Дело № 5-№/2019 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Славск 20 февраля 2019 года
Судья Славского районного суда Калининградской области Радченко И.И., при секретаре Кротко А.Ю., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица- администрации МО «Славский городской округ», в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО «Славский городской округ», являясь юридическим лицом, ответственным за содержание автодорог МО «Славский городской округ», ДД.ММ.ГГГГ в 14 час. 30 мин. на улицах: ФИО1, Пионерская, Спортивная, Колхозная, Строителей, Ленина, Сиреневая, Мира, Молодежная, Березовая, Мелиораторов, Лесная в г. Славске Калининградской области, допустила нарушение п.13 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1999г., не обеспечила соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, не приняв мер по своевременному устранению и ликвидации зимней скользкости на проезжей части, при созданной угрозе безопасности дорожного движения, в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017 г. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по обеспечению безопасности дорожного движения» пункт 8.1; не произведена своевременная уборка – обработка скользкости, допущено нарушение сроков ликвидации, определяемого погодно-климатическими условиями, проведенного по конкретным видам работ, а также не обеспечила выполнение пункта 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 2 статьи 29 главы 5 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года, то есть администрация МО «Славский городской округ» совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Представитель юридического лица, администрации МО «Славский городской округ» по доверенности ФИО2 в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении не согласилась. Пояснила, что п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Уставом МО «Славский городской округ», администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа. Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления. Для решения указанного вопроса, администрацией МО «Славский городской округ» ДД.ММ.ГГГГ. на основании протокола рассмотрения единственной заявки, заключен муниципальный контракт №№/2018 с ООО «Диапазон». Согласно условиям Контракта, исполнитель обязуется оказать услуги по содержанию автомобильных дорог, расположенных на территории МО «Славский городской округ» в зимний период 2018-2019гг. в соответствии с условиями муниципального контракта, а также техническим заданием, являющимся его неотъемлемой частью. Так, администрацией, в рамках контроля за исполнением условий муниципального контракта, выявлено ненадлежащее исполнение ООО «Диапазон» работ, предусмотренных контрактом, о чем, исполнитель были информирован письмами от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ. выставлена претензия об исполнении обязательств, предусмотренных муниципальным контрактом и взыскании штрафа за ненадлежащее исполнение условий контракта. Вместе с тем, исполнитель требования администрации не исполнял, ДД.ММ.ГГГГ. направлено требование о расторжении контракта, а ДД.ММ.ГГГГ. муниципальный контракт был расторгнут. Кроме того, между администрацией и МУП «Коммунальник» 02.04.2018г. заключен долгосрочный договор на работу техники. В виду того, что исполнитель по муниципальному контракту, не приступил к исполнению своих обязанностей, по заявке администрации, в целях обеспечения безопасности дорожного движения, дороги Славского городского округа очищались силами МУП «Коммунальник». Так, согласно путевого листа от ДД.ММ.ГГГГ., грузовой автомобиль с целью очистки дорог выехал из гаража в 8.00ч. и вернулся в 17.00ч., отработано 8 часов, при этом им очищались дороги Новая, Учительская, Советская, Калининградская, Тельмана, Черняховского, Молодежная, Садовая, Дзержинского, территория автовокзала, ФИО1, Тенистая аллея, Школьная, Янтарная, Тихая, Спортивная, Каштановая, Артиллерийская, Пионерская, ФИО3, Юбилейная, Мелиораторов. По мнению представителя администрации, приведенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод, что администрацией принимался весь комплекс мер к своевременному устранению помех для движения транспортных средств, в связи с чем, субъективная сторона правонарушения не усматривается. Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Администрация МО «Славский городской округ» в лице представителя ФИО2 просит суд в соответствии с п.2 ч.1.1 ст. 29.9 КоАП РФ вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с объявлением устного замечания. Дополнила, что даже минимальный размер административного штрафа по санкции ст.12.34 ч.1 КоАП РФ очень большой, поскольку у администрации сложное финансовое состояние.
Должностное лицо, составившее административный протокол, гос.инспектор ОГИБДД МО МВД России «Советский» ФИО4 считает, что администрация МО «Славский городской округ» нарушила требования закона, и должна быть привлечена к административной ответственности. Дополнил, что МУП «Коммунальник», на которое ссылается представитель юридического лица, специальной техники по уборке, обработке и ликвидации зимней скользкости не имеет. А один трактор, на который ссылается администрация, физически не мог произвести указанные в протоколе работы. Кроме этого, в день выявления указанных в протоколе нарушений – ДД.ММ.ГГГГ года, в адрес юридического лица было направлено Представление со сроком выполнения нарушений – 6 часов. Но и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ года, нарушения не были устранены.
Заслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ ответственность наступает за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 257).
В соответствии с п. 6 ст. 3 ФЗ N 257 дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 ФЗ N 257).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - ФЗ N 196) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из положений приведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог и дорожных сооружений.
Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Славский городской округ», администрация МО «Славский городской округ» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, который наделен полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа.
Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.
Из материалов дела усматривается, что вина администрации МО «Славский городской округ» установлена в том, что она 18 декабря 2018 года в 14 час. 30 мин. на улицах: ФИО1, Пионерская, Спортивная, Колхозная, Строителей, Ленина, Сиреневая, Мира, Молодежная, Березовая, Мелиораторов, Лесная в г. Славске Калининградской области, допустила нарушение п.13 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1999г., не обеспечила соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения, не приняв мер по своевременному устранению и ликвидации зимней скользкости на проезжей части, при созданной угрозе безопасности дорожного движения, в нарушение требований ГОСТ Р 50597-2017 г. «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по обеспечению безопасности дорожного движения» пункт 8.1; не произведена своевременная уборка – обработка скользкости, допущено нарушение сроков ликвидации, определяемого погодно-климатическими условиями, проведенного по конкретным видам работ, а также не обеспечила выполнение пункта 2 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и пункта 2 статьи 29 главы 5 ФЗ № 257-ФЗ от 08.11.2007 года.
В связи с изложенными выше обстоятельствами в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ. Как усматривается, протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений у суда не имеется.
Вина администрации МО «Славский городской округ» в совершении данного правонарушения подтверждается: актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог от ДД.ММ.ГГГГ года с приложенными фотографиями (л.д. 6-29), Уставом муниципального образования Славский городской округ» (л.д. 39-68), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ года № (л.д. 1), копией предписания № № от ДД.ММ.ГГГГ года об организации мероприятий по устранению выявленных нарушений и копией представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения (л.д.31,32-33), актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог, указанных в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ года с приложенными фотографиями (л.д. 83-96).
Данные доказательства, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, являются достаточными для установления вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 вышеназванного Кодекса.
Ссылки представителя юридического лица на малозначительность совершенного деяния, по причине принятия администрацией мер по обеспечению безопасности дорожного движения на улицах г. Славска, указанным в протоколе об административном правонарушении, суд считает необоснованными. Те меры, на которые указывает представитель юридического лица, в частности: заключение муниципального контракта с ООО «Диапазон» и выявление его ненадлежащего исполнения, информирование письмами ООО «Диапазон», выставление претензии, суд считает явно недостаточными, поскольку администрацией МО «Славский городской округ» не была устранена опасность по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Учитывая изложенное, принятие решения об освобождении лица от административной ответственности является правом, а не обязанностью суда.
Согласно ч. 3.2, 3.23 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание конституционный принцип соразмерности административного наказания, а также дифференциацию публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, принятие мер к устранению нарушений и с учетом положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить администрации наказание ниже низшего предела санкции ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Снижение размера административного штрафа будет соответствовать как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства, что факт привлечения лица к административной ответственности уже выполняет предупредительную функцию. Тем самым охраняемым законом государственным и общественным интересам уже обеспечена соответствующая защита.
Применение меры административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей к администрации МО «Славский городской округ», в данном конкретном случае, носит неоправданно высокий размер, с учетом его финансового состояния, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлеченного к ответственности.
Принимая во внимание, что наказание должно отвечать целям административного наказания, одной из которых является предупреждение совершения административных правонарушений в дальнейшем, и не должно превращаться в инструмент экономического подавления субъекта, учитывая отсутствие отягчающих обстоятельств, принимаемые меры администрации по устранению выявленных нарушений, суд полагает возможным, с целью наложения справедливого и соразмерного административного наказания, снизить размер штрафа ниже низшего предела, до 100 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо, администрацию МО «Славский городской округ», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии со ст.32.2 ч.1 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк по следующим реквизитам:
ПОЛУЧАТЕЛЬ: ИНН <***> КПП 391101001
УФК по Калининградской области
р/с <***>
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка РОССИИ по Калининградской области
БИК 042748001 КБК 18811630030016000140 ОКТМО 27730000
УИН 18810439182240006976
Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Славский районный суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья - /И.И.Радченко