ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-3/86/2021 от 16.12.2021 Советского районного суда (Кировская область)

Дело № 5-3/86/2021

УИД: 43RS0035-03-2021-000241-15

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пгт. Лебяжье Кировской области

Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объёме 17 декабря 2021 года.

Судья Советского районного суда Кировской области Ларинина Марина Викторовна,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Санниковой О.В.,

рассмотрев в помещении Советского районного суда Кировской области по адресу: 613500, Кировская область, Лебяжский район, пгт. Лебяжье, ул. Комсомольская, д. 2, дело об административном правонарушении в отношении:

Ветошкина С.А., <данные изъяты>

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст.19.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ при проведении финансовым управлением администрации Лебяжского района Кировской области в МКУ Управлении по культуре, физкультуре и делам молодежи администрации Лебяжского района (далее – МКУ УКФДМ) по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> внеплановой проверки по вопросу правильности начисления и выплаты заработной платы работникам бухгалтерии, установлены нарушения. По результатам проверки на имя начальника МКУ УКФДМ Ветошкина С.А. направлено представление от 19.10.2021г. , согласно которому возложена обязанность в срок не позднее 19.11.2021г. представить в финансовое управление администрации Лебяжского района информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений. Информация на представление за подписью начальника МКУ УКФДМ Ветошкина С.А. от 16.11.2021г. поступила 16.11.2021г. В установленный срок представление Ветошкина С.А. не выполнила, не представила:

- информацию по исполнению пунктов 1-10 представления, подтверждающую доплату отпускных и материальной помощи главному бухгалтеру Ч. за 2020г. в сумме 84 руб. 04 коп. и возврат необоснованно начисленных сумм за работу в праздничные выходные дни, материальной помощи главному бухгалтеру Ч. в сумме 1980 руб. 93 коп. за 2021г. и необоснованно начисленных за работу в праздничные выходные дни, отпускных бухгалтеру 1 категории К. в сумме 2345 руб. 71 коп. за 2020г., в связи с чем МКУ УКФДМ вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ;

- информацию по исполнению пункта 13 представления – приказы на выплату ежемесячных премий за 2020г. и 8 месяцев 2021г.;

- информацию по исполнению пункта 14 представления – протоколы по установлению трудового стажа и приказы по выплате надбавки за выслугу лет;

- информацию по исполнению пунктов 16, 17;

- информацию по исполнению пункта 18.

Копии документов, подтверждающих исполнение, не приложены.

В судебном заседании Ветошкина С.А. пояснила, что в период проведения проверки находилась в отпуске. Представление от 19.10.2021г. получала, дала на него ответ 16.11.2021г., меры по устранению причин и условий приняла. Требования, которые необходимо устранить в срок до 19.11.2021г. в п.1 представления не указаны, в частности не имеется требования о возврате необоснованно начисленных сумм работникам Ч., К. Представление не понятно для исполнения, нарушения перечислены, но не указано каким образом их необходимо устранить. Предписание от 19.11.2021г. исполнила.

Должностное лицо, составившее протокол, начальник финансового управления администрации Лебяжского района Скаредина Н.И. суду пояснила, что представление от 19.10.2021г. вручено Ветошкина С.А. 19.10.2021г., в установленный срок в полном объеме не выполнено. Ответ от 16.11.2021г. не подтверждает исполнение представления в полном объеме. В п.1 представления не указаны конкретные действия, которые должна совершить Ветошкина С.А., но они указаны в самом представлении п.1-20. Представление считает законным и исполнимым. Просит учесть, что Ветошкина С.А. с протоколом согласна.

Свидетель З. пояснила, что участвовала в проведении контрольного мероприятия в МКУ Управлении по культуре, физкультуре и делам молодежи, которое проводилось на основании приказа от 24.09.2021г. В ходе внеплановой проверки выявлены нарушения, 01.10.2021г. составлен акт, выдано представление от 19.10.2021г. 16.11.2021г. получена информация на представление. 19.11.2021г. выдано предписание , которое исполнено 16.12.2021г.

Заслушав объяснение Ветошкина С.А., пояснения должностного лица Скаредина Н.И., допросив свидетеля З., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена КоАП РФ административная ответственность.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания (представления), имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.

Таким образом, предписание (представление) следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения заключается в невыполнении виновным лицом в установленный законом срок законного предписания (представления) органа муниципального финансового контроля.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что финансовым управлением администрации Лебяжского района на основании приказа начальника финансового управления администрации Лебяжского района «О назначении контрольного мероприятия (внеплановой камеральной проверки) в МКУ «Управление по культуре, физкультуре и делам молодежи Лебяжского муниципального района» от 24.09.2021г. проведена внеплановая проверка по вопросу правильности начисления и выплаты заработной платы работникам бухгалтерии МКУ УКФДМ, в ходе, которой выявлены нарушения, что подтверждается актом от 01.10.2021г. (л.д. 14-19, 38).

