ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-400/19 от 06.03.2019 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 5-400/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

06 марта 2019 года г.Владивосток, ФИО3 23 А.

Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Краснова Н.В.,

с участием заместителя военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона военной прокуратуры Тихоокеанского Флота ФИО4,

представителя ПУ ФСБ России по Приморскому краю ФИО7,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

иностранного юридического лица – «Воинская часть 583», <...>

привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

дата в 10 часов 10 минут (Владивостокского времени) пограничным патрульным кораблём «Командор» в исключительной экономической зоне Российской Федерации в районе с координатами 40 градусов 16,3 минуты северной широты и 134 градуса 07,7 минут восточной долготы (Японское море, подзона Приморье) обнаружено промысловое судно ФИО2 «<...> (флаг ФИО2, судовладелец - войсковая часть 583, экипаж граждане ФИО2, под управлением капитана судна - гражданина <...> на борту которого находились незаконно добытые водные биоресурсы (кальмар тихоокеанский) в сушеном виде в количестве 80 особей. При этом промысловое судно ФИО2 «<...>» разрешений на исследование, поиск, разведку, а также разработку, в том числе добычу (вылов) вышеуказанных природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации не имело. Судно ФИО2 «<...>» оборудовано навигационными приборами, эхолотом для обнаружения гидробионтов, ручными орудиями лова - джиггерами, дизель - генератором и тепловыми установками. Кроме того, судно в отраслевой системе мониторинга не зарегистрировано, морские контрольные пункты (точки) Российской Федерации не проходило, судовые и промысловые документы на судне не велись.

По данному факту в отношении иностранного юридического лица – «Воинская часть 583» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.

В судебное заседание представитель иностранного юридического лица - «Воинская часть 583» не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель ПУ ФСБ России по Приморскому краю в судебном заседании пояснил, что вина иностранного юридического лица – «Воинская часть 583» доказана материалами дела. Факт добычи кальмара в исключительной экономической зоне Российской Федерации подтверждается сведениями о геолокации судна и показаниями специалистов. ВБР, приобщенные к материалам дела в качестве вещественных доказательств, в соответствии с заключением специалиста ветнадзора не могут быть использованы, в связи с чем просит принять решение об их уничтожении. Ущерб, причиненный ВБР, возмещен ЮЛ, копию квитанции просит приобщить к материалам дела.

Прокурор посчитал вину иностранного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.17 ч.2 УК РФ, доказанной материалами дела. Просил назначить наказание в пределах санкции статьи.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что вина иностранного юридического лица – «Воинская часть 583» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ – нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, нашла подтверждение в судебном заседании, и основана на следующих доказательствах.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от дата, дата в 10 часов 10 минут (Владивостокского времени) пограничным патрульным кораблём «Командор» в исключительной экономической зоне Российской Федерации в районе с координатами 40 градусов 16,3 минуты северной широты и 134 градуса 07,7 минут восточной долготы (Японское море, подзона Приморье) обнаружено промысловое судно ФИО2 «<...>» (флаг ФИО2, судовладелец - войсковая часть 583, экипаж граждане ФИО2, под управлением капитана судна - гражданина <...> на борту которого находились незаконно добытые водные биоресурсы (кальмар тихоокеанский) в сушеном виде в количестве 80 особей. При этом промысловое судно ФИО2 «<...>» разрешений на исследование, поиск, разведку, а также разработку, в том числе добычу (вылов) вышеуказанных природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации не имеет. Судно ФИО2 «<...>» оборудовано навигационными приборами, эхолотом для обнаружения гидробионтов, ручными орудиями лова - джиггерами, дизель - генератором и тепловыми установками. Кроме того, судно в отраслевой системе мониторинга не зарегистрировано, морские контрольные пункты (точки) Российской Федерации не проходило, судовые и промысловые документы на судне не велись.

Согласно протоколу досмотра транспортного средства от дата в ходе проведения государственным инспектором РФ по ГК в сфере охраны МБР вгси ПУ ФСБ России по Приморскому краю в координатах <...> (Японское море) досмотра шхуны, предположительно ФИО2, б/н <...> следует, что в ходе досмотра на борту транспортного судна с бортовым номером <...> обнаружено - 80 штук сушёного кальмара. Средств и оборудования для промышленной добычи (вылова) не обнаружено. В результате досмотра, правовых и разрешительных документов, международных договоров и иных документов, подтверждающих законность происхождения рыбопродукции, транспортировку, хранение и производство продукции из водных биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ не обнаружено и капитаном судна предоставлено не было. Таким образом, посредством данного судна в исключительной экономической зоне РФ, осуществлялось производство рыбопродукции из сырца кальмара добытого с помощью джиггеров.

