Дело № 5-401/19 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 06 марта 2019 года г.Владивосток, ФИО2 23 А. Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Краснова Н.В., с участием заместителя военного прокурора 304 военной прокуратуры гарнизона военной прокуратуры Тихоокеанского Флота ФИО3, представителя ПУ ФСБ России по Приморскому краю ФИО7, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении иностранного юридического лица – «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3», <...> привлекаемого к административной ответственности по ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: дата в 08 часов 05 минут (Владивостокского времени) экипажем корабельного вертолета Ка - 27 пограничного патрульного корабля «Командор» в исключительной экономической зоне Российской Федерации в районе с координатами <...> обнаружено промысловое судно КНДР «<...>» (<...>), на борту которого находились незаконно добытые водные биологические ресурсы (кальмар тихоокеанский) в сушеном виде в количестве 18380 особей, общим весом 4595 кг. При этом промысловое судно КНДР «<...>» разрешений на исследование, поиск, разведку, а также разработку, в том числе добычу (вылов) вышеуказанных природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации не имело. Судно оборудовано навигационными приборами, эхолотом для обнаружения гидробионтов, ручными орудиями лова - джиггерами, дизель - генератором и тепловыми установками, специальными приспособлениями (вешалами), предназначенными для сушки кальмара. Кроме того, судно в отраслевой системе мониторинга не зарегистрировано, морские контрольные пункты (точки) Российской Федерации не проходило, судовые и промысловые документы на судне не велись. По данному факту в отношении иностранного юридического лица – «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ. В судебное заседание представитель «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3» не явился, извещен надлежащим образом. Представитель ПУ ФСБ России по Приморскому краю в судебном заседании пояснил, что вина иностранного юридического лица – «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3» доказана материалами дела. Капитан судна отрицал добычу кальмара в исключительной экономической зоне Российской Федерации, однако данное утверждение опровергается данными о геолокации судна и показаниями специалистов о добыче кальмара в зоне ответственности РФ. Прокурор посчитал вину иностранного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.17 ч.2 УК РФ, доказанной материалами дела. Учитывая что ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам, возмещен до рассмотрения данного дела, просит назначить наказание в виде в пределах санкции статьи. Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу, что вина иностранного юридического лица – «Рыбохозяйственная база при заводе имени 8.3» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ – нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, нашла подтверждение в судебном заседании, и основана на следующих доказательствах. Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от дата, дата в 08 часов 05 минут (Владивостокского времени) экипажем корабельного вертолета Ка - 27 пограничного патрульного корабля «Командор» в исключительной экономической зоны Российской Федерации в районе <...>) обнаружено промысловое судно КНДР «<...>» (флаг КНДР, судовладелец – «Рыбохозяйственная база при заводе имени 8.3», экипаж граждане КНДР, под управлением капитана судна - гражданина <...>), на борту которого находились незаконно добытые водные биологические ресурсы (кальмар тихоокеанский) в сушеном виде в количестве 18 380 особей. При этом промысловое судно КНДР «<...>» разрешений на исследование, поиск, разведку, а также разработку, в том числе добычу (вылов) вышеуказанных природных ресурсов исключительной экономической зоны Российской Федерации не имеет. Судно оборудовано навигационными приборами, эхолотом для обнаружения гидробионтов, ручными орудиями лова - джиггерами, дизель - генератором и тепловыми установками, специальными приспособлениями (вешалами), предназначенными для сушки кальмара. Кроме того, судно в отраслевой системе мониторинга не зарегистрировано, морские контрольные пункты (точки) Российской Федерации не проходило, судовые и промысловые документы на судне не велись. Согласно протоколу досмотра транспортного средства от дата в ходе проведения государственным инспектором РФ по ГК в сфере охраны МБР вгси ПУ ФСБ России по Приморскому краю в координатах <...> досмотра транспортного судна б/н <...>, установлено: в трюме № по левому и правому борту обнаружена рыбопродукция в виде сушенного кальмара ФИО1 (целые, потрошенные особи), упакованная в производственную тару полипропиленовый мешок (белого и зеленого цвета). При пересчете мешков с кальмаром их общее количество составило - 88 товарных мест, общим весом предположительно 1 760 кг нетто. Также в центральной части трюма натянуты веревки, для сушки кальмара. В трюме № по всему периметру находятся деревянные приспособления для сушки кальмара, на которых висят сушенные особи кальмара ФИО1. После осмотра весь кальмар был упакован в полипропиленовые мешки в количестве 4-х шт., общим весом предположительно 80 кг нетто. Кроме того, на палубе находятся вентиляторы (пушки обогрева) в количестве 4-х штук. В трюме № по правому борту обнаружена рыбопродукция в виде сушенного кальмара ФИО1 (целые потрошенные особи), упакованная в производственную тару полипропиленовый мешок (белого и зеленого цвета). При пересчете мешков с кальмаром их общее количество составило - 11 товарных мест, общим весом предположительно 220 кг нетто. В кормовой части судна обнаружены натянутые веревки, на которых находится сушенный кальмар тихоокеанский, после осмотра кальмар упакован в 2 полипропиленовых мешка, общий вес которых составил предположительно 40 кг нетто. Всего в ходе досмотра на борту транспортного судна с бортовым номером <...