ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/20 от 23.01.2020 Иволгинского районного суда (Республика Бурятия)

04MS0055-01-2019-001832-52 №5-3/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с. Иволгинск 23 января 2020 года

Судья Иволгинского районного суда Республики Бурятия Редикальцева Н.Н., при секретаре Мижитовой М.А., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении главы МО СП "Сотниковское" ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении главы МО СП "Сотниковское" ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Бурятия, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

14.11.2019 г. прокурором Иволгинского района Республики Бурятия возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении главы МО СП "Сотниковское" ФИО1 на том основании, что являясь главным распорядителем средств местного бюджета МО СП "Сотниковское" ДД.ММ.ГГГГ допустил нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета МО СП "Сотниковское" и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным в решении о бюджете, а именно оплаты ООО "Таргет" за поставку плеч к луку из средств местного бюджета по целевой статье 911.0503.9990082240.244 в размере 7000 руб.

В судебном заседании должностное лицо - глава МО СП "Сотниковское" ФИО1 вину в совершении вменяемого административного правонарушения не признал. Суду пояснил, что в его должностных инструкциях как главы МО СП "Сотниковское" отсутствует обязанность ведения бухгалтерского учета и отчетности, данная обязанность предусмотрена должностным инструкциями главного бухгалтера. Он подписывал только договор поставки товара, а подписание договора не является основанием для перечисления денежных средств из бюджета поселения. Основанием для перечисления является заявка на кассовый расход, которую изготавливает и подписывает его электронной цифровой подписью бухгалтер, то есть он не мог предположить, что финансовые средства будут перечислены со статьи благоустройства. Кроме того, у него отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения. Считает, что протокол должен был быть составлен на главного бухгалтера администрации, а не на него, так как в его должностные обязанности входит контроль за деятельностью администрации, а не проведение платежей по бухгалтерскому учету, в связи с чем он не является субъектом по ст. 15.14 КоАП РФ. В связи с отсутствием состава административного правонарушения, а именно, субъекта правонарушения и умысла, просил прекратить производств по делу. Кроме того суду пояснил, что до возбуждения дела об административном правонарушении уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ вид и принадлежность платежа уточнены с целевой статьи 911.0503.9990082240.244 на 911.1101.9990082600.244, право на уточнение вида и принадлежности платежа предусмотрено бюджетным кодексом.

Представитель ФИО1 по устному заявлению ФИО2 просил прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку глава МО СП "Сотниковское" ФИО1 не является субъектом вменяемого административного правонарушения, кроме того, у него отсутствовал умысел на совершение административного правонарушения. Кроме того, общественно-опасных последствий в результате произошедшего не наступило.

Выслушав ФИО1, его представителя ФИО2, старшего помощника прокурора Нагуслаева А.Т., просившего привлечь главу МО СП "Сотниковское" ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, суд приходит к следующему.

Статьей 15.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии сост. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии сост. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Статьей 38 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения прокуратурой <адрес> соблюдения законодательства в бюджетной сфере в деятельности администрации МО СП "Сотниковское" было выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО СП "Сотниковское" в лице главы МО СП "Сотниковское" ФИО1 с ООО "Таргет" заключен договор поставки на сумму 7000 руб., предметом указанного договора является поставка плеч к луку -1 пара.

ДД.ММ.ГГГГ главой МО СП "Сотниковское" ФИО1 подписана заявка на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ администрацией МО СП "Сотниковское" произведена оплата на счет ООО "Таргет" из средств местного бюджета по целевой статье 911.0503.9990082240.244 - благоустройство.прочая закупка товаров, работ и услуг., в размере 7000 руб.

Установлено, что данные товары приобретены для из использования при проведении соревнований из национального лука, что подтверждается объяснениями главы МО СП "Сотниковское" ФИО1 от 13.11.2019 г.

В соответствии с положениями статьи 15 Бюджетного кодекса РФ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В части 4 указанной статьи Кодекса, согласующейся со статьей 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлено, что в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 1,5 ч. 4 ст. 36 Закона №131-ФЗ глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 53 Закона №131-ФЗ формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

На основании распоряжения главы МО СП "Сотниковское" №33-р от 24.09.2018 г. ФИО1 вступил в должность главы МО СП "Сотниковское" с 24.09.2018 г.

