П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
с. Солтон 07 августа 2014 года
Судья Солтонского районного суда Алтайского края Илларионов С.А.,
при секретаре Рожковой Е.Ю.
с участием помощника прокурора Солтонского района Алтайского края Крапивина В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский оздоровительно-образовательный лагерь «<данные изъяты>», расположенного по адресу: <адрес>, в 7 километрах от <адрес>, юридический адрес: <адрес>
У С Т А Н О В И Л :
01 августа 2014 года в Солтонский районный суд Алтайского края поступило дело об административном правонарушении, возбужденное прокурором Солтонского района Алтайского края 31 июля 2014 года в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский оздоровительно-образовательный лагерь «<данные изъяты>» (Далее МБОУ ДООЛ <данные изъяты>») по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по факту осуществления образовательной деятельности без соответствующей лицензии.
Основанием для возбуждения производства об административном правонарушении в отношении МБОУ ДООЛ <данные изъяты> послужило выявление в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Солтонского района проверки осуществления данным учреждением образовательной деятельности в отсутствие специального на то разрешения (лицензии).
Законный представитель МБОУ ДООЛ <данные изъяты> ФИО2 в судебном заседании пояснил, что с постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении МБОУ ДООЛ <данные изъяты> не согласен, поскольку учреждение осуществляет свою деятельность в сезонном режиме, образовательной деятельностью не занимается, итоговых документов прибывающим в нем детям по окончанию сезона о повышении их образования не выдает. Основным направлением деятельности МБОУ ДООЛ «<данные изъяты>» является оздоровление детей в летний период времени.
Защитник МБОУ ДООЛ <данные изъяты> ФИО3, действующий на основании доверенности пояснил, что с нарушениями, указанными в постановлении он не согласен, поскольку считает, что МБОУ ДООЛ <данные изъяты> не занимается образовательной деятельностью, а основная его деятельность сводится к оздоровлению детей в период летних каникул. По окончанию заезда детям не выдаются какие-либо документы, свидетельствующие о повышении уровня их образования. Полагает, что в данном случае в действиях МБОУ ДООЛ <данные изъяты> отсутствует состав административного правонарушения, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению. Так же пояснил, что для детей созданы все необходимые условия для нормального отдыха, окончание которого планируется ДД.ММ.ГГГГ по истечению срока заезда (смены).
Помощник прокурора Солтонского района Алтайского края Крапивин В.В. в ходе рассмотрения административного дела в отношении МБОУ ДООЛ <данные изъяты> пояснил, что оздоровительный лагерь занимается образовательной деятельностью, что прямо предусмотрено перечнем основных задач Лагеря, изложенных в его Уставе (раздел 2), являясь образовательным учреждением дополнительного образования детей. Отсутствие в МБОУ ДООЛ <данные изъяты> на период открытия летнего сезона 2014 года образовательной программы, не свидетельствует о том, что учреждением не ведется образовательная деятельность, подлежащая лицензированию в установленном законом порядке, поскольку последней с воспитанниками занимаются воспитатели (пионервожатые) в рамках проводимых с детьми досуговых, образовательных, развивающих мероприятий. Лицензия на указанный вид деятельности в учреждении на момент проведенной прокуратурой проверки отсутствует, что создает угрозу жизни и здоровью воспитанников учреждения, так как получение последней возможно МБОУ ДООЛ <данные изъяты> только после соответствующих заключений органов санитарно-эпидемиологического надзора, государственного пожарного надзора, которых не имеется.
Полагает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности с установлением срока на усмотрение суда.
Заслушав объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Для юридических лиц санкцией данной правовой нормы КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании ст. 49 ГК РФ юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», под образованием понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Под образовательной деятельностью, согласно п. 17 указанного закона понимается деятельность по реализации образовательных программ; под образовательной программой - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов; под образовательной организацией - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», настоящее Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Из приведенных выше норм следует, что ведение образовательной деятельности без получения соответствующей государственной лицензии действующим законодательством не допускается.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушение условий, предусмотренных лицензией.
Таким образом, для осуществления квалификации по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ в данном случае необходимо установление факта осуществления МБОУ ДООЛ <данные изъяты> образовательной деятельности. При этом речь идет как о документальном подтверждении такой деятельности, так и о подтверждении результатов такой деятельности.
