ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/2017 от 06.02.2017 Сергачского районного суда (Нижегородская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Сергач 06 февраля 2017г.

Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Гусев С.А.,

С участием представителя МУП «Рыбное хозяйство Кызыл-Яр» ФИО1,

Защитника Илларионова В.Н., представившего удостоверение №** и ордер №***,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.37 КоАП РФ в отношении муниципального унитарного предприятия (МУП) «Рыбное хозяйство Кызыл-Яр»,

УСТАНОВИЛ:

17.11.2016г. государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Нижегородской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству Е. был составлен административный протокол по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ в отношении МУП «Рыбное хозяйство Кызыл-Яр» Краснооктябрьского района.

22.11.2016г. протокол и приложенные к нему материалы были направлены в Краснооктябрьский районный суд Нижегородской области для рассмотрения.

29.11.2016г. дело принято к рассмотрению Краснооктябрьским районным судом Нижегородской области.

Согласно постановлению и.о. председателя Нижегородского областного суда А.А. Толмачева от 16.01.2017г. №2, на период отсутствия судьи-председателя Краснооктябрьского районного суда Нижегородской области, с 16.01.2017г. дела всех категорий указанного суда переданы по подсудности в Сергачский районный суд.

25.01.2017г. дело поступило в Сергачский районный суд.

Как следует из протокола об административном правонарушении от 17.11.2016г., 22.10.2016г. в 16 часов 05 минут, в ходе проведения оперативно рейдовых мероприятий государственным инспектором отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биоресурсов по Нижегородской области Е. на р.Пара в 2 км. от с. Уразовка Краснооктябрьского района зафиксирован спуск руслового пруда с целью добычи рыбы, находящегося на русле естественного водоема - р.Пара (водоем рыбохозяйственного значения). На мосту-дамбе, перекрывающем р.Пара, открыты шандоры, ниже установлены рыбоуловители из металлических решеток. В уловителях находятся рабочие, которые сачками вылавливают рыбу, которая впоследствии грузится в автомобили. Всего было выловлено порядка 300 кг рыбы породы карась. Рыба перевозилась в зимовальные пруды МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр».

Спуск пруда и отлов рыбы производился по распоряжению директора МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» ФИО1 Согласно представленных документов земельный участок на р.Пара (119 га.) предоставлен МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» в аренду на основании договора с Комитетом имущественных отношений администрации Краснооктябрьского района Нижегородской области. Головной пруд, дамба головного пруда и водовыпуск закреплен за МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» на основании договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения. Данный водный объект не оформлен в качестве рыбоводного участка.

Нарушены требования п. 15.4.6 Правил рыболовства Волго-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.

За указанное административное правонарушение, предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Представитель МУП «Рыбное хозяйство Кызыл-Яр» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ не признал и пояснил суду, что он является генеральным директором МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр», которое занимается товарным рыбоводством на арендованном участке земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих муниципальному образованию- Краснооктябрьский муниципальный район Нижегородской области. На территории арендованного участка в русле реки Пара находится головной пруд, который создан в результате возведения дамбы на реке Пара. Дамба имеет подпорное гидротехническое сооружение. 02.05.2016г. в указанный пруд МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» выпустило в пруд (зарыблило) мальков карася и карпа- 2 тонны. Осенью 2016г. возникла необходимость отремонтировать шандоры- подпорные гидротехнические сооружения установленные на дамбе. Для этого необходимо было спустить часть воды из головного пруда. Чтобы не выпускать рыбу в р.Пара и перевезти ее в зимовальные пруды МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр», он распорядился установить рыбоуловители из металлических решеток. Данное распоряжение было согласовано с администрацией Краснооктябрьского муниципального района. В уловителях рабочие сачками вылавливали рыбу, которая впоследствии грузилась в подготовленный для перевозки транспорт. За работу по ремонту шандор и перевозку рыбы, МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» расплатилось с наемными работниками принадлежащей ему рыбой. Ремонт гидротехнических сооружений является обязанностью МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» по договору оперативного управления преданного имущества от 11.11.2002г. Таким образом, никаких противоправных действий МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» не совершило. Рыба не вылавливалась, а перевозилась в зимовальные пруды. Весной 2017г. ее выпустят в головной пруд на доращивание.

Представитель МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» и защитник Илларионов В.Н. просят производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Представитель отдела государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов по Нижегородской области Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству в судебное заседание не явился. Извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением (л.д.61).

Выслушав лиц, участвующих в процессе и исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

Согласно ст.51.1. Водного кодекса РФ, использование водных объектов рыбохозяйственного значения для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов и законодательством Российской Федерации, регулирующим отношения в области аквакультуры (рыбоводства).

