ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/20 от 13.02.2020 Ардонского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело№5-3/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Ардон 13 февраля 2020 года

Судья Ардонского районного суда Республики Северная Осетия - Алания Туаев А.Т.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО3,

при секретаре судебного заседания ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренное ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «АЛЕКСАНДР» (ИНН <***>), расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, 0,7км., восточнее <адрес>,

установил:

<адрес> РСО-Алания в ноябре 2019 года проведен прием граждан в <адрес>.

В ходе осуществления приема граждан жители сел обратились с просьбой разобраться с ситуацией, связанной с загрязнением реки «Майрамадаг».

ДД.ММ.ГГГГ в 13 час. 30 мин. прокуратурой <адрес> РСО-Алания с привлечением оперативных сотрудников ОМВД России по <адрес> РСО-Алания, а также специалистов Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в ходе которой установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о проведении проверки, которое вручено представителю ООО «АЛЕКСАНДР» в отношении ООО «АЛЕКСАНДР» ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенного по адресу: РСО-Алания, район Ардонский, <адрес>,7 км восточнее <адрес>, прокуратурой района совместно со специалистом Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания в 15 час. 00 мин. осуществлен выезд на завод ООО «АЛЕКСАНДР» и установлено, что возможное загрязнение реки Майрамадаг является следствием сброса в реку отходов производства, расположенного в <адрес> завода ООО «АЛЕКСАНДР» ОГРН <***>, ИНН <***>.

Исходя из заключения Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ по результатам участия в совместной проверке в нарушение установленных условий использования водного объекта, юридическое лицо ООО «АЛЕКСАНДР» (далее - Общество) допустило использование поверхностных водных объектов без правоустанавливающих документов, а именно: договора водопользования право пользования поверхностным водным объектом <адрес> при заборе воды.

Кроме того, установлено, что общество допустило пользование водным объектом - <адрес> с целью сброса сточных вод в <адрес> в отсутствие действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод.

Статьей 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий.

Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи, а именно: Прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

В соответствии с положениями статей 9, 11 Водного кодекса

Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и другими федеральными законами. На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 данного Кодекса; использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 данной статьи; производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно статье 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные

Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Частью 1 статьей 13 ВК РФ установлено, что договор водопользования должен содержать сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 данного Кодекса; срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Кроме того, на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 данной статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях, в том числе, сброса сточных вод (пункт 2 части 3 статьи 11 ВК РФ).

Согласно части 1 статьи 23 ВК РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 данного Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 ВК РФ).

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 9, пункта 2 части 3 статьи 11, части 1 статьи 23, части 1 статьи 44 ВК РФ, при осуществлении производственной деятельности общество допустило пользование водным объектом - <адрес> с целью сброса сточных вод без документов, на основании которых возникает право пользования объектом или его частью, а именно в отсутствие действующего решения о предоставлении водного объекта в пользование с целью сброса сточных вод в <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 просила суд признать ООО «Александр» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание.

Представитель ООО «Александр» на судебное заседание не явился. В адрес лица направлялись уведомления о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается почтовыми уведомлениями.

Суд, выслушав помощника прокурора <адрес> и исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

В силу статьи 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 данной статьи, а именно: Прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу.

В соответствии с положениями ст. 9, 11 Водного кодекса Российской Федерации юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса. Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 данного Кодекса; использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 данной статьи; производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Согласно ст. 12 Водного кодекса РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено данным Кодексом и не противоречит существу договора водопользования. Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.

Ч. 1 ст. 13 Водного кодекса РФ установлено, что договор водопользования должен содержать сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; цель, виды и условия использования водного объекта или его части (в том числе объем допустимого забора (изъятия) водных ресурсов) в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 11 данного Кодекса; срок действия договора водопользования; размер платы за пользование водным объектом или его частью, условия и сроки внесения данной платы; порядок прекращения пользования водным объектом или его частью; ответственность сторон договора водопользования за нарушение его условий.

Согласно ч. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое лицо, юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 11 данного Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования.

Использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных данным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды (часть 1 статьи 44 ВК РФ).

Согласно ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как усматривается из имеющихся в материалах дела рапорта помощника прокурора <адрес>ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, был выявлен факт административного правонарушения ООО «Александр», предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Факт совершения ООО «Александр» указанного правонарушения зафиксирован в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 05.12.2019г., составленном в соответствии с требованиями ст. 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключении Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания от 03.12.2019г. составленного по результатам проведения проверочных мероприятий по факту загрязнения реки «Майрамадаг» отходами переработки спиртного производства, которым установлено:

ООО «Александр» при осуществлении хозяйственной деятельности, забор воды производит из поверхностного водного объекта <адрес>, протекающей по каналу через территорию предприятия. Сброс сточных вод, образующиеся в результате хозяйственной деятельности осуществляется в тот же водный канал, который впадает в реку Майрамадаг.

По результатам проведенной проверки установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности ООО «Александр» допустило нарушения требований природоохранного законодательства, в том числе:

- не выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в Министерстве природных ресурсов и экологии РСО-Алания, что является нарушением требований п.1 ст.69.2 ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды». Ответственность за данное правонарушение предусмотрено привлечение к административной ответственности по ст. 8,46 КоАП РФ;

- пользование поверхностными водными объектами осуществляется без правоустанавливающих документов, а именно: договора водопользования на право пользования поверхностным водным объектом <адрес> при заборе воды и решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод в реку Майрамадаг, согласно информации предоставленной отделом использования водных ресурсов, сохранения биоразнообразия и памятников природы Минприроды РСО-Алания, что является нарушением требований п.1 ч. 2 и п. 2 ч.З ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации от 26.07.2017г. .

Служебной запиской Главного специалиста Министерства природных ресурсов и экологии РСО-Алания из которой усматривается, что у ООО «АЛЕКСАНДР» отсутствует право пользования водным объектом на основании договора водопользования и решения о предоставлении водного объекта в пользование.

Оценивая представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает, что действия ООО «Александр» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, т.к. в нарушение Водного кодекса и нормативных актов пользуется водным объектом, чем ООО «Александр» совершил административное правонарушение.

В связи с изложенным, действия ООО «Александр» подлежат квалификации по ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Санкция ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наказание юридическому лицу в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях целью административного наказания является предупреждение новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Учитывая изложенное ООО «Александр» подлежит назначить наказание в виде административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ч.3 ст. 4.1, ст.7.6, 29.7-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать ООО «АЛЕКСАНДР» (ИНН <***>), расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, 0,7км., восточнее <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысячи) рублей.

Сумму административного штрафа направить: ИНН <***>, КПП 151501001, р/с УФК по РСО-Алания (Прокуратура РСО-Алания) в ГРКЦ НБ РСО-А <адрес>, БИК 049033001, лицевой счет УФК по РСО-Алания 04101279300, ОКАТО 90210501000, КБК: 41.

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст. 20.25 и ст. 32.2 административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, т.к. его неуплата влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы, неуплаченного штрафа, но не менее 1 тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РСО-Алания через Ардонский районный суд в течение 10 суток со дня получения или его вручения.

Судья А.Т. Туаев