Дело № 5-404/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 01 ноября 2018 года
И.о. судьи Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга Волкова В.С.,
с участием защитника ООО «ОМЗ-Спецсталь» Фукса А.Ю., действующего на основании доверенности № 36С от 01.01.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ в отношении
ООО «ОМЗ-Спецсталь», ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации в качестве юридического лица – 16.05.2002 года, адрес: 196650, г. Санкт-Петербург, г. Колпино, территория Ижорского завода, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Вину ООО «ОМЗ-Спецсталь» в несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса, а именно:
07.02.2018 года в 16 часов 18 минут на Южный таможенный пост Санкт-Петербургской таможни, расположенный по адресу: 196626, г. Санкт-Петербург, <...>, лит. В, таможенным представителем ООО «ЭВРИКА-ЛОГИСТИК» в лице ведущего специалиста по таможенному оформлению ФИО1 (паспорт серии <...>, выданный ТП №65 отдела УФМС России по СПб и Лен. обл. в Приморском р-не г. СПб, 26.12.2014), действующей на основании доверенности № 2/2018 от 31.01.2018 года, в электронном виде подана декларация на товары № 10210100/070218/0003360 (далее - ДТ) для помещения под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», в том числе на товар № 2:
- Продукт на основе золы из рисовой шелухи (cas: 7J630-92-7), предназначен для использования в технологическом процессе литейного производства в качестве засыпки литейных форм и ковшей для теплоизоляции зеркала жидкого металла, не является отходами: противоусадочная смесь экзотермического типа SLAX 1370 5/РВ+РС; состав: природный диоксид кремния (S102) - §0.0 %, углерод (С)- 5,0%, оксиды натрия и калия (NA20+K20) - 2.3%, вода (1120) - менее 1.5 %, оксид железа (FE203) - менее 1.0 %, оксид кальция - менее 1.0 %; Производитель VESUVIUS GMBH Тов. знак VESUVIUS Торг. знак, марка SLAX Модель SLAX 1370 Артикул 989795 Кол-во 10506 кг. Страна происхождения - Германия. Вес брутто: 10876 кг., нетто - 10820/10506 кг. Код товара по ТН ВЭД ЕАЭС - 2621900000. Ставка таможенной пошлины - 5%. НДС - 18%. Заявленной таможенной стоимостью – 715 376, 91 рублей.
Согласно сведениям, указанным в ДТ отправитель товара - VESUVIUS МВН 46325, Германия BR, BORKEN, GELSENK1RCHENER STR.10 (ФИО2 46325, Германия, БР, Боркен, Гельсенкирченер стр.10), получатель/декларант товара - ООО «ОМЗ-Спецсталь». Перевозчик - О «ИНТЕРТРАНС-СЕРВИС» (Республика Беларусь, <...>, каб. 3, УНН 500545690). Товары поступили по следующим транспортным и коммерческим документам: книжка МДП № ХХ81 190761 от 04.02.2018, СMR (ТТН) №18/1/12439 от 01.02.2018, инвойс №32017232 RI от 01.02.2018, на основании контракта № 298/10/2009 от 30.10.2009, на т/с гос. рег. знак № АЕ45634/А7704А4. Страна отправления – Германия.
В рамках осуществления таможенного контроля, с целью идентификации товара принято Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы таможенных органов государств-членов Таможенного союза № 10210100/080218/ДВ/000015 от 09.02.2018.
Произведен отбор проб и образцов товара (Акт отбора проб и образцов № 0210100/090218/000005 от 09.02.2018), которые направлены в Экспертно-криминалистическую службу - филиал Центрального экспертно- криминалистического таможенного управления г. Санкт-Петербург для проведения экспертизы.
Согласно заключению таможенного эксперта от 15.03.2018 № 12402003/0003774, исследуемый товар идентифицирован как зола из рисовой шелухи.
Таким образом, товар № 2 ДТ № 10210100/070218/0003360 код ТН ВЭД ЕАЭС 2621900000, обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в раздел 2.3 Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Перечень), а именно:
- Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп), в том числе: шлаки котельные, остатки твердые, солесодержащие и дымоулавливающих устройств топочных агрегатов с традиционным топливом (без реактивного гипса), летучие золы и пыль топочных установок (за исключением летучих зол и пыли установок по сжиганию отходов и пиролизных установок), нейтрализованная красная глина от производства глинозема, зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая) (код ТН ВЭД ЕАЭС - из 2620, из 2621, из 3825).
