ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-401/2017 от 02.11.2017 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело №5-401/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

02 ноября 2017 г. г. Вышний Волочек

Судья Вышневолоцкого городского суда Тверской области Некрасов Р.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Вышний Волочек, юридический адрес: <...>,

установил:

постановлением Вышневолоцкого межрайонного прокурора Шеметкова Р.С. от 15 сентября 2017 г. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации г. Вышний Волочек, юридический адрес: <...>.

Из постановления следует, что поводом для возбуждения дела об административном правонарушении послужили следующие обстоятельства: Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой по обращению генерального директора ОАО «Вышневолоцкий МДОК» в феврале 2017 года проводилась проверка по вопросу нарушения МУП «ТСК» законодательства о теплоснабжении, исполнения обязательств по оплате тепловой энергии в деятельности администрации г. Вышний Волочек.

В рамках проверки установлено, что в деятельности администрации г. Вышний Волочек установлены нарушения требований действующего законодательства, регулирующего обязанность по осуществлению контроля за деятельностью МУП «ТСК».

На основании постановления администрации г. Вышний Волочек Тверской области, создано муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая компания» для предоставления жителям г. Вышний Волочек Тверской области коммунальных услуг.

В целях предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления жителям г. Вышний Волочек Тверской области Комитетом по управлению имуществом г. Вышний Волочек в хозяйственное ведение МУП «ТСК» переданы объекты и оборудование тепло-и горячего водоснабжения.

Отпуск природного газа и электрической энергии на объекты и оборудование тепло-и горячего водоснабжения, эксплуатируемые МУП «ТСК» для дальнейшей поставки коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления конечным потребителям жителям и на объекты социальной сферы г. Вышний Волочек Тверской области, осуществляется ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» и АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт».

Кроме того, на основании договора теплоснабжения, заключенного между ОАО «Вышневолоцкий МДОК» и МУП «ТСК», последний по средствам приобретения тепловой энергии от источника, находящегося в собственности ОАО «Вышневолоцкий МДОК». осуществляет предоставление коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления (в отопительный период) в жилой фонд микрорайона МДОК г. Вышний Волочек Тверской области.

Аналогичные договоры поставки тепловой энергии заключены между МУП «ТСК» и МУП «ТЭК-Вышний Волочек», ООО «Триквол».

Как показала, проведённая Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проверка за период деятельности МУП «ТСК» с 11.08.2015 по 01.05.2017 у данного предприятия сформировалась задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за природный газ в размере 121287,6 тыс. руб.; перед АО «АтомЭнергоСбыт» ОП «ТверьАтомЭнергоСбыт» за электрическую энергию в размере 8394,6 тыс. руб.; перед ОАО «Вышневолоцкий МДОК» за тепловую энергию в размере 7223,1 тыс. руб.; перед МУП «ТЭК-Вышний Волочек» за тепловую энергию в размере 12714,7 тыс. руб.; перед ООО «Триквол» за тепловую энергию в размере 11062,7 тыс. руб.

Несмотря на интенсивный рост задолженности за энергетические ресурсы, администрацией г. Вышний Волочек, являющейся единственным учредителем МУП «ТСК» и в силу Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» лицом, обязанным контролировать деятельность муниципального унитарного предприятия какой-либо анализ производственной и финансово-хозяйственной деятельности МУП «ТСК» не проводился. Конкретные мероприятия, выполнение которых повысит эффективность использования имущества МУП «ТСК», находящегося в муниципальной собственности и платежную дисциплину предприятия не определялись.

Деятельность балансовой комиссии и дисциплинарной комиссии по урегулированию ситуации на розничном рынке топливно-энергетического комплекса и повышению платежной дисциплины организаций жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Вышний Волочек носят декларативный, формальный характер и сводятся только к фиксации фактов роста задолженности за энергетические ресурсы, без принятия конкретных, действенных мер, направленных на её снижение.