> обнаружено - 108 товарных мест (полипропиленовые мешки), общим весом предположительно 2160 кг нетто рыбопродукции виде сушенного кальмара ФИО1. Средний вес одного мешка составил предположительно 20 кг нетто. В результате досмотра, правовых и разрешительных документов, международных договоров и иных документов, подтверждающих законность происхождения рыбопродукции, транспортировку, хранение и производство продукции из водных биоресурсов в исключительной экономической зоне РФ не обнаружено и капитаном судна предоставлено не было. Таким образом, в ходе досмотра транспортного судна с бортовым № установлено, что посредством данного судна в исключительной экономической зоне РФ осуществлялось производство рыбопродукции из сырца кальмара, поставляемого рыболовными судами КНДР, поскольку данное судно оборудовано средствами для сушки кальмара в промышленных масштабах, а средства и приспособления для промышленной добычи отсутствуют. Исходя из внешних признаков сушенного кальмара, а именно мягкость мышечных тканей, гибкость при надломе, влажность кожных покровов – сделан вывод о том, что произведен кальмар 1-4 дней назад. Согласно акту определения видового состава водных биоресурсов от дата, все особи водных биоресурсов являются готовой продукцией из кальмара тихоокеанского. Согласно объяснениям капитана судна Чо Сэ Гвон от дата следует, что дата судно «<...>» под его управлением вышло из порта Синпхо, провинции ФИО8 КНДР, с целью промысла кальмара при помощи ручных джиггеров. О нахождении судна в исключительной экономической зоне Российской Федерации в момент его задержания он знал. Согласно ответа на запрос Генерального консульства КНДР в г.Владивостоке от дата, судовладельцем РШ № является «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3». Согласно определению об изменении места хранения водных биологических ресурсов от дата, в результате осмотра установлено, что на борту судна находиться 2160 кг кальмара ФИО1 сушеного, упакованного в 108 полипропиленовых мешка. Согласно акту выгрузки судна от дата с рыболовного судна с бортовым № было выгружено 55 мешков кальмара ФИО1 (по внешним признакам сушеного), 9 мешков кальмара ФИО1 (по внешним признакам вяленого). Согласно протоколу о взятии проб и образцов от дата, 2 полипропиленовых мешка с особями кальмара ФИО1 в сушеном виде были изьяты для проведения экспертизы. Согласно акту осмотра и пересчета изъятых водных биологических ресурсов от дата, осуществлён поштучный пересчет водных биоресурсов, находящихся в каждом полипропиленовом мешке, которым установлено: в мешке № с кальмаром в сушеном виде находиться 299 особей, в мешке № с кальмаром в сушеном виде (вяленный) находиться 215 особей. Согласно постановлению о возбуждении уголовного дела и принятии его к производству от дата по факту обнаружения дата в 08 часов 05 минут экипажем корабельного вертолета Ка - 27 пограничного патрульного корабля «Командор» в исключительной экономической зоны Российской Федерации в районе с координатами <...> промыслового судна КНДР «<...>» (<...> на борту которого находились незаконно добытые водные биологические ресурсы (кальмар тихоокеанский) в сушеном виде в количестве 18380 особей, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст.253 ч.2 УК РФ. Как указано в постановлении, промысловое судно КНДР «<...>» разрешений на исследование, поиск, разведку, а также разработку, в том числе добычу (вылов) вышеуказанных природных ресурсов в исключительной экономической зоне Российской Федерации не имеет. В соответствии с Таксами для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата№, причинён экологический ущерб в размере 147040 рублей. дата в отношении капитана судна «<...>» гражданина КНДР Чо Сэ Гвон вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.17 ч.2 КоАП РФ, по п.7 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с наличием постановления о возбуждении уголовного дела. Согласно протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от дата в рамках дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3», на иностранное судно, бортовой №, наложен арест, судно передано на ответственное хранение капитану судна <...>, <...> Из ответа на запрос заместителя директора ФГБНУ «ТИНРО-центр» от дата№, следует, что ТИНРО-Центр в октябре-ноябре 2018 г. не проводил исследований тихоокеанского кальмара в подзоне Приморье Японского моря. Однако, по данным многолетних наблюдений средний вес (масса) одной особи тихоокеанского кальмара в подзоне Приморье <...> в октябре составляет 0,25 кг, в ноябре - 0,26 кг. Согласно протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от дата рамках дела об административном правонарушении в отношении юридического лица – «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3», на водные биологические ресурсы: 54 мешка, в который помещены особи кальмара в сушеном виде; 8 мешков с кальмаром в вяленом виде; наложен арест с местом хранения в <...> Согласно протоколу опроса ФИО4 от дата установлено, что дата он был привлечен в качестве эксперта в рамках уголовного дела № для проведения осмотра судна «543<...>». В ходе осмотра было установлено, что промысел на судне осуществлялся «джигерами» вручную большинством членов экипажа. На судне находились средства быстрой переработки сырья в виде установок для его сушки. В ходе исследования орудий лова, а также района, где оно было задержано, можно констатировать, что данными орудием лова («джиггерами») можно было добыть 18380 особей кальмара и с помощью установок для его сушки перевести в сушеное состояние. Согласно протокола опроса специалиста ФИО5, от дата который имеет высшее образование по специальности ихтиолог – рыбовод, кандидат биологических наук, установлено, что с 30 октября по дата в районе ограниченном координатами <...