Ввоз и (или) вывоз опасных отходов, приведенных в разделе 2.3 Перечня, регулируется Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов к разделу, изложенным в Приложении № 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (далее - Положение).
В соответствии с п. 5 Положения помещение опасных отходов под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.
Согласно п. 12 Положения в случае, если в соответствии с законодательством государства-члена решение о выдаче лицензии принимается Уполномоченным органом по согласованию с другим органом государственной власти этого государства-члена (далее - согласующий орган), то такое согласование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством того государства-члена.
В силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р, в Российской Федерации Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в Торговле с третьими странами, и в частности в отношении товаров, соотносящихся с разделом 2.3 Перечня.
Ранее, в связи с возникающими в ходе таможенного контроля вопросами по перемещению через таможенную границу Евразийского экономического союза товара - золы рисовой шелухи (лузги) с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621 90 000 0, Санкт-Петербургская таможня обратилась в Росприроднадзор с просьбой проконсультировать по вопросу контроля соблюдения требований законодательства в области трансграничного перемещения.
Из полученного ответа Росприроднадзора от 15.10.2015 № ОД-08-01- 32/18317 следует, что трансграничное перемещение отходов регулируется:
Базельской конвенцией о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением;
Правилами трансграничного перемещения отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442 (далее - Постановление);
приложениями № 1, № 2, № 7 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее - Решение);
Административным регламентом Федеральной службы но надзоры/ в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов (далее - Административный регламент), утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 179 (зарегистрирован в Минюсте России 13.09.12 № 25459).
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный классификационный каталог отходов, утверждёнными приказом Росприроднадзора от 28.04.2015 № 360 «О внесении изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445» (зарегистрирован в Минюсте России 19.05.2015 № 37321), юла от сжигания лузги рисовой (код по ФККО 6 11 910 02 49 5), отнесена к кодам производства и потребления.
Шлаки и золы из установок по сжиганию отходов из кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие, из товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС 2620 и 2621 (в том числе и золы рисовой лузги с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 262190000), поименованы в перечнях отходов, регулируемых Постановлением и Решением, то есть на трансграничное перемещение таких отходов требуется разрешение Росприроднадзора.
В процессе таможенного оформления декларанту ООО «ОМЗ-Спецсталь» был направлен запрос о предоставлении Лицензии или разрешения Росприроднадзора на ввоз вышеуказанного товара.
Пи декларантом, ни таможенным представителем разрешительные документы представлены не были.
15.06.2018 на основании пп. 1 п. 1 ст. 125 ТК ЕАЭС – товар № 2 по ДТ № 10210100/070218/0003360 таможенным органом в выпуске рассматриваемого товара отказано.
Таким образом, таможенным контролем установлено нарушение таможенного законодательства, в части отсутствия разрешительного документа на момент декларирования товара № 2 по ДТ № 10210100/020318/0005940.
В судебном заседании защитник ООО «ОМЗ-Спецсталь» Фукс А.Ю. пояснил, что вину Общества в совершении административного правонарушения не признает, представил письменную позицию по делу, согласно которой Решением Санкт-Петербургской таможни от 15.06.2018 года Обществу было отказано в выпуске товара, помещенного под таможенную процедуру – противоусадочной смеси экзотермического типа SLAX 1370 5/ РВ+РС изготовитель VESUVIUS GMBH.
Решение вынесено на основании заключения таможенного эксперта № 12402003/0003774 от 13.02.2018 года, согласно которому ввозимый Товар идентифицирован как зола рисовой шелухи, произведенной в результате термической обработке в окислительной атмосфере рисовой шелухи, в результате которой образуется обезлетученный остаток смеси кремнезия и углерода. По мнению Таможенного органа, товар является опасным отходом, который подпадает под разрешительный порядок ввоза на территорию РФ.
10.08.2018 года в отношении Общества Санкт-Петербургской таможней был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в связи с непредставлением разрешительных документов Обществом на ввозимый Товара.
