ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-403/2021 от 15.11.2021 Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия))

УИД14RS0016-01-2021-001373-03

Дело № 5-403/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 ноября 2021 года г. Мирный РС (Я)

Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Иванова С.Ж., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – председателя муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений» муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Пичугиной Анны Юрьевны,

у с т а н о в и л :

09.08.2021 аудитором-заместителем председателя Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Нестеровым М.О. составлен протокол № 17-АП2021 об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений» МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Пичугиной Анны Юрьевны за невыполнение представления органа муниципального финансового контроля, ответственность за которое предусмотрена частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представитель Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Тараканов М.Ю. в ходе рассмотрения дела просит применить в отношении привлекаемого лица меру административного наказания в виде административного штрафа.

Представитель привлекаемого должностного лица Пичугиной А.Ю. – Куркова Е.А. в ходе судебного заседания с составленным протоколом об административном правонарушении в отношении Пичугиной А.Ю. не согласилась, поддержав изложенные в письменном отзыве по делу доводы, просит производство по делу об административном правонарушении в отношении председателя МКУ «КИО» МО «Мирнинский район» РС(Я) Пичугиной А.Ю. прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Выслушав доводы и мнения участников процесса, проанализировав собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, прихожу к следующему.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, несут административную ответственность как должностные лица.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

Согласно части 20 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Объектом правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ являются общественные отношения в области осуществления государственного (муниципального) контроля и надзора.

Объективную сторону правонарушений по ст. 19.5 КоАП РФ составляют действия (бездействие), выражающиеся в невыполнении в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль.

Под неисполнением в срок предписания понимается исполнение предписания частично в указанный этим предписанием срок или уклонение от его исполнения в целом.

Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы. Исполнимость предписания является определяющим признаком его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Административная ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение законных предписаний органов (уполномоченных учреждений, организаций), должностных лиц, в том числе органа государственного (муниципального) финансового контроля (ч. ч. 20, 20.1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Субъектом правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ являются, в том числе должностные лица (ч. ч. 2.7, 7.3, 20, 20.1, 24.1, 34, 35 ст. 19.5 КоАП РФ).

Субъективная сторона правонарушения по ст. 19.5 КоАП РФ характеризуется умыслом.

В силу пункта 2 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в частности, проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Согласно пункту 2 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению: требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий; требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.

Как следует из материалов дела, выписки из ЕГРЮЛ, Пичугина А.Ю. является председателем МКУ «Комитет имущественных отношений» МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (л.д. 216-233).

В соответствии с пунктами 6.1-6.2 Устава МКУ «Комитет имущественных отношений», утвержденного Постановлением Главы АМО «Мирнинский район» РС(Я) от 22.08.2017 № 1061, Учреждение возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должностей Главой района в соответствии с действующим законодательством; Председатель несет всю полноту ответственности за деятельность Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и правовыми актами МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) (л.д. 212).

05.03.2020 по результатам контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности МКУ «Комитет имущественных отношений» МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) как главного администратора бюджета за 2019 год» Контрольно-счетной палатой был сформирован соответствующий Отчет (л.д. 50-128).

На основании отчета по результатам контрольного мероприятия от 05.03.2020 в адрес председателя МКУ «Комитет имущественных отношений» Пичугиной А.Ю. внесено Представление Контрольно-счетной Палаты от 05.03.2020 № 65-ПР, состоящее из 27 пунктов, о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушений (замечаний, недостатков), а также по предупреждению их в дальнейшем, со сроком – не позднее 30 календарных дней с момента получения представления (л.д. 38-49). Участниками процесса пояснено и подтверждено, что исполнено, недостатки устранены, замечания сняты из 27 пунктов Представления - 25.

Согласно пунктам 23 и 24 Представления, МКУ КИО требовалось: обеспечить оплату задолженности по оплате за найм жилых помещений муниципального жилого фонда, нанимателей жилых помещений, сформировавшейся на 31.12.2019 г. В случае непогашения задолженности в добровольном порядке по истечении второго квартала текущего года, обеспечить расторжение договоров найма и подачу исковых заявлений в судебные органы в отношении указанных нанимателей жилых помещений в части взыскания задолженности по оплате за найм жилого помещения (п.23); обеспечить оплату задолженности по оплате за найм жилых помещений муниципального жилого фонда, бывших нанимателей жилых помещений, сформировавшейся на 31.12.2019 г. В случае непогашения задолженности в добровольном порядке по истечении второго квартала текущего года, обеспечить подачу исковых заявлений в судебные органы в отношении указанных граждан, в части взыскания задолженности по оплате за найм жилого помещения» (п. 24).

