Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
2 февраля 2016 года <адрес>
<адрес>
<адрес>
Судья Аяно-Майского районного суда <адрес> Бобелева И.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица
главы Аяно-Майского муниципального района <адрес>ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>,
У С Т А Н О В И Л :
Заместителем начальника инспекции аппарата Контрольно-счетной палаты <адрес>ФИО3ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы Аяно-Майского муниципального района <адрес>ФИО1 (далее глава муниципального района). Согласно данному протоколу главой муниципального района ФИО1, в администрации <адрес>, расположенной в <адрес>, заключены кредитные договоры ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ с межпоселенческим муниципальным унитарным предприятием «Коммунальник» Аяно-Майского муниципального района (далее ММУП «Коммунальник») на проведение мероприятий связанных с осуществлением поставок топлива для выработки тепловой и электрической энергии. Бюджетные кредиты предоставлены путем перечисления средств администрацией района на счета ООО «Межрайтопливо», ООО «Север-М» согласно кредитным договорам. При этом в нарушение п.1 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредиты предоставлены ММУП «Коммунальник», имеющему просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. В нарушение п.3 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные кредиты предоставлены ММУП «Коммунальник» без предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанных кредитов.
Определением заместителя министра - начальника управления доходов и финансового контроля министерства финансов <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с ч.1.1 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передано для принятия решения мировому судье.
Определением мирового судьи судебного района «<адрес>» судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущем дисквалификацию должностного лица, замещающего должность муниципальной службы, в соответствии с ч.3 ст.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, передано для принятия решения в суд.
В ходе рассмотрения дела ФИО1 пояснила, что изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства имели место, однако выдавая под досрочный завоз топлива в северный район бюджетные кредиты за счет средств краевого бюджета ММУП «Коммунальник», она, как глава муниципального района, действовала в состоянии крайней необходимости, поскольку ММУП «Коммунальник» является единственным в районе предприятием, осуществляющим централизованный завоз топлива для района. Кроме того, с учетом территориальных особенностей района и отсутствия постоянного автомобильного и железнодорожного сообщения, досрочный завоз топлива возможен только морским транспортом в течение непродолжительного по времени навигационного периода.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения привлекаемого к административной ответственности должностного лица, судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение кредитором условий предоставления бюджетного кредита, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с п.1, п.3 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент заключения главой муниципального района ФИО1 кредитных договоров от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения. Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).
Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации. Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.
В силу ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО1 на основании постановления территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№ вступила в должность главы Аяно-Майского муниципального района <адрес>.
В соответствии со ст.5, ст.32 устава Аяно-Майского муниципального района <адрес> организация в границах поселений муниципального района электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, относится к вопросам местного значения муниципального района. Глава муниципального района, в числе прочих, осуществляет полномочия: по представлению муниципального района в отношениях с органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и краевыми законами. Глава муниципального района возглавляет администрацию муниципального района, является распорядителем средств бюджета муниципального района и осуществляет полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ№ о состоянии расчетов по налогам и сборам, пеням и штрафам ММУП «Коммунальник» имело задолженность по налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций.
Главой муниципального района ФИО1, заключены кредитные договоры ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 4 959 049,30 руб., ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 1 200 000,00 руб., ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 100 962 930,70 руб. с ММУП «Коммунальник» на проведение мероприятий связанных с осуществлением поставок топлива для выработки тепловой и электрической энергии. При этом в нарушение п.1 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации кредиты предоставлены ММУП «Коммунальник», имеющему просроченную задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации. В нарушение п.3 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные кредиты предоставлены ММУП «Коммунальник» без предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанных кредитов.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника инспекции аппарата Контрольно-счетной палаты <адрес>ФИО3 в отношении главы муниципального района ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со ст.2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Возбуждая в отношении главы муниципального района ФИО1 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом административного органа обстоятельства, перечисленные в ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, надлежащим образом выяснены не были.
