ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-401/2021 от 12.07.2021 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 5-401/2021

УИД 23RS0033-01-2021-001157-10

Постановление

по делу об административном правонарушении

п. Мостовской 12.07.2021

Судья Мостовского районного суда Краснодарского края Нестеровой Т.Н.

с участием представителей лица,

привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

ФИО2, ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ,

установил:

в период с 18.03.2021 по 14.04.2021 Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), проведена плановая выездная проверка ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» (далее – Общество), на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства. По результатам плановой выездной проверки Южным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее Росприроднадзор), составлен акт проверки от 14.04.2021 № 04-23-35-П.

23.04.2021 старшим государственным инспектором Южного межрегионального управления Росприроднадзора в отношении Общества, составлен Протокол об административном правонарушении N 04-23-210-П, по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения, вменяемого Обществу, заключается в следующем.

Общество осуществляет производство гипсокартонных листов. В зависимости от свойств и области применения листы подразделяют на следующие виды - обычные (ГКЛ); влагостойкие (ГКЛВ); с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛО); влагостойкие с повышенной сопротивляемостью воздействию открытого пламени (ГКЛВО). Листы представляют собой гипсовый сердечник, все стороны которого, кроме торцевых кромок, облицовывают во время изготовления картоном, сцепление которого с сердечником обеспечивается за счёт применения клеящих добавок. Гипсовый сердечник изготавливают из гипсового вяжущего со специальными технологическими добавками в целях достижения определённых свойств. Сырьём для изготовления гипсокартонных листов являются: гипсовое вяжущее, минеральные и органические добавки, вода и картон.

Производство гипсокартонных листов осуществляется по конвейерному способу и состоит из одного технологического процесса. При кратковременной поломке или сбое в работе поперечного конвейера № 1 или оборудования после него, гипсокартонная масса отводится посредством опускания клапана через разгрузочный ленточный транспортер. Удалённая гипсокартонная масса измельчается дробильным валиком. После дробления масса является браком гипсокартонных листов и подается на линию по переработке отходов ГКЛ, которая предназначена для переработки образующихся при производстве влажных и сухих отходов ГКЛ.

В соответствии с Проектом нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» за 2020 г. при производстве гипсокартонных листов образуется отход «Обрезь и брак гипсокартонных листов» с нормативом образования отхода «Обрезь и брак гипсокартонных листов» - 4 324,223 т.

Согласно Сведений о предполагаемом ежегодном использовании отходов (Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» за 2020 г. «Обрезь и брак гипсокартонных листов» вовлекается в технологический процесс - использование для приготовления пульпы при производстве гипсокартонных плит.

В рамках проведения плановой выездной проверки специалистами филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю проведен отбор проб отходов «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)» (Протокол отбора проб отход № 16-1 О от 23.03.2021), точка отбора проб: Площадка брака, обрези гипсокартона, в целях: соблюдения законодательства в области обращения с отходами; проведения исследований; определения компонентного состава отходов и степень негативного воздействия на окружающую среду (отнесение к классу опасности для окружающей среды); биотестирования.

На основании полученных результатов, согласно приложению № 5 к Критериям отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным Приказом Минприроды России от 4 декабря 2014 г. № 536, отход «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)» соответствуют IV классу опасности для окружающей природной среды.

Как следует из Протокола об административном правонарушении от 23.04.2021 № 04-23-210-П, в процессе производственной деятельности Общества образуется отход: «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)» IV класса опасности и с учетом возвращения отхода «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)» в производственный цикл Общества, указанная деятельность является утилизацией отходов, при этом у Общества отсутствует соответствующая лицензия с учетом ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», что является нарушением положения п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В судебное заседание представитель Южного межрегионального Управления Росприроднадзора не прибыл, предоставил ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления Росприроднадзора.

В судебном заседании представители Общества виновность юридического лица в совершении инкриминируемого деяния оспаривали, пояснили следующее.

Общество является коммерческой организацией и осуществляет деятельность по производству гипсовых изделий для использования в строительстве; производству гипса; производству сухих бетонных смесей; производству прочих изделий из бетона, гипса и цемента; добыче известняка, гипсового камня и мела; сбыт строительных материалов; разработка месторождения открытым способом с применением буровзрывных работ, прочие.

Основным видом деятельности Общества является – производство гипсовых изделий для использования в строительстве.

Отходы «Обрезь и брак гипсокартонных листов» используются Обществом в ходе осуществления производственной деятельности по изготовлению готовой продукции с последующей продажей её покупателям с целью извлечения прибыли.