>) судном «<...>», с использованием эхолота и ручных орудий лова (джиггеров), при экипаже в количестве 71 человека, можно осуществить поиск, добычу и обработку в виде сушки кальмара ФИО1 в количестве 18 380 особей. Согласно ответу на запрос руководителя Приморского ТУ Росрыболовства от дата, иностранным пользователям (КНДР) разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов с использованием судна <...>» не выдавалось. Согласно части 3 статьи 58 Конвенции ООН по морскому праву (Монтего-Бей, 10 декабря 1982 года) государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по настоящей Конвенции в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством.В соответствии с названной Конвенцией Российской Федерацией приняты нормативно-правовые акты, регулирующие порядок входа иностранных судов в исключительную экономическую зону Российской Федерации и выхода из нее, а также порядок (правила) осуществления рыболовства (промысла) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Согласно статье 5 Федерального закона от 17 декабря 1998 года № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» Российская Федерация в исключительной экономической зоне осуществляет суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения водных биоресурсов и неживых ресурсов и управления такими ресурсами, а также в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке исключительной экономической зоны. В исключительной экономической зоне Российской Федерации рыболовство осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и настоящим Федеральным законом (статья 12.1 Федерального закона № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»). Согласно статьям 11, 34 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» добыча водных биологических ресурсов осуществляется на основании разрешения. Правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 1 статьи 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»). Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность (часть 4 статьи 43.1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»). Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под промышленным рыболовством понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов. В соответствии с пунктом 9.2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Минсельхоза России от 21 октября 2013 года № 385) пользователи (юридическое лицо, осуществляющее рыболовство, реализующее свои права и обязанности посредством своих представителей/работников) при осуществлении рыболовства обеспечивают соблюдение международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов; Согласно пункту 9.5 Правил рыболовства пользователи ведут документацию, отражающую ежедневную рыбопромысловую деятельность: промысловый журнал, а при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов - технологический журнал, а также приемосдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и/или произведенной из них рыбной и иной продукции. Промысловый и технологический журналы после окончания их ведения, приемо-сдаточные документы или их копии, заверенные подписью и/или печатью капитана, или лица, ответственного за добычу (вылов), должны храниться в течение года на борту судна или в рыбодобывающей организации. В соответствии с пунктом 9.6 Правил рыболовства пользователи обязаны иметь на борту судов в исправном состоянии ТСК, обеспечивающие автоматическую передачу информации о местоположении судна. Согласно пункту 9.9 Правил рыболовства капитан судна, оборудованного ТСК, ежедневно подает в установленном порядке ССД (судовые суточные донесения) о рыбопромысловой деятельности (значения показателей и реквизитов, включаемые в ССД, должны строго соответствовать судовому, промысловому и технологическому журналам, заверенные подписью и печатью капитана, копии ССД должны храниться на судне в течение одного года с даты подачи донесения); обеспечивает целостность и полноту базы ССД, передаваемых в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр системы мониторинга рыболовства и связи». В соответствии с пунктом 10 Правил рыболовства капитан судна или лицо, ответственное за добычу (вылов) водных биоресурсов, должны иметь при себе либо на борту судна надлежащим образом оформленный подлинник разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также документ о внесении изменений в данное разрешение, переданный посредством электронной и иной связи, являющийся неотъемлемой частью разрешения; промысловый журнал; технологический журнал (при производстве рыбной и иной продукции из водных биоресурсов). Согласно пунктам 11.1, 11.2, 11.3, 11.4 Правил рыболовства пользователям водных биоресурсов запрещено: - осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов без разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а также без выделенных квот (объемов) добычи (вылова) водных биоресурсов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; - принимать (сдавать), иметь на борту судна уловы водных биоресурсов (либо рыбную или иную продукцию из них) одного вида под названием другого вида или без указания в промысловом журнале или технологическом журнале видового состава улова, принимать (сдавать) уловы без их взвешивания, или определения количества улова водных биоресурсов объемно-весовым методом, и/или способом поштучного пересчета с последующим пересчетом на средний вес водных биоресурсов; - вести учет и представлять сведения о добыче (вылове) водных биоресурсов с искажением фактических размеров улова, его видового состава, используемых орудий добычи (вылова), сроков, видов использования и способов добычи (вылова), а также без указания района добычи (вылова) или с указанием неверного наименования района добычи (вылова); - иметь на борту судов и плавучих средств, на рыбопромысловых участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов, водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и/или рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале, технологическом журнале, приемо-сдаточных документах. Таким образом, исследованная совокупность доказательств свидетельствует о проведении судном «<...