Как установлено в судебном заседании, 11.11.2002г. между комитетом имущественных отношений администрации Краснооктябрьского района Нижегородской области и муниципальным унитарным предприятием (МУП) «Уразовский рыбопитомник» заключен договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения (л.д.18-22,23,24,25). Согласно указанному договору, за МУП закреплено находящееся в муниципальной собственности имущество: пруд, находящийся в русле реки Пара (головной пруд), другие изолированные пруды и гидротехнические сооружения. Срок действия договора не ограничен. МУП обязано производить капитальный и текущий ремонт, переоборудование, связанные с деятельностью предприятия за свой счет, имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться предоставленным имуществом по своему усмотрению для хозяйственной деятельности- в пределах, определяемых нормами законодательства (л.д.20).

Распоряжением администрации Краснооктябрьского района Нижегородской области от 25.05.2004г. №137 утвержден Устав МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр», которое является правопреемником МУП «Уразовский рыбопитомник» (л.д.17).

11.01.2012г. между комитетом имущественных отношений администрации Краснооктябрьского района Нижегородской области и МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» заключен договор аренды земельного участка (л.д.28-30). Согласно данному договору, он заключен в продолжение ранее заключенному договору аренды от 25.09.1998г. №***. Предметом договора является земельный участок общей площадью 119 га, расположенный по адресу: ****- объект находящийся в р.Пара. Кадастровый номер земельного участка: ****. Целевое назначение- земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование- для сельскохозяйственного использования. Определена арендная плата. Договор заключен сроком на 49 лет.

Согласно кадастровой выписке о земельном участке кадастровый номер ****, разрешенное использование земельного участка- для сельскохозяйственного использования (выращивание товарной рыбы и посадочного материала) (л.д.26).

Как следует из Устава МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» (л.д.71-82), основной вид деятельности МУП- выращивание товарной рыбы, выращивание посадочного материала (л.д.72).

Как следует из протокола по делу об административном правонарушении, МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» нарушило требования п. 15.4.6 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна.

Согласно п.15.4.6 указанных Правил, утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства России от 18.11.2014 N 453,
при осуществлении рыболовства запрещается осуществлять спуск водных объектов рыбохозяйственного значения с целью добычи (вылова) водных биоресурсов (за исключением прудов, используемых для аквакультуры (рыбоводства), находящихся вне русел естественных водотоков и оборудованных гидротехническими сооружениями, регулирующими подачу и сброс воды).

Приказ Минсельхоза России от 18.11.2014 N 453
издан на основании Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

В ст.1 Федерального закона №166-ФЗ даны основные понятия, используемые в законе:

- водные биологические ресурсы (далее - водные биоресурсы) – это рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, водоросли, другие водные животные и растения, находящиеся в состоянии естественной свободы (п.1 ч.1).

- добыча (вылов) водных биоресурсов - изъятие водных биоресурсов из среды их обитания (п.8 ч.1).

- рыбное хозяйство - виды деятельности по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, производству и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов (п.20 ч.1).

Согласно ст.10 закона №166-ФЗ, водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Водные биоресурсы, обитающие в прудах, обводненных карьерах, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности (ч.2).

Такие же положения содержатся в ст.8 Водного кодекса РФ.

Как следует из ответа Верхневолжского филиала ФГБУ «Главное бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» от 11.11.2016г., река Пара с находящимися на ней прудами, является водным объектом рыбохозяйственного значения (л.д.32).

Согласно ч.3 ст.17 закона №166-ФЗ, к водным объектам рыбохозяйственного значения относятся водные объекты, которые используются или могут быть использованы для добычи (вылова) водных биоресурсов.

Согласно ч.3 ст.11 Водного кодекса РФ, не требуется заключение договора водопользования или принятие решения о предоставлении водного объекта в пользование в случае, если водный объект используется для: осуществления аквакультуры (рыбоводства) и акклиматизации водных биологических ресурсов (п.7).

Как установлено в судебном заседании,МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» занимается товарным рыбоводством на арендованном участке земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих муниципальному образованию- Краснооктябрьский муниципальный район Нижегородской области. Для указанных целей, на земельном участке, по которому протекает река Пара, в русле реки имеется головной пруд, созданный искусственным способом- в результате возведения дамбы (л.д.25,27). На дамбе имеются шандоры- подпорные гидротехнические сооружения, которые, по договору от 11.11.2002г. принадлежат муниципальному образованию- Краснооктябрьский муниципальный район Нижегородской области и переданы в оперативное управление МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр».