Из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основным видом деятельности МБОУ ДООЛ <данные изъяты> является реализация (на основании лицензии) образовательных программ. При этом в постановлении не указано в чем она выражается и в каких формах реализуется, какие программы не исполняются. Отсутствуют указанные сведения и в акте проверки, проведенной помощником прокурора Солтонского района Алтайского края ДД.ММ.ГГГГ года. Не представлено таких доказательств помощником прокурора и в судебном заседании. При этом объяснения воспитателей ФИО1 «Ветерок» ФИО4, ФИО5, ФИО6 и ФИО7 не могут быть приняты во внимание судьей при оценке доказательств по настоящему делу, поскольку последние были получены после вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и сведения содержащиеся в них не отражены в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, либо иных документах, проводимых в рамках прокурорской проверки. О допросе указанных лиц помощник прокурора не ходатайствовал в судебном заседании. С учетом вышеизложенного показания данных лиц не могут приниматься во внимание для квалификации действий МБОУ ДООЛ <данные изъяты>. Кроме того указанные выше лица не предупреждены об отвественности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ.
Согласно п. 1.1. Устава МБОУ ДООЛ <данные изъяты> указанное учреждение является учреждением общеразвивающего, оздоровительного вида. Право же на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации в силу п. 1.8 Устава МБОУ ДООЛ <данные изъяты> возникает у последнего со дня выдачи ему соответствующей лицензии (разрешения).
Согласно ответа, полученного из комитета администрации Солтонского района по образованию МБОУ ДООЛ <данные изъяты> образовательную деятельность не осуществляет, в связи с чем не имеет лицензии на соответствующий вид деятельности. Не представлено судье и доказательств того, что МБОУ ДООЛ <данные изъяты> имеет образовательные программы, реализацией которых занимается непосредственно при осуществлении образовательной деятельности.
Таким образом, в представленном прокурором административном материале отсутствуют сведения с достоверностью подтверждающие осуществление МБОУ ДООЛ «<данные изъяты> образовательной деятельности. Не представлено таковых и в ходе судебного заседания.
Наличие в уставе МБОУ ДООЛ <данные изъяты> указаний на то, что основной задачей лагеря является обеспечение необходимых условий для личностного, творческого и духовного развития детей не свидетельствует с достоверностью об осуществлении данным учреждением образовательной деятельности, как и отнесение МБОУ ДООЛ <данные изъяты> к числу образовательных учреждений дополнительного образования детей без документального подтверждении ведения образовательной деятельности и результатов такой. Проведение же директором МБОУ ДООЛ <данные изъяты> совместно с педагогическими работниками лагеря педагогических советов, также не может свидетельствовать об осуществлении именно образовательной деятельности, поскольку из его пояснений следует, что на них обсуждаются текущие вопросы, связанные с работой лагеря.
Фактические обстоятельства вменяемого в вину МБОУ ДООЛ <данные изъяты> правонарушения не исследованы прокурором надлежащим образом при возбуждении дела об административном правонарушении, в ходе рассмотрения дела их невозможно устранить. Прокурором лишь указано на то, что МБОУ ДООЛ <данные изъяты> занимается реализацией образовательных программ как основным видом деятельности, что не нашло свое полного подтверждение в судебном заседании. При этом законный представитель МБОУ ДООЛ <данные изъяты> ФИО2 и защитник учреждения последовательно поясняли, что основным видом деятельности лагеря является оздоровительная, реализации каких-либо образовательных программ не ведется.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (ст. 24.1 КоАП РФ).
В силу ч. 1 ст. 26.2 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Таким образом, в настоящем деле имеются неустранимые сомнения, в части того, что МБОУ ДООЛ <данные изъяты> помимо оздоровительной деятельности занимается осуществлением образовательной деятельности в рамках реализации образовательных программ, которые трактуются в силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
Указанные обстоятельства в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ являются исключающими производство по настоящему делу и следовательно в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении в отношении Муниципального бюджетного образовательного учреждения детский оздоровительно-образовательный лагерь <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, в 7 километрах от <адрес>, юридический адрес: <адрес> обвиняемого в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодека РФ об административных правонарушениях прекратить в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, те есть по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Солтонский районный суд Алтайского края в течение 10 дней со дня получения копии постановления.
Судья: С.А. Илларионов