>» в период с 30 октября по дата в исключительной экономической зоне Российской Федерации (Японское море, подзона Приморье) незаконной добычи 18380 особей кальмара тихоокеанского, общим весом 4595 кг), включая промысловые операции по вылову ВБР, их хранению и транспортировке. В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были соблюдены все зависящие от него меры по их соблюдению. Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех лиц, которые в силу закона, трудового договора или иных обстоятельств представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия должностного лица, работника юридического лица рассматриваются как действия самого юридического лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников (подчиненных), является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленный на обеспечение его деятельности. Как установлено в судебном заседании, иностранное юридическое лицо «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3», обладая всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями по отношению к деятельности экипажа судна и его капитана, а также имея возможность для контроля за соблюдением работниками законодательства Российской Федерации в части осуществления деятельности по добыче, хранению и транспортировке водных биологических ресурсов, не предприняло всех необходимых мер по его соблюдению. Соответственно, в действиях иностранного юридического лица – «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ – нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море. Оснований для признания данного деяния малозначительным, в соответствии с положениями ст.2.9 КоАП РФ, не имеется. Смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств не установлено. Согласно справке Союза «ПТПП» от дата минимальная рыночная стоимость 1 кг сырца кальмара тихоокеанского по состоянию на октябрь – ноябрь 2018 года составляет 195 рублей. Соответственно установленным данным административным органом определена стоимость 4595 кг кальмара тихоокеанского в размере 896025 рублей В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при определении вида и размера наказания, судья учитывает характер и обстоятельства совершения административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, и считает возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, равном двукратному размеру стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения. Согласно Постановлению Правительства РФ от 25.05.1994 № 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов», такса за незаконный вылов кальмара составляет 8 рублей за 1 особь. Соответственно ущерб за незаконный вылов водных биологических ресурсов составил 147040 рублей. Данный ущерб возмещен до рассмотрения дела по существу. Учитывая обстоятельства совершения правонарушения, добровольное возмещение ущерба, судья считает возможным не применять дополнительное наказание в виде конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения. Согласно п.2 ч.3 ст.29.10 КоАП РФ вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению. Согласно предписанию № от дата офицером ветеринарно-санитарной группы ФИО6 произведен осмотр (экспертиза) незаконно добытых рыболовецким судном КНДР № водных биоресурсов:2160 кг кальмара ФИО1 сушеного, которым установлено, что состояние водных биоресурсов неудовлетворительное. При этом из-за отсутствия ветеринарно-сопроводительной документации, а также документации о происхождении биоресурсов, такая продукция реализации не подлежит. В соответствии с ч.3 ст.54 ФЗ от 20.12.2004 N 166-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Порядок реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биоресурсов, продуктов их переработки, а также перечень водных биоресурсов, подлежащих уничтожению и указанных в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно п.8 Правил реализации и уничтожения безвозмездно изъятых или конфискованных водных биологических ресурсов и продуктов их переработки, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 N 367 (ред. от 22.10.2012) "О мерах по реализации статьи 54 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", безвозмездно изъятые или конфискованные водные биологические ресурсы, не предусмотренные перечнем, указанным в пункте 2 настоящих Правил, передаются уполномоченными органами в Российский фонд федерального имущества по акту приема-передачи Учитывая указанные положения нормативных актов, а также то, что предметы административного правонарушения – ВБР, на которые наложен арест в рамках данного административного дела, до настоящего времени находятся на ответственном хранении, они подлежат изъятию и передаче в Территориальное Управление Росимущества в Приморском крае для реализации или уничтожения. Издержек по делу не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья ПОСТАНОВИЛ: Иностранное юридическое лицо – «Рыбохозяйственная база при заводе от имени 8.3» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ, и подвергнуть его наказанию в виде штрафа в двукратном размере стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, равного 1792050 рублей, без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения. Судно «543-71249» <...>, - вернуть владельцу. <...> <...> Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г.Владивостока в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья: ____________ |