ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/2018 от 07.02.2018 Павловского районного суда (Алтайский край)

Дело № 5-3/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 февраля 2018 года с. Павловск

Судья Павловского районного суда Алтайского края РФ Коняева З.А.,

с участием государственного инспектора Ростехнадзора ФИО1, руководителя ООО Агрофирма «Маяк» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) в отношении ООО «Агрофирма Маяк», расположенного по адресу: <...>,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 23-11545/18юл от 12.01.2018 года, составленному государственным инспектором отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1, на гидротехнических сооружениях каскада прудов (Нагульный пруд №1, Нагульный пруд №2, Нагульный пруд №4, Нагульный пруд №5, Выростной пруд №2, Выростной пруд №3, Выростной пруд №5, Выростной пруд №6) на реке Фунтовка, расположенных по адресу: Алтайский край, Павловский район, в 2,4 км на юго-запад от южной окраины с. Павловск, принадлежащих ООО Агрофирма «Маяк», выявлены нарушения обязательных норм и правил в области безопасности гидротехнических сооружений, а именно:

- наблюдается зарастание древесно-кустарниковой растительностью верхового откоса плотины Нагульного пруда № 1,

- имеются просадки грунта по гребню плотин Нагульного пруда № 1 и Нагульного пруда № 2,

- отсутствует служебный мостик к подъемному оборудованию щитовых затворов донного водовыпуска Нагульного пруда № 1,

- служебный мостик к подъемному оборудованию щитовых затворов донного водовыпуска гидроузла Нагульного пруда № 2 находится в аварийном состоянии,

- не разработаны критерии безопасности гидротехнических сооружений каскада прудов (Нагульный пруд №1, Нагульный пруд №2, Нагульный пруд №4, Нагульный пруд №5, Выростной пруд №2, Выростной пруд №3, Выростной пруд №5, Выростной пруд №6);

-не осуществляются мероприятия и периодичность осуществления контроля (мониторинга) за показателями состояния гидротехнических сооружений каскада прудов (не разработан проект мониторинга безопасности гидротехнических сооружений каскада прудов на реке Фунтовка).

Указанные нарушения требований ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», п.13, п.16, п.23 «Типовых правил использования водохранилищ», утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.08.2010 № 330 образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ – нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений.

Представитель Ростехнадзора ФИО1 в судебном заседании подтвердил обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении, которые подтверждаются протоколом осмотра сооружений от 18.12.2017 года.

Пояснил при этом, что Ростехнадзор, оценивая размеры вероятного вреда, который может быть причинен при чрезвычайной аварийной ситуации на гидротехническом сооружении головного пруда №1, принадлежащем ООО Агрофирма «Маяк», установил, что неконтролируемый аварийный сброс воды из прудов приведет к затоплению части <...> человека могут пострадать при этом, возможный материальный ущерб оценивается в размере 52,5 млн. руб. Поэтому ООО Агрофирма «Маяк» обязана разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, периодически проводить мониторинг (контроль) за показателями состояния гидросооружений, обеспечивать их технически исправное состояние.

В ООО Агрофирма «Маяк» не разработаны Правила эксплуатации и критерии безопасности гидротехнических сооружений, где должны быть прописаны, в числе прочего, требования к безопасному состоянию плотин (дамб), запорных (водоспускных) устройств, защите берегов водохранилища от размыва и разрушения, правила, способы их обслуживания, и пр., не проводится мониторинг за показателями состояния гидротехнических сооружений, оценка их безопасности. Плотины заросли кустарником, по гребню плотин наблюдается просадка грунта (колея), к подъемному оборудованию невозможно подойти, нет мостиков или они неисправны. Просит назначить ООО «Агрофирма Маяк» административное наказание в виде штрафа.

Представитель ООО «Агрофирма Маяк» ФИО2 в судебном заседании признал вину в нарушении ст. 9.2 КоАП РФ. Просит учесть, что стал руководителем общества в октябре 2017 года. До этого общество находилось на стадии ликвидации в течение 2017 года. В настоящее время Агрофирма «Маяк» занимается разработкой критериев безопасности гидротехнических сооружений, перед весенним паводком проведет обследование сооружений с привлечением специалистов Ростехнадзора, МЧС.

