ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/2024 от 02.02.2024 Кандалакшского районного суда (Мурманская область)

Дело № 5-3/2024

УИД: 51MS0035-01-2023-006760-58

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

02 февраля 2024 года город Кандалакша

Судья Кандалакшского районного суда Мурманской области Каторова И.В., рассмотрев в помещении Кандалакшского районного суда Мурманской области (г. Кандалакша Мурманской обл., ул. Курасова, д.8) дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица:

главы администрации муниципального образования Кандалакшский район Шалагина Я.И., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, работающего в МКУ «Управление по обеспечению деятельности Кандалакшского района», паспорт серии <номер>, выдан <дата><адрес>, ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекавшегося,

установил:

13 октября 2022 года главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования Кандалакшский район в лице должностного лица - главы администрации муниципального образования Кандалакшский район Шалагиным Я.И. по месту нахождения исполнения обязанностей: город Кандалакша Мурманской обл., ул. Первомайская, д.34, в нарушение п. 3.3.3 Порядка предоставления грантов (в форме субсидий) начинающим предпринимателям на обеспечение финансовых затрат для реализации бизнес-планов на 2022 год, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 04.02.2022 № 227 (далее - Порядок) при отсутствии документов, подтверждающих расходование денежных средств софинансирования, на основании постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район за подписью Шалагина Я.И. и в соответствии с протоколом <номер> заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов, представленных на Конкурс бизнес-планов начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства заключены соглашения о предоставлении из бюджета муниципального образования Кандалакшский район гранта в форме субсидий с индивидуальными предпринимателями ФИО7 и ФИО6

Индивидуальный предприниматель ФИО3 конкурсной комиссией также в нарушение п. 3.3.3 Порядка в отсутствие документов, подтверждающих расходование денежных средств софинансирования, признан претендентом победителей конкурса на получение гранта.

По выводам должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, в действиях Шалагина Я.И. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В судебное заседание Шалагин Я.И., являясь лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил возражения, в которых выразил несогласие с вменяемым ему административным правонарушением, указав что на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения ввиду того, что конкурсной комиссией нарушений Порядка предоставления грантов выявлено не было. Обратил внимание, что ИП ФИО3 постановлением администрации был исключен из числа победителей конкурса. Просил прекратить производство по делу об административном правонарушении, протокол отменить.

Представитель административного органа – начальник отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации муниципального образования Кандалакшский район Родивилова Т.Н., составившая протокол об административном правонарушении, принимала участие в судебном заседании 26 января 2024 года, просила привлечь Шалагина Я.И,, как должностное лицо администрации, к административной ответственности за нарушение порядка и условий предоставления субсидий, назначить наказание.

На основании части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья полагает возможным рассмотреть материалы дела об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав Родивилову Т.Н. исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Административная ответственность по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса.

В качестве объекта рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений.

Объективная сторона вменяемого Шалагину Я.И. административного правонарушения характеризуется виновными действиями должностного лица по выдаче субсидий индивидуальным предпринимателям с нарушением условий их предоставления.

Субъектом данного правонарушения является должностное лицо, уполномоченное главным распорядителем бюджетных средств осуществлять выдачу субсидий.

Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1).

Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8.1 указанной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2).

В случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), регулирующим бюджетные правоотношения, субсидии, указанные в подпунктах 2 и 3 пункта 2 настоящей статьи, предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в соответствии с порядком, установленным нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, указанным в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, и принимаемыми в соответствии с ним решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с настоящим Кодексом полномочия главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации (главного распорядителя средств местного бюджета) (подпункт 2.1 пункта 2).

Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 3).

В законе (решении) о бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.

Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым данного пункта, устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 7).

На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, действовали Общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1492 (утратили силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 года N 1782, далее - Общие требования).

Согласно пункту 2 Общих требований нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий получателям субсидий, принимаемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом (решением) о соответствующем бюджете бюджетной системы Российской Федерации, содержат в числе прочего общие положения о предоставлении субсидий; условия и порядок предоставления субсидий.