В соответствии с п. 1 Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 г. № 30, на таможенной территории Евразийского экономического союза установлен разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров поименованных в Перечне.
В пункте 23 раздела 2.3. Перечня опасных отходов указаны товары, относящиеся к опасным отходам и соотносящиеся с кодами ТН ВЭД ЕАЭС - 2620, 2621, 3825, при этом в примечании к разделу 2.3. указывается, что для целей настоящего раздела необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими и химическими характеристиками) товара, то есть соотнесение ввозимого товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621 не означает его автоматического отнесения к опасным отходам.
Обращат внимание, что зола рисовой шелухи (лузги) или продукты на основе золы рисовой шелухи (лузги) в разделе 2.3. Перечня опасных отходов отсутствуют.
В соответствии п. 5 Правил трансграничного перемещения отходов, установленных Постановлением Правительства № 442 от 17.07.2003 г., ввоз (вывоз) отходов поименованных в Перечне 1 (Приложение №1 к Правилам) на территорию (с территории) РФ осуществляемся по лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, выдаваемой на основании разрешения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориальных органов) на трансграничное перемещение отходов.
Согласно п. 6 Правил трансграничного перемещения отходов, установлен запрет на ввоз на территорию РФ отходов, поименованных в Перечне 2.
В примечаниях к Перечням 1 и 2 указано, что принадлежность товара к перечню опасных отходов определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками). Код по ТН ВЭД ЕАЭС приведен для удобства пользователей, то есть соотнесение ввозимого товара с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621 не означает его автоматического отнесения к опасным отходам.
Кроме того, зола рисовой шелухи (лузги) или продукты на основе золы рисовой шелухи (лузги) в Перечне 1 и Перечне 2 отсутствуют.
Ввозимый Обществом товар - противоусадочная смесь экзотермического типа SLAX 1370 5/ РВ+РС изготовлен в рамках Контракта № 298/10/2009 от 30 10.2009 г.
Товар получен в результате технологического сжигания рисовой шелухи в инжекционной печи с естественным притоком воздух, то есть изготавливается по определенной технологии, является конечным продуктом производства, предназначенным для использования в сталелитейной промышленности в качестве защитного слоя.
Следовательно, ввозимый товар не относится к опасным отходам в понятии, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30.
Полагает, что доказательства того, что ввозимый товар подпадает под ограничения установленные Постановлением Правительства № 442 от 17.07.200 3г., Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015г. № 30, Таможенным органом не представлены.
Экспертное заключение, на которое ссылается Таможенный орган, не подтверждает довод о том, что ввозимый товар обладает признаками его соотнесения с опасными отходами. Экспертное заключение не содержит ответа на вопросы, подвергался ли товар обезвреживанию. Вместе с тем, вопрос соотнесения Товара к отходам, в том числе к опасными отходами, вообще перед экспертом не ставился.
Более того, экспертное заключение устанавливает, что ввозимая смесь имеет широкое применение в литейной промышленности, следовательно, экспертное заключение не подтверждает отнесения ввозимого заявителем товара как опасного отхода.
Согласно ст. 1 Закона «Об отходах» отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. В рамках присоединения Российской Федерации к Базельской конвенции Приказом Ростехрегулирования от 15 декабря 2009 г. N 1091-ст был утвержден ГОСТ Р 53691-2009. Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования (далее - Стандарт). Согласно п. 3 Стандарта, к отходам относят твердые, порошкообразные, пылеобразные остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, не являющихся конечной целью процесса производства, изделий и продуктов.
Так, ввозимый Товар изготовлен по определенной технологии и предназначен для отливки слитков с высокими требованиями к качеству поверхности, позволяющие осуществить следующие процессы: изолирование головной части слитка, уменьшения отдачи тепла, минимизации ликвационных процессов. Противоусадочная смесь экзотермического типа SLAX 1370 5/ РВ+РС используются при отливке слитков на 4 этапе сталеплавильного передела ООО «ОМЗ-Спецсталь» (Описание процессов разливки стали Приложение 5).
Таким образом, под определение отходов ввозимый товар не подпадает.
Согласно позиции Верховного суда, изложенной в Определении от 10.11.2016 г. № 308-КГ16-14613 товар, имеющий потребительские свойства, использование которого обусловлено существующей технологией металлургического производства, отходом не является.
