К делу №5-402/2021
УИД 23RS0060-01-2021-001051-61
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
ст-ца Старощербиновская «9» августа 2021 года
Судья Щербиновского районного суда Краснодарского края Гардер Р.Н., при секретаре Алексютиной К.А.,
с участием представителя юридического лица директора МБОУ СОШ №11 им. Г.К. Кухаренко МО Щербиновский район с. Шабельское ФИО1, должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО2,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.15 КоАП РФ в отношении МБОУ СОШ №11 им. Г.К. Кухаренко МО Щербиновский район с. Шабельское,
установил:
МБОУ СОШ №11 им. Г.К. Кухаренко МО Щербиновский район с. Шабельское совершило нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенных законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной метой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно – наказуемого деяния.
Согласно протоколу об административном нарушении № от 12.07.2021 года, составленному председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования Щербиновский район, при проведении контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходов на организацию и обеспечение горячего питания школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в Краснодарском крае» в 2020 году и истекшем периоде 2021 года (при необходимости иные периоды)» на основании статей 28.2, 28.3 КоАП РФ, статьи 12.2 Закона Краснодарского края от 23 июля 2003 года № 608 - КЗ и положения о Контрольно-счетной палате муниципального образования Щербиновский район, утвержденного решением Совета муниципального образования Щербиновский район от 28 февраля 2012 года № 2 «О Контрольно - счетной палате муниципального образования Щербиновский район», в соответствии с пунктом 1.16 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2021 год, распоряжением заместителя председателя Контрольно-счетной палаты Краснодарского края от 1 февраля 2021 года № 23-р, пунктом 1.9 плана работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования Щербиновский район на 2021 год, утвержденного распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования Щербиновский район от 29 декабря 2020 года № 34-р «Об утверждении плана работы Контрольно-счетной палаты муниципального образования Щербиновский район на 2021 год» проведено контрольное мероприятие - Аудит объективности расходов на организацию и обеспечение горячего питания школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в Краснодарском крае» в 2020 году и истекшем периоде 2021 года (при необходимости иные периоды)», по результатам которого установлено что:
Постановлением администрации муниципального образования Щербиновский район от 25 ноября 2019 года № 641 утвержден Порядок по обеспечению двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных общеобразовательных организациях муниципального образования Щербиновский район (с изменениями от 18 сентября 2020 года № 534) (далее также - Порядок по питанию детей с ОВЗ), согласно которому определено, что:
руководитель общеобразовательной организации несет ответственность за:
качество ежедневного бесплатного двухразового питания обучающихся с ОВЗ;
своевременное утверждение списков обучающихся с ОВЗ, получающих бесплатное двухразовое питание, в том числе в виде компенсации;
достоверность сведений о ежедневной фактической посещаемости и питании обучающихся с ОВЗ, в том числе получающих образование на дому;
достоверность сведений об обучающихся с ОВЗ, получающих образование на дому, и получению ими компенсации;
целевое расходование средств, предусмотренных на обеспечение обучающимся с ОВЗ бесплатного двухразового питания, в том числе в виде компенсации.
Контроль за целевым расходованием бюджетных средств, предусмотренных на обеспечение бесплатного двухразового питания обучающихся с ОВЗ, в том числе в виде компенсации, и за соблюдением условий ее предоставления осуществляется управлением образования администрации муниципального образования Щербиновский район.
Согласно пункту 2.1 Порядка по питанию детей с ОВЗ финансовое обеспечение мероприятий по организации бесплатного двухразового питания обучающихся с ОВЗ:
5-11 классов осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования Щербиновский район.
1-4 классов первой смены обучения обеспечиваются завтраком за счет средств краевого и местного бюджетов, обедом за счет средств местного бюджета.
1-4 классов второй смены обучения обеспечиваются обедом за счет средств краевого и местного бюджетов, полдником за счет средств местного бюджета.
1-11 классов, получающих образование на дому, за счет средств местного бюджета в виде компенсации за питание в денежном эквиваленте далее (компенсация).
За организацию бесплатного двухразового питания обучающихся с ОВЗ в общеобразовательной организации ответственность несет руководитель общеобразовательной организации (пункт 2.3).
Стоимость бесплатного двухразового питания на одного обучающегося с ОВЗ в день рассчитывается согласно стоимости питания, установленной приказом общеобразовательной организации (пункт 2.6).