В целях определения общих положений о предоставлении субсидий в нормативном правовом акте указываются сведения, перечисленные в пункте 3 Общих требований, в том числе категории и (или) критерии отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий, отбираемых исходя из указанных критериев, в том числе по итогам конкурса (отбор), с указанием в правовом акте порядка проведения отбора (за исключением случаев, когда получатель субсидии определяется в соответствии с законом (решением) о бюджете).

Постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 04.02.2022 № 227 (в редакции от 04.10.2022 № 1784) в целях развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Кандалакшский район утвержден Порядок предоставления грантов (в форме субсидий) начинающим предпринимателям на обеспечение финансовых затрат для реализации бизнес-планов на 2022 год (далее - Порядок).

Пунктом 2.2.1 Порядка определены этапы проведения Конкурса:

этап -прием и регистрация заявок;

этап- проверка документов;

этап- рассмотрение заявок и принятие решения Конкурсной комиссией о признании претендентом на получение гранта либо отказе в получении гранта;

этап - подтверждение претендентами софинансирования за счет собственных средств для получения гранта;

этап - принятие решения Конкурсной комиссией о признании победителей Конкурса либо об отказе в получении гранта;

этап- предоставление грантов победителям Конкурса.

Организатором конкурса, Главным распорядителем как получатель бюджетных средств является администрация муниципального образования Кандалакшский район (п. 1.2.4 Порядка).

Согласно пункту 2.6.4 Порядка отбор кандидатов получателей грантов (далее также - отбор) проводится конкурсной комиссией, которая направляет кандидатам по результатам решения Конкурсной комиссии уведомление о признании претендентом на получение гранта (п. 2.6.5), которому необходимо подтвердить софинансирование за счет собственных средств на реализацию бизнес-плана. В соответствии с п. 3.3 Порядка (п.2.6.6).

Так, в соответствии с п. 3.3 Порядка заявитель в срок, установленный п. 2.2. подтверждают софинансирование за счет собственных средств на реализацию бизнес-плана в размере не менее 15% от размера получаемого гранта. К подтверждению софинансирования за счет собственных средств принимаются затраты в соответствии с бизнес-планом в целях, связанных с началом предпринимательской деятельности:

аренда помещений;

приобретение основных средств (оборудование, оргтехника, мебель и т.д.)

приобретение прочего производственного и хозяйственного инвентаря.

расходы на рекламу;

ремонтные работы (с предварительным расчетом - сметой);

выплаты по передаче прав на франшизу (паушальный взнос) (п. 3.3.1).

Подтверждение софинансирования производится путем расходования собственных средств безналичным путем (с расчетного счета, открытого индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом) в соответствии с заявленной сметой расходов в размере, указанном в пункте 3.3 настоящего Положения.

Документы, подтверждающие софинансирование, должны содержать полную и исчерпывающую информацию о расходовании средств с приложением копий всех финансовых и иных первичных документов, подтверждающих целевое назначение произведенных расходов в соответствии с требованиями законодательства (п.3.3.3).

Таким образом, из содержания порядка предоставления субсидий следует, что заявители должны предоставить не только документы, подтверждающие наличие собственных средств в размере 15 % от размера получаемого гранта, но и предоставить документы, подтверждающие их расходование в соответствии с заявленной сметой расходов по бизнес-плану.

В соответствии с п. 5.1. раздела 5 Порядка в редакции постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район от 04.10.2022 № 1784 главный распорядитель, как получатель бюджетных средств, требует соблюдения получателем субсидии порядка и условий предоставления субсидии, в том числе, в части достижения результатов предоставления субсидии.

В соответствии с положениями статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела.