Учитывая, что Общество является коммерческой организацией, использующей «Обрезь и брак гипсокартонных листов» непосредственно в ходе осуществления деятельности по изготовлению продукции, реализация которой связана с получением прибыли, то вмененное в вину Общества правонарушение не может быть квалифицировано по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ. Общество не относится к числу субъектов, обязанных получить лицензию на осуществление деятельности по утилизации отхода «Обрезь и брак гипсокартонных листов».

Вывод Управления Росприроднадзора об образовании в результате осуществления деятельности Общества отхода «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)» неверен, поскольку Общество не осуществляет деятельность по строительству зданий, сооружений, в результате которой образуются отходы, относящиеся к типу «Отходы строительства зданий, сооружений», Отход – обрезь гипсокартона, образующийся в результате производства Обществом гипсокартонных листов, в соответствии с ФККО относится к блоку Отходы «Обрабатывающих производств», типу отходов «Отходы производства прочей неметаллической минеральной продукции», подтипу «Отходы производства бетона, продукции из бетона, цемента, гипса, извести», группе отходов «Отходы производства гипсовых изделий для использования в строительств», вид отхода «Обрезь и брак гипсокартонных листов». Данный вид отхода соответствуют V классу опасности для окружающей природной среды.

Кроме того, Управлением Росприроднадзора при проведении проверки допущены существенные нарушения действующего законодательства: к участию в проверке привлечены лица, не указанные в распоряжении на проверку и Приказе о внесении в него изменений; при проведении процедуры отбора проб и выполнении на их основе измерений (исследований) нарушены требования нормативной документации, устанавливающей обязательные требования к процедуре отбора проб (измерений).

Выслушав представителей ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ», изучив материалы дела, оценив в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ собранные по делу доказательства, судья пришел к следующему.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления". Утилизация отходов представляет собой использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления" (энергетическая утилизация).

В соответствии со статьей 4.1. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» подразделение отходов на классы опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду осуществляется в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденными Приказом Минприроды России от 04.12.2014 № 536, а именно: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

Диспозиция ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) признается административным правонарушением и влечет административную ответственность.

Диспозицией данной статьи установлен квалифицирующий признак, образующий состав данного административного правонарушения – деятельность должна быть не связана с извлечением прибыли.

Управление Росприроднадзора, описывая административное правонарушение, ссылается на образование в процессе производственной деятельности Общества отхода – «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)», соответствующего IV классу опасности на основании Заключения эксперта от 09.04.2021 № 15 и возвращение отхода в производственный цикл, полагая, что данная деятельность является утилизацией, при которой у Общества отсутствует соответствующая лицензия с учетом ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Между тем, как было установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, образующийся в хозяйственной деятельности Общества отход - «Обрезь и брак гипсокартонных листов» является отходом, который также является исходным сырьем для производства продукции – гипсокартонных листов (ГСП) - в соответствии с основным видом деятельности, которая направлена на извлечение прибыли и не связана с утилизацией отхода по смыслу, придаваемому ей Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Так, согласно сведений о предполагаемом ежегодном использовании отхода (Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ» за 2020 г.) «Обрезь и брак гипсокартонных листов» вовлекается в технологический процесс – использование для приготовления пульпы при производстве гипсокартонных плит. Факт использования отхода гипсокартонных листов при производстве продукции отражен Управлением Росприроднадзора в Акте проверки от 14.04.2021, протоколе об административном правонарушении от 23.04.2021.

Общество не производит самостоятельный вид деятельности по сбору, транспортировке, утилизации отхода - «Обрезь и брак гипсокартонных листов». Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении Общества следует, что основным видом деятельности Общества является – производство гипсовых изделий для использования в строительстве. Дополнительными видами деятельности Общества являются: «Смешанное сельское хозяйство», «Предоставление услуг в области растениеводства», «Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня», «Производство гипса», «Производство сухих бетонных смесей», «Производство прочих изделий из гипса бетона и цемента», «Торговля оптовая прочими строительными материалами», «Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками», «Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания».

С учетом изложенного, Общество не относится к числу субъектов, обязанных получить лицензию на осуществление деятельности по утилизации отхода «Обрезь и брак гипсокартонных листов».

