ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/19 от 24.01.2019 Ленинскогого районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении № 5-3/2019

24 января 2019 года г. Комсомольск-на-Амуре

Судья Ленинского районного суда г.Комсомольска-на-Амуре Зыкова М.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Комсомольска-на-Амуре, <данные изъяты>,

П О С Т А Н О В И Л

Согласно протоколу отх от ДД.ММ.ГГГГ в ходе рейдового осмотра установлено, что на земельном участке в районё автодороги «Подъезд КП. Старт» в <адрес> осуществляется несанкционированное размещение отходов на 7 площадках: <данные изъяты> Захламлена отходами потребления: лом и отходы изделий из пластика (плафоны от приборов освещения, б/у фурнитура от пылесоса), отходы картона, отходы пенопласта, отходы продукции из полиэтилена (бидон, чехол для автомобиля, пакеты, пленка, мешки), отходы продукции из резиновых изделий. В отходах находилось две информационные вывеска (ИП ФИО2 и <адрес>); , <данные изъяты>. Захламлена промышленными отходами и отходами потребления: отходы производства шифера, отходы строительных материалов на основе картона (рубероид, толь), отходы продукции из полиэтилена (мешки), отходы производства стекловолокна (стекловата), лом и отходы из стекла, лом строительного кирпича, шины автомобильные отработанные; <данные изъяты> Захламлена промышленными отходами и отходами потребления, отходы изделий из древесины, лом и отходы изделий из пластика (ящики коробки, б/у
канистры, бутылки, корпус от телевизора, б/у ведра, б/у игрушки), отходы картона, отходы пенопласта, отходы продукции из полиэтилена (пакеты, пленка, мешки, коробки), лом и отходы из стекла, отходы пищевой продукции, бумага и изделия из
бумаги, отходы строительных материалов на основе картона (рубероид, толь), отходы линолеума. В отходах находились копии документов: договор о передаче транспортного средства на продажу: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; доверенность от ДД.ММ.ГГГГ; копии паспортов: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8; копии паспорта транспортного средства: <адрес>; копия договора от ДД.ММ.ГГГГ купли-продажи транспортного средства); <данные изъяты>. Захламлена отходами потребления: отходы картона, отходы, пенопласта, лом и отходы изделий из пластика (ящики коробки, б/у канистры, бутылки, корпус от телевизора, б/у ведра, стеновые панели), отходы продукции из полиэтилена (пакеты, пленка, мешки, коробки), лом и отходы из стекла, отходы пищевой продукции, бумага и изделия из бумаги, шины автомобильные отработанные; <данные изъяты> Захламлена промышленными отходами и отходами потребления: отходы изделий из древесины, лом и отходы изделий из пластика (ящики коробки, бутылки), отходы картона, отходы продукции из полиэтилена (пакеты, пленка, мешки, коробки), лом и отходы из стекла, отходы пищевой продукции, бумага и изделия из бумаги, шины автомобильные отработанные, отходы грунта при проведении земляных работ, лом бетонных и железобетонных изделий в смеси, отходы растениеводства (стебли кукурузы, обертка кукурузных початков), отходы древесины от лесоразработок, отходы сучьев, ветвей); <данные изъяты>. Захламлена промышленными отходами: отходы строительных материалов на основе картона (рубероид, толь), отходы картона, отходы продукции из полиэтилена (пакеты, пленка, мешки, коробки), лом и отходы из стекла, лом бетонных и железобетонных изделий в смеси, шины автомобильные отработанные, лом и отходы изделий из пластика (ящики коробки, фурнитура бытовых светильников); <данные изъяты> Площадь свалки отходов - 346,24 м2. Захламлена промышленными отходами: отходы строительных материалов на основе картона (рубероид, толь), отходы продукции из полиэтилена (пакеты, пленка, мешки, коробки), лом и отходы из стекла, лом бетонных и железобетонных изделий в смеси, отходы производства стекловолокна (стекловата), лом и отходы из стекла, лом строительного кирпича, отходы разнородных пластмасс в смеси (пластиковый жгут после ремонта меж шовного пространства стеновых панелей), отходы пенополиуретана. Площадки <данные изъяты> согласно публичной кадастровой карте (<данные изъяты>) находятся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, адрес - <адрес>, г Комсомольск-на-Амуре, в <адрес> на левом берегу <адрес> и северо-восточнее территории <данные изъяты>, земельный участок , категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, таким образом, в действиях администрации городского округа «<адрес>» должностным лицом усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

В ходе рассмотрения дела представитель юридического лица ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, вину в совершении административного правонарушения не признала, о чем предоставила отзыв, в котором просила производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела представитель юридического лица ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, вину в совершении административного правонарушения не признал, о чем предоставил отзыв, в котором просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении не прибыл, уведомлен надлежащим образом, согласно представленного ходатайства, просил рассмотреть дело в его отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Заслушав объяснения представителей привлекаемого к административной ответственности юридического лица, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объект настоящего правонарушения - общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также в области обеспечения экологической безопасности населения и территорий. Предмет - отходы производства и потребления, а также иные опасные вещества - бактериологические (биологические), химические, токсичные вещества.