На основании распоряжения администрации муниципального образования Кандалакшский район от 17.08.2023 <номер>-р «О проведении камеральной проверки осуществления расходов бюджета муниципального образования Кандалакшский район на реализацию мероприятия «Предоставление субсидии в виде гранта в рамках конкурса для начинающих и действующих предпринимателей, сельхозпроизводителей и/или физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» подпрограммы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Кандалакшский район» муниципальной программы «Экономический потенциал муниципального образования Кандалакшский район» в 2021, 2022 годах», во исполнение Плана контрольных мероприятий отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации муниципального образования Кандалакшский район на 2023 год, утвержденного распоряжением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 15.12.2022 <номер>-р, проведена проверка осуществления расходов бюджета на реализацию указанных выше мероприятий.

В соответствии с п.п. 2.2.1., 2.З.1., 2.4.1. Порядка были представлены 4 заявки на участие в Конкурсе от:

индивидуального предпринимателя ФИО5 - бизнес-план на тему «Производство сувенирной продукции»;

физического лица ФИО3 - бизнес-план на тему «Клининговая компания «Чисто-Часто»»;

физического лица ФИО6 - бизнес-план на тему «Цифровая типография «Добрыня»;

индивидуального предпринимателя ФИО7 - бизнес-план на тему «Школа красоты».

По результатам конкурсного отбора, в соответствии с п.п. 2.2.1., 2.6.2., 2.6.3., 2.6.4. Порядка, на основании Протокола заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес планов от 29 июля 2022 года признаны претендентами на получение гранта ФИО3, ФИО6, ИП ФИО7.

Протокол заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов, представленных на Конкурс бизнес-планов начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, от 26.08.2022 <номер> победителями конкурса на получение гранта, в связи с выполнением условий раздела 3 Порядка, в части подтверждения софинансирования расходов на реализацию бизнес-плана в размере не менее 15 % от размера получаемого гранта, были признаны:

ИП ФИО3;

ИП ФИО6;

ИП ФИО7

При этом указанными лицами предоставлены выписки из кредитных учреждений о наличии на их счетах денежных средств в размере 15 % от размера получаемого гранта. Вместе с тем, документов, предусмотренных п. 3.3.3 Порядка, в подтверждение софинансирования путем расходования указанной суммы заявителями не предоставлено.

Не смотря на нарушение указанного порядка, на основании постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район от 13.10.2022 <номер> предоставлены гранты (в форме субсидии) начинающим предпринимателям на обеспечение финансовых затрат для реализации бизнес-планов за счет средств муниципального и областного бюджетов победителям Конкурса бизнес-планов ИП ФИО3; ИП ФИО6; ИП ФИО7

На основании протокола заседания от 31.10.2022 <номер> Конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов, представленных на Конкурс, постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район ИП ФИО3 исключен из списка победителей конкурса на предоставление гранта в связи с поданным им заявлением.

13 октября 2022 года администрацией муниципального образования Кандалакшский район в лице главы администрации муниципального образования Кандалакшский район с ИП ФИО7, ИП ФИО6 заключены соглашения N <номер>-с, <номер>-с о предоставлении гранта в размерах по 500 000 руб. соответственно. 22.11.2022 суммы грантов перечислены ИП ФИО7 и ИП ФИО6

Шалагин Я.И. на основании распоряжения главы муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области и решения Совета депутатов Муниципального образования Кандалакшский район от 27 ноября 2018 года <номер> назначен с 04 декабря 2018 года главой администрации муниципального образования Кандалакшский район на пятилетний срок.

Распоряжением главы Кандалакшского муниципального района Мурманской области от 27 октября 2023 года <номер> полномочия Шалагина Я.И. прекращены досрочно.

В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.

