация Осинниковского городского округа является ненадлежащим субъектом административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно пункту 1 статьи 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу пункта 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (пункт 1 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Администрация Осинниковского городского округа для выполнения возложенных задач учреждает предприятия, т.е. выполнила возложенные законом полномочия в виде создания МКУ ЖКУ, издания муниципальной программы Национальная экономика, жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство, энергосбережение и повышение энергоэффективности Осинниковского городского округа на 2015-2019 гг.».Кроме того, Главным распорядителем средств бюджета городского округа является МКУ ЖКУ.
Таким образом, учреждение создано органом местного самоуправления в целях организации исполнения вопросов местного значения, к числу которых относится организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования. Таким образом, при ненадлежащем установлении субъекта административного правонарушения, состав правонарушения не доказан. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5 КоАП РФ). Считаем, что вина в совершении административного правонарушения не доказана, не подтверждена доказательствами. Таким образом, считают неправомерным составление протокола в отношении администрации Осинниковского городского округа. Также пояснила, что у администрации Осинниковского городского округа тяжелое материальное положение, бюджет городя является дотационным, минимальный размер штрафа является значительным.
В судебном заседании государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес>ДМГ, составивший протокол об административном правонарушении, суду пояснил, что юридическим лицом – администрацией Осинниковского городского округа, как владельца дороги, допущено несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги в безопасном для дорожного движения эксплуатационном состоянии, не принято мер к устранению недостатков. На проезжей части дороги допущено образование отдельных просадок и выбоин не соответствующих требованиям нормативных документов то есть превышающих по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см. Таким образом, надлежащим образом данный участок дороги не содержится по вине администрации, которая и является надлежащим субъектом административной ответственности.
Судья, выслушав представителя администрации Осинниковского городского округа, лицо, составившее протокол об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Указанные обстоятельства, согласно ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ, устанавливаются на основании доказательств, оценка которых производится должностным лицом и судьей по своему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследования всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п.3.1.1 ГОСТ Р 50597-93. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее ГОСТ Р 50597-93) покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Согласно п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Обеспечение сохранности автомобильных дорог - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение соблюдения требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами таких автомобильных дорог (в области ремонта и содержания автомобильных дорог), пользователями таких автомобильных дорог (в области использования автомобильных дорог), должностными лицами, юридическими и физическими лицами (в области использования полос отвода и (или) придорожных полос автомобильных дорог) (п. 21 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
Владельцами автомобильных дорог, в силу п. 7 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ, являются исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, полномочия владельца автомобильных дорог вправе осуществлять Государственная компания «Российские автомобильные дороги» в отношении автомобильных дорог, переданных ей в доверительное управление.
В силу статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Согласно пункту 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Вина администрации Осинниковского городского округа в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с положениями ст.28.2 КоАП РФ, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела.
Судьей также установлено, что 02.04.2018 в 14 ч. 00 мин. был составлен акт о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги <адрес>, что является нарушением требований п.3.1.2 ГОСТ –Р 50597-93. Срок устранения недостатка 10 суток с момента получения информации. Копия акта направлена администрации Осинниковского городского округа 03.04.2018 и получена ими, что подтверждается штемпелем входящей почты.
Государственным инспектором по направлению дорожного надзора ОГИБДД Отдела МВД России по г.Осинники было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении для проведения административного расследования.
В ходе проведения административного расследования из администрации Осинниковского городского округа поступил ответ, из которого следует, что конкурс на выполнение работ по ремонту дорожного покрытия улично-дорожной сети (ямочный ремонт) на территории Осинниковского городского округа объявлен, до 23.04.2018г. будут приниматься заявки, в зависимости от количества заявок будет определена процедура аукциона, и заключен муниципальный контракт на выполнение данных работ.
Муниципальный контракт № заключен ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.3 Устава муниципального образования – Осинниковский городской округ следует, что администрация Осинниковского городского округа – исполнительно-распорядительный орган городского округа – наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу п. 5 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 6 ст. 13, ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.5 Устава муниципального образования – Осинниковский городской округ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения городского округа и обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании изложенного владельцем участка дороги является администрация Осинниковского городского округа, следовательно, владельцем дороги нарушены требования по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дороги в безопасном состоянии для дорожного движения эксплуатационном состоянии, не принято исчерпывающих мер к устранению данных недостатков.
Доводы представителя юридического лица, изложенные в судебном заседании о том, что администрация Осинниковского городского округа не является субъектом данного административного правонарушения, а им является – МУК «ЖКУ», несостоятельны, поскольку согласно Уставу Муниципального казенного учреждения «Жилищно-коммунальное управление» данное учреждение создано в целях реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации «О размещении заказов, поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в сфере жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования – Осинниковский городской округ.
И в его виды деятельности не входит содержание автомобильных дорог.
Из имеющихся материалов дела, следует, что органом местного самоуправления (администрацией Осинниковского городского округа) не приняты меры по определению организации, в ведении которой должно входить содержание дороги: участок дороги по улице Красная Орловка (название согласно проекта организации движения) от городского парка, включая участок дороги по улице Чайковского до АЗС «Перекресток Ойл» по улице Красная Орловка 1; улица Гагарина на всем ее протяжении; улица Куйбышева на всем ее протяжении; улица Ленина на всем ее протяжении; улица Шахтовая на всем ее протяжении; улица Магистральный проезд на всем ее протяжении.
Администрация Осинниковского городского округа обязана выполнять функции по осуществлению контроля за ненадлежащим исполнением организациями обязательство по заключению муниципальных контрактов, применению мер ответственности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог местного значения в границах Осинниковского городского округа установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Администрация Осинниковского городского округа является субъектом вмененного административного правонарушения по ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Совокупность исследуемых судьей доказательств, которые согласуются между собой, не противоречат друг другу, дополняют друг друга, позволяют судье считать вину администрации Осинниковского городского округа установленной и квалифицировать действия юридического лица по ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержание дорог либо непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст.1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу администрации Осинниковского городского округа, не усматривается. Принцип презумции невиновности не нарушен.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, судья полагает, что наказание следует назначить в виде штрафа, ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КРФоАП, ст.4.1 КРФоАП дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КРФоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч.3.3 ст.4.1 КРФоАП, при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, характер допущенных нарушений, степень их тяжести, финансовое состояние юридического лица, судья приходит к выводу о том, что административное наказание в виде административного штрафа в размере от 200 000 до 300 000 рублей, предусмотренном санкцией ч.1 ст.12.34 КоАП РФ РФ, не соответствует характеру совершенного Администрацией Осинниковского городского округа административного правонарушения, а также может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица, что с учетом конкретных обстоятельств дела позволяет снизить размер назначенного ему административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч.1 ст.12.34 КРФоАП, но до размера не менее половины минимального размера, то есть до 100 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12.34 ч.1, ст. 23.1 и главой 29 Кодекса РФ Об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Администрацию Осинниковского городского округа (ИНН/КПП <***>/422201001, ОГРН <***>, юридический адрес: <...> виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: в УФК по Кемеровской области (отдел МВД России по г. Осинники), ИНН <***>, расчетный счет № в ГРКЦ ГУ Банка России по Кемеровской области, БИК 043207001, КПП 422201001, ОКАТО 32434000000, л/с <***>, КБК 18811630020016000140, УИН 18810442170340003434.
Разъяснить Администрацию Осинниковского городского округа, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ, при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней настоящее постановление направляется судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Лицо, не уплатившее административный штраф, привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья К.Е. Раймер