В связи с отсутствием адекватных мер, принимаемых администрацией г. Вышний Волочек по урегулированию роста задолженности, анализу финансово-хозяйственной деятельности МУП «ТСК», такой анализ в отношении данного предприятия проведён Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой.

По результатам анализа деятельности МУП «ТСК» установлено, что за период с 11.08.2015 по 01.05.2017 предприятием превышены затраты, относимые в тарифы, утверждённые Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее ГУ «РЭК» Тверской области) на тепловую энергию, отпускаемую МУП «ТСК» для потребителей городского округа «Город Вышний Волочек» (далее - Тариф на тепловую энергию) на сумму в размере 67249,26 тыс. руб.

Так, например, согласно Тарифам на тепловую энергию, утвержденным ГУ «РЭК» Тверской области в затраты на оплату труда работников МУП «ТСК» за период с 1 1.08.2015 по 01.05.2017 включена сумма расходов в размере 80 413.25 тыс. руб. Несмотря на это, расходы МУП «ТСК» за упомянутый период на оплату труда составили 92 915,22 тыс. руб.. что превышает затраты, относимые в Тарифы на тепловую энергию на 12 501.97 тыс. руб. Превышение расходов на оплату труда повлекло закономерный рост расходов на отчисления на социальные нужды на сумму 3869,42 тыс. руб.

Аналогичные превышения затрат зафиксированы по следующим строкам затрат относимых в Тарифы на тепловую энергию: расходы на приобретение сырья и материалов – 6902,47 тыс. руб.: расходы па ремонт основных средств – 755,47 тыс. руб.; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями - 361,34 тыс. руб.; расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями 2 244,52 тыс. руб.; расходы па служебные командировки - 16,09 тыс. руб.; расходы на обучение персонала - 286,06 тыс. руб.; расходы на топливо 19 269,98 тыс. руб.: расходы на тепловую энергию - 3 242,37 тыс. руб.; расходы на электрическую энергию -4 077,24 тыс. руб.

Отсутствие в затратах, относимых в Тарифы на тепловую энергию агентского вознаграждения, арендной платы, расходов на охрану труда, на канцелярские товары, оргтехнику, медкомиссии, проездные билеты повлекло за период деятельности МУП «ТСК» дополнительные расходы на сумму 13 722.33 тыс. руб.

При этом, какие-либо меры по включению упомянутых затрат в Тарифы на тепловую энергию МУП «ТСК» не предпринимались.

Кроме того, как показал анализ за период с 11.08.2015 по 01.05.2017 предприятие сформировало дебиторскую задолженность в размере 83 564.5 тыс. руб., из которых 42 283,9 тыс. руб. составляет задолженность физических лиц; 41 280.6 тыс. руб. составляет задолженность юридических лиц.

При этом, из указанного значительного размера дебиторской задолженности судебной работой о взыскании денежных средств с юридических лиц в пользу МУП «ТСК» охвачено только 27 868.2 тыс. руб. (подано 39 исковых заявлений), присуждено к взысканию 12 629,4 тыс. руб. (20 исковых заявлений), а взыскана задолженность только в размере 2 845.2 тыс. руб. (16 исковых заявлений).

Наряду с низкой эффективностью судебной работы по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц, зафиксирован факт крайне неудовлетворительного состояния такой работы в отношении физических лиц.

Так, за период деятельности МУП «ТСК». при наличии дебиторской задолженности физических лиц в размере 42 283,9 тыс. руб., в суд подано только 237 исковых заявлений на сумму 5 063,6 тыс. руб., присуждено к взысканию 167 исковых заявлений па сумму 3 025.7 тыс. руб.. взыскана задолженность только по 65 исковым заявлениям на сумму 719,3 тыс. руб.

Отсутствие активной и наступательной работы с должниками по взысканию денежных средств в пользу предприятия, даст обоснованные основания полагать, что МУП «ТСК» будет пропущен. предусмотренный ч. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности равный 3 годам и значительная часть упомянутой задолженности станет неликвидной, а значит невозможной к взысканию в судебном порядке.