Прекращение трудовых отношений с должностным лицом, в том числе руководителем организации, не исключает возможности возбуждения в отношении его производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, если нарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей (ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) и не истек срок давности привлечения к административной ответственности, составляющий один год (часть 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В ходе рассмотрения дела установлено, что должностным лицом допущены нарушения порядка и условий предоставления гранта, установленные пунктом 3.3.3 Порядка, и в отсутствие подтверждённого расходования претендентами собственных средств в качестве суммы софинансирования заключены соглашения 13.10.2022 с ИП ФИО7 и ИП ФИО6

В соответствии с общими требованиями предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения (договора), заключенного органом государственной власти (государственным органом), органом местного самоуправления или организацией, осуществляющими функции главного распорядителя бюджетных средств, с получателями субсидии.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства и факт незаключения с ИП ФИО3 соответствующего соглашения, судья соглашается с позицией лица, привлекаемого к административной ответственности, и исключает указанное нарушение, вмененное должностному лицу Шалагину Я.И. в части нарушений, выявленных при определении получателя субсидии ИП Райкова.

В рассматриваемом случае частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрен двухлетний срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел (более длительный по сравнению с установленным частью 3 этой статьи), следовательно, на дату вынесения постановления срок давности привлечения Шалагина Я.И. к административной ответственности не истек.

Действия главного распорядителя бюджетных средств в лице должностного лица - главы администрации муниципального образования Кандалакшский район Шалагина Я.И., не исполнившего свои служебные обязанности надлежащим образом и не обеспечившего соблюдение порядка предоставления гранта в соответствии с п. 3.3.3 Порядка предоставления грантов (в форме субсидий) начинающим предпринимателям на обеспечение финансовых затрат для реализации бизнес-планов на 2022 года утвержденного постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 04.02.2022 № 227, свидетельствуют о нарушении им порядка и условий предоставления бюджетных средств, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами администрации муниципального образования Кандалакшский район, подлежат квалификации по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного кодекса, бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.

Выражая несогласие с протоколом об административном правонарушении Шалагин Я.И. указывает, что конкурсной комиссией нарушение порядка предоставления субсидии выявлено не было.

Вместе с тем, указанное нарушение возможно было исключить на стадии проверки документов, приложенных к заявлениям на предоставление субсидии. Администрация муниципального образования в лице главы, в силу осуществления своих полномочий не мог не знать о порядке предоставления субсидий и требований, предъявленных к расходованию средств софинансирования претендентов.

Вопреки доводам Шалагина Я.И., из представленных материалов не следует, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отсутствовало само событие административного правонарушения.

Учитывая, что по результатам проверки установлены нарушения главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, 11.12.2023 начальником отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации муниципального образования Кандалакшский район, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях в отношении Шалагина Я.И., как главы администрации муниципального образования Кандалакшский район, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Протокол составлен с участием Шалагина Я.И.

Требование Шалагина Я.И. об отмене протокола об административном правонарушении удовлетворению не подлежит исходя из следующего.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По смыслу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении не влечет сам по себе каких-либо материально-правовых и негативных последствий, затрагивающих права и интересы заявителя, так как наличие либо отсутствие состава административного правонарушения устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого административным органом (судом) принимается соответствующее решение (постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении).

Таким образом, вопреки доводам Шалагина Я.И., протокол об административном правонарушении по смыслу положений ч. 2 ст. 26.2, ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является одним из способов возбуждения дела об административном правонарушении и доказательством по делу об административном правонарушении и должен быть исследован и оценен при рассмотрении дела об административном правонарушении, ввиду чего обжалованию не подлежит.

Виновность Шалагина Я.И. в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП, подтверждается собранными по делу доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от 11.12.2023;

- распоряжением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 17.08.2023 <номер>р «О проведении камеральной проверки осуществления расходования бюджета муниципального образования Кандалакшский район на реализацию мероприятия «Предоставление субсидии в виде гранта в рамках конкурса для начинающих и действующих предпринимателей. Сельхозпроизводителей и/или физических лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» программы «Поддержка малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Кандалакшский район» муниципальной программы «Экономический потенциал муниципального образования кандалакшский район» в 2021, 2022 годах», распоряжением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 11.09.2023 <номер>-р «О внесении изменений в распоряжение от 17.08.2023 <номер>р;