Товарное рыбоводство регламентируется Федеральным законом от 02.07.2013г. №148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Как следует из основных понятий, используемых в данном законе, аквакультура (рыбоводство) - деятельность, связанная с разведением и (или) содержанием, выращиванием объектов аквакультуры (п.1);

- объекты аквакультуры - водные организмы, разведение и (или) содержание, выращивание которых осуществляются в искусственно созданной среде обитания (п.2).

- рыбоводный участок - водный объект и (или) его часть, используемые для осуществления аквакультуры (рыбоводства) (п.5).

- рыбоводное хозяйство - юридическое лицо, крестьянское (фермерское) хозяйство, а также приравненный к ним в целях настоящего Федерального закона и осуществляющий аквакультуру (рыбоводство) индивидуальный предприниматель (п.9).

Согласно ст. 4 указанного Закона, рыбоводные участки выделяются в рыбохозяйственных бассейнах, установленных в соответствии с Федеральным законом от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (ч.1).

В прудах, обводненных карьерах, а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются (ч.3).

Как установлено в судебном заседании, рыбоводный участок, на территории арендованного МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» земельного участка в русле реки Пара и находящихся там прудах, никогда никому не выделялся.

Согласно ст.ст.11,12 Федерального закона №148-ФЗ, аквакультура (рыбоводство), относится к сельскохозяйственному производству и является товарной аквакультурой (товарным рыбоводством)- видом предпринимательской деятельности.

Как следует из разъяснений Постановления Пленума ВС РФ от 23 ноября 2010г. N 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов т иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач производства по делам об административных правонарушениях по каждому делу наряду с иными подлежащими выяснению обстоятельствами необходимо устанавливать, какие именно незаконные действия (бездействие) совершены, какие требования нормативных правовых актов нарушены в результате таких действий (бездействия) (п.5).

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, образуют действия (бездействие), выразившиеся в несоблюдении или ненадлежащем соблюдении правил добычи (вылова) водных биоресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление рыболовства, за исключением случаев, когда такие действия (бездействие) подлежат квалификации по части 2 статьи 8.17 КоАП РФ (п.7).

Как установлено в судебном заседании, 02.05.2016г. в целях реализации хозяйственной деятельности, МУП «Рыбное хозяйство - Кызыл Яр» выпустило в головной пруд (зарыблило) мальков карася и карпа- 2 тонны, что подтверждается актом от 02.05.2016г. (л.д.69). Осенью 2016г. возникла необходимость отремонтировать шандоры- подпорные гидротехнические сооружения установленные на дамбе головного пруда. Для этого необходимо было спустить часть воды из головного пруда. Чтобы не выпускать рыбу в р.Пара и перевезти ее в зимовальные пруды МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр», генеральный директор МУП ФИО1 распорядился установить рыбоуловители из металлических решеток (л.д.67). Данное распоряжение было согласовано с администрацией Краснооктябрьского муниципального района, что подтверждается обращением генерального директора МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» в администрацию Краснооктябрьского муниципального района от 03.10.2016г. (л.д.65) и ответом администрации Краснооктябрьского муниципального района от 05.10.2016г. (л.д.66).

В уловителях рабочие сачками вылавливали рыбу, которая впоследствии грузилась в подготовленный для перевозки транспорт.

Таким образом, МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» не осуществляло добычу, вылов водных биологических ресурсов, то есть не осуществляло деятельность, предусмотренную Федеральным законом от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Следовательно, указанный закон в данном случае неприменим. Как следует из приведенной выше нормы закона, водные биологические ресурсы- рыбы, должны находиться в состоянии естественной свободы, т.е. никто рыбу в водоем не запускал, не выращивал, не охранял. МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» выловило принадлежащую ему рыбу и перевезло ее в зимовальные пруды.

По указанным основаниям также неприменимы требования п. 15.4.6 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, изданные на основании Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

Частью 2 ст.8.37 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил, регламентирующих рыболовство.

Таким образом, в действиях МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» не содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.

Как установлено в судебном заседании, за работу по ремонту шандор и перевозку рыбы, МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» расплатилось с наемными работниками принадлежащей ему рыбой. Это относится к хозяйственной деятельности юридического лица и оценке судом не подлежит.

В силу требований ч. 3 ст. 26.1 КоАП РФ виновность лица в совершении административного правонарушения является обстоятельством, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Как указано выше, вина МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.37 КоАП РФ, не установлена.

Согласно ст.1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ при отсутствии состава административного правонарушения в действиях лица, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении в отношении

МУП «Рыбное хозяйство -Кызыл Яр» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.37 КоАП РФ.

Настоящее постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд.

Судья: Гусев С.А.