Дело № 5-3/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 июня 2018 года <...>
(резолютивная часть объявлена 30 мая 2018 года)
Судья Кувшиновского районного суда Тверской области Кулаков с.а., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации Кувшиновского района ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, <данные изъяты>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>;
установил:
30 марта 2018 года прокурором Кувшиновского района Тверской области Гасановым Ф. А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом), в отношении должностного лица – главы администрации Кувшиновского района ФИО2.
В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении приведены следующие обстоятельства совершения административного правонарушения:
«Прокуратурой Кувшиновского района по результатам проверки исполнения комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в адрес главы администрации Кувшиновского района ФИО2 18 сентября 2017 года внесено представление об устранении нарушений указанного законодательства №
Указанное представление поступило в Администрацию Кувшиновского района 20 сентября 2017 года.
Основанием для внесения представления главе администрации Кувшиновского района ФИО2 послужили выявленные нарушения требований законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района, входящей в структуру администрации Кувшиновского района.
В силу ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 2202-1 прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесённых ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
На основании ст. 21 Федерального закона № 2202-1 предметом прокурорского надзора является, в том числе, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Согласно пп. 3, 4 ст. 22 Федерального закона № 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, в том числе, вносит представление об устранении нарушений закона. Должностные лица органов, указанных в п. 1 ст. 21 данного Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.
На основании п. 1 ст. 24 Федерального закона № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В нарушение указанных требований закона прокурор о дате, времени и месте рассмотрения вышеуказанного представления извещён не был; какие-либо меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона и недопущение их в будущем, в установленный законом срок не приняты; представление прокурора фактически осталось нерассмотренным.
Исходя из содержания информации главы администрации Кувшиновского района от 11 октября 2017 года № 2029, следует, что ФИО2 указанные в представлении нарушения посчитал необоснованными, при этом мотивированного обоснования своей позиции о несогласии с доводами представления им не представлено, что свидетельствует о формальном подходе к рассмотрению представления и об игнорировании требований прокурора.
Таким образом, главой администрации Кувшиновского района ФИО2 11 октября 2017 года (по адресу: <адрес>.) совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ, то есть умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что ФИО2 имел реальную возможность организовать рассмотрение представления прокурора, уведомление прокуратуры района о времени и месте его рассмотрения, а также уведомление о соответствующих результатах его рассмотрения в письменной форме в установленный законом срок, однако должных мер к тому не принял и проигнорировал требования прокурора.
Доказательств наличия чрезвычайных ситуаций и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность своевременного рассмотрения, принятия конкретных мер по устранению нарушений, направления ответа на представление прокурора, а также свидетельствующих о том, что ФИО2 осуществил все зависящие от него меры по недопущению нарушений, не имеется.
Длительное нерассмотрение представления прокурора в установленном законом порядке, непринятие конкретных мер по устранению указанных в нём нарушений, их причин и условий, им способствующих, непредставление письменного ответа свидетельствует как о бездействии главы администрации Кувшиновского района ФИО2, так и об умышленном невыполнении законных требований прокурора и игнорировании федерального законодательства.
На основании решения Собрания депутатов Кувшиновского района Тверской области № от 11 ноября 2014 года главой администрации Кувшиновского района Тверской области назначен ФИО2.».
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, – глава администрации Кувшиновского района ФИО2 не признал себя виновным в совершении административного правонарушения и отказался от дачи объяснений, воспользовавшись правом, предоставленным ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Из письменных объяснений ФИО2 от 30 марта 2018 года (т. 1, л. д. 26-28) усматривается, что представление прокурора было рассмотрено на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района 11 октября 2017 года с участием помощника прокурора Демченко А. В., о результатах его рассмотрения прокурору был направлен письменный ответ.
Защитник Брусова А. И. просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения по основаниям, изложенным в письменном ходатайстве (т. 2, л. д. 60-62), в котором указано, что представление прокурора было рассмотрено на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района с участием помощника прокурора Демченко А. В., у которой каких-либо замечаний при рассмотрении представления не возникло. О результатах его рассмотрения прокурору в месячный срок был направлен письменный ответ.
