Материал № 5-3/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Хилок 22 января 2018 года.
Судья Хилокского районного суда Забайкальского края Лунёв А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица ООО «Лик» (ОГРН <данные изъяты>, ИНН <данные изъяты>) зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 8 по Забайкальскому краю 06.07.2008, юридический адрес: <данные изъяты>, в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В судебное заседание Министерство природных ресурсов Забайкальского края, извещенное надлежащим образом, своего представителя не направило.
Генеральный директор ООО «Лик» ФИО2 просила рассмотреть протокол об административном правонарушении в её отсутствие, представив возражения с несогласием на протокол.
Судья считает возможным рассмотреть данный материал с протоколом об административном правонарушении в отсутствие представителей.
Исследовав материалы дела, возражения представителя ООО «Лик», прихожу к следующему.
Часть 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.
Федеральным органом исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха является Министерство природных ресурсов и экологии РФ, в ведении которого, находится Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, осуществляющая свою деятельность совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции и взаимодействующая с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями. Положение о государственном надзоре в области охраны атмосферного воздуха утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 (в редакции от 02.10.2017г.)
Федеральный государственный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также систематического наблюдения, анализа и прогнозирования исполнения обязательных требований.
Материалами дела установлено, что в период с 28 августа по 22 сентября 2017 года государственными инспекторами Забайкальского края в области охраны окружающей среды по требованию Прокуратуры Забайкальского края о проведении внеплановой проверки от 10.08.2017, на основании распоряжений заместителя министра природных ресурсов Забайкальского края И.А. С. от 24 августа 2017 года № 226-р и № 226/1-р была проведена внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Лик», по адресу: <данные изъяты> (Свидетельство постановке на учет № 844 от 13.07.2015). Директор ООО «Лик» З. О.Н. с распоряжениями ознакомлена 25.08.2017.
Проверкой установлено, что ООО «Лик» осуществляет свою деятельность в соответствии с уставом, утвержденным Решением единственного учредителя № 3 от 26.06.2015, предметом деятельности Общества является: оптовая торговля лесоматериалами; осуществление других видов деятельности, не запрещающие законом и не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, основной вид экономической деятельности ООО «Лик» - Торговля оптовая древесным сырьем и необработанными лесоматериалами (выписка из ЕГРЮЛ).
ООО «Лик» зарегистрирован пункт приема и отгрузки древесины, расположенный по адресу: <данные изъяты> (Свидетельство постановке на учет № 844 от 13.07.2015).
Данный пункт эксплуатируется на основании Договора аренды имущества от 27.05.2017 заключенным с ООО «Еарантпроминвест» для организации деятельности пункта приема и отгрузки древесины земельный участок и железнодорожный подъездной путь № 14, а также иное движимое и недвижимое имущество, находящееся на земельном участке, электросетевое хозяйство.
При работе пункта приема и отгрузки древесины, ООО «Лик» эксплуатирует следующие источники негативного воздействия на атмосферный воздух:
- печь, в количестве 5 шт.: используется для обогрева помещений в холодный период времени, в которых проживают наемные работники. Печи работают на твердом топливе - древесная щепа и дрова. Способ подачи в топку - ручной, газоочистное оборудование отсутствует. Выбросы осуществляются через трубы (высота каждой трубы печи приблизительно 3 м, диаметр 0,2 м).
Расчет выбросов от эксплуатации котельной (обогревательных печей) производится в соответствии с «Методикой определения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу при сжигании топлива в котлах производительностью менее 30 тонн пара в час или менее 20 Гкал в час», разработанной в 1999 ВНИТИ и НИИ Атмосфера. Методика используется в соответствии с Перечнем документов по расчету выделений (выбросов) загрязняющих веществ в атмосферный воздух, рекомендованных к использованию в 2017 году.
В соответствии с Приказом Министерства Природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31.12.2010 № 579 «О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию», к источникам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащим государственному учету и нормированию, относятся источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, из которых в атмосферный воздух выбрасываются, в том числе, и следующие вредные (загрязняющие) вещества: азота диоксид, сажа (углерод), углерода оксид.
Расчет выбросов от эксплуатации котельных (обогревательных печей) с вышеуказанной методикой произвести не представилось возможным, в связи отсутствием (не предоставлением Обществом) необходимых данных (объем израсходованного топлива, паспорт на котел и т.д.).
- ленточные пилорамы в количестве 2 шт.: предназначенные для распиловки лесоматериалов, марка не определенна. В процессе распиловки образуются горбыль, опилки и кора.
Выбросы от циркулярной пилы рассчитываются в соответствии с «Временными методическими указаниями по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревобрабатывающей промышленности), Петрозаводск, 1992 (с учетом дополнений НИИ Атмосфера 2005).
В Соответствии с указанной методикой при работе одной ленточной пилорамы в атмосферу выбрасывается древесная пыль в количестве 1,15 тонн/год.
- сварочный пост, в количестве 1 шт.: расположен в помещении гаражного бокса. Вентиляция отсутствует, загрязненный воздух удаляется в атмосферу через дверные проемы.
Расчет выбросов от эксплуатации сварочных работ производится в соответствии «Методикой расчета выбросов при сварочных работах на основе удельных показателей», разработанной в 2015 году ОАО «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера»), В атмосферу от источников предприятия поступают загрязняющие вещества: железа оксида, марганец и его соединения, фториды газообразные.