Советом депутатов МО СП "Сотниковское" 29.12.2018 г. принято решения №46 "О бюджете муниципального образования сельское поселение "Сотниковское" Иволгинского района Республики Бурятия на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы".

Приложением №7 к названному решению - "Ведомственная структура расходов местного бюджета на 2019 г." по разделу 0503 "Благоустройство" по целевой статье 911.0503.9990082240.244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" предусмотрено расходование 2 709 722 тыс. руб. на осуществление прочих закупок товаров, работ и услуг в сфере благоустройства.

Частью 2 ст. 18 БК РФ предусмотрено, что определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

В силу п. 17.2.5 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения утв. Приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н по подразделу 0503 "Благоустройство" классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы на проведение мероприятий по содержанию территории муниципального образования, а также по проектированию, созданию, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории (включая расходы на освещение улиц, в том числе энергоэффективное освещение, озеленение территорий, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм, за исключением расходов на осуществление дорожной деятельности, а также расходов на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, осуществляемых за счет средств дорожного фонда). Кроме того, по данному подразделу классификации расходов бюджетов подлежат отражению расходы по организации и содержанию мест захоронения (кладбищ), мест захоронения бытовых отходов, а также другие расходы по благоустройству в границах муниципальных образований.

Таким образом, бюджетные средства на покупку плеч к луку в количестве 1 пары для проведения соревнований по стрельбе из национального лука, были направлены на цели, не связанные с проведением мероприятий по содержанию территории муниципального образования, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ относится к нецелевому использованию бюджетных средств.

Глава МО СП "Сотниковское" ФИО1, являясь главным распорядителем средств местного бюджета, а также распорядителем сметой доходов и расходов, что подтверждается должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.9), с которой ФИО1 ознакомлен, заключил договор поставки от ДД.ММ.ГГГГ, подписал заявку на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ.

Самостоятельное выявление и устранение допущенной ошибки по нецелевому использованию денежных средств путем вынесения уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа не свидетельствует об отсутствии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, указанного в ст. 15.14 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 и его представителя о том, что ФИО1 не является субъектом данного административного правонарушения опровергаются представленными материалами, в частности должностной инструкцией главы МО СП "Сотниковское" (п. 2.9), должностной инструкцией начальника отдела финансового, правового и организационного обеспечения, согласно п. 2.13 которой начальник отдела финансового, правового и организационного обеспечения согласовывает с Главой сельского поселения направления расходования денежных средств со счетов администрации.

Довод о том, что нецелевое использование денежных средств может характеризоваться исключительноумышленнойформой вины, не основано на положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, возможно как умышленно, так и по неосторожности.

Состав административного правонарушения предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, является формальным, поскольку не содержит указания на наступление последствий, возникших вследствие нарушения финансово-бюджетного законодательства, в силу чего наличие или отсутствие по делу материального ущерба не влияет на решение вопроса о наличии или отсутствии состава либо события административного правонарушения.

Указанные действия главы МО СП "Сотниковское" ФИО1 суд квалифицирует по ст. 15.14 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и вина ФИО1 подтверждаются совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; договором поставки от ДД.ММ.ГГГГ б/н, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ, заявкой на кассовый расход от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением самого ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, решением Совета депутатов МО СП "Сотниковское" от ДД.ММ.ГГГГ, Приложением к решению - "Ведомственная структура расходов местного бюджета на 2019 г.", должностной инструкцией главы МО СП "Сотниковское".

Представленные доказательства суд находит допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При назначении наказания, суд учитывает конкретные обстоятельства, характер совершенного правонарушения, объектом которого являются бюджетные отношения.

Принимая во внимание изложенное, суд не находит достаточных законных оснований для назначения должностному лицу наказания в виде дисквалификации, и считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать главу МО СП "Сотниковское" ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Копию документа, подтверждающего оплату административного штрафа предоставить в Иволгинский районный суд Республики Бурятия.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.Н.Редикальцева