Совокупность указанных выше обстоятельств, с учётом интенсивного роста задолженности перед ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» за природный газ, перед АО «АтомЭнергоСбыт» 011 «ТверьАтомЭнергоСбыт» за электрическую энергию, перед ОАО «Вышневолоцкий МДОК», МУП «ТЭК-Вышний Волочек». ООО «Триквол» за тепловую энергию может привести к ограничению и (или) прекращению подачи природного газа, электрической энергии, тепловой энергии на объекты и оборудование тепло-и горячего водоснабжения, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «ТСК», что повлечёт ограничение и (или) прекращение предоставления коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления на территории г. Вышний Волочек Тверской области, как в летний период времени, так и в ходе отопительного сезона.

Учредителем МУП «ТСК» является администрация г. Вышний Волочек, собственником имущества данного предприятия является муниципальное образование «Город Вышний Волочек», в связи с чем администрация г. Вышний Волочек обладает всеми полномочиями, установленными вышеуказанными положениями законодательства.

Непринятие администрацией г. Вышний Волочек мер по обеспечению надлежащего контроля за деятельностью МУП «ТСК» привело к росту задолженности за энергетические ресурсы, что в последующем может стать причиной банкротства предприятия и включению муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении МУП «ТСК» в конкурсную массу, что отрицательно повлияет на предоставление жителям г. Вышний Волочек Тверской области коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления надлежащего качества и в необходимых объёмах, организация предоставления которых в силу вышеуказанных требований законодательства возложена на администрацию г. Вышний Волочек.

Согласно и. 4 ч. I ст. 16 Федеральною закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городскою округа тепло-, и водоснабжения населения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления юродских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведения» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовому обеспечению выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежи! на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

В силу п.п. 11, 12 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», собственник имущества унитарного предприятия в отношении указанного предприятия осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащею унитарному предприятию имущества; утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарною предприятия и контролирует их выполнение.

Согласно ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», контроль за деятельностью унитарною предприятия осуществляется органом, осуществляющим полномочия собственника, и другими уполномоченными органами.

Согласно ст. 21 данного Федерального закона руководитель унитарного предприятия подотчетен собственнику имущества унитарного предприятия, организует выполнение решений собственника имущества унитарного предприятия, а также отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются собственником имущества унитарного предприятия.

Из положений ст. 25 названного Федерального закона следует, что руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

В связи с выявленными нарушениями в деятельности администрации г. Вышний Волочек требований указанного выше законодательства и в целях устранения нарушений требований закона, по результатам проведенной проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 22.06.2017 в адрес администрации г. Вышний Волочек внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, которое получено адресатом 07.07.2017.

Согласно требованиям, указанным в представлении, администрация г. Вышний Волочек должна была в течение месяца со дня внесения представления рассмотреть по существу данное представление и принять конкретные исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нём нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. Кроме того, в представлении ставился вопрос о необходимости рассмотрения и решения вопроса об ответственности должностных лиц администрации г. Вышний Волочек, допустивших нарушения требований федерального законодательства.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах должно было быть сообщено в письменной форме в установленный законом месячный срок в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру, расположенную по адресу: <...>.

Однако надлежащие меры по рассмотрению представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 22.06.2017 за №370ж-17 в установленный законом срок, администрацией г. Вышний Волочек, приняты не были.

