ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/18 от 03.04.2018 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 5-3/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Кострома 03 апреля 2018 года

Судья Костромского районного суда Костромской области Комарова Е.Н.,

с участием ФИО1,

представителя Управления Федерального казначейства по Костромской области Г.

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 20 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы Бакшеевского сельского поселении Костромского муниципального района Костромской области ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

05 февраля 2018 года контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Костромской области М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ, в отношении главы Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО1

Согласно протоколу, глава Бакшеевского сельского поселения ФИО1 в установленный срок не выполнил в полном объеме вынесенное по результатам плановой проверки законное предписание заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Костромской области от 04 сентября 2017 года , в соответствии с которым он был обязан в срок до 20 декабря 2017 года:

-завершить выполнение мероприятий третьего этапа региональной и муниципальной адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Никольского сельского поселения,

-обеспечить исполнение застройщиком обязательств по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района Костромской области на 2015 год»,

-принять меры по устранению причин и условий совершения указанных в предписании нарушений.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что в должности главы администрации Бакшеевского сельского поселения работал с 05 октября 2016 года по 23 января 2018 года. В целях реализации муниципальной адресной программы переселения граждан из аварийного жилого фонда в декабре 2015 года предшествующим главой администрации сельского поселения С. с ООО «*****» заключены 24 муниципальных контрактов на приобретение 24 жилых помещений в объектах долевого строительства в (адрес). Один муниципальный контракт на приобретение жилого помещения в объектах долевого строительства в (адрес) был заключен им (ФИО1) с ООО СК «*****» 28 октября 2016 года. В течение 2017 года велась работа, направленная на выполнение муниципальной адресной программы и на скорейшее завершение строительства. В адрес застройщиков направлялись претензии. В июле 2017 года УФК по Костромской области была проведена проверка исполнения муниципальных контрактов, расходования бюджетных средств. Основные претензии были по строящемуся дому в (адрес), сроки сдачи объекта были существенно нарушены застройщиком. Предписание от 04 сентября 2017 года поступило в администрацию сельского поселения, и выявленные нарушения были практически сразу устранены. В ноябре 2017 года он лежал в госпитале, затем с середины декабря 2017 года находился в отпуске, а с 23 января 2018 года прекратил полномочия главы администрации Бакшеевского сельского поселения. Ему не известно, была ли в установленный срок, а именно до 22 декабря 2017 года, администрацией сельского поселения направлена информация об исполнении предписания. Считает, что все зависящие от него меры по выполнению муниципальной адресной программы им были приняты. О том, что отношении него 05 февраля 2018 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ, он узнал, получив 28 февраля 2018 года судебную повестку, которой он вызывался в суд на 28 февраля 2018 года на рассмотрение дела. С протоколом и другими материалами дела ознакомился только в суде. Уведомлений о явке 05 февраля 2018 года в Управление Федерального казначейства по Костромской области для составления протокола об административном правонарушении он по домашнему адресу не получал, из администрации сельского поселения о поступившем факсимильной связью на его имя уведомлении он не извещался. Уже 7 или 8 февраля 2018 года водитель администрации сельского поселения привез ему домой конверт, в котором находилось уведомление, а также телеграмму, которыми он приглашался в УФК 05 февраля 2018 года на составление протокола. Несколько раз он попытался дозвониться в УФК по телефонам, указанным в уведомлении, но безуспешно. Копию протокола об административном правонарушении он не получал. Считает, что необоснованно привлекается к административной ответственности.

Заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Костромской области Г. полагала, что предписание от 04 сентября 2017 года в отношении ФИО1 является законным, в установленном порядке оно не обжаловано и не отменено, следовательно, подлежало обязательному исполнению. Срок для исполнения предписания был предоставлен достаточный, однако в установленный срок предписание не исполнено. За разъяснением порядка исполнения предписания, за отсрочкой исполнения предписания глава администрации сельского поселения не обращался. Информация об исполнении предписания до настоящего времени в Управление Федерального казначейства не поступила. Документов, подтверждающих проведение с застройщиком претензионно-исковой работы в рамках исполнения программы по переселению граждан, также представлено не было, вследствие чего предписание нельзя признать исполненным, что явилось основанием для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ. На момент составления протокола Управление не располагало данными о досрочном прекращении ФИО1 полномочий главы сельского поселения, об этом стало известно, когда дело уже находилось в суде. Между тем вынесенное предписание подлежало исполнению в период осуществления ФИО1 полномочий главы муниципального образования, поэтому за неисполнение предписания в установленный срок он может быть привлечен административной ответственности как должностное лицо. ФИО1 был уведомлен о явке в УФК 05 февраля 2018 года для составления протокола заказным письмом по месту жительства согласно адресной справке, факсимильной связью по месту работы, также по месту работы ему была направлена телеграмма. Сведений о получении ФИО1 почтовых отправлений до настоящего времени нет, факс прошел с отметкой об успешном отправлении, а телеграмма согласно уведомлению почтового отделения была вручена ФИО1 лично, в связи с чем его извещение было признано надлежащим, и протокол об административном правонарушении был составлен в его отсутствие. Копия протокола направлена ФИО1 по месту работы и по месту жительства, сведений о получении им протокола не имеется.

Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Часть 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

В соответствии с ч. 2 ст. 269.2, ч. 3.1 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092 при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеет право проводить проверки, ревизии и обследования, направлять объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов.

Из материалов дела следует, что в соответствии с Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 02 мая 2013 года № 200-а, Муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района на 2015 год», утвержденной постановлением администрации Костромского муниципального района от 208 мая 2015 года № 661, постановлением администрации Бакшеевского сельского поселения от 28 ноября 2014 года № 108 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района на 2015 год».

Срок реализации программы Бакшеевского сельского поселения 2015-2016 годы. Перечень основных мероприятий программы - строительство 24-квартирного жилого дома для расселения граждан из аварийного многоквартирного дома.

Между администрацией Костромского муниципального района и администрацией Бакшеевского сельского поселения заключено Соглашение от 21 июля 2015 года № 2 о предоставлении субсидии из бюджета Костромского муниципального района бюджету Бакшеевского сельского поселения на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда в 2015-2016 года в сумме 20 829 679,10 рублей (средства Фонда - 13 545 384,10 рублей, средства областного бюджета - 7 284 295,00 рублей). Обеспечение достижения показателей результативности предоставления субсидий, соответствующих целевым показателям и индикаторам муниципальной программы по состоянию на 31 декабря 2016 года численность подлежащих переселению граждан - 45 человек, общая площадь, подлежащая расселению - 669,7 кв. м.

В целях реализации программы переселения между администрацией Бакшеевского сельского поселения заключено 25 муниципальных контрактов на приобретение 25 жилых помещений общей площадью 704,5 кв. м, на общую сумму 21 912 063,50 рублей, в объектах долевого строительства. При этом 24 контракта заключено с ООО «*****» на приобретение 24 жилых помещений в объекте долевого строительства по адресу: (адрес), и один контракт заключен с ООО СК «*****» на приобретение одного жилого помещения в объекте долевого строительства по адресу: (адрес).

Срок передачи Застройщиком объектов долевого строительств Муниципальному заказчику - до 30 сентября 2016 года.

Согласно Отчету о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидий из бюджета Костромского муниципального района бюджету Бакшеевского сельского поселения по Соглашению от 21 июля 2015 года №2 установлено невыполнение программы Бакшеевского сельского поселения на 2015 год по состоянию на 01 января 2017 года, запланированные к расселению граждане расселены не все, запланированная к расселению площадь расселена не полностью, выделенные средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 513 337,08 рублей использованы без результата.

На основании приказа Управления Федерального казначейства по Костромской области от 18 июля 2017 года в период с 26 июля по 03 августа 2017 года в администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района проведена выездная плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства при использовании средств предоставленных Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2016 году.

Из акта выездной проверки от 03 августа 2017 года следует, что согласно данным визуального осмотра многоквартирного дома по адресу: (адрес), и придомовой территории по состоянию на 28 июля 2017 года 24-квартирный жилой дом заселен частично, один собственник квартиры М.В.. не найдена, переписка на предмет розыска собственника не велась. Застройщиком в нарушение п.3.3 и приложения 3 к муниципальному контракту не выполнены работы по благоустройству придомовой территории - 4 этап оплаты контракта. На момент визуального смотра работы по благоустройству придомовой территории не велись.

Согласно данным визуального осмотра многоквартирного дома по адресу: (адрес), в котором администрацией Бакшеевского сельского поселения по муниципальному контракту приобретается жилое помещение для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, по состоянию на 25 июля 2017 года строительство объекта не завершено. Актом визуального осмотра установлено, что объект находится на третьем этапе, предусмотренном п.3.3 заключенных муниципальных контрактов, а именно: возведение всех этажей многоквартирного жилого дома с перекрытиями, внутренними стенами и перегородками, завершение работ по устройству крыши. Работы 4-го этапа, предусматривающего подключение многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения, завершения работ по отделке квартир и благоустройству придомовой территории застройщиком не выполнены. На момент визуального смотра строительные работы на объекте не велись.

Также в Акте проверки отражено, что администрацией Бакшеевского сельского поселения в адрес ООО «*****» и ООО СК «*****» требования (претензия) об уплате неустоек (штрафов, пеней) за нарушение сроков выполнения работ по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилого фонда не направлялись.

