№ 5-3/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. ФИО1 29 января 2019 г.
Судья Учалинского районного суда Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <...> Харисова А.А., с участием представителя АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», юридический адрес: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» привлекается к административной ответственности по ч. 2 ст.15.27 КоАПРФ за несоблюдение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма при следующих обстоятельствах.
Так, на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов РФ» Минфина России ФИО3 проведена плановая документарная проверка в отношении АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. и принятым на его основе нормативным правовым актам Правительства РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу.
Статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона №115-ФЗ:
внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и т.д.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций. осуществлщодд1Х операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - Положение об обучении).
В соответствии с пунктом 8 Положения об обучении дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год, либо в следующих случаях:
при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативна правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма программ его осуществления;
при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.
В нарушение указанного требования специальным должностным лицом Общества в проверяемом периоде не проводились дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при утверждении Обществом новой редакции ПВК, (Журналы учета прохождения вводного инструктажа и учета прохождения дополнительного инструктажа работников Общества», не заполнены).
В соответствии с пунктом 10 Положения об обучении лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно обучение в форме целевого инструктажа до начала осуществления таких функций.
В нарушение указанного требования СДЛ не прошло целевое инструктаж, до начала осуществления функций специального должностного лица СДЛ назначено ДД.ММ.ГГГГ (обучение пройдено лишь ДД.ММ.ГГГГ, после получения документов о проведении проверки).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, личный кабинет - это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 20 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей утвержденных постановлением Правительства от 06.08.2015 г. № 804 (далее - Правил определения перечня) Информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 21 Правил определения перечня, доведение информации, предусмотренной пунктом 20, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.
В нарушение статьи 3, абзаца 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ,
пункта 21 Правил определения перечня, у Общества отсутствует личный кабинет на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (далее - Положение о представлении информации).
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 №110 утверждена Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Инструкция).
Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки (подпункт «г» пункта 4 Положения о представлении информации, пункт 7.1 Инструкции).
В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Общество, в установленные сроки (не реже чем один раз в три месяца), не осуществляло проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.
Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - Положение об обучении).
В соответствии с пунктами 14 и 16 Положения об обучении, организации разрабатывают программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.
В нарушение указанных требований раздел 9 «Программа подготовки и обучения сотрудников организации» ПВК Общества не учитывает особенности деятельности организации и ее клиентов, не предусматривает изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.
Общество фактически не разработало программу подготовки и обучения своего персонала, а процитировало документ Росфинмониторинга, на основе которого, с учетом специфики деятельности организации и ее клиентов и разрабатывается указанная программа.
Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59, утверждены Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Требования к идентификации).
В соответствии с пунктом 1.2 Требований к идентификации, организации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1.3 Требований к идентификации, организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно (1)) (далее - «разовые» операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые, принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.
Пунктом 2.1 Требований к идентификации, установлено, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
- установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;
- проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента,
выгодоприобретатедя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или
терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;
- определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;
- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
- оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска:
- обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов
организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.
В нарушение указанных требований Общество, при проведении идентификации клиента, не проводит следующие мероприятия:
- проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;
- оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
Статьей 3 Федерального закона установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Необходимость (обязанность) по направлению сведений об операциях с иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, закреплена в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, также в информационном письме № Росфинмониторинга, которое согласовано с ФКУ «Пробирная палата России» и является документом, закрепляющим официальную позицию контролирующих органов по вопросам применения Федерального закона № 115-ФЗ и принятых на его основе подзаконных нормативных правовых актов.
В соответствии с п. 4 Информационного письма Росфинмониторинга от 26.03.2010, следует, что к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ относит скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с подпунктом а пункта 1.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу № от ДД.ММ.ГГГГ, Организации и индивидуальные предприниматели представляют в том числе информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих, зачисление или перевод на счет денежных средств.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
В нарушение указанных требований Общество документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о 8 (восьми) операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершаемых его клиентом:
Публичное акционерное общество «Челябинвестбанк» (далее по тексту - ПАР «Челябинвестбанк») в рамках договоров купли-продажи слитков (золото, серебро) № от ДД.ММ.ГГГГ, №ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, с Обществом производили оплаты.
Факты оплат (перечисление денежных средств) ПАР «Челябинвестбанк» (покупателем) Обществу (продавцу) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются платежными поручениями:
1) № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 085 743 руб. 31 коп.;
2) № от ДД.ММ.ГГГГ - 1 552 078 руб.,57;
3) № от ДД.ММ.ГГГГ - 26 000 000 руб.,00;
4) № от ДД.ММ.ГГГГ - 826 284 руб.,76;
5) № от ДД.ММ.ГГГГ - 25 000 000 руб.,00;
6) № от ДД.ММ.ГГГГ - 895 207 руб.,59:
7) № от ДД.ММ.ГГГГ - 38 000 000 руб.,00:
8) № от ДД.ММ.ГГГГ - 22 000 000 руб.,00.
Также, факты оплат подтверждаются справками-расчетами по определению стоимости партий (серебра, золота) № от ДД.ММ.ГГГГ. № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
Обществу, в рамках указанных договоров, совершены перечисления денежных средств, т.е. произведены операции с денежными средствами.
Таким образом, Обществом документально не зафиксировано и не представлено в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, 8 формализованных электронных сообщений по операциям с денежными средствами, подлежащим обязательному контролю.
В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ ведущим контролером по надзору за производством, исполнением и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Поволжской государственной инспекции пробирного надзора ФИО4 в отношении АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.15.27 КоАПРФ.
В судебном заседании руководитель АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» ФИО2 вину по вменяемом правонарушении признал, просил снизить размер штрафа, поскольку совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда, ранее к административной ответственности общество за однородные правонарушения не привлекалось, правонарушение совершено впервые.
Заслушав руководителя АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», изучив материалы дела и исследовав доказательства, судья приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи15.27 КоАПРФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 рублей до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.
Вина АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела об административном правонарушении протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки юридического лица № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, зафиксировавшим выявленные нарушения.
Представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, собраны в соответствии с требованиями КоАП РФ.
Совокупность представленных доказательств позволяет суду признать АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения и считает верной квалификацию его действий по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.
При назначении наказания суд в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица.
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.
С учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия тяжких последствий правонарушения, принимая во внимание принципы справедливости и соразмерности наказания, суд считает возможным назначить штраф с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере половины от минимально определенного санкцией части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
КБК 092116 90010 01 7000 140, р/сч 40№, БИК 048073001, ОКТМО 80701000, в Отделение НБ Республики Башкортостан <адрес>, ИНН <***>, получатель: УФК по <адрес> (Поволжская Государственная инспекция пробирного надзора, КПП 027502001).
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Учалинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Председательствующий А.А. Харисова
Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Согласно ст.20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до 15 суток.