Из содержания ответа на указанное представление, подписанного заместителем Главы администрации г. Вышний Волочек ФИО1 от 07.08.2017 №1432. зарегистрированным в межрайонной прокуратуре 08.08.2017 следует, что анализ причин превышения затрат, относимых в тариф на тепловую энергию для МУП «ТСК» не производился, меры направленные на приведение деятельности МУП «ТСК» к соотносимой с тарифами на тепловую энергию не приняты. Надлежащая оценка причинам роста дебиторской задолженности с принятием конкретных мер по её ликвидации не осуществлено. Деятельность балансовой комиссии и дисциплинарной комиссии по урегулированию ситуации на розничном рынке топливно-энергетического комплекса и повышению платежной дисциплины организаций жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Вышний Волочек не пересмотрены, меры, направленные на проработку конкретных эффективных механизмов работы данных комиссий не приняты. Надлежащая оценка возможного отчуждения при банкротстве МУП «ТСК» муниципального имущества в предоставления населению г. Вышний Волочек Тверской области коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения и отопления надлежащего качества и в необходимых объемах, не дана.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.

Информация о времени и месте рассмотрения представления от 22.06.2017 №370ж-17 от администрации г. Вышний Волочек в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру не поступала. Отсутствие в Вышневолоцкой межрайонной прокуратуре информации о времени и месте рассмотрения, внесенного 22.06.2017 представления нарушает право прокурора на участие в рассмотрении внесенного им представления, предусмотренное п. 3 ст. 7 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Указание в ответе на указанное представление, подписанным заместителем Главы администрации г. Вышний Волочек ФИО1 от 07.08.2017 №1432 об участии при его рассмотрении представителя Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры Дмитриевой Ю.В. не соответствует действительности. Фактически указанное лицо при рассмотрении данною представления не участвовало.

Таким образом, администрацией г. Вышний Волочек в период с 07.07.2017 по 07.08.2017 включительно умышленно не выполнены законные требования прокурора, предусмотренные Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», при рассмотрении представления об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17, с последующим устранением нарушений закона, а также требование об уведомлении о дате и месте рассмотрения представления в целях реализации права прокурора на участие в рассмотрении внесенного им представления.

В результате умышленного невыполнения администрацией г. Вышний Волочек требований прокурора, представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17 надлежащим образом в соответствии с требованиями Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» до настоящего времени не рассмотрено.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1. 22. 27. 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из ею полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении.

Из объяснений Главы г. Вышний Волочек ФИО2 следует, что на основании решения от 02.12.2015 №198 «Об избрании Главы города Вышний Волочек» и постановления от 02.12.2015 №278 «О вступлении в должность города Вышний Волочек» он состоит в должности Главы города Вышний Волочек. В его должностные обязанности, в том числе входит руководство администрацией г. Вышний Волочек, контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения, координация и контроль за работой заместителей главы администрации г. Вышний Волочек. Администрация г. Вышний Волочек зарегистрирована и фактически осуществляет свою деятельность по адресу: 171163. Тверская область, г. Вышний Волочек. Казанский проспект, д. 17. 07.07.2017 в администрацию г. Вышний Волочек из Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры поступило представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17. 10.07.2017 данное представление им согласно резолюции от 10.07.2017 №01-20/2590 было отписано заместителю главы администрации г. Вышний Волочек ФИО1 10.В. для изучения его с юридическим отделом администрации г. Вышний Волочек с последующим рассмотрением и подготовкой ответа в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру. На вопрос: Извещалась ли Вышневолоцкая межрайонная прокуратура о рассмотрении представления об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17, дан ответ, что ему об этом ничего не известно. На вопрос: Вы изучали представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17, дан ответ: Нет. На вопрос: Вы участвовали в рассмотрении представления об устранении нарушений требований федерального законодательства о 22.06.2017 №370ж-17, дан ответ: Нет. На вопрос: Вы поручали заместителю главы администрации г. Вышний Волочек ФИО1 подготовить, подписать и направить в адрес Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры ответ на представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17? Если поручали, где и каким образом это отражено, дан ответ: Да поручал, указывал это в своей резолюции. На вопрос: Изучали ли Вы содержание ответа, подписанного заместителем главы администрации г. Вышний Волочек ФИО1 на представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17, дан ответ: Нет. На вопрос: Считаете ли Вы, что ответ на представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17, заместителем главы администрации г. Вышний Волочек ФИО1 является полным и свидетельствующим об устранении указанных в нём нарушений закона, дан ответ: Нет. На вопрос: По каким причинам представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от 22.06.2017 №370ж-17 не рассмотрено надлежащим образом, а также с предварительным уведомлением Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры, дан ответ: Данное представление рассмотрено ненадлежащим образом, поскольку рассматривалась без моего контроля. Вину юридического лица администрации г. Вышний Волочек в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в совершении умышленною невыполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, признаёт полностью.

