ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-404/2016 от 04.10.2016 Орджоникидзевского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Орджоникидзевского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Мухаметзянов Эмиль Филаритович,

с участием:

помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Насибуллиной К.М.

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Уфы РБ (ОГРНИП , ИНН ), зарегистрированного по адресу: <адрес>3, привлекаемого к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ИП ФИО1 привлекается к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, за непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 года № 5 лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.

Направленное ИП ФИО1 почтовое отправление с извещением о времени и месте судебного рассмотрения дела, вернулось из указанного им места жительства с отметкой об истечении срока хранения.

При таких обстоятельствах суд считает, что ИП ФИО1 надлежаще извещен о времени и месте судебного рассмотрения дела в связи с чем дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению без его участия.

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении заместителя прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы, ИП ФИО1 состоит на специальном учете в Поволжской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» (далее Инспекция) как индивидуальный предприниматель, осуществляющий операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. ИП ФИО1 фактически осуществляет следующие виды деятельности (ОКВЭД): розничная торговля ювелирными изделиями (); оптовая торговля золотом и другими драгоценными металлами (скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий) (); оптовая торговля драгоценными камнями (скупка у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий) (). Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы с привлечением специалистов Инспекции с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения ИП ФИО1 законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В ходе проверки выявлены нарушения ИП ФИО1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Согласно абз. 1 ст. 2 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» права и обязанности, возложенные настоящим Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, распространяются на индивидуальных предпринимателей, являющихся страховыми брокерами, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, и индивидуальных предпринимателей, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, ИП ФИО1 применяет правила внутреннего контроля (далее - ПВК ИП), утверждённые ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с распоряжением ИП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении «Программы подготовки и обучения кадров организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» специальным должностным лицом, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, является сам ФИО1.

Специальное должностное лицо прошло обучение в форме целевого инструктажа ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан серии ).

Перечень работников ИП ФИО1, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма», установлены Приказами .

Согласно абз. 6 п. 4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций: скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.

Согласно разъяснений данных в п. 4 информационного письма Росфинмониторинга № 50 от 10.02.2016 г. «О применении отдельных норм законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма организациями и индивидуальными предпринимателями ювелирной отрасли» в соответствии с абзацем 6 подпункта 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 115-ФЗ обязательному контролю подлежит, если сумма, на которую она совершается равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее (далее - пороговое значение). При этом из содержания вышеуказанной статьи следует, что предусмотренный в ней режим обязательного контроля в равной мере распространяется на операции как с денежными средствами, так и с имуществом. Статьей 3 Федерального закона установлено, что операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. В соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в рамках одной сделки по купле-продаже (договора купли-продажи и его разновидности, договора поставки) стороны совершают операции с денежными средствами и имуществом (передача товара единовременно либо партиями и оплата товара в рамках договора за каждую партию), и каждое совершаемое стороной действие в рамках сделки направлено на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей. Таким образом, обязательному контролю в рамках одной сделки (договора) подлежат с одной стороны - передача товара (операции с имуществом), с другой стороны - платежи за товар (операции с денежными средствами), при условии, что сумма платежа или стоимость товара равна или превышает пороговое значение, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной пороговому значению, или превышает его.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07.08.2001 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Согласно данных полученных в ходе проверки установлено:

ИП ФИО1 в рамках договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ, в ООО «<данные изъяты>» поставлялся лом изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Сумма по рассматриваемой сделке, совершённой ИП ФИО1, превышала пороговое значение в 600000 рублей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

В рамках договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО1 поставлялся лом ювелирных изделий из драгоценных металлов в ООО «<данные изъяты>».

Сумма по рассматриваемой сделке, совершённой ИП ФИО1, превышала пороговое значение в 600000 рублей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

ИП ФИО1 в рамках договора поставки от ДД.ММ.ГГГГ поставлялись лом ювелирных изделий из драгоценных металлов в ООО «<данные изъяты>».

Сумма по рассматриваемой сделке, совершённой ИП ФИО1, превышала пороговое значение в 600000 рублей ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно представленных ИП ФИО1 документов отчеты в Росфинмониторинг предоставлялись им только по операциям с иным имуществом, а по операциям с денежными средствами отчетов не предоставлялось.

Таким образом, ИП ФИО1 в Росфинмониторинг не направлены сообщений (сведения) об операциях с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю.

В качестве доказательств виновности ИП ФИО1 представлены: постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, копия справки по проверке соблюдения требований законодательства РФ о драгоценных металлах и драгоценных камнях, копия объяснений ИП ФИО1, в которых он указывает на то, что с выявленными нарушениями согласен, обязуется устранить, копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копия свидетельства о внесении записи в ЕГРИП, копия приказа об утверждении правил внутреннего контроля, копия правил внутреннего контроля, утвержденных ИП ФИО1, копия свидетельства ТПП РБ, справка о том, что ИП ФИО1 является специальным должностным лицом по ПОДФТ, копия письма, копии приказов , копии листов проведения инструктажа, копия сводной таблицы по сделкам, подлежащим обязательному контролю, акт сверки, копии товарных накладных, копии договоров на поставку лома ювелирных изделий, копии платежных поручений, копия паспорта ИП ФИО1

Всеми перечисленными доказательствами суд считает вину ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ установленной, поскольку указанная статья предусматривает ответственность за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Согласно п. 1 примечаний к ст. 15.27 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

При назначении административного наказания судом учитываются характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение виновного.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

индивидуального предпринимателя ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в сумме 200 000,00 (двести тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

<данные изъяты>

Судья Э.Ф. Мухаметзянов