ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/2021 от 30.01.2021 Цивильского районного суда (Чувашская Республика)

Дело №5-3/2021

УИД RS 0015-01-2020-001025-36

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

( Мотивированная часть)

30 января 2021 года г.Цивильск

Судья Цивильского районного суда Чувашской Республики Крылова В.М., с участием заместителя прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшова А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) в отношении должного лица – главы администрации Цивильского района Чувашской Республики ФИО1,

Проверив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

Прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики во исполнение поручения прокуратуры Чувашской Республики в связи с образовавшейся у муниципальных заказчиков задолженностью проведен анализ исполнения администрацией Цивильского района Чувашской Республики требований законодательства при оплате исполненных муниципальных контрактов, в ходе которого выявлены нарушения бюджетного законодательства.

В ходе проверки установлено, что между администрацией Цивильского района ЧР и Министерством образования Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении средств республиканского бюджета бюджету района на реализацию мероприятий подпрограммы «Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», которым предусмотрено финансирование из республиканского бюджета в размере <данные изъяты>, с условием софинансирования из местного бюджета <данные изъяты>.

В рамках указанного соглашения администрацией района ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении МБОУ «<данные изъяты> СОШ» субсидий в размере <данные изъяты> на проведение работ по капитальному ремонту здания образовательного учреждения.

Образовательным учреждением заключен муниципальный контракт на выполнение капитального ремонта здания образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ составила <данные изъяты>.

При исполнении указанного муниципального контракта заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, которым увеличен объем выполняемых работ и цена контракта до <данные изъяты>.

Увеличение цены контракта произведено в целях исполнения экономии, возникшей после проведения первоначальных торгов на заключение контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительное соглашение в целях использования сэкономленных средств, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключено без информирования главного распорядителя Минобразования Чувашии.

Работы по муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ приняты ДД.ММ.ГГГГ, за счет средств муниципального бюджета оплачены ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.

Также, между администрацией Цивильского района ЧР и Министерством образования Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении средств республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций в рамках государственной программы Чувашской Республике «Развитие образования» (проведение капитального ремонта муниципальных образовательных организаций), которым предусмотрено финансирование из республиканского бюджета в размере <данные изъяты>, с условием софинансирования из местного бюджета <данные изъяты>, в том числе для капитального ремонта здания МБДОУ «Детский сад <адрес> в размере <данные изъяты>, с условием софинансирования из местного бюджета в размере <данные изъяты>.

В рамках указанного соглашения администрацией района ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении МБДОУ «Детский сад <адрес> субсидий в размере <данные изъяты> на проведение работ по капитальному ремонту здания образовательного учреждения.

МБДОУ «Детский сад <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ООО «<данные изъяты>» на выполнение работ по капитальному ремонту здания образовательного учреждения, цена которого составляет <данные изъяты>, в ходе исполнения которого ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение.

В соответствии с указанным соглашением увеличен объем выполняемых работ и цена контракта до <данные изъяты>. Увеличение цены контракта произведено в целях исполнения экономии, возникшей после проведения первоначальных торгов на заключение контракта от ДД.ММ.ГГГГ. Дополнительное соглашение в целях использования сэкономленных средств, предусмотренных соглашением от ДД.ММ.ГГГГ, заключено без информирования главного распорядителя Минобразования Чувашии.

В силу п.3.1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2019 №539 «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2020 год и на плановый период 2021 и 2020 годов» при наличии экономии по результатам заключения муниципальных контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг на сумму разницы между ценой муниципального контракта и начальной (максимальной) ценой муниципального контракта уменьшение лимитов бюджетных обязательств бюджету муниципального района (городского округа) осуществляется пропорционально уровню софинансирования, установленному соглашением о предоставлении целевого межбюджетного трансферта из республиканского бюджета Чувашской Республики, на основании информации об экономии по результатам заключения муниципальных контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг с внесением соответствующих изменений в указанное соглашение.