Таким образом, в действиях юридического лица - администрации г. Вышний Волочек усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом).

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующею от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Вина юридического лица - администрации г. Вышний Волочек в совершении указанного административного правонарушения заключается в том. что у данного лица имелась возможность для соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации, но им по месту регистрации и фактического осуществления деятельности по адресу: 171163. Тверская область, т. Вышний Волочек, Казанский проспект, д. 17, в период с 07.07.2017 по 07.08.2017. умышленно не принято достаточных мер к выполнению законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в результате чего допущены нарушения, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 22.06.2017 №370ж-17 об устранении нарушений требований федерального законодательства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности администрации г. Вышний Волочек Тверской области в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.

В судебном заседании помощник прокурора Патраков И.Э. пояснил, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было возбуждено Вышневолоцким межрайонным прокурором в связи с неисполнением требования, которое было направлено в адрес юридического лица. Собранные материалы свидетельствуют о наличии достаточных оснований, послуживших поводом для возбуждения дела об административном правонарушении, как и наличии достаточных доказательств о том, что у юридического лица имелась возможность в срок выполнить указанные требования прокурора. Полагает, что юридическое лицо администрация г. Вышний Волочек Тверской области должно понести ответственность.

Заслушав объяснения помощника прокурора Патракова И.Э., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно.

Пункт 2 статьи 1 и пункт 1 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» определяют, что прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами. Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, вносит представление об устранении нарушений закона.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой проводилась проверка по обращению генерального директора ОАО «Вышневолоцкий МДОК» в феврале 2017 года по вопросу нарушения МУП «ТСК» законодательства о теплоснабжении, исполнения обязательств по оплате тепловой энергии в деятельности администрации г. Вышний Волочек, регулирующей обязанность по осуществлению контроля за деятельностью МУП «ТСК».

Муниципальное унитарное предприятие «Теплоснабжающая компания» было создано администрацией г. Вышний Волочек Тверской области для предоставления жителям г. Вышний Волочек Тверской области коммунальных услуг.

Учредителем МУП «ТСК» является администрация г. Вышний Волочек, собственником имущества данного предприятия является муниципальное образование «Город Вышний Волочек», в связи с чем администрация г. Вышний Волочек обладает полномочиями по контролю за деятельностью МУП «ТСК».

В связи с выявленными в ходе проверки нарушений в деятельности администрации г. Вышний Волочек требований законодательства и в целях устранения нарушений требований закона, по результатам проведенной проверки Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой 22.06.2017 в адрес администрации г. Вышний Волочек внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Данное представление администрацией г.Вышний Волочек получено 07 июля 2017 г.

Согласно требованиям, указанным в представлении от 22.06.2017 №370ж-17, администрация г.Вышний Волочек должна была рассмотреть п существу настоящее представление и принять исчерпывающие меры к устранению и недопущению указанных в нем нарушений закона; рассмотреть и решить вопрос об ответственности должностных лиц, допустивших нарушение требований федерального законодательства; о дате и месте рассмотрения настоящего представления сообщить в Вышневолоцкую межрайонную прокуратуру. В течении месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О результатах принятых мер должно быть сообщено Вышневолоцкому межрайонному прокурору в письменной форме.