Указывает на то, что зола от сжигания лузги рисовой (код 6 11 910 02 49 5) поименована в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242. Зола от сжигания рисовой лузги в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов имеет 5 класс опасности. Согласно ст. 4.1. Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее Закон «Об отходах») к пятому классу опасности относятся практически неопасные отходы в отношении которых не требуется получение лицензии в порядке установленном Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Считает, что требование таможенного органа о предоставлении разрешения на ввоз спорного товара является незаконным и необоснованным.
Полагает, что отсутствует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
Представитель Санкт-Петербургской таможни – старший уполномоченный по ОВД отдела административных расследований Санкт-Петербургской таможни ФИО3 подтвердил факт совершения ООО «ОМЗ-Спецсталь» административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, считают, что вина Общества доказана в полном объеме, просил назначить наказание в пределах санкции, предусмотренной настоящей статьей. Кроме того, Санкт-Петербургской таможней были представлены письменные возражения на позицию Общества.
Вина ООО «ОМЗ-Спецсталь» подтверждается всей совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств:
протоколом № 10210000-2867/2018 об административном правонарушении от 10.08.2018 года, в котором указаны обстоятельства совершения ООО «ОМЗ-Спецсталь» указанного правонарушения, составленном в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ;
декларацией на товары (ДТ) № 10210100/070218/0003360;
книжкой МДП № ХХ81 190761 от 04.02.2018;
СMR (ТТН) № 18/1/12439 от 01.02.2018;
инвойсом № 32017232 RI от 01.02.2018;
контрактом № 298/10/2009 от 30.10.2009;
актом отбора проб и образцов № 0210100/090218/000005 от 09.02.2018);
заключением эксперта от 15.03.2018 № 12402003/0003774, согласно которому исследуемый товар идентифицирован как зола из рисовой шелухи;
ответом Росприроднадзора от 15.10.2015 года № ОД-08-01- 32/18317;
актом приема-передачи имущества на ответственное хранение от 12.07.2018 года;
выпиской из ЕГРЮЛ ООО «ОМЗ-Спецсталь».
Все указанные выше доказательства не противоречат друг другу, согласуются между собой, у суда сомнений не вызывают и изобличают ООО «ОМЗ-Спецсталь» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
Статья 16.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со ст. 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.
В статье 105 ТК ЕАЭС предусмотрен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
В силу п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.
В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары подлежат указанию сведения, о документах, подтверждающих сведения, заявленные в декларации на товары, указанных в статье 108 ТК ЕАЭС. К таким документам, в том числе относятся в соответствии пп. 4. п. 1 ст. 108 ТК ЕАЭС документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка.
Согласно пп. 1 п 1 ст. 118 ТК ЕАЭС выпуск товаров производится таможенным органом при условии, что лицом соблюдены условия помещения товаров под заявленную таможенную процедуру или условия, установленные для пользования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры, за исключением случаев, когда такое условие, как соблюдение запретов и ограничений в соответствии с договором о ЕАЭС и (или) законодательством государств-членов, может быть утверждено после выпуска товаров.
На основании пп. 3 п. 1 ст. 135 ТК ЕАЭС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при условии соблюдения запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 ТК ЕАЭС.
Суд соглашается с позицией Санкт-Петербургской таможни, находит, что в разделе 2.3 («Опасные отходы») Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее — Перечень) приведены наименования и иные признаки товаров - опасных отходов, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза.
К указанным товарам согласно п. 23 раздела 2.3 Перечня отнесены: шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп), в том числе: шлаки котельные, остатки твердые, солесодержащие и дымоулавливающих устройств гоночных агрегатов с традиционным топливом (без реактивного гипса), летучие золы и пыль топочных установок (за исключением летучих зол и пыли установок по сжиганию отходов и пиролизных установок), нейтрализованная красная глина jt производства глинозема, зола от энергоустановок, работающих на угле (в том числе летучая) (из товарных позиций 2620, 2621, 3825 ТН ВЭД ЕАЭС).
Таким образом, следует признать, что все товары «Шлак и зола прочие, включая золу из морских водорослей (келп)» (из товарной позиции 2621 ТН ВЭД ЕАЭС) включены в Раздел 2.3 «Опасные отходы» Перечня.