Прокурор в постановлении указывает, что администрация Цивильского района Чувашской Республики в рамках исполнения вышеуказанных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и не обеспечила информирование об экономии по результатам заключения муниципальных контрактов о выполнении работ на проведение капитального ремонта зданий МБОУ «<данные изъяты> СОШ» и МБДОУ «Детский сад <адрес>. Возникшая экономия по результатам заключения муниципальных контрактов образовательными учреждениями использована вопреки требованиям законодательства, без внесения соответствующих изменений в соглашения и от ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам проведенной проверки прокурором Цивильского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должного лица – главы администрации Цивильского района Чувашской Республики ФИО1, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.3 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебном заседании заместитель прокурора Цивильского района Чувашской Республики Кудряшов А.Н. просил привлечь должностное лицо – главу администрации Цивильского района ЧР ФИО1 к административной ответственности по ст.15.15.3 ч.3 КоАП РФ за действия (бездействие) получателем средств бюджета, порядка и условий расходования межбюджетных трансфертов, а именно в непредоставлении информации о возникшей экономии средств бюджета по результатам заключения муниципальных контрактов о выполнении работ на проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, глава администрации Цивильского района ЧР ФИО1 и его представитель ФИО2, допущенный к участию в деле по ходатайству ФИО1, в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признали. Суду пояснили, что до конца 2020 года все муниципальные контракты по выполнению работ на проведение капитального ремонта зданий образовательных учреждений были оплачены в полном объеме. Со стороны подрядчика ООО «Великий лес» к администрации Цивильского района ЧР претензий не имеется. Какого-либо ущерба бюджету района и бюджету республики не причинено.

Проверив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, выслушав доводы прокурора, объяснения участников процесса, изучив материалы административного дела, прихожу к следующему.

В силу части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Соответственно объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ образуют нарушения, допущенные получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления или расходования межбюджетных трансфертов.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Частью 1 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (часть 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.

Из материалов дела следует, что в рамках соглашения о предоставлении средств республиканского бюджета бюджету района на реализацию мероприятий подпрограммы «Создание в Чувашской Республике новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения» государственной программы Чувашской Республики «Развитие образования», администрацией Цивильского района ЧР ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении МБОУ «<данные изъяты> СОШ» субсидий в <данные изъяты> на проведение работ по капитальному ремонту здания образовательного учреждения.

МБОУ «<данные изъяты> СОШ» заключен муниципальный контракт на выполнение капитального ремонта здания образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ, стоимость работ составила <данные изъяты>. При исполнении указанного муниципального контракта заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, которым увеличен объем выполняемых работ и цена контракта до <данные изъяты>.

В рамках соглашения о предоставлении средств республиканского бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций в рамках государственной программы Чувашской Республике «Развитие образования» администрацией Цивильского района ЧР ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении МБДОУ «Детский сад <адрес> субсидий в размере <данные изъяты> на проведение работ по капитальному ремонту здания образовательного учреждения.

МБДОУ «Детский сад <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключен муниципальный контракт с ООО «<данные изъяты>» на выполнение работ по капитальному ремонту здания образовательного учреждения, цена которого составляет <данные изъяты>, в ходе исполнения которого ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, которым увеличен объем выполняемых работ и цена контракта до <данные изъяты>.

Из материалов дела следует и подтверждается пояснениями свидетелей ФИО6, являющейся <данные изъяты> администрации Цивильского района ЧР, и ФИО7, являющейся <данные изъяты> администрации Цивильского района ЧР, после заключения муниципальных контрактов на проведение работ по капитальному ремонту зданий образовательных учреждений, образовалась экономия средств республиканского бюджета Чувашской Республик (целевого межбюджетного трансферта).

Постановлением Правительства Чувашской Республики от 20 декабря 2018 года №531 утверждена государственная программа Чувашской Республики "Развитие образования". Ответственным исполнителем Государственной программы утверждено Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики. В рамках данной государственной программы реализуется подпрограмма "Государственная поддержка развития образования".

В Приложении N3 к подпрограмме "Государственная поддержка развития образования" государственной программы Чувашской Республики "Развитие образования" содержатся Правила предоставления субсидий из бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций.

Согласно п.2.11 Правил запрещается использовать субсидии на цели, не установленные настоящими Правилами, на возмещение расходов, ранее произведенных из бюджетов муниципальных районов (городских округов) в отчетном финансовом году.

Согласно п. 2.12. Правил, в случае образования экономии по результатам заключения муниципальных контрактов (договоров) при наличии потребности в соответствии с решением Минобразования Чувашии по согласованию с Минфином Чувашии сумма экономии может быть использована на те же цели в порядке, установленном настоящими Правилами, для осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

Данный пункт введен Постановлением Кабинета Министров ЧР от 12.08.2020 N465.

Согласно п.3.1 постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2019 №539 «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республик на 2020 год и на плановый период 2021 и 2020 годов» установлено, что при предоставлении целевых межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Чувашской Республики бюджету муниципального района (городского округа) уменьшение лимитов бюджету муниципального района (городского округа) осуществляется пропорционально уровню софинансирования, установленному соглашением о предоставлении целевого межбюджетного трансферта из республиканского бюджета Чувашской Республики, на основании информации об экономии по результатам заключения муниципальных контрактов о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг с внесением соответствующих изменений в указанное соглашение.

Получателем бюджетных средств (получателем средств соответствующего бюджета) в определениях Бюджетного кодекса Российской Федерации следует понимать орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемых правоотношениях по настоящему делу получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, выступала администрация Цивильского района Чувашской Республики.

Согласно Уставу администрации Цивильского района ЧР, принятого решением собрания депутатов Цивильского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами Чувашской Республики, является Администрация Цивильского района.

Администрация Цивильского района обладает правами юридического лица. Администрацией Цивильского района руководит Глава администрации района на принципах единоначалия (статья 35 Устава).

Глава администрации района без доверенности действует от имени администрации района (п.3.2.2 должностной инструкции).

Из соглашений, заключенных между администрацией Цивильского района ЧР и Министерством образования Чувашской Республики ДД.ММ.ГГГГ и о предоставлении средств республиканского бюджета бюджету района, следует, что получатель субсидии обязуется обеспечивать представление Главному распорядителю ежеквартально не позднее 10 числа месяца отчет о расходовании средств республиканского бюджета ЧР по форме согласно приложению и соответственно к Соглашению.

Как следует из материалов дела, администрация Цивильского района Чувашской Республики в лице главы администрации Цивильского района ЧР ФИО1, в рамках исполнения вышеуказанных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ и не обеспечила информирование об экономии по результатам заключения муниципальных контрактов о выполнении работ на проведение капитального ремонта зданий МБОУ «<данные изъяты> СОШ» и МБДОУ «Детский сад <адрес>.

Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, которым увеличен объем выполняемых работ и цена контракта до <данные изъяты>, а также дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ к муниципальному контракту от ДД.ММ.ГГГГ, которым увеличен объем выполняемых работ и цена контракта до <данные изъяты>, были заключены без соответствующего согласования с главным распорядителем бюджетных средств – Министерством образования Чувашской Республики.

Факт совершения вмененного должностному лицу административного правонарушения и его виновность подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: копией решения собрания депутатов Цивильского района ЧР от ДД.ММ.ГГГГ о назначении главой администрации Цивильского района Чр ФИО1; копией муниципальных контрактов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ; копиями дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ; копиями соглашений, заключенных между Министерством образования ЧР и администрацией Цивильского района ЧР и , копиями соглашений, заключенных между администрацией Цивильского района ЧР и МБОУ «<данные изъяты> СОШ», МБДОУ «Детский сад <адрес>; постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копиями платежных поручений о перечислении денежных средств за оказанные услуги и работы по капитальному ремонту образовательных учреждений, а также иными доказательствами, предусмотренными ст. 26.2 КоАП РФ.

Оценивая исследованные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, считаю их совокупность достаточной для установления в действиях должностного лица - главы администрации Цивильского района ЧР ФИО1 состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.5.3 КоАП РФ.

Полагаю, что должностное лицо нарушило требования, условия предоставления субсидии, установленные в данном случае именно нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, то есть установленные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 11.12.2019 №539 «О мерах по реализации Закона Чувашской Республики «О республиканском бюджете Чувашской Республик на 2020 год и на плановый период 2021 и 2020 годов», также Правила предоставления субсидий из бюджета Чувашской Республики бюджетам муниципальных районов и бюджетам городских округов на укрепление материально-технической базы муниципальных образовательных организаций, утвержденные постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20.12.2018 №531.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств дела.

Приведенные по делу доказательства позволяют сделать вывод о том, что совершенное главой администрации Цивильского района Чувашской Республики деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, а также, что административное правонарушение должностным лицом совершено впервые, не повлекло наступления каких-либо вредных последствий, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству, нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, в настоящее время все работы по муниципальным контрактам выполнены и оплачены, в данном случае имеются основания для признания совершенного должностным лицом административного правонарушения малозначительным и прекращения производства по делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.15.15.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должного лица – главы администрации Цивильского района Чувашской Республики ФИО1 прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня получения его копии.

Судья: В.М. Крылова

Постановление10.02.2021