Однако надлежащие меры по рассмотрению представления Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 22.06.2017 за №370ж-17 в установленный законом срок, администрацией г. Вышний Волочек, приняты не были.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, действующею от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в умышленном бездействии либо в совершении действий, направленных на невыполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Законодатель возлагает на лицо, получившее требование прокурора, обязанность по его рассмотрению и предоставлению информации, в установленный срок. В случае несогласия лица с требованиями о предоставлении информации, ему предоставлено право на обращение в суд с соответствующим заявлением о признании требования незаконным.

Как усматривается из материалов дела, данным правом юридическое лицо не воспользовалось.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела юридическое лицо - администрация г. Вышний Волочек в период с 07.07.2017 по 07.08.2017. умышленно не приняла достаточных мер для исполнения требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных ст. 6, 22, 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», а именно ненадлежащим образом рассмотрела представление Вышневолоцкой межрайонной прокуратуры от 22.06.2017 №370ж-17 об устранении нарушений требований федерального законодательства в соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Факт наличия и характер недостатков, выявленных в ходе проверки, законным представителем не оспаривается.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина администрации г. Вышний Волочек заключается в том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения действующего законодательства, но им умышленно не принято достаточных мер к выполнению законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновность администрации г. Вышний Волочек, подтверждаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15 сентября 2017 г., согласно которому представитель администрации г. Вышний Волочек признал вину; решением о проведении проверки №67 от 31 августа 2017 г., актом проверки от 15 сентября 2017 г.; представление об устранении нарушений требований федерального законодательства №370ж-17 от 22 июня 2017 г.; ответом администрации г. Вышний Волочек на представление № 1432 от 07 августа 2017 г., копией решения Вышневолоцкой городской Думы об избрании Главы города Вышний Волочек №198 от 02 декабря 2015 г., копией постановления о вступлении в должность Главы города Вышний Волочек ФИО3 №278 от 02 декабря 2015 г., объяснениями Главы города Вышний Волочек ФИО3 от 15 сентября 2017 г.; копией распоряжения администрации г. Вышний Волочек о переводе ФИО1 на должность заместителя Главы г. Вышний Волочек от 05 июля 2017 г.; копией распоряжения о распределении обязанности между Главой города Вышний Волочек, заместителем главы администрации города Вышний Волочек, управляющим делами администрации города Вышний Волочек №372-р от 18 апреля 2017 г. и приложением к нему; распоряжением Главы города Вышний Волочек №707-р от 10 июля 2017 г. о внесении изменений в распоряжение Главы города Вышний Волочек от 17 апреля 2017 г.; выпиской из Единого государственного реестра юридических лицу от 14 сентября 2017 г.; копией свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации муниципального образования «Город Вышний Волочек»; копией свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации администрации г. Вышний Волочек; копией Устава муниципального образования «Город Вышний Волочек Тверской области; копией решения Вышневолоцкой городской Думы №158 от 24 июня 2015 г. о внесении изменений в Устав муниципального образования «Город Вышний Волочек».

Таким образом, судья признает администрацию г. Вышний Волочек виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, то есть административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает для юридических лиц, следующие виды административного наказания административный штраф от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельства, отягчающие и смягчающее административную ответственность администрации г. Вышний Волочек не установлены.

Согласно положениям части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

С учетом признания юридическим лицом – администрацией города Вышний Волочек вины в совершенном правонарушении, судья считает возможным назначить минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

признать администрацию г. Вышний Волочек, юридический адрес: <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть оплачен не позднее шестидесяти дней с момента вступления постановления в законную силу.

Банковские реквизиты: ИНН <***>, КПП 695001001, УФК по Тверской области (Прокуратура Тверской области), ОКТМО 28701000, номер счета получателя платежа 40101810600000010005, банк получателя: Отделение Тверь, БИК 042809001, КБК 41511690010016000140).

Квитанцию об уплате штрафа необходимо предоставить в Вышневолоцкий городской суд Тверской области.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Вышневолоцкий городской суд Тверской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Р.Ю. Некрасов