При квалификации деяния по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ необходимо учитывать, что по смыслу данной нормы речь идет о видах деятельности, не носящей коммерческий характер и не связанной с извлечением прибыли. Это положение закона не было учтено Управлением Росприроднадзора при составлении протокола об административном правонарушении. Квалификация действий (бездействия) Общества по данной статье произведена без учета того, что производственная деятельность Общества является предпринимательской деятельностью в смысле согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ. В силу названной нормы предпринимательской является деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, которая осуществляется самостоятельно на свой риск лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке. Таким образом, квалифицирующий признак вмененного Обществу в вину правонарушения не нашел своего подтверждения и, соответственно, объективная сторона вмененного правонарушения в действиях Общества также отсутствует.

В ходе судебного разбирательства не нашло своего подтверждения утверждение Управления Росприроднадзора о том, что в процессе производственной деятельности Общества образуется отход: «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)» IV класса опасности, согласно протоколу отбора проб отхода № 16-1 от 23.03.2021, протоколу испытаний (измерений) проб отхода № 26-О от 26.03.2021, протоколу биотестирования проб отхода № 27-О-БИО от 01.04.2021 лаборатории филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ЮФО" - ЦЛАТИ по Краснодарскому краю, заключению эксперта от 09.04.2021 N 15 по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора. Однако, указанные протоколы суд не может положить в основу доказательств, так как они были составлены с нарушением требований нормативной документации, устанавливающих обязательные требования к процедуре отбора (измерений).

В судебное заседание Обществом представлено заключение, подготовленное специалистом Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (МГУ) от 06.07.2021, согласно которому специалистом МГУ сделаны, выводы о том, что :

- процедура отбора проб и выполненные на их основе измерений (исследования), отраженные в представленных на изучение документах не соответствуют требованиям законодательства в области единства измерений, средств измерений;

- проба отхода – обрезь гипсокартона, образующаяся в результате производства гипсокартонных листов как «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)» идентифицированы неверно. В соответствии с ФККО отходы, образующиеся в результате производства гипсокартонных листов относятся к блоку «Отходы обрабатывающих производств», типу отходов «Отходы производства прочей неметаллической минеральной продукции» подтипу «Отходы производства бетона, продукции из бетона, цемента, гипса, извести», группе отходов «Отходы производства гипсовых изделий для использования в строительств», вид отхода «обрезь и брак гипсокартонных листов»;

- в Протоколе биотестирования пробы отхода № 27-О-БИО от 01.04.2021 первичный определяемый показатель, предусмотренный примененными методиками - «Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по смертности и изменению плодовитости дафний» и «Методика определения токсичности воды и водных вытяжек из почв, осадков сточных вод, отходов по изменению уровня флуоресценции хлорофилла и численности клеток водорослей» не отражен. Безвредную кратность разбавления в отсутствии данного первичного определяемого показателя определить невозможно.

- При составлении Протокола отбора пробы отхода № 16-1 от 23.03.2021 нарушены пункт 7.5.1. ГОСТ 17025-2019; подпункт f) пункта.7.8.5 ГОСТ 17025-2019. При составлении Протокола биотестирования проб отхода № 27-О-БИО от 01.04.2021, нарушены требования законодательства Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Данные нарушения не могли не повлиять на результаты испытаний (измерений) полученных на основе исследований отобранных проб для определения характеристик объекта исследования (отходов), в том числе для отнесения к классу опасности.

Таким образом, результаты исследований, изложенных в Протоколе испытаний (измерений) проб отхода № 26-О от 26.03.2021, Протоколе биотестирования проб отхода № 27-О-БИО от 01.04.2021, не могут служить достоверным критерием отнесения анализируемого материала, отобранного на площадке брака и обрези гипсокартона к отходам, соответствующим IV классу опасности для окружающей природной среды.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

При рассмотрении дела об административном правонарушении оцениваются представленные доказательства по делу об административном правонарушении, проверяются не только по критериям относимости и допустимости, но и по критерию достоверности.

В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

Таким образом, представленные Управлением Росприроднадзора материалы и доказательства в обосновании осуществления Обществом деятельности по утилизации отхода «Отходы строительных материалов на гипсовой основе (гипсокартонные листы)» IV класса опасности окружающей среды не позволяют сделать однозначный вывод о нарушении Обществом требований п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Согласно ч. 1 ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При таких обстоятельствах, судья, с учетом принципа презумпции невиновности, установленного ст. 1.5 КоАП РФ, приходит к выводу о наличии неустранимых сомнений в виновности Общества в совершении административного правонарушения.

В связи с изложенным, производство по административному делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, ч.1 п.2 ст. 24.5 КоАП РФ,

постановил:

прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, в ООО «КНАУФ ГИПС КУБАНЬ».

Копию постановления направить Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзору).

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Краснодарский краевой суд, через Мостовской районный суд.

Судья Нестерова Т.Н.