Расчет выбросов от эксплуатации сварочных работ с вышеуказанной методикой произвести не представилось возможным, в связи отсутствием (не предоставлением Обществом) необходимых данных.
- фронтальный погрузчик китайского производства в количестве 1 шт.: предназначен для погрузки и разгрузки лесоматериалов.
Расчет выбросов от эксплуатации автотранспорта производится в соответствии с «Методикой расчета выбросов от автотранспорта при проведения сводных расчетов для городских населенных пунктов», разработанной в 2015 году ОАО «Научно- исследовательский институт охраны атмосферного воздуха» (ОАО «НИИ Атмосфера»). В атмосферу от источников предприятия поступают загрязняющие вещества: оксид азота, диоксид серы, оксид углерода, сажа (углерод черный), углеводороды по бензину и керосину.
Расчет выбросов от эксплуатации автотранспорта с вышеуказанной методикой произвести не представилось возможным, в связи с отсутствием (не предоставлением Обществом) необходимых данных.
При таких обстоятельствах, в результате деятельности ООО «Лик» при эксплуатации пункта приема и отгрузки древесины, расположенной по адресу: <данные изъяты>, осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Частью 1 ст. 14 Федерального закона N 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Разрешением устанавливаются перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, допускаемых к выбросу в атмосферный воздух, а также иные условия, соблюдение которых является обязательным для юридических лиц, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Факт выброса юридическим лицом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения подтвержден имеющимися в деле доказательствами, в том числе требованием прокуратуры Забайкальского края о проведении внеплановой проверки от 10.08.2017, распоряжениями заместителя министра природных ресурсов Забайкальского края о проведении проверок от 24.08.2017, актом проверки от 22 сентября 2017, где отражено, что провести расчет вредных выбросов от эксплуатации источников, используемых ООО «Лик», надзорным органом не представилось возможным в связи с не предоставлением Обществом необходимых данных (паспортов либо других документов).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, установив, что при осуществлении своей деятельности ООО «Лик» использует источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, эксплуатация которых неразрывно связана с выбросом и концентрацией вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, руководствуясь положениями Федерального закона N 96-ФЗ, Федерального закона N 7-ФЗ, в связи с чем, прихожу к выводу о том, что использование ООО «Лик» имеющихся источников выбросов загрязняющих веществ без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Объективная сторона правонарушения выражается в незаконном выбросе загрязняющих веществ в атмосферу и во вредном физическом воздействии на атмосферный воздух. К загрязняющим веществам относятся химические или биологические вещества либо смесь таких веществ в атмосферном воздухе, оказывающие при определенной концентрации неблагоприятное воздействие на здоровье человека, объекты растительного и животного мира и другие составляющие окружающей природной среды.
Выброс вредных веществ в атмосферный воздух стационарными источниками допускается с разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством РФ (ст. 14 упомянутого выше Закона). В соответствии с этой статьей Закона Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 847 утверждено Положение об ограничении, приостановлении или прекращении выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух.
В возражениях представитель ООО «Лик» ФИО2 указала, что в действиях Общества отсутствует событие и состав правонарушения, поэтому производство подлежит прекращению; процедура поведения проверки незаконна, так как в требованиях прокурора отсутствует предмет проверки с ограничением перечня вопросов (Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009г. № 93) тем самым должностные лица провели проверку с превышением своих полномочий, без распоряжения или приказа руководителя; должностные лица Л. А.О. и Л. Ж.В. на место не выезжали, тем самым проверка не проводилась; согласно акту, проверка проводилась одновременно на 4 объектах различных районах Забайкальского края, что сделать невозможно, поэтому данный факт надлежит оценивать в совокупности всех контрольных мероприятий; акт проверки не соответствует установленной типовой форме, утверждённой Приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009г. №141; при проверке отсутствовал представитель Общества, которого должны были ознакомить с полномочиями проводящих выездную проверку лиц; проверка проводилась на основании двух распоряжений заместителя министра, с одним распоряжением Общество не знакомили; договором аренды ООО «Гарантпроминвест» не предусмотрена передача имущества: зданий, строений, сооружений, печей, ленточных пилорам, сварочного поста, фронтального погрузчика; административным органом не доказано наличие факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него, а также не доказана необходимость наличия специального разрешения, таким образом акт проверки является недопустимым доказательством по делу, поэтому в действиях ООО «Лик» отсутствует вина, отсутствует событие и состав административного правонарушения.
Вышеуказанные доводы директора ООО «Лик» ФИО2, суд находит несостоятельными, поскольку внеплановая проверка Общества проведена в рамках действующего законодательства, обосновано выявлены нарушения закона, которые отражены в акте проверки и протоколе об административном правонарушении.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, другие имеющие значение обстоятельства, в связи с чем, считаю необходим назначить наказание в виде штрафа.
Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо ООО «Лик» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 180000 (сто восемьдесят тысяч) рублей.
Разъяснить, что штраф должен быть уплачен в 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на счет - УФК по Забайкальскому краю (Минприроды по Забайкальскому краю), в случае неуплаты штрафа в указанный срок, влечет в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Министерству природных ресурсов Забайкальского края, указать на необходимость проконтролировать факт добровольной уплаты штрафа и предоставления суду информации об исполнении либо неисполнении постановления в срок предусмотренный ч.1 и 5 статьи 32.2 КоАП РФ: в течение 60 дней с момента истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения постановления.
Постановление может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья: подпись.
Верно.
Судья А.А. Лунёв