Согласно акту определения видового состава водных биоресурсов от дата, все представленные 80 особей водных биоресурсов являются готовой продукцией из кальмара тихоокеанского.

Согласно объяснениям капитана судна <...> от дата, следует, что дата судно «<...>» под его управлением вышло из порта Шинпхо провинции ФИО8 ФИО2, с целью добычи (вылова) кальмара при помощи ручных джиггеров. О нахождении судна в исключительной экономической зоне Российской Федерации в момент его задержания знал.

Согласно ответа на запрос Генерального консульства ФИО2 в <адрес> от дата, судовладельцем РШ является юридическое лицо «Воинская часть 583».

Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от дата по факту обнаружения дата в 10 часов 10 минут (Владивостокского времени) пограничным патрульным кораблём «Командор» в исключительной экономической зоне Российской Федерации в районе с координатами 40 градусов 16,3 минуты северной широты и 134 градуса 07,7 минут восточной долготы (Японское море, подзона Приморье) обнаружено промысловое судно ФИО2 «<...>» (флаг ФИО2, судовладелец - Войсковая часть 583, экипаж граждане ФИО2, под управлением капитана судна - гражданина ФИО2 Ик), на борту которого находились незаконно добытые водные биоресурсы (кальмар тихоокеанский) в сушеном виде в количестве 80 особей, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.253 ч.2 УК РФ. Как указано в постановлении, промысловое судно ФИО2 «<...> разрешений на исследование, поиск, разведку, а также разработку, в том числе добычу (вылов) вышеуказанных природных ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации не имеет. В соответствии с Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата, причинён экологический ущерб в размере 640 рублей.

Согласно протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от дата в рамках дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – Воинская часть 583, на иностранное судно, бортовой , наложен арест, судно передано на ответственное хранение капитану судна <...>, с определением места хранения – <...>

Из ответа на запрос заместителя директора ФГБНУ «ТИНРО-центр» от дата, следует, что ТИНРО-Центр в октябре-ноябре 2018г. не проводил исследований ФИО1 кальмара в подзоне Приморье Японского моря. Однако, по данным многолетних наблюдений средний вес (масса) одной особи тихоокеанского кальмара в подзоне Приморье <...> в октябре составляет 0,25 кг, в ноябре - 0,26 кг.

Согласно протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от дата рамках дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – «Воинская часть 583», на водные биологические ресурсы, 80 особей кальмара тихоокеанского в сушеном виде наложен арест с местом хранения <...>

Согласно протоколу опроса ФИО5 от дата установлено, что дата он был привлечен в качестве эксперта в рамках уголовного дел для проведения осмотра судна «<...>». В ходе осмотра было установлено, что промысел на судне осуществлялся «джигерами» вручную большинством членов экипажа. На судне находились средства быстрой переработки сырья в виде установок для его сушки. В ходе исследования орудий лова, а также района, где оно было задержано, можно констатировать, что данными орудием лова («джиггерами») можно было добыть 80 особей кальмара и с помощью установок для его сушки перевести в сушеное состояние.

Согласно ответу на запрос руководителя Приморского ТУ Росрыболовства от дата, иностранным пользователям (ФИО2) разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов с использованием судна <...>» не выдавалось.

Согласно части 3 статьи 58 Конвенции ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года) государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством.

В соответствии с названной Конвенцией Российской Федерацией приняты нормативно-правовые акты, регулирующие порядок входа иностранных судов в исключительную экономическую зону Российской Федерации и выхода из нее, а также порядок (правила) осуществления рыболовства (промысла) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны.

В исключительной экономической зоне Российской Федерации рыболовство осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и настоящим Федеральным законом (статья 12.1 Федерального закона № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»).Согласно статьям 11, 34 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» добыча водных биологических ресурсов осуществляется на основании разрешения.

Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 1 статьи 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статьи 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»).

