Дело № 5- 402 /2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Кемерово 29 августа 2016 года
Судья Рудничного районного суда г. Кемерово Кемеровской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении Акционерного Общества «Газпромнефть- Омский Нефтеперерабатывающий Завод»,привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
01.08.2016г. в Рудничный районный суд г. Кемерово поступил административный материал в отношении Акционерного Общества «Газпромнефть- Омский Нефтеперерабатывающий Завод» ( далее АО «Газпромнефть- Омский НПЗ») о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Из поступившего материала установлено, что при проведении административного расследования в период с 11.07.2016г.по 25.07.2016г. в отношении АО « Газпромнефть- Омский НПЗ», эксплуатирующего опасные производственные объекты согласно свидетельства о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре за № А61-0219 от 04.07.2016г., выданного Сибирским Управлением Федеральной Службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, установлены нарушения обязательных норм и правил в области соблюдения требований промышленной безопасности, установленные Федеральным Законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности, а именно: по фактам произошедших аварий- 23.04.2014г.- взрыв в системе промышленной канализации с последующей разгерметизацией оборудования и розливом нефтепродуктов на территории установки Изомалк-2 производства №4 и 12.02.2016г.- пожар колонны К-201 установки глубокой переработки мазута КТ-1/1 – не приостановлена эксплуатация опасных производственных объектов, не проведено техническое расследование причин вышеуказанных аварий, не приняты меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий, не осуществлялись мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий, не предоставлена информация в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности о произошедших авариях, не приняты меры по защите жизни и здоровья работников в случае произошедших аварий, в АО « Газпромнефть-Омский НПЗ» не ведется учет аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, что является нарушением ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Должностное лицо отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечениия Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО2, действующая на основании доверенности №322, в судебном заседании пояснила, что в отношении АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» проведено административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Представитель АО «Газпромнефть- Омский НПЗ» ФИО3, действующий на основании доверенности № 207-Д от 30.11.2015г.в судебном заседание не оспаривал факт не предоставления в установленном законом порядке информации в Сибирское Управление Ростехнадзора о произошедших авариях, пояснил, что акты расследования аварий имелись, но не были представлены во время проведения административного расследования представителям федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности по неизвестным ему причинам, приобщил к материалам дела письменные объяснения и копию актов расследования причин образования загазованности промливниевых колодцев на планшете установки Изомалк-2 производства №4, произошедшего 23.04.2014, расследования обстоятельств и причин возгорания на секции 200 установки КТ-1/1 АО « Газпромнефть-ОНПЗ», произошедшего 12.02.2016
Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы, пришел к следующему:
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно ч.1 ст. 9.1. КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа … на юридических лиц, - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального Закона от 21.07.1997г N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности…
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности… об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте...
В силу ст.10 вышеназванного ФЗ № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте.
Согласно ст.12 названного выше ФЗ № 116-ФЗ по каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.
Из материалов дела видно, что АО « Газпромнефть- Омский НПЗ» эксплуатирует опасные производственные объекты. Согласно свидетельства о регистрации А06-01219, выданного Сибирским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.07. 2016г., эксплуатируемые указанной организацией опасные производственные объекты зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.1997г. № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов», перечень которых указан в приложении к свидетельству о регистрации (л.д.56-61).
Таким образом, АО « Газпромнефть- Омский НПЗ», эксплуатирующее опасные производственные объекты обязано соблюдать и выполнять положения Федерального Закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
Как следует из материалов дела отделом по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского Управления Ростехнадзора в отношении АО « Газпромнефть- Омский НПЗ» согласно определения от 11.07.2016г. возбуждено дело об административном правонарушении, а также проведено административное расследование по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ (л.д. 10-11).
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось обращение №08/570ж от 04.07.2016г. о допущении нарушений норм и требований промышленной безопасности со стороны АО « Газпромнрефть-Омский НПЗ» в части сокрытия аварий и инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах АО за период с 2014г. по первый квартал 2016г., при чем указанные в обращении аварии и инциденты были не только скрыты, но и не расследованы, о данных фактах не был своевременно информирован в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности. Так, указано, что 23.04.2014г. на территории установки Изомалк-2 производства № 4 произошел взрыв в системе промышленной канализации с последующей разгерметизацией оборудования и разрушением; 12.02.2016г. произошел пожар колонны К-201 установки КТ-1/1 (л.д.9).