При этом, действительно, примечание к Разделу 2.3 информирует о необходимости использования для целей использования настоящего перечня как кода ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименования товара, то есть его физических и химических характеристик.
В графе 31 ДТ № 10210100/070218/0003360 товар № 2 поименован как «...противоусадочная смесь экзотермического типа SLAX 1370 5/РВ+РС; состав: природный диоксид кремния (SI02) - 90.0 %, углерод (С)- 5,0%, оксиды натрия и калия (NA20+K20) - 2.3%, вода (Н20) - менее 1.5 %, оксид железа (FE203) - менее 1.0 %, оксид кальция - менее 1.0 %...».
В целях установления (подтверждения) физических и химических характеристик декларированных товаров была назначена таможенная экспертиза. В соответствии с заключением таможенного эксперта № 12402003/0003774 товар № 2 представляет собой золу из рисовой шелухи, которая применяется в литейной (производство теплоизолирующих материалов), строительной (производство звукоизоляционных изделий) и других областях промышленности. Процесс производства золы рисовой шелухи заключается в термической обработке (сжигании) в окислительной атмосфере рисовой шелухи, в результате которой образуется обезлетученный остаток, представляющий собой аморфную смесь кремнезема и углерода. |
При этом, суд признает выводы экспертизы, отраженные в указанном заключении эксперта, обоснованными и оценивает ее как объективную и всестороннюю. Данная экспертиза проведена квалифицированными экспертами, в компетентности которых у суда оснований сомневаться нет. Выводы экспертов носят мотивированный, научно-обоснованный характер.
На основании полученных результатов был подтвержден заявленный при декларировании код товара № 2 2621 90 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Таким образом, товар № 2 обладает признаками соотнесения с опасными отходами, включенными в раздел 2.3 Перечня с учетом как кода ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименования (физических и химических характеристик).
Ввоз и (или) вывоз опасных отходов, приведенных в разделе 2.3 Перечня, регулируется Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов к разделу, изложенным в Приложении № 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 (далее - Положение).
В соответствии с п. 5 Положения помещение опасных отходов под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта осуществляется при представлении таможенному органу государства-члена лицензии.
Согласно п. 12 Положения в случае, если в соответствии с законодательством государства-члена решение о выдаче лицензии принимается уполномоченным органом по согласованию с другим органом государственной власти этого государства-члена (далее - согласующий орган), то такое согласование осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством этого государства-члена.
В силу Распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р, в Российской Федерации Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, и в частности в отношении товаров, соотносящихся с разделом 2.3 Перечня.
Довод Общества о том, что товар не относится к опасным отходам в понятии, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30, не может быть принят судом во внимание, поскольку согласно п. 1 ст. 2 Базельской конвенции отходы представляют собой вещества или предметы, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с положениями национального законодательства.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Как указано в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом № 89-ФЗ.
При этом, «удаление» означает любую операцию, определенную в приложении IV к Базельской конвенции (п. 4 ст. 2 Базельской конвенции).
Одной из операций по удалению отходов в соответствии с приложением IV к Базельской конвенции является их утилизация.
Согласно понятию, определенному в ст. 1 Закона № 89-ФЗ, утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
Следовательно, использование рассматриваемого товара в производстве является операцией по удалению, в связи чем, ввозимый Обществом товар относится к опасным отходам в понятии, установленном Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30. Соответственно, у таможенного органа с учетом заявленных Обществом сведений в декларации на товары и представленных документов и сведений о предназначении товара имеются достаточные доказательства того, что товар «...противоусадочная смесь экзотермического типа SLAX 1370...» подпадает" под ограничения, установленные разделом 2.3 («Опасные отходы») Перечня товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования».
Что касается утверждения ООО «ОМЗ-Спецсталь» о том, что ввезенный товар «...противоусадочная смесь экзотермического типа SLAX 1370...» является конечным продуктом производства, предназначенным для использования в сталелитейной промышленности в качестве защитного слоя, суд полагает, что поскольку указанными выше международными правовыми актами и законодательством РФ предусмотрено использование отходов в целях производства товаров, принадлежность товара к продукции для использования в сталелитейной промышленности, а именно при отливке слитков на 4 этапе сталеплавильного передела, не подтверждает, что данный товар не относится к опасным отходам.