Приказом директора муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 11 имени Георгия Капитоновича Кухаренко муниципального образования Щербиновский район село Шабельское (далее также - СОШ №11) утверждались списки обучающихся с ОВЗ, получающих бесплатное двухразовое питание. Также приказами директора СОШ № 11 утверждается стоимость питания на одного обучающегося с ОВЗ.
Численность обучающихся с ОВЗ, согласно изданным приказам составляла:
с 1 января 2021 года до 1 февраля 2021 года - 0 человек, из них обучающихся на дому - 0 человек;
с 1 февраля 2021 года до 30 апреля 2021 года - 1 человек.
При этом, обращает на себя внимание тот факт, что список обучающихся с ОВЗ, получающих бесплатное двухразовое питание утвержден 1 февраля 2021 года, и вступил в силу с 1 февраля 2021 года. Однако субсидия на обеспечение двухразовым питанием, в том числе в виде компенсации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2021 году впервые предусмотрена дополнительным соглашением № 11/4 от 31 марта 2021 года. Таким образом, несмотря на то, что список обучающихся с ОВЗ, получающих бесплатное двухразовое питание утвержден 1 февраля, целевая субсидия в период с 1 февраля до 1 апреля 2021 года учреждению не предоставлялась.
Справочно: по пояснениям директора СОШ № 11: «муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени Георгия Капитоновича Кухаренко муниципального образования Щербиновский район село Шабельское произвело опиату за продукты питания для детей с ограниченными возможностями 23 марта 2021 года за счет свободных остатков субсидий на иные цели по мероприятию «Меры социальной поддержки обучающихся, в части удорожания стоимости питания». Решением Совета муниципального образования Щербиновский район от 25 марта 2021 года № 3 О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Щербиновский район от 30 декабря 2020 года № 3 «О бюджете муниципального образования Щербиновский район на 2021 год и плановый период 2022 2023 годов» были утверждены лимиты бюджетных обязательств по мероприятию: «обеспечение двухразовым питанием, в том числе в виде компенсации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». В результате чего, заимствованные денежные средства по мероприятию «Меры социальной поддержки обучающихся, в части удорожания стоимости питания», были восстановлены в марте 2021 года».
Согласно положениям статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под нецелевым использованием понимается использование бюджетных средств, выразившееся, в том числе в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Соглашением на 2021 год по предоставлению субсидий на иные цели, заключенным между Управлением образования и СОШ № 11 предусмотрено предоставление учреждению субсидии на иные цели (перечислен ряд целевых субсидий), в том числе целевая субсидия на оказание мер социальной поддержки обучающихся, в части удорожания стоимости питания.
Однако, СОШ № 11 заключается контракт на поставку продуктов питания от 30 декабря 2020 года № 01383000183200001810006, направленный на обеспечение питанием 5-11 классов, в том числе детей с ограниченными возможностями.
23 марта 2021 года (платежное поручение № 27976) производится оплата данному контракту в сумме 900,00 рублей за счет остатков целевой субсидии на оказание мер социальной поддержки обучающихся, в части удорожания стоимости питания.
Лимиты бюджетных обязательств: на цели «обеспечение двухразовым питанием, в том числе в виде компенсации, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утверждены только Решением Совета муниципального образования Щербиновский район от 25 марта 2021 года № 3 «О внесении изменений в решение Совета муниципального образования Щербиновский район от 30 декабря 2020 года № 3 «О бюджете муниципального образования Щербиновский район на 2021 год и плановый период 2022 2023 годов».
На основании вышеизложенного, направление средств местного бюджета в сумме 900,00 рублей на цели, не соответствующие целям, определенным соглашением (не на оказание мер социальной поддержки обучающихся, в части удорожания стоимости питания) является нецелевым использованием бюджетных средств.
В вышеуказанных действиях объекта проверки усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенных фактов, в действиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 11 имени Георгия Капитоновича Кухаренко муниципального образования Щербиновский район село Шабельское усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ) - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям. определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не со- держит уголовно наказуемого деяния.
Таким образом, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 11 имени Георгия Капитоновича Кухаренко Муниципального образования Щербиновский район село Шабельское (ИНН <***>, ОГРН <***>) совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ.
