ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/16 от 14.04.2016 Павлоградского районного суда (Омская область)

№ 5-3/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

р.п. Павлоградка 14 апреля 2016 года

(резолютивная часть объявлена 11 апреля 2016)

Павлоградский районный суд Омской области (646760, <...>) в составе

председательствующего судьи Кириленко Л.В.,

при секретаре Молчановой Н.Л.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ..., проживающего по адресу: <адрес>, по ч.1 ст.20.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 19.02.2016 ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах: 09.12.2015 в период с 14-00 час. до 15-00 час. около здания Дома культуры, расположенного по адресу: <адрес>, организовал и участвовал в проведении публичного мероприятия в форме митинга с нарушением установленного пунктами 1, 2, 10 части 4 стаатьи 5, части 5 статьи 5, части 1 ст.7, ч.1 ст.10 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», что выразилось в нарушении сроков подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в администрацию ... сельского поселения, не согласовании места и времени проведения публичного мероприятия с администрацией ... сельского поселения и неинформировании администрации ... сельского поселения в письменной форме в установленный законом срок о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия в период проведения указанного митинга, а также предварительной агитации среди граждан о проведении вышеуказанного публичного мероприятия до согласования с органом местного самоуправления места и (или) времени его проведения (л.д.2-3).

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ, не признал, показал, что первоначально хотел организовать проведение митинга в ноябре 2015 года в защиту прав сына, который, как он полагает, незаконно осужден, было направлено уведомление в ... сельское поселение, на следующий день приезжал представитель отдела полиции по Павлоградскому району, разъяснил, что нарушена процедура организации митинга, неправильно оформлено уведомление, нарушен срок его подачи, не направлена информация в ФСБ. Митинг проведен не был, после разговора с Б.А.С. она взяла на себя обязанности по организации митинга 09 декабря 2015 года, направила в конце ноября 2015 года уведомление в пограничное управление в г.Омске о проведении митинга, сообщила об этом ему. Он, встретив главу ... сельского поселения Г.А.Я.., устно сообщил ему, что митинг будет 09 декабря и после получения разрешения пограничного управления он придет в поселение и напишет уведомление. В первых числах декабря 2015 года Б.А.С. позвонила ему и сказала, что вопрос о проведении митинга решен. 04 декабря 2015 года он отнес в администрацию ... сельского поселения уведомление о проведении митинга 09 декабря 2015 года. Также изготовил несколько объявлений о митинге, разместил их у двух магазинов и по производственных цехам ЗАО «...». Кроме этого раздавал жителям села статью из газеты «...», в которой описывалась ситуация с его сыном, чтобы граждане знали, о чем будет идти речь на митинге. Также он устно предупредил о митинге сотрудников ... больницы, чтобы они присутствовали на митинге для возможной оказании помощи, поскольку на улице был гололед. Ответ на уведомление из сельского поселения был получен им 09 декабря 2015 года, от главы поселения знал о нарушении срока. Он разговаривал с Б.А.С., определять дату митинга на другое время они не стали, поскольку в уведомлении в пограничную службу датой митинга было указано 09 декабря, пришлось бы подавать новое уведомление, кроме этого, о дате митинга было уже известно гражданам. Он не был организатором митинга, им была Б.А.С., которая организовала митинг с его согласия, поэтому во время проведения митинга на нем не было никакого отличительного знака. Считает, что администрация сельского поселения надлежаще в срок была уведомлена о дате проведения митинга, поскольку уведомление в пограничное управление о митинге было направлено своевременно, после чего он устно уведомил о митинге главу поселения, несмотря на то, что письменное уведомление было подано 04 декабря 2015 года, они живут в одном селе, и у сельского поселения было достаточно времени, чтобы известить все необходимые органы о митинге. Подача уведомления позже, чем за 10 дней, не является большим нарушением, поскольку при проведении митинга не было допущено нарушений общественного порядка, присутствовали сотрудники полиции, пограничной службы, медицинские работники, представители администрации района и сельского поселения.

Исследовав материалы дела, выслушав лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, свидетелей, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ установлено, что нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Согласно ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В соответствии со ст.5 указанного Федерального закона организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Статьей 4 Федерального закона №54-ФЗ к организации публичного мероприятия отнесены:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

В силу ч.3 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право:

1) проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания;

2) проводить предварительную агитацию в поддержку целей публичного мероприятия через средства массовой информации, путем распространения листовок, изготовления плакатов, транспарантов, лозунгов и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

3) уполномочивать отдельных участников публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению;

4) организовывать сбор добровольных пожертвований, подписей под резолюциями, требованиями и другими обращениями граждан;

5) использовать при проведении собраний, митингов, демонстраций и шествий звукоусиливающие технические средства (аудио-, видеоустановки и другие устройства) с уровнем звука, соответствующим стандартам и нормам, установленным в Российской Федерации;

6) требовать от уполномоченного представителя органа внутренних дел удалить с места проведения публичного мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия.