В период с 29 марта 2011 года по 04 октября 2016 года, то есть на момент принятия Муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района на 2015 год», муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района на 2015 год» должность главы администрации Бакшеевского сельского поселения замещал С. Им же от имени администрации Бакшеевского сельского поселения заключены 24 муниципальных контракта с ООО «*****» на приобретение жилых помещений для расселения граждан из аварийного жилого фонда в объекте долевого строительства по адресу: (адрес).

На основании постановления избирательной комиссии от ДДММГГГГ и в соответствии с распоряжением от ДДММГГГГ в должность главы муниципального образования «Бакшеевское сельское поселение» Костромского муниципального района с 05 октября 2016 года вступил ФИО1

28 октября 2016 года им заключен один муниципальный контракт с ООО СК «*****» на приобретение жилого помещения для расселения граждан из аварийного жилого фонда в объекте долевого строительства по адресу: (адрес).

Заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Костромской области П. в пределах предоставленных полномочий по результатам проведенной проверки в адрес главы Бакшеевского сельского поселения ФИО1 04 сентября 2017 года вынесено предписание , обязывающее его в срок до 20 декабря 2017 года: завершить выполнение мероприятий третьего этапа региональной и муниципальной адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечить исполнение застройщиком обязательств по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района Костромской области на 2015 год»; принять меры по устранению причин и условий совершения указанных в предписании нарушений; проинформировать о результатах исполнения предписания Управление Федерального казначейства по Костромской области в срок до 22 декабря 2017 года.

Из материалов дела следует, что вышеуказанное предписание получено представителем администрации Бакшеевского сельского поселения 11 сентября 2017 года.

На момент вынесения предписания и в период, когда оно должно было быть исполнено, полномочия ФИО1 как главы администрации Бакшеевского сельского поселения не были прекращены.

Информация о результатах, достигнутых по исполнению предписания, сведения, подтверждающие исполнение предписания или невозможность его исполнения в установленные сроки, в УФК по Костромской области не направлялись, что подтверждается письмом Бакшеевского сельского поселения от 29 марта 2018 года № 135, поступившим по запросу суда.

Признавая предписание неисполненным, контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Костромской области М. 05 февраля 2018 года составила в отношении главы администрации Бакшеевского сельского поселения ФИО1 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ.

Между тем дело об административном правонарушении возбуждено с нарушением требований закона.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

По общим правилам, предусмотренным ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.

Исходя из положений данной нормы, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно ст. 25.15 КоАП РФ, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.

По смыслу данной нормы, извещения, адресованные должностным лицам, направляются по месту их жительства.

ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: (адрес).

Как усматривается из материалов дела, ФИО1 извещался о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 05 февраля 2018 года заказным письмом, направленным по месту жительства, однако сведения о получении им уведомления в материалах дела отсутствуют. Не оспаривается факт отсутствия сведений о надлежащем извещении ФИО1 по месту жительства и представителем УФК по Костромской области.

Кроме того, в материалах дела содержатся сведения о направлении 25 января 2018 года ФИО1 уведомления о явке в УФК для составления протокола факсимильной связью, а также телеграммы по адресу: (адрес) (по месту нахождения администрации Бакшеевского сельского поселения). При этом из отчета о доставлении телеграммы следует, что она была вручена ФИО1 лично.

Между тем вышеуказанный адрес на 25 января 2018 года не являлся местом работы ФИО1, поскольку на основании распоряжения от 23 января 2018 года ФИО1 досрочно прекратил полномочия главы администрации Бакшеевского сельского поселения с 23 января 2018 года. Его доводы о том, что телеграмму и уведомление, поступившие в администрацию сельского поселения, ему передал водитель администрации после 05 февраля 2018 года, не опровергнуты.

Учитывая, что на момент направления ФИО1 извещений о явке в Управление Федерального казначейства для составления протокола об административном правонарушении он уже не являлся главой муниципального образования, что формально исключало получение им уведомлений и телеграммы по месту работы, а сведения о получении им аналогичного уведомления по месту жительства отсутствуют, полагаю, что в рамках рассматриваемого дела ФИО1 не был надлежащим образом извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Данный недостаток протокола об административном правонарушении является существенным.

Порядок производства по делу об административном правонарушении был нарушен, поскольку составление протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО1, не извещенного о месте и времени его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права его на защиту.

Названный протокол об административном правонарушении следует признать незаконным.

Исходя из положений ст. 28.2 и ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ отсутствие в деле протокола об административном правонарушении не позволяет окончить производство по делу об административным правонарушении постановлением о назначении административного наказания, иных доказательств недостаточно для констатации виновности ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 24.5 ч.1 п. 2, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ в отношении главы администрации Бакшеевского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО1 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.Н. Комарова