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

В соответствии с пунктом 9.2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года № 385) пользователи (юридическое лицо, осуществляющее рыболовство, реализующее свои права и обязанности посредством своих представителей/работников) при осуществлении рыболовства обеспечивают соблюдение международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов;

Согласно пункту 9.5 Правил рыболовства пользователи ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приемосдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции. Промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их копии, заверенные подписью и/или печатью капитана, или лица, ответственного за добычу (вылов), должны храниться в течение года на борту судна или в рыбодобывающей организации.

В соответствии с пунктом 9.6 Правил рыболовства пользователи обязаны иметь на борту судов в исправном состоянии ТСК, обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна.

Согласно пункту 9.9 Правил рыболовства капитан судна, оборудованного ТСК, ежедневно подает в установленном порядке ССД (судовые суточные донесения) о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения); обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи».

В соответствии с пунктом 10 Правил рыболовства капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, должны иметь при себе либо на борту судна надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также документ о внесении изменений в данное разрешение, переданный посредством электронной и иной связи, являющийся неотъемлемой частью разрешения; промысловый журнал; технологический журнал (при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов).

Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.3, 11.4 Правил рыболовства пользователям водных биоресурсов запрещено:

- осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также без выделенных квот (объемов) добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

- принимать (сдавать), иметь на борту судна уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) одного вида под названием другого вида или без указания в промысловом журнале или технологическом журнале видового состава улова, принимать (сдавать) уловы без их взвешивания, или определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым методом, и/или способом поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биоресурсов;

- вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова);

- иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах.

Таким образом, исследованная совокупность доказательств свидетельствует о проведении судном «<...>» в период с 30 октября по дата в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Японское море, подзона Приморье) незаконной добычи 80 особей кальмара тихоокеанского, общим весов 20 кг), включая промысловые операции по вылову ВБР, их хранению и транспортировке.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были соблюдены все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех лиц, которые в силу закона, трудового договора или иных обстоятельств представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия должностного лица, работника юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников (подчиненных), является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленный на обеспечение его деятельности.

Как установлено в судебном заседании, иностранное юридическое лицо – «Воинская часть 583», обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности экипажа судна и его капитана, а также имея возможность для контроля за соблюдением работниками законодательства Российской Федерации в части осуществления деятельности по добыче, хранению и транспортировке водных биологических ресурсов, не предприняло всех необходимых мер по его соблюдению.

Соответственно, в действиях иностранного юридического лица – «Воинская часть 583» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ – нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.

Оснований для признания данного деяния малозначительным, в соответствии с положениями ст.2.9 КоАП РФ, не имеется.

Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств не установлено.

Согласно справке Союза «ПТПП» от дата минимальная рыночная стоимость 1 кг сырца кальмара тихоокеанского по состоянию на октябрь – ноябрь 2018 года составляет 195 рублей.

Соответственно установленным данным административным органом определена стоимость 20 кг кальмара тихоокеанского в размере 3900 рублей

В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при определении вида и размера наказания, судья учитывает характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, и считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, равном двукратному размеру стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов», такса за незаконный вылов кальмара составляет 8 рублей за 1 особь.

Соответственно ущерб за незаконный вылов водных биологических ресурсов составил 640 рублей.

Учитывая незначительный материальный ущерб, который в добровольном порядке возмещен, судья считает возможным, не применять дополнительное наказание в виде конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Согласно п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Согласно предписанию от дата офицером ветеринарно-санитарной группы ФИО6 произведен осмотр (экспертиза) незаконно добытых рыболовецким судном ФИО2 водных биоресурсов: кальмара ФИО1 сушеного, которым установлено, что состояние водных биоресурсов неудовлетворительное. При этом из-за отсутствия ветеринарно-сопроводительной документации, а также документации о происхождении биоресурсов, такая продукция реализации не подлежит.

Учитывая изложенное, ВБР подлежат уничтожению.

Издержек по делу не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Иностранное юридическое лицо – «Воинская часть 583» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, и подвергнуть его наказанию в виде штрафа в двукратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, равного 7800 рублей, без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Судно «<...>, - вернуть владельцу.

Вещественные доказательства по делу <...> изъять и уничтожить.

<...>

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: ____________