Из приложения к Свидетельству о регистрации А61-01219, выданного 04.07.2016г.( л.д.56-61) видно, что в перечень опасных производственных объектов АО « «Газпромнефть-Омский НПЗ» включены:
площадка комбинированной установки глубокой переработки мазута КТ-1/1, регистрационный № А 61-01219-0017, дата регистрации 06.04.2006г. 1 класс опасности (л.д.58);
- площадка установки изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2», регистрационный № А61-01219-0089, дата регистрации 17.01.2011г., 1 класс опасности (л.д.60).
Тем самым указанные в обращении факты, произошедших аварий в АО « Газпромнефть-Омский НПЗ», имели место на опасных производственных объектах.
Согласно информации « О предоставлении сведений» от 21.07.2016г. за № 01/15335, подписанной заместителем генерального директора, техническим директором АО « Газпромнефть-Омский НПЗ» ФИО4 23.04.2014г. в самотечном коллекторе промышленной канализации произошел хлопок с розливом нефтепродукта; по данному факту для локализации аварии выезжал ГСО ( газоспасательный отряд) (л.д.18).
Исходя из этого, факт аварии 23.04.2014г. не отрицается руководством АО.
Кроме этого, из записей в вахтовых журналах старшего оператора и дежурного оператора по смене от 12.02.2016г. (вахта с 08 до 16 часов) следует, что 12.02.2016г. в 13 час 25 мин. произошло возгорание изоляции в районе К 201, пожар локализован (л.д.19-28).
Однако, в результате аварий, произошедших на объектах 23.04.2014г. и 12.02.2016г. АО « Газпромнефть-Омский НПЗ» не была приостановлена эксплуатация опасных производственных объектов:
- площадка комбинированной установки глубокой переработки мазута КТ-1/1, регистрационный № А 61-01219-0017, дата регистрации 06.04.2006г. 1 класс опасности;
- площадка установки изомеризации легких бензиновых фракций «Изомалк-2», регистрационный № А61-01219-0089, дата регистрации 17.01.2011г., 1 класс опасности, тем самым нарушена ч.1 ст.9 ФЗ« О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ.
Поскольку данные факты аварий были скрыты, то АО не было проведено техническое расследование причин аварий, произошедших 23.04.2014г. и 12.02.2016г., на опасных производственных объектах, а значит и не были приняты меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий, не осуществлялись мероприятия по локализации и ликвидации последствий, указанных выше аварий, не предоставлена информация в установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности об авариях 23.04.2014г. и 12.02.2016г., не принимались меры по защите жизни и здоровья работников в случае произошедших аварий, а также то, что в АО не ведется учет аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, тем самым были нарушены ч.1 ст.9, ст.10, ст.12 ФЗ « О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ.
Таким образом, оценивая совокупность приведенных выше доказательств, суд считает, что факт нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» установлен и доказан, тем самым АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
26.07.2016г. должностным лицом – и.о. главного государственного инспектора отдела по надзору за объектами нефтегазодобывающей, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности и объектами нефтепродуктообеспечения Сибирского управления Ростехнадзора ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №37-15-17 (л.д. 2-6), согласно которому АО « Газпромнефть-Омский НПЗ» допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Никаких нарушений требований КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено. Представитель АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» - ФИО3, действующий по доверенности № 207-Д от 30.11.2015г., (л.д.74-75) участвовал при составлении и подписании протокола №37-15-17 по делу об административном правонарушении от 26.07.2016г. (л.д.2-6).
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, у суда нет оснований.
Все процессуальные действия совершены с соблюдением действующего законодательства, каких-либо нарушений судом не установлено.
Назначая АО «Газпромнефть-Омский НПЗ » наказание, суд, в силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Так, из материалов дела видно, что АО « Газпромнефть-Омский НПЗ» привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ на основании постановления № 37НХ/О-22/юл о назначении административного наказания от 29.04.2016г.(л.д.76-80) и вновь привлечено к ответственности за повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года. В связи с этим, суд считает необходимым признать данное обстоятельство отягчающим административную ответственность юридического лица.
Смягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
Таким образом, учитывая цели административного наказания, изложенные в ст. 3.1 КоАП РФ, суд считает необходимым назначить АО «Газпромнефть-Омский НПЗ» административное наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч.1ст. 9.1 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9 ч.1 п.1, ст.29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Акционерное Общество « Газпромнефть-Омский НПЗ» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двухсот тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья:
Информация о получателе штрафа:
УФК по Кемеровской области (Сибирское управление Ростехнадзора, л/с <***>) ИНН <***>, КПП 420501001; ОКТМО 32701000, номер счета получателя платежа 40101810400000010007, наименование банка: отделение Кемерово, БИК: 043207001, КБК 49811645000016000140, Код УИН 49842051607371517001.