Частью 4 статьи 5 указанного Федерального закона установлены обязанности организатора публичного мероприятия: подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; иметь отличительный знак организатора публичного мероприятия и др.

Согласно ч.5 ст.5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Статьей 2 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

В силу ст.7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Подпунктом 3 п.1 ст.2 Закона Омской области от 09.02.2005 №606-ФЗ установлено, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган) сельского поселения, на территории которого предполагается проведение публичного мероприятия.

Из материалов дела видно, что 30.11.2015 в адрес пограничного управления ФСБ России по Омской области от Б.А.С. поступило уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга 09 декабря 2015 года в .... 04 декабря 2015 года Б.А.С. проинформирована по телефону, что в соответствии с требованиями приказа ФСБ России от 15 октября 2012 года №515 для проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в ... разрешения от пограничных органов не требуется, достаточно уведомления (л.д.38, 82).

04.12.2015 ФИО1 направил в администрацию ... сельского поселения Павлоградского муниципального района Омской области уведомление о проведении 09 декабря 2015 года с 14-00 час. до 16-00 час. публичного мероприятия в форме митинга у досугового центра в <адрес> в защиту прав осужденного М.А.Е.., в уведомлении указано о подаче уведомления в ПУ ФСБ России по Омской области 27.11.2015 (л.д.25).

В ответе администрации ... сельского поселения Павлоградского района на уведомление о проведении митинга 09 декабря 2015 года указано, что уведомление не может быть согласовано, т.к. нарушен срок подачи уведомления, установленный ст.7 Федерального закона №54-ФЗ, рекомендовано направить уведомление в установленные законом сроки, разъяснена ст.20.2 КоАП РФ (л.д.26-27).

Митинг в ... 09 декабря 2015 года состоялся, приняты три резолюции, адресованные Президенту РФ, руководителю Следственного комитета РФ, Генеральному прокурору РФ, в защиту прав осужденного М.А.Е. (л.д.31-33).

Свидетель Т.Ю.И. показал, что уведомление о проведении митинга 09.12.2015 ФИО1 принес в ... сельское поселение 04.12.2015, ему было сразу указано на нарушение срока подачи уведомления, но он сказал, что дата митинга уже согласована. 08.12.2015 он был ознакомлен с ответом поселения, но отказался его забирать, забрал 09.12.2015 после митинга. О том, что ФИО1 отказался забрать ответ сельского поселения 08.12.2015, показала свидетель Н.Д.Ш.

Свидетель Г.А.Я. показал, что первое уведомление о проведении митинга 28.11.2015 ФИО1 принес ему домой в выходной день 20.11.2015, оно было зарегистрировано 23.11.2015. В тот же день ФИО1 было направлено письмо о нарушении процедуры организации митинга, были проинформированы пограничное управление, отдел полиции. Митинг 28.11.2015 проведен не был. Затем ФИО1 говорил ему, что решается вопрос в г.Омске о получении разрешения пограничной службы на проведение митинга в другой день, дату не называл, 04.12.2015 принес уведомление о проведении митинга 09.12.2015.

Свидетель Б.А.С. показала, что она являлась организатором митинга в ... 09 декабря 2015 года, проводила митинг по просьбе ФИО1 в связи с незаконным осуждением его сына. 27.11.2015 она отнесла в пограничное управление уведомление о проведении митинга, опустила его в почтовый ящик, в начале декабря 2015 года ей по телефону сказали, что уведомление принято, митинг можно проводить. Затем ФИО1 сам 04.12.2015 уведомил ... сельское поселение о митинге, хотя не должен был этого делать, т.к., по ее мнению, достаточно уведомления пограничного управления, поскольку ... находится в пограничной зоне. Достаточно было уведомить устно сельское поселение о митинге. Кроме того, она дважды уведомляла главу Павлоградского района по телефону о дате митинга.

Свидетели Н.Н.М.,Н.Ф.Ш.,Н.Д.Ш.,С.Е.М. показали, что о митинге узнали от ФИО1

Несмотря на непризнание вины ФИО1 в организации митинга, не указание его в уведомлении о митинге в качестве его организатора, суд полагает, что ФИО1 являлся организатором митинга, проведенного 09 декабря 2015 года в ..., поскольку подал в администрацию ... сельского поселения уведомление о проведении публичного мероприятия, проводил предварительную агитацию и оповещение возможных участников публичного мероприятия. Указанные действия Федеральным законом №54-ФЗ отнесены к организации публичного мероприятия. При проведении митинга не имел отличительного знака организатора публичного мероприятия.