Заслушав объяснения участников производства по делу, рассмотрев материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела усматривается следующее:
- 20 сентября 2017 года в Администрацию Кувшиновского района поступило представление прокурора Кувшиновского района Тверской области Гасанова Ф. А. об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 18 сентября 2017 года. В этом представлении главе администрации Кувшиновского района адресованы следующие требования: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Кувшиновского района Тверской области, своевременно уведомив о дате, времени и месте его рассмотрения; в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры, направленные на устранение нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; по указанным в представлении фактам рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц; о результатах принятых мер письменно сообщить в прокуратуру Кувшиновского района Тверской области в течение месяца со дня внесения представления. В представлении указывается на нарушения закона, выявленные в деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района: непринятие мер по заслушиванию и утверждению отчётов по исполнению органами системы профилактики программ на отдельных несовершеннолетних, состоящих на профилактических учётах, несвоевременное заслушивание (рассмотрение) отчётов об исполнении этих программ, несвоевременное рассмотрение вопросов о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, несвоевременное выполнение запланированных комиссией мероприятий, ненадлежащее рассмотрение дел об административных правонарушениях в отношении отдельных родителей несовершеннолетних (в том числе факты необоснованного назначения административного наказания в виде предупреждения и факты волокиты, приведшей к прекращению производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности) (т. 1, л. <...>);
- 18 октября 2017 года в прокуратуру Кувшиновского района Тверской области поступило письменное сообщение главы администрации Кувшиновского района ФИО2 от 11 октября 2017 года, в котором указано, что упомянутое представление прокурора рассмотрено главой администрации единолично 11 октября 2017 года, и указанные в представлении нарушения он считает необоснованными (т. 1, л. <...>);
- на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района (протокол заседания от 11 октября 2017 года) было рассмотрено (зачитано) упомянутое представление прокурора (с участием помощника прокурора Демченко А. В.), по представлению высказано мнение заместителем председателя комиссии ФИО1., при этом какого-либо решения по существу представления комиссией не принято (т. 1, л. д. 13-15);
- в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района, утверждённый решением Собрания депутатов Кувшиновского района от 10 октября 2017 года №, входят (среди прочих): председатель комиссии – заместитель главы администрации Кувшиновского района, заместитель председателя комиссии – заместитель начальника Кувшиновского отделения полиции Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский», члены комиссии – должностные лица (работники) ГКУ «Центр занятости населения Кувшиновского района», Территориального отдела социальной защиты населения Кувшиновского района, ГБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения», ГБПОУ «Кувшиновский колледж», ГБУЗ «Кувшиновская центральная районная больница», филиала ФКУ «Уголовно-исполнительная инспекция», Пожарной части № 36, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Торжокский» (т. 2, л. д. 55-56).
На основании п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав создаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих этому, обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, выявлению и пресечению случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям. Законом субъекта Российской Федерации полномочием по созданию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могут наделяться органы местного самоуправления. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации. Порядок создания комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими деятельности определяется законодательством субъекта Российской Федерации. Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Российской Федерации.
Ведомственный контроль за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами. Порядок осуществления ведомственного контроля определяется соответствующими нормативными правовыми актами (п. 2 ст. 10 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
В силу ст. 3 и 5 Закона Тверской области от 9 декабря 2005 года № 143-ЗО «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Тверской области» систему комиссий составляют: межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Тверской области (областная комиссия); комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в муниципальных районах, городских округах (муниципальные комиссии). Муниципальная комиссия образуется соответствующими органами местного самоуправления Тверской области в составе председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря комиссии и членов комиссии. Председателем комиссии назначается заместитель главы местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального района, городского округа). В состав муниципальных комиссий могут входить по согласованию руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также представители не входящих в систему профилактики безнадзорности правонарушений несовершеннолетних органов государственной власти Тверской области и местного самоуправления, в том числе депутаты представительных органов муниципальных образований, представители иных организаций. Типовое положение о муниципальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждается Правительством Тверской области в соответствии с примерным положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Для осуществления текущей работы и контроля за выполнением решений муниципальной комиссии в её состав на постоянной основе входит ответственный секретарь, замещающий должность муниципальной службы.