Между тем из материалов дела об административном правонарушении, а также представленных суду документов и объяснений ФИО1, данных суду в ходе рассмотрения дела следует, что кредиты выданы ММУП «Коммунальник» для обеспечения безаварийного продолжения отопительного сезона и для досрочного завоза топлива в северный район. На территории муниципального района в сфере оказания услуг по жилищно-коммунальному обслуживанию сел <адрес>, действует одно предприятие – ММУП «Коммунальник», которое является единственным поставщиком тепловой и электрической энергии на территории муниципального района.
Согласно п.1.1, п.1.3, п.1.4, п.1,6, п.2.1, п.2.2 устава ММУП «Коммунальник», Предприятие создано в соответствии с решением Собрания депутатов Аяно-Майского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-<адрес> является коммерческой организацией, основанной на праве хозяйственного ведения. Учредителем Предприятия от имени Аяно-Майского муниципального района является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Аяно-Майского муниципального района. Имущество Предприятия находится в собственности Аяно-Майского муниципального района. Целью создания предприятия является: выполнение работ, оказание услуг по жилищно-коммунальному обслуживанию сел Аян, Нелькан, Джигда и Аим, развитие и совершенствование жилищно-коммунального хозяйства, удовлетворение общественных потребностей и получение дохода. В числе прочего, Предприятие осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность по тепло- и электроснабжению.
<адрес> согласно <адрес>ов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением СМ СССР от ДД.ММ.ГГГГ№, является районом Крайнего Севера.
<адрес> - один из отдаленных северных районов <адрес>. Внешнее транспортное сообщение с районом осуществляется только воздушным транспортном, и в навигационный период – морским. Автомобильное и железнодорожное сообщение отсутствует.
В соответствии со ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Крайняя необходимость является одним из правомерных средств предотвращения опасности, угрожающей личности, ее правам и интересам, а также охраняемым законом интересам общества и государства.
Заключив, в нарушение требований п.1 и п.3 ст.93.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, договоры с ММУП «Коммунальник», глава муниципального района обеспечила досрочный централизованный завоз топлива для выработки тепловой и электрической энергии населению и организациям бюджетной сферы муниципального района на отопительный период 2014/2015 года. При этом возможность осуществления завоза топлива при предоставлении бюджетных кредитов за счет средств краевого бюджета иной организацией отсутствовала, поскольку ММУП «Коммунальник» является единственным в муниципальном районе предприятием, обеспечивающим тепло-, электро- и водоснабжение населения и всех организаций района, в том числе социально значимых объектов.
Срыв централизованного северного завоза топлива, с учетом географических особенностей места расположения <адрес>, с учетом наличия только воздушного внешнего транспортного сообщения с районом и морского - в период навигации, мог привести к отсутствию в районе необходимой для жизнеобеспечения населения и социальной сферы района тепловой и электрической энергии в отопительный межнавигационный период, а также к значительным расходам средств краевого бюджета.
Оценивая соотношение размера причиненного и предотвращенного вреда, следует признать, что предоставляя бюджетные кредиты за счет средств краевого бюджета ММУП «Коммунальник» ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ глава муниципального района ФИО1, действовала в целях предотвращения срыва централизованного завоза топлива для выработки тепловой и электрической энергии населению и организациям бюджетной сферы Аяно-Майского муниципального района на отопительный период 2014/2015 года, то есть в состоянии крайней необходимости.
В соответствии с ч.1, ч.1.1 ст.29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
С учетом установленных по делу обстоятельств, судья приходит к выводу о том, что производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.3 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости.
Руководствуясь ст.24.5, ст.29.9, ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица – главы Аяно-Майского муниципального района <адрес>ФИО1, на основании п.3 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с действием лица в состоянии крайней необходимости, – прекратить.
Постановление может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.<адрес>
Постановление не вступило в законную силу
Подлинник постановления находится в материалах дела об административном
правонарушении № в Аяно-Майском районном суде <адрес>
ФИО5 Капустинская