Суд, исследовав материалы дела, установил из представленных копий свидетельств о государственной регистрации права от 08.10.2010 года, что ООО «Агрофирма Маяк» принадлежат на праве собственности гидротехнические сооружения: Нагульный пруд № 1, Нагульный пруд № 2, Нагульный пруд № 4, Нагульный пруд № 5, Выростной пруд № 2, Выростной пруд № 3, Выростной пруд № 5, Нагульный пруд № 6, расположенные по адресу: Российской Федерация, Алтайский край, Павловский район, в 2,4 км. на юго-запад от южной окраины с. Павловск.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязан:

обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно п. 13 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.08.2010 года № 330 (далее – Типовые правила), водопользователи при использовании водохранилищ обязаны:

не допускать нарушение прав других водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде;

содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные в акватории водохранилища гидротехнические и иные сооружения;

информировать уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водохранилищах;

своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водохранилищах;

вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водохранилищ и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водохранилищами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты учета и регулярных наблюдений в соответствии с требованиями водного законодательства.В силу п. 16 указанных Типовых правил, ежегодно, за один месяц до прогнозируемого срока наступления весеннего половодья собственники ГТС, образующих водохранилища, и (или) эксплуатирующие ГТС организации осуществляют следующие мероприятия:

проверяют состояние гидротехнических сооружений напорного фронта и береговой зоны водохранилища;

проводят необходимый ремонт сооружений, конструкций и механизмов, обеспечивающих пропуск половодья;

проверяют работу контрольно-измерительной аппаратуры (при наличии такой аппаратуры);

апробируют работу затворов, подъемных механизмов и устройств автоматического управления;

проверяют надежность электропитания подъемных механизмов затворов.

В соответствии с п. 23 Типовых правил, защита берегов водохранилища от размыва и разрушений при сезонных колебаниях уровня воды и волновых воздействиях, а также предотвращений эрозии почв и развития овражной системы на территории, прилегающей к водохранилищу, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации следующими методами:

уполаживание откосов, засев откосов специальными травами или одерновка поверхности естественным дерном;

укрепление склонов вяжущими материалами с пропиткой грунта битумной эмульсией с применением цемента, битумов, латексов, различных битумных эмульсий;

покрытие берега хворостяной выстилкой или плетнями, фашинами, деревянными креплениями;

отсыпка каменной наброски без подготовки ее основания и возведения дополнительных креплений на стыке ее с прибрежной отмелью;

отсыпка песчано-гравийной смеси с уклоном от 1,5 до 2° в сочетании с поперечными бунами из негабаритного камня;

намыв пологих песчаных пляжей;

планировка откосов высокого абразивного берега и укладка бетонных плит без подготовки основания;

укрепление откосов габионной кладкой;

облицовка разрушаемого места бетоном или железобетоном;

устройство специальных подпорных стенок;

систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;

содержания и охраны существующих лесных насаждений и кустарников на склонах и прилегающих к водохранилищу территориях;

посадки специальных пород деревьев и кустарников;

засев разрушаемой территории укрепляющими травами;

систематический надзор, уход и ликвидация рытвин и промоин, образовавшихся после ливней и снеготаяния;

устройство на склонах специальных водоперехватывающих нагорных валов и каналов;

устройство в оврагах специальных сооружении (запруд, ступенчатых перепадов, быстротоков и т.д.).

Как указано в протоколе осмотра от 18.12.2017 года и протоколе об административном правонарушении № 23-11545/18юл от 12.01.2018 года, на верховом откосе плотины Нагульного пруда № 1 наблюдается зарастание древесно-кустарниковой растительностью в нарушение требований статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также пунктов 13, 16, 23 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.08.2010 № 330.

Однако из перечисленных выше нормативных актов, а именно пункта 23 Типовых правил, следует, что в целях защиты берегов водохранилища уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации использует методы по содержанию и охране существующих лесных насаждений и кустарников на склонах и прилегающих к водохранилищу территориях; посадки специальных пород деревьев и кустарников; засеву разрушаемой территории укрепляющими травами.

Зарастание древесно-кустарниковой растительностью верхового откоса Нагульного пруда № 1 не является нарушением требований эксплуатации гидротехнических сооружений и не влечет для собственника ГТС наступление административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ.

Из представленной фототаблицы достоверно определить, имеется ли просадка грунта, невозможно, так как сьемка производилась в зимнее время, плотина занесена снегом.

