Дело № 5-400/2022
УИД 76RS0013-01-2022-000395-10
Мотивированное постановление
изготовлено 4 апреля 2022 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 марта 2022 года город Рыбинск
Судья Рыбинского городского суда Ярославской области Попова Е.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «Русичи», ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>
установил:
17 декабря 2021 года в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области поступило коллективное обращение о принятии мер реагирования по факту осуществления с 9 декабря 2021 года демонтажных работ по сносу Мукомольного комплекса К-ных, расположенного на земельных участках с кадастровыми номерами №, №, № по адресу: <адрес>
Мукомольный комплекс К-ных является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес>, на которых расположен объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, является ООО «Русичи».
В ходе проверки установлено, что в период с 9 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года ООО «Русичи» организовало проведение на земельных участках демонтажных работ по разборке каменного мельничного трехэтажного здания и отдельного одноэтажного здания для паровых котлов, за исключением восьмигранной дымовой трубы и фрагмента стены с лучковой перемычкой.
До начала осуществления демонтажных работ ООО «Русичи» не обеспечило проведение государственной историко-культурной экспертизы земельных участков путем археологической разведки в порядке, установленном статьей 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В судебном заседании представитель ООО «Русичи» по доверенности ФИО1 возражала относительно привлечения юридического лица к административной ответственности по доводам, изложенным в письменных объяснениях.
Заслушав объяснения ФИО1, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, прихожу к следующим выводам.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объектами историко-культурной экспертизы являются земли, подлежащие воздействию земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ, в случае, если указанные земли расположены в границах территорий, утвержденных в соответствии с пунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ историко-культурная экспертиза проводится до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, включенный в реестр, выявленный объект культурного наследия либо объект, обладающий признаками объекта культурного наследия, и (или) до утверждения градостроительных регламентов.
Заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ, указанных в пункте 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также для принятия иных решений, вытекающих из заключения историко-культурной экспертизы в отношении объектов, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона. Заключение историко-культурной экспертизы в отношении выявленного объекта культурного наследия должно включать в себя обоснование целесообразности включения данного объекта в реестр, а также обоснования границ территории объекта, вида, категории историко-культурного значения и предмета охраны данного объекта либо обоснование нецелесообразности включения данного объекта в реестр (часть 2 статьи 32).
Согласно части 56 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в ГрК РФ …» до утверждения в соответствии с подпунктом 34.2 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) границ территорий, в отношении которых у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеются основания предполагать наличие на таких территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, государственная историко-культурная экспертиза проводится в соответствии с абзацем девятым статьи 28, абзацем третьим статьи 30, пунктом 3 статьи 31 указанного Федерального закона (в редакции, действовавшей до дня официального опубликования настоящего Федерального закона).
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 № 569 утверждено Положение о государственной историко-культурной экспертизе.
В соответствии с пунктом 11(3) Положения экспертиза, указанная в подпункте "д" пункта 11(1) настоящего Положения, проводится экспертом путем археологической разведки при условии получения экспертом (физическим лицом) в установленном порядке открытого листа либо в случае привлечения в качестве эксперта юридического лица получения открытого листа физическим лицом, состоящим в трудовых отношениях с экспертом.
Административно наказуемо нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Ответственность за данное нарушение предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.
Из дела видно, что Мукомольный комплекс К-ных, расположенный по адресу: <адрес> на земельных участках с кадастровыми номерами №, является объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия.
Собственником вышеперечисленных земельных участков является ООО «Русичи».В период с 9 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года ООО «Русичи» организовало проведение на земельных участках с кадастровыми номерами № демонтажных работ по разборке каменного мельничного трехэтажного здания и отдельного одноэтажного здания для паровых котлов за исключением восьмигранной дымовой трубы и фрагмента стены с лучковой перемычкой.
За получением информации о наличии (отсутствии) на земельных участках объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, ООО «Русичи» в Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области не обращалось.
До начала осуществления демонтажных работ на земельных участках с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес><адрес> ООО «Русичи» не провело государственную историко-культурную экспертизу принадлежащих им на праве собственности земельных участков, чем нарушило требования статей 28, 30, 31, 32, 36, 45.1 Федерального закона от 25 июня 2022 года № 73-ФЗ, пунктов 11 (1), 11(3) Положения о государственной историко-культурной экспертизе, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июля 2009 года № 569.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в действиях ООО «Русичи» имеется.
Время совершения административного правонарушения: с 9 декабря 2021 года по 14 декабря 2021 года.
Место совершения административного правонарушения: земельные участки с кадастровыми номерами № адресу: <адрес><адрес>.
Вина юридического лица подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств: протоколом об административном правонарушении от 27 января 2022 года, обращением ВООПИиК от 2 ноября 2021 года, заявлением от 2 ноября 2021 года с приложениями к нему, обращением, фототаблицей, выписками из ЕГРН, актом осмотра объекта от 14 декабря 2021 года с приложениями, выпиской из ЕГРЮЛ, свидетельством о праве собственности, уведомлением о планируемом сносе объекта капитального строительства, сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства.
Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о наличии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ. Оснований не доверять указанным доказательствам не имею.
ООО «Русичи» имело возможность соблюсти обязательные для него требования законодательства об объектах культурного наследия, за нарушение которых (требований) КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности привлечения ООО «Русичи» к административной ответственности на момент вынесения постановления не истек.
Соблюдение при проведении демонтажных работ градостроительных норм, а также отсутствие утвержденных границ территорий объектов культурного наследия, на что ссылается ООО «Русичи», не освобождает юридическое лицо от исполнения обязанности по соблюдению законодательства об охране объектов культурного наследия.
Доводы ООО «Русичи» о том, что демонтажные работы проводились только на одном из трех земельных участков, принадлежащем юридическому лицу, несостоятельны.
Из уведомления, поданного в Департамент архитектуры и градостроительства администрации городского округа г. Рыбинск от 24 ноября 2021 года, следует, что ООО «Русичи» планируется снос принадлежащего ему объекта капитального строительства с кадастровым номером № на земельных участках, в том числе, с кадастровыми номерами №
При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, организационно-правовую форму юридического лица, а также то, что оно является малым предприятием.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.
В силу части 3.2 статьи 4.1. КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие отягчающих обстоятельств, наличие у юридического лица статуса малого предприятия, то, что правонарушение совершено впервые, считаю, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, в связи с чем, полагаю возможным назначить административный штраф в размере 100 000 руб.
Руководствуясь статьей 29.10 КоАП РФ,
постановил:
ООО «Русичи» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель – Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч № единый казначейский счет: № казначейский счет: № в Операционном департаменте Банка России, БИК № ИНН/КПП №, ОКТМО № КБК №
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Л. Попова