- выпиской из акта плановой камеральной проверки администрации муниципального образования Кандалакшский район от 16.11.2023, в котором зафиксированы выявленные нарушения порядка предоставления грантов;

- письменным мнением врип главы администрации муниципального образования ФИО8, изложенным в письме от 07.12.2023 <номер> об отсутствии возражений относительно результатов камеральной проверки;

- распоряжением главы муниципального образования Кандалакшский район Мурманской области от 04.12.2018 <номер>, которым на должность главы администрации муниципального образования Кандалакшский район назначен ФИО2;

- распоряжением главы Кандалакшского муниципального района Мурманской области от 27.10.2023 <номер>, которым прекращены полномочия Шлагина Я.И.;

- контрактом от 04.12.2018, заключенным с Шалагиным Я.И. как с главой администрации муниципального образования Кандалакшский район;

- протоколом от 29.01.2022 года <номер> заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов, представленных на Конкурс бизнес-планов начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, которым определены претенденты на получение гранта: ФИО3, ФИО6, ФИО7;

- выпиской АО «Тинькофф Банк» о наличии на 11.08.2022 года на счете ИП ФИО6 75 002 руб., подтверждающей наличие софинансирования;

- выпиской АО «Тинькофф Банк» о наличии на 01.02.2022 года на счете ИП ФИО7 75 011 руб., подтверждающей наличие софинансирования;

- протоколом от 26.08.2022 года <номер> заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов, представленных на Конкурс бизнес-планов начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, которым признаны победителями конкурса на получение гранта: ФИО3, ФИО6, ФИО7;

- постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 13.10.2022 <номер>, которым предоставлены гранты (в форме субсидии) начинающим предпринимателям на обеспечение финансовых затрат для реализации бизнес-планов за счет средств муниципального и областного бюджетов победителям Конкурса бизнес-планов ИП ФИО3; ИП ФИО6; ИП ФИО7;

- постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 04.02.2022 № 227, которым утвержден Порядок предоставления грантов (в форме субсидий) начинающим предпринимателям на обеспечение финансовых затрат для реализации бизнес-планов на 2022 год с соответствующим Порядком;

- уставом муниципального образования Кандалакшский муниципальный район Мурманской области, пунктом 8 которого предусмотрена ответственность главы администрации муниципального района за деятельность администрации и ее структурных подразделений;

- протоколом от 31.10.2022 года <номер> заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов, представленных на Конкурс бизнес-планов начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства, которым внесены изменения в список победителей конкурса на получение гранта, и из их числа исключен ФИО3;

- постановлением администрации муниципального образования Кандалакшский район от 01.11.2022 <номер>, которым внесены изменения в постановление администрации муниципального образования Кандалакшский район от 13.10.2022 <номер>, и из числа победителей конкурса и получателей гранта исключен ИП ФИО3;

- копией личных дел по реализации ИП ФИО6 и ИП ФИО7 представленных бизнес-планов и целевому освоению выделенных денежных средств субсидий, согласно которым полученные денежные средства и средства личного софинансирования в размере 15 % от суммы предоставленного гранта освоены в полном объём и по назначению.

Указанные исследованные доказательства по делу согласуются между собой, отвечают признакам относимости, допустимости и достоверности, а их совокупность является достаточной для определения вины Шалагина Я.И. в совершении вменяемого правонарушения.

Нарушения условий предоставления субсидий, указанные в пункте 3.3.3 Порядка, главным распорядителем бюджетных средств в лице главы администрации муниципального образования Кандалакшский район Шалагиным Я.И. подтверждены собранными по делу доказательствами.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, все сведения, необходимые для разрешения дела, в протоколе отражены.

