Дело № 5-404/2022
64RS0048-01-2022-000345-60
Постановление
по делу об административном правонарушении
16 марта 2022 года г. Саратов
Судья Фрунзенского районного суда города Саратова Левина З.А., при секретаре судебного заседания Сакаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес> совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 00 минут на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и его систематического наблюдения № от ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника отдела контроля и надзора Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> ФИО1 ФИО8 произведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Дом доходный ФИО4, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе мероприятий по контролю, проводимых в соответствии со ст. 9.2, ст.11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации», п.п.3,4 Положения «О порядке организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-П, проведен осмотр здания по адресу: <адрес>, пл. Кирова, <адрес>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Дом доходный ФИО4, кон. XIX в.».
При осмотре установлено, на фасаде данного объекта культурного наследия во внутридомовой территории на уровне первого этажа в границах нежилого помещения общей площадью 78,8 кв.м. установлены наружные блоки систем кондиционирования в количестве трех штук.
Незаконная установка наружных блоков системы кондиционирования оказывает негативное влияние на конструктивные особенности самого здания, а также оказывает негативное влияние на восприятие фасада, визуальный облик всего здания изменен.
В соответствии с письмом Минкультуры России от 08 августа 2017 года № 2440-1.1-39-01 и Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статьи 33, 41-44, 47.3 принципы неизменности облика объекта культурного наследия) размещения технических средств и конструкций на выявленных объектах культурного наследия является нарушением законодательства РФ.
Действия собственников нарушают порядок проведения работ на объектах культурного наследия, предусмотренный статьей 45 от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведения указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Данные работы являются несанкционированными. Разрешения на производство вышеуказанных работ Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области не выдавалось.
Таким образом, в действиях собственника ФИО2 ФИО9. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ, а именно нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
По факту выявленных нарушений заместителем начальника отдела контроля и надзора Управления по охране объектов культурного наследия <адрес> ФИО1 ФИО11. в отношении ФИО2 ФИО10. ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.
В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО2 ФИО12., надлежащим образом извещенная о месте и времени судебного заседания, не явилась, представила заявление, в котором вину в совершении административного правонарушения признала, просит суд назначить ей наказание в виде предупреждения или в виде административного штрафа в размере менее минимального, поскольку допущенные нарушения в виде установки наружных блоков систем кондиционирования ей устранены путем их демонтажа, при этом ФИО2 ФИО13 является пенсионером и не имеет материальной возможности оплатить штраф в установленном размере.
Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, заместитель начальника отдела контроля и надзора Управления по охране объектов культурного наследия Правительства области ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.
При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране.
Согласно абз. 1 п. 11 ст. 47.6 вышеуказанного Закона охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В силу пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.
Согласно п. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Как установлено судом и следует из материалов дела об административном правонарушении, собственником нежилого помещения, расположенное по адресу: <адрес>, пл. им. ФИО6, <адрес>, пом. 22 является ФИО2 ФИО14., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Указанное здание «Дом доходный О.Н. Герман, кон. XIX в.», согласно постановлению Правительства Саратовской области от 01 апреля 2009 года № 110-П «О включении объектов культурного наследия регионального значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, рекомендуемых к постановке на государственную охрану.
Отделом по контролю и надзору управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области 09 ноября 2021 года в 10 часов 00 минут на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематического наблюдения № 144 от 08 ноября 2021 года был произведен осмотр выявленного объекта культурного наследия регионального значения здания «Дом доходный О.Н. Герман, кон. XIX в.», расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно акту осмотра объекта культурного наследия от 09 ноября 2021 года при осмотре объекта культурного наследия установлено, что собственником, без согласования с уполномоченным органом, самовольно проведены работы по установке наружных блоков системы кондиционирования помещений в количестве трех штук, установленных во внутридомовой территории, на уровне перового этажа в границах нежилого помещения общей площадью 78,8 кв.м.
Незаконная установка наружных блоков системы кондиционирования оказывает негативное влияние на конструктивные особенности самого здания, а также оказывает негативное влияние на восприятие фасада, визуальный облик всего здания изменен. Проведенные собственником работы являются несанкционированными, поскольку разрешения на производство вышеуказанных работ Управление по охране обетов культурного наследия Правительства Саратовской области не выдавало.
Действия собственника нарушает порядок проведения работ на объекте культурного наследия, предусмотренный статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.
Вина ФИО2 ФИО15. в совершении вменяемого административного правонарушения, объективно подтверждается следующими письменными доказательствами, а именно: актом осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ; фото-таблицей; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом объекта культурного наследия, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; учетной карточкой объекта, представляющего собой историко-культурную ценность, письменнми объяснениями ФИО2 ФИО16.
Указанные доказательства судья оценивает по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и считает допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, и являющимися достаточными для признанияФИО2 ФИО17 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ является нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.
Собственник нежилого помещения здания, являющегося объектом культурного наследия, в силу закона несет обязанность по сохранению выявленного объекта культурного наследия, выполнению требований законодательства об охране выявленных объектов культурного наследия.
Допущенные собственником ФИО2 ФИО18. действия нарушают установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия.
При указанных обстоятельствах, действия ФИО2 ФИО19 подлежат квалификации по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Установленных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Материалы дела свидетельствуют о том, что указанное правонарушение выявлено надлежащим должностным лицом в пределах своих полномочий, имеющим право на составление протокола об административном правонарушении, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Все процессуальные документы, составленные органом государственного контроля и надзора, своевременно направлены по адресу пребывания лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, является признание вины, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Одним из требований принципа справедливости юридической ответственности является соразмерность наказания деянию.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкция ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ для граждан предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу абз. 5 п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу ч. ч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Таким образом, с учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения и роль правонарушителя, его материальное положение, считаю возможным применить в данном случае положения ч. ч. 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить ФИО2 ФИО20 наказание в виде административного штрафа в размере 7 500 руб., то есть менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, ст. 7.13 КоАП РФ, судья
постановил:
ФИО2 ФИО21 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей, который в течение 60 дней после вступления постановления в законную силу внести на следующие реквизиты: получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>); Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, единый казначейский счет: 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, БИК: 024501901, код бюджетной классификации: 05411601071010013140, ИНН <***>, КПП: 770301001, код ОКТМО: 45382000.
Разъяснить ФИО2, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить во Фрунзенский районный суд г. Саратова.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, ФИО2 ФИО22 вправе обратиться в суд, вынесший постановление о назначении административного наказания в виде штрафа, в порядке ст. 31.5 КоАП РФ с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения.
Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней с момента получения его копии.
Судья З.А. Левина