19.10.2021г. финансовым управлением администрации Лебяжского района начальнику МКУ УКФДМ Ветошкина С.А. вручено представление от 19.10.2021г. об устранении выявленных нарушений, содержащихся в 20 пунктах, со сроком выполнения не позднее 19.11.2021г., а именно:

1. По приказу от ДД.ММ.ГГГГ возложено исполнение обязанностей главного бухгалтера на ведущего бухгалтера – экономиста с ДД.ММ.ГГГГ, произвести доплату 50% от оклада по занимаемой должности пропорционально отработанному количеству дней. Переплата составила 117,22 руб.;

2. По приказу от ДД.ММ.ГГГГ « О привлечении к работе в праздничные выходные дни» с 2 по ДД.ММ.ГГГГ и с 6 по ДД.ММ.ГГГГ была произведена доплата П., Д. и К. Сумма доплаты была прибавлена к основному окладу и от этой суммы были начислены все надбавки. В результате установлена переплата К. 1480,37 руб., П. 1644,77 руб., Д. 1827,52 руб.;

3. В табеле учета рабочего времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ у Д. стоит больничный лист – 10 календарных дней и 8 рабочих дней. Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ функции по исполнению обязанности ведущего бухгалтера –экономиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ возложены на бухгалтера 1 категории К.- 9 рабочих дней. Согласно листа нетрудоспособности Д. была на больничном с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 8 рабочих дней, доплата начислена за 10 дней, переплата составила 240,32 руб.;

4. Согласно пункта 4.4.3. Положения об оплате труда работников централизованных бухгалтерий при управлении образования администрации Лебяжского района и при управлении по культуре, физкультуре и делам молодежи Лебяжского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Лебяжского района от 29.04.2019г. , выплата материальной помощи производится за фактически отработанное время, т.е. за рабочие дни, а не за календарные, как начисляют в УКФДМ, переплата Д. 894,06 руб. (в марте 313,44 руб., в апреле 14,66 руб., в июне 565,96 руб.) и недоплата материальной помощи Д. в августе 59,01 руб.; Ч. в июне 77,53 руб.;

5. При проверке правильности начисления отпускных установлено, что в январе 2020 года за работы в праздничные и выходные дни доплаты была прибавлена к основному окладу и от этой суммы были начислены все надбавки. Кроме того в заработную плату для расчета отпускных были включены разовые премии, начисленные в ноябре и декабре 2019 года, и в ноябре и декабре 2020 года. Также установлено, что выплата материальной помощи производилась за отработанные календарные дни, а не за фактически отработанное время, т.е. за рабочие дни. В результате чего установлена переплата отпускных К. 625,02 руб. (август 144,76 руб., октябрь 389,60 руб., декабрь 90,66 руб.); П. 770,87 руб. (июнь 33,90 руб., ноябрь 155,00 руб., декабрь 581,97 руб.); Д. апрель 49,23 руб., недоплата отпускных Д. август 29,11 руб.; П. июль 60,76 руб.; Ч. июль 6,51 руб.;

6. Проверке не представлен трудовой договор на ведущего бухгалтера П. от 01.07.2016г. , трудовой договор на бухгалтера 1 категории К. от 15.12.2014г. . Кроме того, не представлены трудовые договоры на ведущего экономиста – бухгалтера Д., Д.., Д...;

К трудовым договорам не приложены дополнительные Соглашения за расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы: П. на сумму 7767,00 руб., К. на сумму 1201,58 руб., Ч. на сумму 7767,00 руб., на Д. на сумму 3059,27 руб., 1498,89 руб., 4964,00 руб., 214,00 руб.;

По приказу от ДД.ММ.ГГГГ « О приеме на работу Д...», принят на должность ведущего экономиста – бухгалтера централизованной бухгалтерии УКФДМ с ДД.ММ.ГГГГ. Трудовой договор проверке не представлен;

По приказу от ДД.ММ.ГГГГ « О приеме на работу ведущего экономиста, бухгалтера Д..», с ДД.ММ.ГГГГ, трудовой договор проверке не представлен;

7. Не представлены документы по установлению стажа и надбавки за стаж П., К., Д., Д.., Д...;

8. Аналогично, по приказу от ДД.ММ.ГГГГ « О привлечении к работе в праздничные и выходные дни» с 3 по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ была произведена доплата Ч., 3 и ДД.ММ.ГГГГД... Сумма доплаты была прибавлена к основному окладу и от этой суммы были начислены все надбавки. В результате установлена переплата Ч. 1734,39 руб., Д... 1999,98 руб.;

9. Выплата материальной помощи производится за фактически отработанное время, т.е. за рабочие дни, а не за календарные, как начисляют в УКФДМ. В результате установлена переплата материальной помощи в 2021 году Д... 72,58 руб. и недоплата материальной помощи П. 235,08 руб.;