В ходе контрольного мероприятия от 05.03.2021 было установлено, что МКУ «КИО» в 2019 году не исполнялись в должной мере, в отношении обязательств с нанимателями жилых помещений, полномочия администратора доходов бюджета и органа, уполномоченного на осуществление от лица МО прав собственника в отношении муниципального имущества, что выразилось в отсутствии принятия, на протяжении 2019 года, каких-либо мер претензионно-искового характера в отношении нанимателей жилых помещений (по большей части являющихся работниками муниципальных учреждений МО «Мирнинский район») по взысканию задолженности по плате за найм жилых помещений, в размере 1 186 712,39 руб.

Таким образом, дебиторская задолженность МКУ «КИО» по коду доходов (в составе данной позиции учитываются доходы за найм жилых помещений муниципальной собственности) на 31.12.2019 составила 1 186 712,39 руб.

03.04.2020 МКУ «КИО» в КСП направлена информация об исполнении предписания № 65-ПР от 05.03.2020 по акту контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности МКУ «КИО» как администратора доходов бюджета за 2019 год», согласно которой пункты 23 и 24 представления находятся в работе до 01.04.2021 (проводится работа по внесению в программный комплекс Смарт-Собственность информации по договорам найма жилых помещений, для последующего расчета начислений и задолженности по договорам найма) (л.д.153-172).

По ходатайству МКУ «КИО» от 03.04.2020 Контрольно-счетной Палатой срок исполнения пунктов 23 и 24 Представления продлен до 20.12.2020 (л.д. 189-194).

По ходатайству МКУ «КИО» от 30.10.2020 Контрольно-счетной Палатой срок исполнения пунктов 23 и 24 Представления продлен до 20.06.2021, в связи с проведением режима повышенной готовности на территории РС(Я), карантинными мерами ограничительного характера работы учреждения (неблагополучной эпидемиологической обстановкой) и удаленным режимом работы сотрудников (л.д. 173-174, 175-185, 195-196).

22.06.2021 в адрес Контрольно-счетной Палаты поступила информация МКУ «КИО» по исполнению пунктов 23 и 24 Представления, о принятых мерах по устранению нарушений (л.д. 180-181, 182).

29.06.2021 в адрес Контрольно-счетной Палаты поступила дополнительная информация МКУ «КИО» по исполнению пунктов 23 и 24 Представления (таблица «Мероприятия по снижению задолженности на 31.12.2019 за наем жилых помещений муниципального жилищного фонда МО «Мирнинский район» РС(Я)») (л.д. 183-188).

По результатам анализа информации, представленной МКУ «КИО», Контрольно-счетной Палатой установлено, что за 14 месяцев из 220 нанимателей жилых помещений, имеющих задолженность перед местным бюджетом на конец 2019 года, МКУ «КИО» предприняло меры по взысканию задолженности только по 85 нанимателям (39% от общего числа должников, из 902 959,06 руб., взыскано 354 659,13 руб., т.е. 39% от общей суммы задолженности), при этом по 135 нанимателям работы по взысканию задолженности не осуществлялись, никакие меры не были предприняты, что указывает на неисполнение МКУ «КИО» требований п. 23 Представления в установленный срок – до 20.06.2021; из 128 бывших нанимателей жилых помещений, имеющих задолженность перед местным бюджетом на конец 2019 года, МКУ «КИО» предприняло меры по взысканию задолженности только по 6 нанимателям (5% от общего числа должников, из 283 753,33 руб. взыскано 11 519,19 руб., т.е. 4% от общей суммы задолженности), при этом по 122 бывшим нанимателям за 14 месяцев работы по взысканию задолженности не осуществлялись, что указывает на неисполнение МКУ «КИО» требований п. 24 Представления в установленный срок – до 20.06.2021 (л.д. 197-202).