Согласно п. 2, подп. «б» п. 7, пп. 8, 9 и 13 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 года № 995, систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав составляют: комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и осуществляющие деятельность на территории субъектов Российской Федерации (комиссии субъектов Российской Федерации); территориальные комиссии, созданные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, или муниципальные комиссии, созданные органами местного самоуправления, – районные (городские), районные комиссии в городах, осуществляющие деятельность на территориях городских поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, внутригородских районов, внутригородских территорий городов федерального значения этих субъектов Российской Федерации (территориальные (муниципальные) комиссии). Комиссии субъектов Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью территориальных (муниципальных) комиссий в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. В состав комиссии входят председатель комиссии, заместитель (заместители) председателя комиссии, ответственный секретарь комиссии и члены комиссии. Членами комиссии могут быть руководители (их заместители) органов и учреждений системы профилактики, представители иных государственных (муниципальных) органов и учреждений, представители общественных объединений, религиозных конфессий, граждане, имеющие опыт работы с несовершеннолетними, депутаты соответствующих представительных органов, а также другие заинтересованные лица. Председатель комиссии: осуществляет руководство деятельностью комиссии; председательствует на заседании комиссии и организует её работу; имеет право решающего голоса при голосовании на заседании комиссии; представляет комиссию в государственных органах, органах местного самоуправления и иных организациях; утверждает повестку заседания комиссии; назначает дату заседания комиссии; даёт заместителю председателя комиссии, ответственному секретарю комиссии, членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам, отнесённым к компетенции комиссии; представляет уполномоченным органам (должностным лицам) предложения по формированию персонального состава комиссии; осуществляет контроль за исполнением плана работы комиссии, подписывает постановления комиссии; обеспечивает представление установленной отчётности о работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Председатель комиссии несёт персональную ответственность за организацию работы комиссии.
В постановлении администрации Тверской области от 7 сентября 2004 года № 180-па «О Положении о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Тверской области и Типовом положении о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Тверской области», действовавшем до 28 января 2018 года включительно, было установлено:
- в соответствии с подп. «д» п. 4 Положения о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Тверской области, утверждённого указанным постановлением, данная Комиссия осуществляет контроль и анализ деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Тверской области;
- в соответствии с пп. 4 и 5 Типового положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Тверской области, утверждённого указанным постановлением, данная Комиссия образуется органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Тверской области и является постоянно действующим органом. В состав Комиссии входят: председатель, его заместитель, ответственный секретарь и члены Комиссии.
Аналогичные в целом нормы содержатся также в действующем постановлении Правительства Тверской области от 25 января 2018 года № 5-пп «О Положении о межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Тверской области и типовом положении о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципальных образований Тверской области», вступившем в силу 29 января 2018 года.
Из приведённых положений законодательства следует, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района является постоянно действующим коллегиальным межведомственным органом, контроль за деятельностью которого вправе осуществлять только вышестоящий орган – межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Тверской области.
Несмотря на то, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района формально входит в структуру администрации Кувшиновского района, значительную часть её состава составляют лица, не находящиеся в ведомственной подчинённости по отношению к главе администрации Кувшиновского района (должностные лица территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и работники государственных учреждений).
Следовательно, глава администрации Кувшиновского района не вправе осуществлять ведомственный контроль за деятельностью комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района и давать этой комиссии какие-либо поручения или указания, обязательные для исполнения. Вместе с тем, соответствующими полномочиями обладает председатель этой комиссии, который осуществляет руководство её деятельностью и организует её работу, а также вправе давать заместителю председателя, ответственному секретарю и членам комиссии обязательные к исполнению поручения по вопросам деятельности комиссии.
Таким образом, в нарушение требований п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 18 сентября 2017 года внесено прокурором должностному лицу, к полномочиям которого не относится устранение допущенных нарушений.
Кроме того, из упомянутого представления не усматривается, какие именно меры по устранению нарушений закона, допущенных комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Кувшиновского района, должны быть приняты главой администрации Кувшиновского района. Фактически все требования, изложенные в представлении, сводятся только к его рассмотрению, привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности и предоставлению прокурору письменного сообщения о результатах принятых мер. Учитывая характер выявленных нарушений, связанных с несвоевременным рассмотрением комиссией различных вопросов (нарушением сроков), несвоевременным и ненадлежащим рассмотрением отдельных дел об административных правонарушениях, судья считает, что устранение этих нарушений является объективно невозможным, в данном случае могут быть приняты только меры по недопущению аналогичных нарушений в будущем.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что в действиях главы администрации Кувшиновского района ФИО2, выразившихся в направлении прокурору письменного сообщения о необоснованности представления, рассмотрение которого не входило в компетенцию этого должностного лица, отсутствует состав административного правонарушения, что является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Следовательно, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации Кувшиновского района ФИО2 – прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кувшиновский районный суд Тверской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С. А. Кулаков