Представитель юридического лица директор МБОУ СОШ №11 им. Г.К. Кухаренко МО Щербиновский район с. Шабельское ФИО1 в судебном заседании пояснила, что признает вину в совершенном правонарушении. При этом пояснила, что вынуждена была совершить нецелевое использование бюджетных средств, чтобы не нарушить права ребенка. В феврале месяце в школе появилась девочка, которая является инвалидом, и которая имеет право на бесплатное питание, в связи с чем пришлось взять деньги из другой статьи расходов, но в дальнейшем они были возвращены. Представитель юридического лица пояснила, что обязуется впредь не допускать подобных ситуаций.
Должностное лицо, председатель Контрольно-счетной палаты МО Щербиновский район ФИО2 в судебном заседании пояснила, что в ходе аудиторской проверки было выявлено нецелевое использование бюджетных средств, в настоящий момент денежные средства возвращены.
Проверив материалы дела, выслушав представителя юридического лица, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, судья находит доказанной виновность МБОУ СОШ №11 им. Г.К. Кухаренко МО Щербиновский район с. Шабельское в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.15 КоАП РФ.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст.26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 15.14. КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенных законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной метой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно – наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц - от 5 до 25 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
В силу абз. 6, 11 ст. 28 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств и адресности и целевого характера бюджетных средств.
Так, согласно ст. 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
В соответствии со ст.38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
На основании ст.219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.
Помимо признания вины представителем юридического лица, виновность в совершении описанного правонарушения доказана и подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30 июня 2021 года;
- протоколом об административном правонарушении № от 12 июля 2021 года;
- актом по результатам контрольного мероприятия «Аудит эффективности расходов на организацию и обеспечение горячего питания школьников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в Краснодарском крае» в 2020 году и истекшем периоде 2021 года от 30 июня 2021г.;
- приказом начальника Управления образования Администрации МО Щербиновский район №94-к от 05.09.2012г. о назначении на должность директора МБОУ СОШ №11 Щербиновский район с.Шабельское ФИО1;
- трудовым договором № от 05.09.2012г.;
- контрактом №03183000183200001810006 на поставку продуктов питания от 30.12.2020г.;
- платежным поручением №7976 от 23.03.2021г.;
- сообщением директора МБОУ СОШ №11 Щербиновский район с.Шабельское на имя и.о. председателя Контрольно-счетной палаты МО Щербиновский район о восстановлении денежных средств.
Материалы дела об административном правонарушении составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, они признаются допустимыми доказательствами.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица, суд признает признание вины, раскаяние в содеянном, возмещение ущерба.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Срок привлечения к административной ответственности юридического лица – МБОУ СОШ №11 Щербиновский район с.Шабельское не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, в силу вышеизложенного с учетом приведенных правовых норм не установлено, в связи с чем ходатайство представителя заявителя о прекращении производства по делу удовлетворению не подлежит.
При назначении административного наказания юридическому лицу – МБОУ СОШ №11 Щербиновский район с.Шабельское, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, финансовое положение юридического лица, обстоятельства дела, связанные с совершением административного правонарушения, его характером и последствиями, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, наличие смягчающего административную ответственность юридического лица обстоятельства, и в целях обеспечения баланса конституционно-значимых ценностей и в интересах субъектов права, считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи 15.14 КоАП РФ, что будет отвечать, как полагает суд, принципу справедливости наказания и соразмерности совершенного административного правонарушения, а именно в размере 20 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению.
Установлено, что сумма средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению, составляет 900 руб.
Соответственно, 20 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению составляет 180 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 4.1, 29.9, 29.10, 32.12. Кодекса РФ об административных правонарушениях,
постановил:
Признать МБОУ СОШ №11 им. Г.К. Кухаренко МО Щербиновский район с. Шабельское, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:
Получатель:
ИНН <***> КПП 236101001 ОГРН <***>
ОКТМО 03659413101
УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счетная палата муниципального образования Щербиновский район л/с <***> 12 089 0)
Единый казначейский счет 40102810945370000010
Казначейский счет 03231643036590001800
Южное ГУ Банка России//УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар
БИК 010349101
КБК <***> 1 1601154011000140
Разъяснить юридическому лицу – МБОУ СОШ №11 им. Г.К. Кухаренко МО Щербиновский район с. Шабельское, что в соответствии с ч. 1,3,5 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Срок обжалования постановления 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Краснодарский краевой суд.
Судья: Р.Н. Гардер