04.08.2021 по итогам контрольного мероприятия «Внешняя проверка бюджетной отчетности МКУ «Комитет имущественных отношений» МО «Мирнинский район РС(Я) как главного администратора доходов бюджета за 2019 год» Контрольно-счетной Палатой МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) составлен Акт о выявлении факта совершения административного правонарушения (л.д. 28).

По указанному факту 09.08.2021 Аудитором - заместителем председателя Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» Нестеровым М.О. составлен протокол № 17-АП2021 об административном правонарушении в отношении должностного лица - председателя муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений» муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Пичугиной Анны Юрьевны - за невыполнение представления органа муниципального финансового контроля, ответственность за которое предусмотрена частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Представление от 05.03.2021 № 65-ПР, вынесенное в отношении должностного лица, по результатам контрольного мерприятия, вынесено уполномоченным должностным лицом Контрольно-счетной палаты МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) в пределах установленной законом компетенции, в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 269.2 Бюджетного кодекса РФ.

Представление содержит характеристику допущенных нарушений бюджетного законодательства, а также указание на необходимость принятия определенных мер в целях их устранения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу изложенного и установленного доводы представителя Контрольно-счетной Палаты МО «Мирнинский район» о том, что Пичугина А.Ю., являясь должностным лицом, в установленный срок, законное Представление, несмотря на неоднократное продление сроков исполнения, в течение 14 месяцев и по настоящее время не исполнила, имела достаточно времени и возможность по обеспечению организации и осуществления внутреннего финансового контроля, суд находит обоснованными и состоятельными.

Установленные по настоящему делу фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств. Данные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в своей совокупности достаточными для вывода о наличии события административного правонарушения и вины, получены в соответствии с требованиями закона.

При изложенных и установленных обстоятельствах, прихожу к выводу о признании должностного лица Пичугиной А.Ю. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения подтверждаются доказательствами, отвечающими требованиям в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ.

Оснований для отнесения совершенного лицом правонарушения к малозначительному не имеется. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом и соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Исходя из фактических обстоятельств дела, оснований для освобождения привлекаемого лица от административной ответственности не имеется.

При назначении наказания суд в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитывает конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения и оценивает их в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, согласно которым при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В качестве смягчающих вину обстоятельств суд в соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает частичное устранение допущенных нарушений. Отягчающих обстоятельств не установлено.

С учетом установленных по делу обстоятельств, характера совершенного правонарушения, наличия смягчающих обстоятельств, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, суд считает возможным назначить наказание в пределах санкции части 20 статьи 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л :

Признать должностное лицо – председателя Муниципального казенного учреждения «Комитет имущественных отношений» МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) Пичугину Анну Юрьевну виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Административный штраф подлежит уплате путем перечисления по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Республике Саха (Якутия) (АМО «Мирнинский район PC (Я)»)

Номер счета получателя: 03100643000000011600;

БИК: 019805001;

Банк получателя: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) БАНКА РОССИИ// УФК по Республике Саха (Якутия) г. Якутск;

Номер счета банка получателя средств (ЕКС):

ё

40102810345370000085;

ИНН: 1433017567

КПП: 143301001

ОКТМО: 98631000

л/с: 04163017680

КБК:

800 116 01154 01 0000 140 - административные штрафы, установленные Главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг (за исключением штрафов, указанных в пункте 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации), выявленные должностными лицами органов муниципального контроля;

800 116 01157 01 0000 140 - административные штрафы, установленные Главой 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области финансов, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, невозвратом либо несвоевременным возвратом бюджетного кредита, неперечислением либо несвоевременным перечислением платы за пользование бюджетным кредитом, нарушением условий предоставления бюджетного кредита, нарушением порядка и (или) условий предоставления (расходования);

800 116 10030 05 0000 140 - платежи по искам о возмещении ущерба, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении ущерба, причиненного муниципальному имуществу муниципального района (за исключением имущества, закрепленного за муниципальными бюджетными (автономными) учреждениями, унитарными предприятиями);

800 116 10100 05 0000 140 - денежные взыскания, налагаемые в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств (в части бюджетов муниципальных районов).

800 1 16 01194 01 0000 140 - административные штрафы, установленные главой 19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения против порядка управления, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля.

Документ, свидетельствующий об оплате штрафа, Пичугиной А.Ю. надлежит представить в Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия).

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд Республики Саха (Якутия) со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Иванова С.Ж.