10. При проверке правильности начисления отпускных установлено, что в январе 2021 года за работы в праздничные и выходные дни доплата была прибавлена к основному окладу и от этой суммы были начислены все надбавки. Кроме того в заработную плату для расчета отпускных были включены разовые премии, начисленные в ноябре и декабре 2020 года. Также установлено, что выплата материальной помощи производилась за отработанные календарные дни, а не за фактически отработанное время, т.е. за рабочие дни. В результате чего установлена переплата отпускных Д... 317,89 руб.; Ч. 246,54 руб. и недоплата отпускных П. 26,18 руб.;

11. Не представлено дополнительное Соглашение за расширение зоны обслуживания, увеличение объема работы с Д... на сумму 9175,27 руб.;

12. Всего за проверяемый период переплата заработной платы и отпускных составила 3216,51 руб., излишне начислено страховых взносов в сумме 971,39 руб. и недоплата в сумме 494,18 руб., недоначислено страховых взносов в сумме 149,24 руб.; 13. В соответствии с пунктом 8 Порядка начисления и выплаты премии работникам централизованных бухгалтерий при управлении образования администрации Лебяжского района и при управлении по культуре, физкультуре и делам молодежи Лебяжского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Лебяжского района от ДД.ММ.ГГГГ, ежемесячная премия по результатам работы устанавливается до 80 процентов должностного оклада с учетом фактически отработанного времени на основании приказа начальника соответствующего управления. В нарушение вышеуказанного пункта приказы на выплату ежемесячных премий за 2020 год и 8 месяцев 2021 года, проверке не представлены;

14. В соответствии с разделом 4 Порядка выплаты работникам ежемесячных надбавок за выслугу лет работников централизованных бухгалтерий при управлении образования администрации Лебяжского района и при управлении по культуре, физкультуре и делам молодежи Лебяжского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Лебяжского района от ДД.ММ.ГГГГ, общий стаж работы, дающий право на получение ежемесячной надбавки за выслугу лет, определяется комиссией по установлению трудового стажа, надбавка за выслугу лет устанавливается приказом начальника. В нарушение вышеуказанного пункта представлены не все протоколы по установлению трудового стажа и приказы по выплате надбавки за выслугу лет;

15. В проверяемом периоде производятся доплаты за временно отсутствующих работников за 3 - 5 рабочих дней, что в соответствии со ст. 34 БК РФ является неэффективным расходованием бюджетных средств;

16. в соответствии с письмом федеральной службы по труду и занятости от ДД.ММ.ГГГГ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, если в должностной инструкции работника уже изначально предусмотрено условие о временном исполнении обязанностей другого работника в случае его отсутствия, то доплату устанавливать не обязаны, поскольку это входит в его обычные должностные обязанности.

В пункте 2.8. должностной инструкции главного бухгалтера, утвержденной приказом начальника УКФДМ от ДД.ММ.ГГГГа, подписанной главным бухгалтером ДД.ММ.ГГГГ, прописано: исполняет обязанности ведущего экономиста - бухгалтера в случае его временного отсутствия.

За проверяемый период за время отсутствия ведущего экономиста – бухгалтера главному бухгалтеру Ч. было начислено 24889,00 руб.;

17. В пункте 6 должностной инструкции ведущего экономиста – бухгалтера, утвержденной приказом начальника УКФДМ от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной ведущим экономистом – бухгалтером ДД.ММ.ГГГГ и согласованного с главным бухгалтером ДД.ММ.ГГГГ, прописано: в период временного отсутствия ведущего экономиста – бухгалтера его обязанности возлагаются на бухгалтера 1 категории.

За проверяемый период за время отсутствия ведущего экономиста – бухгалтера бухгалтеру 1 категории К. было начислено 17699,06 руб. Следовательно, в соответствии со статьей 34 Бюджетного кодекса РФ данные выплаты в сумме 42588,06 руб. являются неэффективным расходованием бюджетных средств;

18. В нарушение абзаца 3 части 2 ст.57, части 3 ст.60.2 ТК РФ в дополнительных соглашениях к трудовым договорам об исполнении обязанности отсутствующего работника не указывается содержание и объем работы или нет ссылки на должностную инструкцию работника, которого замещают.

В дополнительных соглашениях и приказах за временно отсутствующих работников указана доплата за расширение зоны обслуживания, которая устанавливается, когда должность предполагает наличие зон или участков (соцработник, врач, уборщица).

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника имеет место, когда он не выполняет трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором, но за ним сохраняется его место работы (например, на время командировки, больничного листа), а замещающий его сотрудник выполняет и свои обязанности и работу временно отсутствующего работника.