Объективная сторона данного правонарушения - действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Действия при этом могут состоять в выполнении приемов, процедур, иных поведенческих актов, находящихся в противоречии с установленными требованиями либо не предусмотренных ими. Бездействием является невыполнение лицом обязанностей, возложенных на него соответствующими требованиями (правилами).

Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, юридические лица. Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

Согласно ч.2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях конкретных физических лиц, которые в силу закона, трудового договора представляют это лицо в отношении с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия юридического лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, обеспечение соблюдения требований законодательства - все это также является проявлением разумной внимательности и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.

В судебном заседании установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила информация, обращение физического лица, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ вх. о несанкционированной свалке, согласно которому в 2016 году была обнаружена несанкционированная свалка в районе <адрес> (координаты <данные изъяты>). Согласно ответу администрации города обращению, отделом по социальной работе администрации города, направлен запрос в отдел по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города. По информации, полученной в ответ на запрос, в план работы управлением дорожной деятельности и внешнего благоустройства администрации <адрес> на 2017 год будет включено мероприятие по устранению несанкционированной свалки в районе ООПТ Левосилинской лесопарковой зоны. До сих пор ничего не сделано, а свалка за это время только разрослась.

Согласно акту осмотра от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке в районе автодороги « Подъезд КП. Старт» в <адрес> обнаружено несанкционированное размещение отходов на 7 площадках, в том числе, на площадках: , <данные изъяты>. Площадь свалки отходов - 18.37 м2. Захламлена отходами потребления: лом и отходы изделий из пластика (плафоны от приборов освещения, б/у фурнитура от пылесоса), отходы картона, отходы пенопласта, отходы продукции из полиэтилена (бидон, чехол для автомобиля, пакеты, пленка, мешки), отходы продукции из резиновых изделий. В отходах находилось две информационные вывеска (ИП ФИО2 и <адрес>); , т<данные изъяты> Площадь свалки отходов - 101,72 м2. Захламлена промышленными отходами и отходами потребления: отходы производства шифера, отходы строительных материалов на основе картона (рубероид, толь), отходы продукции из полиэтилена (мешки), отходы производства стекловолокна (стекловата), лом и отходы из стекла, лом строительного кирпича, шины автомобильные отработанные; , т.1091 <данные изъяты> Площадь свалки отходов - 365,72 м2. Захламлена промышленными отходами и отходами потребления: отходы изделий из древесины, лом и отходы изделий из пластика (ящики коробки, бутылки), отходы картона, отходы продукции из полиэтилена (пакеты, пленка, мешки, коробки), лом и отходы из стекла, отходы пищевой продукции, бумага и изделия из бумаги, шины автомобильные отработанные, отходы грунта при проведении земляных работ, лом бетонных и железобетонных изделий в смеси, отходы растениеводства (стебли кукурузы, обертка кукурузных початков), отходы древесины от лесоразработок, отходы сучьев, ветвей).

Площадки ,2,5 согласно публичной кадастровой карте (<данные изъяты>) находятся на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, адрес - <адрес>, г Комсомольск-на-Амуре, в <адрес> на левом берегу <адрес> и северо-восточнее территории <данные изъяты>, земельный участок , категория – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом (абз.1); обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (абз. 2); размещение отходов - хранение и захоронение отходов (абз. 3); хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения (абз. 4); под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду (абз. 5); утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация) (абз. 6); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду (абз. 7); сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов (абз. 15); транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах (абз. 16); накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования (абз. 17); обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку (абз. 18).

Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ предусмотрено, что организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом.

В силу п. 3 ст. 8 названного Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ, п. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а с другой стороны являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

При этом полномочия органов местного самоуправления на участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией ст. 8.2 КоАП РФ.

Следовательно, администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное исключает наличие в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного данной нормой.

Наряду с указанным, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что администрацией принимаются необходимые меры к организации возложенных на нее властно-распорядительных функций в области обращения с отходами.

На основании вышеизложенного, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9,29.10, 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Администрации города Комсомольска-на-Амуре прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ленинский районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение десяти суток со дня вручения или получения копии.

Судья М.В. Зыкова