Оценив представленные доказательства в совокупности, судья приходит к выводу, что 13 октября 2022 года главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования Кандалакшский район в лице должностного лица - главы администрации муниципального образования Кандалакшский район Шалагиным Я.И. по месту нахождения исполнения обязанностей: город Кандалакша Мурманской обл., ул. Первомайская, д.34, в нарушение п. 3.3.3 Порядка при отсутствии документов, подтверждающих расходование денежных средств софинансирования, на основании постановления администрации муниципального образования Кандалакшский район за подписью Шалагина Я.И. и в соответствии с протоколом <номер> заседания конкурсной комиссии по рассмотрению и оценке бизнес-планов, представленных на Конкурс бизнес-планов начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства заключены соглашения <номер>-с и <номер>-с о предоставлении из бюджета муниципального образования Кандалакшский район гранта в форме субсидий с индивидуальными предпринимателям ФИО7 и ФИО6 соответственно

Исследовав все обстоятельства совершенного административного правонарушения, судья считает вину должностного лица главы администрации муниципального образования Кандалакшский район Шалагина Я.И. установленной и доказанной, и квалифицирует его действия по части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса. Оснований для квалификации его действий по ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.

Какие-либо возражения при составлении протокола об административном правонарушении Шалагин Я.И. не заявлял, указав на незначительность совершенного правонарушения и отсутствие причинённого ущерба и нарушение чьих-либо прав. В ходе рассмотрения дела Шалагин Я.И. заявил об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения.

Вместе с тем, исходя из диспозиции части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотренный данной нормой состав правонарушения является формальным. Объективную сторону состава правонарушения образует факт нарушения главным распорядителем бюджетных средств условий их предоставления.

Наступление в результате этих действий каких-либо последствий в конструкцию объективной стороны данного состава правонарушения законодателем не включено.

Объектом указанного административного правонарушения выступают экономические интересы государства, выражающиеся в обеспечении соблюдения одних из основополагающих принципов бюджетной системы Российской Федерации, установленных статьей 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а именно принципа эффективности и адресности расходования бюджетных средств.

Устанавливая административную ответственность за нарушение юридическим лицом условий предоставления субсидии без установления квалифицирующих признаков, законодатель констатировал значимость регулируемых общественных отношений.

Учитывая вышеизложенное, нахожу, что действия Шалагина Я.И. признаков малозначительности не содержат, оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае не имеется.

При назначении наказания судья в соответствии с положениями статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, наличие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств судьей не установлено.

Смягчающими административную ответственность обстоятельствами признаю признание вины, выраженное при возбуждении дела об административном правонарушении, совершение правонарушения впервые.

Санкцией части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Назначая наказание, судья также учитывает, что материалы дела не содержат сведений о привлечении Шалагина Я.И. ранее к административной ответственности за нарушения законодательства в области финансов, считает возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.

Судья не находит оснований для применения положений части 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, поскольку минимальный размер административного штрафа для должностных лиц, установленный санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менее пятидесяти тысяч рублей.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для возможности замены административного штрафа на предупреждение основополагающим условием для применения указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статья 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица, которое выносится в письменной форме и устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Из материалов дела усматривается, что рассматриваемое правонарушение выявлено в ходе муниципального контроля.

Согласно материалам дела Шалагин Я.И. к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений ранее не привлекался, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других возможных последствий, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Заключенные соглашения были надлежащим образом реализованы претендентами в полном объеме, а личные денежные средства претендентов, предназначенные для софинансирования гранта, были реализованы ими по назначению. Нарушений в реализации граната ИП ФИО6 и ФИО7 не допущено.

Таким образом, оценив обстоятельства настоящего дела в отношении с размером назначенного штрафа, с учётом выявления правонарушения в ходе муниципального контроля, прихожу к выводу о возможности применения в настоящем случае положений части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и замене назначенного административного штрафа на более мягкое наказание в виде предупреждения, не предусмотренного санкций части 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 3.4, 3.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Признать Шалагина Я.И, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей, которое с применением положений статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заменить наказанием в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Кандалакшский районный суд в течение 10-ти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Каторова