Отсутствии служебного мостика к подъемному оборудованию щитовых затворов донного водовыпуска Нагульного пруда № 1 подтверждено прилагаемой фототаблицей.

Из фототаблицы (фотоснимок № 6), на котором изображен служебный мостик к подъемному оборудованию гидроузла Нагульного пруда № 2 определить, что он находиться в аварийном состоянии, невозможно.

Положения статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также пунктов 13, 16, 23 Типовых правил использования водохранилищ, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.08.2010 № 330, нарушение которых вменяется в вину ООО Агрофирма «Маяк», не содержат требований к состоянию плотин гидротехнических сооружений, состоянию грунта, допустимости просадки грунта, её глубины либо недопустимости таковой, к оборудованию гидротехнических сооружений, а именно, к подъемному оборудованию щитовых затворов донного водовыпуска.

Поэтому перечисленные нарушения вменены ООО «Агрофирма Маяк» необоснованно, производство в указанной части в соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению, за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ.

Свидетель ФИО3 пояснил, что колея по гребню плотины образуется в период распутицы от колес проезжающего транспорта охотников и рыбаков. По мере необходимости они выравнивают грунт. К подъёмному оборудованию водосброса добираются на лодке, на некоторых прудах оно расположено на середине водохранилища, куда пешеходный мостик не построишь. Критерии безопасности начали разрабатывать, не довели до конца из-за начатого в 2017 году процесса ликвидации предприятия по решению кредиторов.

Вместе с тем, суд установил, что декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации на собственника гидротехнических сооружений и (или) эксплуатирующей организацией в силу статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а также «Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 1998 года №1303,

На собственника гидротехнических сооружений и (или) пользователя возложена обязанность по разработке декларации безопасности гидротехнического сооружения, которая должна содержать общую информацию о гидротехнических сооружениях и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, анализ, оценку уровня безопасности гидротехнических сооружений, сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций; порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти о возможных и возникших на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях и др.

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

Из объяснений участников процесса и свидетелей суд установил, что критерии безопасности гидротехнических сооружений каскада прудов (Нагульный пруд №1, Нагульный пруд №2, Нагульный пруд №4, Нагульный пруд №5, Выростной пруд №2, Выростной пруд №3, Выростной пруд №5, Выростной пруд №6) ООО Агрофирма «Маяк» не разработаны.

Не осуществляются обществом и контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнических сооружений каскада прудов, собственник обязан обеспечить этот контроль в силу статьи 9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

- обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

- представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

- осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

- непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

- осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

- необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

- ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Нарушение требований к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений образует состав правонарушения, предусмотренного статьей 9.2 КоАП РФ, которой предусмотрено наказание для юридических лиц в виде штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.

Установив в действиях (бездействии) ООО Агрофирма «Маяк» наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, суд при назначении наказания учитывает, что общество впервые привлекается к ответственности за данные правонарушения, принимает меры к обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических поручений, суд полагает возможным назначение штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь ст. 9.2, 29.9, 29.10, 30.1 –30.3 КОАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

ООО «Агрофирма Маяк» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ и подвергнуть наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей.

Исключить из обвинения ООО «Агрофирма Маяк» за недоказанностью допущенные зарастание древесно-кустарниковой растительностью верхового откоса плотины Нагульного пруда № 1, просадку грунта по гребню плотины Нагульного пруда № 1, отсутствие служебного мостика к подъемному оборудованию щитовых затворов донного водовыпуска Нагульного пруда № 1, просадки грунта по гребню плотины Нагульного пруда № 2, аварийное состояние служебного мостика к подъемному оборудованию щитовых затворов донного водовыпуска гидроузла Нагульного пруда № 2.

Административный штраф подлежит оплате в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по следующим банковским реквизитам:

Счет: <номер>

Получатель: УФК по Алтайскому краю Сибирское управление Ростехнадзора, л/с <номер>

ИНН получателя: <номер>

КПП получателя: <номер>

Банк получателя: Отделение Барнаул

БИК: <номер>

ОКТМО: <номер>

Код бюджетной классификации (КБК) <номер>

УИН <номер>

Постановление может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд в течение 10 дней до дня его вручения.

СУДЬЯ З.А.Коняева