Целесообразно в дополнительных соглашениях и приказах указывать формулировку, указанную в абзаце 2 пункта 3.2. Положения об оплате труда от 29.04.2019г. ;

19. В проверяемом периоде почти во всех месяцах по приказам начальника УКФДМ производилось начисление надбавки за расширение зоны обслуживания, увеличения объема работы, работникам централизованной бухгалтерии. Сумма доплаты в месяц составляла от 1000,00 руб. до 8000,00 руб.;

20. В нарушение приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГГГN 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению", в МКУ УКФДМ при прекращении трудового договора для расчета компенсации за отпуск применяется унифицированная форма № Т-61 «записка - расчет при прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении)», утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004г. , следует применять унифицированную форму 0504425 «записка – расчет об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях».

По всем выявленным нарушениям согласно п.1 представления необходимо принять меры по устранению причин и условий в срок не позднее 19.11.2021г., информацию о результатах исполнения направить в финансовое управление администрации района (л.д. 20-22).

25.11.2021г. в отношении начальника МКУ Управления по культуре, физкультуре и делам молодежи администрации Лебяжского района Ветошкина С.А. составлен протокол об административном правонарушении по ч.20 ст.19.5 КоАП РФ.

Согласно протоколу представление в установленный срок (не позднее 19.11.2021г.) в полном объеме не исполнено, а именно не выполнены п.п.1-10, 13, 14, 16, 17, 18.

Однако, при составлении протокола должностным лицом не учтено следующее:

Составом административного правонарушения, предусмотренного ч.20 статьи 19.5 КоАП РФ, является невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.

Из названной нормы права следует прямое указание на то, что предписание (представление) административного органа должно отвечать условию законности. Следовательно, существенным обстоятельством, подлежащим выяснению при рассмотрении дела, является установление законности предписания (представления), неисполнение которого вменяется Ветошкина С.А.

Форма представления, утверждена приказом Министерства финансов РФ от 30.12.2020г. н (приложение ).

Требования к содержанию представления органа государственного (муниципального) финансового контроля предусмотрены ч.2 ст. 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).

Под представлением БК РФ понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:

1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;

2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

По смыслу приведенного правового регулирования законность представления означает, что на лицо, которому оно адресовано, может быть возложена обязанность по устранению тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимыми.

Исполнимость представления является важным требованием, предъявляемым к данному виду ненормативных правовых актов, и одним из элементов законности представления, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер, и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Следовательно, представление должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Представление финансового управления администрации Лебяжского района должно, таким образом, содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные меры (действия), направленные на их устранение.

При этом содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В соответствии с копией распоряжения администрации Лебяжского района -К от 08.05.2020г. Ветошкина С.А. (л.д. 5), назначена на главную муниципальную должность муниципальной службы – начальник управления по культуре, физкультуре и делам молодежи (л.д.41).

Как видно из представленных материалов, представление Ветошкина С.А. получено 19.10.2021г. (л.д.54), не обжаловано, рассмотрено, по результатам рассмотрения 16.11.2021г. дан ответ, приложены подтверждающие исполнение документы (л.д. 23-37).

Однако как следует из представления от ДД.ММ.ГГГГ, его требование, изложенное в пункте 1, не содержит указания на какие-либо конкретные действия, которые должна совершить Ветошкина С.А. как руководитель МКУ УКФДМ для устранения изложенных в пунктах 1-20 нарушений. Формулировка представления "по нарушениям принять меры по устранению причин и условий их совершения" не содержит конкретных указаний, формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить Ветошкина С.А. для устранения финансовых нарушений, допущенных за период с 01.01.2020г. по 01.09.2021г., выявленных в ходе внеплановой проверки, а также конкретных мер по устранению причин и условий указанных нарушений.

В частности представление не содержит требований об осуществлении возврата необоснованно начисленных сумм работникам Ч. в сумме 1980 руб. 93 коп. за 2021г., К. в сумме 2345 руб. 71 коп. за 2020г. а также другим работникам в срок не позднее 19.11.2021г. Данное требование содержится в предписании , выданном финансовым управлением администрации Лебяжского района Ветошкина С.А. 19.11.2021г., где указан срок для его исполнения до 20.12.2021г.

Указанное позволяет сделать вывод о том, что законность, в том числе исполнимость вынесенного представления не подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, исследованных и оцененных при рассмотрении дела.

Кроме того, уведомление в установленный срок о принятых мерах по исполнению представления не образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

В связи с изложенным, следует признать, что в действиях Ветошкина С.А. отсутствует состав вменяемого ей административного правонарушения.

Отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.24.5, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении начальника МКУ Управления по культуре, физкультуре и делам молодежи администрации Лебяжского района Ветошкина С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.20 ст. 19.5 КоАП РФ прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путём подачи жалобы через Советский районный суд.

Судья М.В. Ларинина

Постановление23.12.2021