Согласно ст.10 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством Российской Федерации формы агитации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ (п.2.2 Постановления от 14.02.2013 №4-П «По делу о проверке конституционности Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В.С.») разрешение проводить предварительную агитацию о публичном мероприятии с момента согласования с соответствующим органом публичной власти места и (или) времени его проведения не означает, что до этого момента организатор публичного мероприятия не вправе распространять о нем никакие сведения: в силу статьи 4 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не исключается оповещение о публичном мероприятии его возможных участников - как до, так и после подачи в орган исполнительной власти Российской Федерации или орган местного самоуправления соответствующего уведомления. Оповещение возможных участников публичного мероприятия - в отличие от предварительной агитации, которая, по смыслу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30 октября 2003 года №15-П, имеет целью побудить граждан и их объединения принять участие в публичном мероприятии, - позволяет его организаторам заблаговременно довести до возможных участников публичного мероприятия информацию о планируемых митинге, демонстрации, шествии или пикетировании, а также, в случае необходимости, о ходе согласования. Осуществляя такое оповещение, организатор публичного мероприятия вправе любым способом распространять сведения о целях, форме, заявленных месте и времени проведения, предполагаемом количестве участников и других деталях публичного мероприятия, однако эти сведения не должны содержать приглашений и призывов принять в нем участие.

Объявления, которые были распространены в общественных местах ..., до согласования места и времени проведения публичного мероприятия, содержали информацию о дате, времени и месте проведения митинга, теме митинга «Это может случиться с каждым. Правовой беспредел. В защиту незаконно осужденного М.А.». Одновременно объявления содержали приглашения принять участие всех неравнодушных, кого задела судьба А. (л.д.36). Кроме этого, как пояснил в судебном заседании ФИО1, он распространял среди граждан статью из газеты «...», чтобы граждане, которые придут на митинг, знали о сложившейся ситуации с его сыном.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ФИО1 не только оповещал граждан о времени, месте митинга и его целях, но приглашал и призывал принять в нем участие, что является предварительной агитацией, которая запрещена до согласования места и времени проведения публичного мероприятия.

Поскольку ч.5 ст.5 Федерального закона содержит запрет организатору публичного мероприятия на его проведение в случае, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок, у администрации ... сельского поселения отсутствовала обязанность доведения до организатора мероприятия предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия. Такое предложение органом местного самоуправления не доводилось до организатора митинга, следовательно, в действиях ФИО1 отсутствует такое нарушение порядка организации митинга, как не информирование администрации ... сельского поселения в письменной форме в установленный законом срок о принятии или непринятии предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия, несогласовании времени и места проведения публичного мероприятия.

Часть 5 ст.5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» содержит однозначный запрет на проведение публичного мероприятия, если уведомление о его проведении не было подано в срок.

В связи с этим не могут быть приняты во внимание доводы ФИО1 о том, что несмотря на подачу уведомления менее, чем за 10 дней до проведения митинга, данное нарушение является несущественным, с учетом предполагаемого проведения митинга в сельской местности, у администрации сельского поселения была возможность обеспечить безопасность его проведения, известив соответствующие органы, и о том, что фактически на митинге 09 декабря 2015 года присутствовали представители отдела полиции, пограничной службы, медицинские работники, администрации района и сельского поселения, нарушений общественного порядка допущено не было, ничьи права не нарушены.

Не может быть принят довод ФИО1 и о том, что после подачи Б.А.С. уведомления в пограничную службу он устно поставил в известность главу ... сельского поселения Г.А.Я. о проведении митинга 09 декабря 2016 года, тем самым был соблюден срок подачи уведомления, поскольку Федеральным законом уведомление определено как документ, т.е. уведомление должно быть подано в письменной форме. Кроме того, допрошенный в качестве свидетеля Г.А.Я. показал, что в устном разговоре ФИО1 не называл предполагаемую дату митинга.

Также суд учитывает, что 20.11.2015 ФИО1 от имени инициативной группы обращался к главе ... сельского поселения о разрешении провести митинг 28.11.2015, 23.11.2015 ему был направлен ответ с разъяснением процедуры организации публичного мероприятия, в том числе подачи уведомления, и объеме информации, которая должна быть указана в уведомлении о проведении публичного мероприятия (л.д.90, 94-95).

Таким образом, суд считает, что действия ФИО1 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ - нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации и проведения митинга, поскольку им, как организатором митинга, уведомление о проведении митинга не было подано в срок, установленный Федеральным законом, при этом митинг фактически проведен, проводил предварительную агитацию до согласования времени проведения митинга с органом местного самоуправления, при проведении митинга не имел отличительного знака организатора публичного мероприятия.

При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, который ранее к административной ответственности не привлекался, работает, по месту жительства и работы характеризуется положительно, имеет на иждивении ..., отсутствуют отягчающие административную ответственность обстоятельства, и считает возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное ч.1 ст.20.2 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.2 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (Десять тысяч) рублей.

Информация о получателе штрафа: получатель УФК Министерства финансов РФ по Омской области (Управление Министерства внутренних дел России по Омской области), УИН 18880455156027005114, ИНН <***>, КПП 550301001, счет №40101810100000010000 отделение Омск, БИК 045209001, ОКТМО 52646000, КБК 18811690050056000140, наименование платежа: административный штраф.

Разъяснить ФИО1, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ - неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи жалобы в Павлоградский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Л.В.Кириленко