Кроме того, Положением установлено, что только в целях захоронения и обезвреживания ввоз опасных отходов, включенных в раздел 2.3 Перечня, запрещен.
При этом, порядок ввоза на таможенную территорию ЕАЭС опасных отходов, включенных в раздел 2.3 единого перечня товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, предусмотренного Протоколом о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение № 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), и вывоза с таможенной территории ЕАЭС опасных отходов, включенных в разделы 1.2 и 2.3 единого перечня, определен Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов к разделу, изложенным в Приложении № 7 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30.
В соответствии с пунктом 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 года № 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 года № 45 за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения.
Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов на таможенную территорию Союза.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р Росприроднадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в рамках своей компетенции на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных положениями о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами.
В соответствии с пунктом 1.3 приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 № 283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» полномочия по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов отнесены исключительно к компетенции центрального аппарата Росприроднадзора.
Как следует из писем Росприроднадзора от 15.10.2015 года № ОД-О8-01-32/18317, от 20.01.2016 года № ОД-08-00-29/678, от 09.06.2018 года № АА-10-01-29/11713, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов зола от сжигания рисовой лузги отнесена к отходам производства и потребления, на трансграничное перемещение таких отходов требуется разрешение Росприроднадзора.
Шлаки и золы из установок по сжиганию отходов из кода ТН ВЭД ЕАЭС 2621, а также шлаки и золы прочие, из товарных подсубпозиций 2620 и 2621 (в том числе зола рисовой шелухи с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 2621 90 000 0), входят в перечни отходов, регулируемых «Правилами трансграничного перемещения отходов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» и Перечнем товаров, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30.
Таким образом, Росприроднадзором подтверждено наличие разрешительного порядка ввоза на территорию Российской Федерации золы рисовой шелухи, включенной в раздел 2.3 указанного Перечня.
Учитывая, что полномочия по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов отнесены исключительно к компетенции Росприроднадзора, при принятии решений о соблюдении запретов и ограничений в части необходимости представления разрешительного документа Росприроднадзора таможенные органы обязаны руководствоваться именно позицией данного уполномоченного органа.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения в том случае, если у него имелась возможность для соблюдения норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд полагает, что ООО «ОМЗ-Спецсталь» имело возможность обратиться в Росприроднадзор в порядке, предусмотренном Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 179, однако данной возможностью не воспользовалось, что привело к совершению административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, роль правонарушителя, то, что ООО «ОМЗ-Спецсталь» ранее к административной ответственности не привлекалось, в связи с чем полагает возможным назначить ООО «ОМЗ-Спецсталь» административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст. 16.3 КоАП РФ, без конфискации предметов административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
ООО «ОМЗ-Спецсталь» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 60 000 (шестьдесят тысяч) рублей, без конфискации предметов административного правонарушения.
Товар, явившийся предметом административного правонарушения – продукт на основе золы из рисовой шелухи (cas: 7J630-92-7), предназначенный для использования в технологическом процессе литейного производства в качестве засыпки литейных форм и ковшей для теплоизоляции зеркала жидкого металла, не является отходами: противоусадочная смесь экзотермического типа SLAX 1370 5/РВ+РС; состав: природный диоксид кремния (S102) - §0.0 %, углерод (С)- 5,0%, оксиды натрия и калия (NA20+K20) - 2.3%, вода (1120) - менее 1.5 %, оксид железа (FE203) - менее 1.0 %, оксид кальция - менее 1.0 % – вернуть ООО «ОМЗ-Спецсталь» для надлежащего таможенного оформления.
Получатель штрафа – Управление Федерального Казначейства по г. Москва (ФТС России) в банк получателя: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) ОПЕРУ-1 Банка России, Москва-701, БИК 044501002, счет 40101810800000002901, ИНН <***>, КПП 773001001, КБК 15311604000016000140, ОКТМО 45328000; в графе «назначение платежа» указать «оплата штрафа по делу об АП № 10210000-2867/2016 за ООО «ОМЗ-Спецсталь» для Санкт-Петербургской таможни».
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
И.о. судьи: