ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/19 от 29.01.2019 Учалинского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 5-3/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. ФИО1 29 января 2019 г.

Судья Учалинского районного суда Республики Башкортостан, расположенного по адресу: <...> Харисова А.А., с участием представителя АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», юридический адрес: <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» привлекается к административной ответственности по ч. 2 ст.15.27 КоАПРФ за несоблюдение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма при следующих обстоятельствах.

Так, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ врио начальника Поволжской Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Российская государственная пробирная палата при Министерстве Финансов РФ» Минфина России ФИО3 проведена плановая документарная проверка в отношении АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, установленных ФЗ № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. и принятым на его основе нормативным правовым актам Правительства РФ и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

Статьей 5 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно статьи 4 Федерального закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, относятся организация и осуществление внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона №115-ФЗ:

внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля и т.д.

Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 г. № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций. осуществлщодд операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - Положение об обучении).

В соответствии с пунктом 8 Положения об обучении дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год, либо в следующих случаях:

при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативна правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма программ его осуществления;

при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма недостаточно для соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, указанными в пунктах 3, 4 настоящего Положения, но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

В нарушение указанного требования специальным должностным лицом Общества в проверяемом периоде не проводились дополнительные инструктажи при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, при утверждении Обществом новой редакции ПВК, (Журналы учета прохождения вводного инструктажа и учета прохождения дополнительного инструктажа работников Общества», не заполнены).

В соответствии с пунктом 10 Положения об обучении лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно обучение в форме целевого инструктажа до начала осуществления таких функций.

В нарушение указанного требования СДЛ не прошло целевое инструктаж, до начала осуществления функций специального должностного лица СДЛ назначено ДД.ММ.ГГГГ (обучение пройдено лишь ДД.ММ.ГГГГ, после получения документов о проведении проверки).

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ, личный кабинет - это информационный ресурс, который размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, обеспечивает электронное взаимодействие его пользователей с уполномоченным органом и ведение которого осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом. Уполномоченным органом также устанавливается порядок доступа к личному кабинету и его использования.

В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Порядок определения и доведения до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, перечня таких организаций и лиц устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 20 Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведений организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей утвержденных постановлением Правительства от 06.08.2015 г. № 804 (далее - Правил определения перечня) Информация о включении в перечень или об исключении из перечня организаций и (или) физических лиц, а также о внесении корректировок в содержащиеся в перечне сведения об организациях и (или) о физических лицах вместе с актуальной информацией об организациях и о физических лицах, включенных в перечень, в течение одного рабочего дня, следующего за днем принятия решения, предусмотренного абзацем первым пункта 15 и пунктами 16 и 17 настоящих Правил, размещается на официальном сайте.

В соответствии с пунктом 21 Правил определения перечня, доведение информации, предусмотренной пунктом 20, до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей осуществляется путем обеспечения доступа этих организаций и индивидуальных предпринимателей к такой информации через их личные кабинеты на официальном сайте.

В нарушение статьи 3, абзаца 2 пункта 2 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ,
пункта 21 Правил определения перечня, у Общества отсутствует личный кабинет на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2014 № 209 утверждено Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям (далее - Положение о представлении информации).

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 №110 утверждена Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Инструкция).

Информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки (подпункт «г» пункта 4 Положения о представлении информации, пункт 7.1 Инструкции).

В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ Общество, в установленные сроки (не реже чем один раз в три месяца), не осуществляло проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества и не информировало о результатах таких проверок уполномоченный орган.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, требования к подготовке и обучению кадров определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 № 492 требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 № 203 утверждено Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов (далее - Положение об обучении).

В соответствии с пунктами 14 и 16 Положения об обучении, организации разрабатывают программу подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма с учетом требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также особенностей деятельности организации и ее клиентов.

В нарушение указанных требований раздел 9 «Программа подготовки и обучения сотрудников организации» ПВК Общества не учитывает особенности деятельности организации и ее клиентов, не предусматривает изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов и финансирования терроризма, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

Общество фактически не разработало программу подготовки и обучения своего персонала, а процитировало документ Росфинмониторинга, на основе которого, с учетом специфики деятельности организации и ее клиентов и разрабатывается указанная программа.

Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 17.02.2011 № 59, утверждены Положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - Требования к идентификации).

В соответствии с пунктом 1.2 Требований к идентификации, организации в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1 и 1.2 статьи 7 Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1.3 Требований к идентификации, организации обязаны идентифицировать как лиц (клиентов), которым оказываются услуги либо с которыми заключаются сделки (совершаются операции) разового характера (не предполагающие дальнейшего обслуживания клиента в организации, поскольку при их совершении обязательства сторон выполняются одновременно (1)) (далее - «разовые» операции), вне зависимости от вида, характера и размера оказываемых услуг либо заключаемых сделок (совершаемых операций), так и лиц (клиентов), которые, принимаются на обслуживание, предполагающее длящийся характер отношений.

Пунктом 2.1 Требований к идентификации, установлено, что идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:

- установление определенных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона
сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя;

- проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента,
выгодоприобретатедя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или
терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона;

- определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя к иностранному публичному должностному лицу;

- выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);

- оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска:

- обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов
организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В нарушение указанных требований Общество, при проведении идентификации клиента, не проводит следующие мероприятия:

- проверку наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму;

- оценку и присвоение клиенту степени (уровня) риска.

Статьей 3 Федерального закона установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

Необходимость (обязанность) по направлению сведений об операциях с иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган, закреплена в подпункте 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, также в информационном письме Росфинмониторинга, которое согласовано с ФКУ «Пробирная палата России» и является документом, закрепляющим официальную позицию контролирующих органов по вопросам применения Федерального закона № 115-ФЗ и принятых на его основе подзаконных нормативных правовых актов.

В соответствии с п. 4 Информационного письма Росфинмониторинга от 26.03.2010, следует, что к операциям с денежными средствами или иным имуществом, подлежащим обязательному контролю, подпункт 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ относит скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

В соответствии с подпунктом а пункта 1.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом утвержденной Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от ДД.ММ.ГГГГ, Организации и индивидуальные предприниматели представляют в том числе информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих, зачисление или перевод на счет денежных средств.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

В нарушение указанных требований Общество документально не зафиксировало и не представило в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о 8 (восьми) операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, совершаемых его клиентом:

Публичное акционерное общество «Челябинвестбанк» (далее по тексту - ПАР «Челябинвестбанк») в рамках договоров купли-продажи слитков (золото, серебро) от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, с Обществом производили оплаты.

Факты оплат (перечисление денежных средств) ПАР «Челябинвестбанк» (покупателем) Обществу (продавцу) в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подтверждаются платежными поручениями:

1) от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 085 743 руб. 31 коп.;

2) от ДД.ММ.ГГГГ - 1 552 078 руб.,57;

3) от ДД.ММ.ГГГГ - 26 000 000 руб.,00;

4) от ДД.ММ.ГГГГ - 826 284 руб.,76;

5) от ДД.ММ.ГГГГ - 25 000 000 руб.,00;

6) от ДД.ММ.ГГГГ - 895 207 руб.,59:

7) от ДД.ММ.ГГГГ - 38 000 000 руб.,00:

8) от ДД.ММ.ГГГГ - 22 000 000 руб.,00.

Также, факты оплат подтверждаются справками-расчетами по определению стоимости партий (серебра, золота) от ДД.ММ.ГГГГ. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Обществу, в рамках указанных договоров, совершены перечисления денежных средств, т.е. произведены операции с денежными средствами.

Таким образом, Обществом документально не зафиксировано и не представлено в уполномоченный орган не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, 8 формализованных электронных сообщений по операциям с денежными средствами, подлежащим обязательному контролю.

В связи с выявленными нарушениями, ДД.ММ.ГГГГ ведущим контролером по надзору за производством, исполнением и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Поволжской государственной инспекции пробирного надзора ФИО4 в отношении АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», составлен протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.15.27 КоАПРФ.

В судебном заседании руководитель АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» ФИО2 вину по вменяемом правонарушении признал, просил снизить размер штрафа, поскольку совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда, ранее к административной ответственности общество за однородные правонарушения не привлекалось, правонарушение совершено впервые.

Заслушав руководителя АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», изучив материалы дела и исследовав доказательства, судья приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи15.27 КоАПРФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, влечет административную ответственность в виде наложения штрафа на юридических лиц в размере от 200 000 рублей до 400 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 60 суток.

Вина АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» в совершении административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела об административном правонарушении протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями, зафиксировавшим выявленные нарушения.

Представленные доказательства отвечают требованиям относимости и допустимости, собраны в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Совокупность представленных доказательств позволяет суду признать АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания» виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения и считает верной квалификацию его действий по ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ.

При назначении наказания суд в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение привлекаемого лица.

Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность, не установлено.

С учетом характера совершенного правонарушения, отсутствия тяжких последствий правонарушения, принимая во внимание принципы справедливости и соразмерности наказания, суд считает возможным назначить штраф с учетом положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере половины от минимально определенного санкцией части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - АО «Научно-производственная фирма «Башкирская золотодобывающая компания», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) руб.

Реквизиты для уплаты штрафа:

КБК 092116 90010 01 7000 140, р/сч 40, БИК 048073001, ОКТМО 80701000, в Отделение НБ Республики Башкортостан <адрес>, ИНН <***>, получатель: УФК по <адрес> (Поволжская Государственная инспекция пробирного надзора, КПП 027502001).

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РБ через Учалинский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Председательствующий А.А. Харисова

Согласно ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу. Согласно ст.20.25 КоАП РФ неуплата штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест до 15 суток.