ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4054/2021 от 22.07.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Резолютивная часть оглашена **.**.2021г.

Дело № 5-4054/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

**.**. 2021 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ломановым Е.М., с участием представителя ОАО «Российские железные дороги» - С.Р., выступающего по доверенности №* от **.**.**** года, представителя Псковской таможни П.И., выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации юридического лица – **.**.**** года, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее неоднократно подвергавшегося административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

**.**.2021 года должностным лицом Псковской таможни в отношении юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (далее по тексту – ОАО «РЖД») составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сокрытии товаров от таможенного контроля, способом, затрудняющим обнаружение товаров при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, **.**.2021 года в ** часов ** минуты на таможенный пост ЖДПП С. Псковской таможни прибыл поезд №* с вагонами №№***.

**.**.2021 года в **:** часов в таможенный орган – т/п ЖДПП С. Псковской таможни, для принятия решения о возможности убытия товара с таможенной территории Евразийского экономического союза, перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены следующие документы: декларация на товары №*, железнодорожная накладная №* от **.**.2021 года, №* от **.**.2021 года, №* от **.**.2021 года, передаточная ведомость №* от **.**.2021 года, передаточная ведомость №* от **.**.2021 года.

Исходя из сведений, заявленных в предоставленных документах, в вагонах №№*** перемещался товар – «масла базовые (дистилляты масел смазочных)», общее количество грузовых мест товара – 3, общий вес брутто товара 172980 кг.

Отправитель товара: ПАО «С», <адрес>.

Получатели товара: 1) "Н" OU, <адрес>; 2) SIA "Т", <адрес>; 3) SIA "О", <адрес>.

Декларант товара: ООО «Р», <адрес>.

Перевозчик товара: ОАО «Российские железные дороги», юридический адрес: <адрес> (ИНН №*, КПП №*, ОГРН №*, ОКПО №*, дата регистрации юридического лица – **.**.**** года).

Документы и сведения для получения разрешения на убытие товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза перевозчиком ОАО «РЖД» были предоставлены в таможенный орган на основании требований ст. 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

**.**.2021 года в **:** часов работниками ж/д станции «П» в ОТО и ТК №* т/п ЖДПП С. для оформления убытия были предоставлены следующие документы: декларация на товары №*, железнодорожная накладная №* от **.**.2021 года, №* от **.**.2021 года, №* от **.**.2021 года, передаточная ведомость №* от **.**.2021 года, передаточная ведомость №* от **.**.2021 года, следующие в составе поезда №* в количестве 39 ТСМП с наличием вагонов №№***.

В ходе документальной проверки, в результате анализа информации ОАО «РЖД» было выявлено, что поезд №* был отправлен со станции «"Н"» и прибыл на станцию «П» **.**.2021 года в ** часов ** минуты. На станции «П» **.**.2021 года был сформирован поезд №*.

После окончания контроля товаров и транспортных средств должностными лицами ОТО и ТК №* т/п ЖДПП С. и заполнения журнала учета товаров при их убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза, который ведется в электронном виде КПС ЖДПП, были приняты и оформлены решения о возможности фактического вывоза товаров и транспортных средств за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза. Документы были возвращены конторе передачи в ** часов ** минут **.**.2021 года.

**.**.2021 года в ** часов ** минут в рамках системы управления рисками по ДТ №* был проведен осмотр поезда №* (АТН №* от **.**.2021 года).

В результате проведенного таможенного досмотра (АТД №*) вагонов №№*** поезда №* был выявлен сокрытый от таможенного контроля товар, а именно: в вагонах с товаром «масла базовые (дистилляты масел смазочных)» в полостях сливных горловин, закрытых вентильным запором, обнаружены брикеты прямоугольной формы, обтянутые полиэтиленовой пленкой и обмотанные скотчем, в количестве: 3 (трех) брикетов. При вскрытии брикетов было установлено наличие сигарет марки «NZ GOLD», бело-золотистого цвета. На пачках имеется маркировка, нанесенная типографическим способом с указанием наименования «NZ GOLD» (ЭнЗелд Голд), 20 сигарет с фильтром, продажа лицам не достигшим 18 лет запрещена, ОАО «Н», <адрес>, содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества, ЕАЭС, штрих-код, имеются акцизные марки и цифровые обозначения. Всего в количестве: 500 пачек сигарет.

Указанный выше товар к таможенному контролю перевозчиком ОАО «РЖД» заявлен не был. Сокрытая от таможенного контроля табачная продукция была изъята сотрудниками <данные изъяты>.

Вышеизложенные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении юридического лица - ОАО «РЖД», дела об административном правонарушении и проведения административного расследования, по результатам которого в отношении юридического лица – ОАО «РЖД», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.

Представитель ОАО «РЖД» С.Р. в судебном заседании, не отрицая факта обнаружения в железнодорожных вагонах товара, сокрытого от таможенного контроля, вину Общества не признал. Указал, что в обязанности ОАО «РЖД», как перевозчика, входит соблюдение всех требований безопасности при передвижении товаров на железнодорожном транспорте, доставка груза от пункта отправления до пункта назначения, что, с учетом действующих положений Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении и Правил приема и перевозки грузов железнодорожным транспортом, выполнено работниками ОАО «РЖД» в полном объеме. При этом, выявление сокрытого товара в каких-либо технологических полостях железнодорожных вагонов, тем более не принадлежащих ОАО «РЖД», в обязанность ОАО «РЖД» не входит. Полагал, что в рамках административного расследования причастность ОАО «РЖД» к сокрытию товара таможенным органом не доказана, в связи с чем просил прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Представитель Псковской таможни П.И. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала в полном объеме. Полагала, что вина ОАО «РЖД» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, является доказанной, поскольку ОАО «РЖД» не предприняло всех предусмотренных законом мер, направленных на предотвращение указанного деяния. С учетом фактических обстоятельств дела просила ОАО «РЖД» признать виновным в совершении настоящего правонарушения, и назначить наказание в виде штрафа в размере, предусмотренном санкцией статьи.

Выслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, представителя таможенного органа, изучив материалы дела, прихожу к выводу, что производство по делу подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Таможенного кодекса евразийского экономического союза (далее по тексту – ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно п. 2 ст. 95 ТК ЕАЭС от имени таможенных органов таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов, уполномоченными на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями, в отношении товаров, в том числе транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ЕАЭС.

На основании подп. 25 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС незаконным перемещением товаров через таможенную границу признается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со ст. 10 ТК ЕАЭС должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

Таким образом, размещение товара в местах, не предназначенных для перевозки товаров, препятствующее его обнаружению при визуальном осмотре должностными лицами таможенных органов, и несообщение в предусмотренной законом форме таможенным органом о таком перевозимом товаре, следует расценивать как сокрытие товаров от таможенного контроля с использованием способов, затрудняющих обнаружение товаров.

В соответствии с ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза – влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступление таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Вместе с тем, доказательств того, что ОАО «РЖД» имело намерение сокрыть товар от таможенного контроля, путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза, то есть выполняло объективную сторону правонарушения (выполняло соответствующие действия), таможенным органом суду не представлено.

Как следует из акта таможенного досмотра №* от **.**.2021 года (л.д.25-30), товар – сигареты марки «NZ GOLD», в пачках бело-золотистого цвета, в количестве – 500 пачек, упакованные в три брикета прямоугольной формы, обтянутых полиэтиленовой пленкой и обмотанных скотчем, был сокрыт в железнодорожных цистернах №№*** в полостях сливных горловин, закрытых вентильным запором. Всего было обнаружено три брикета, по одному в горловине каждой из вышеуказанной цистерны, что свидетельствует о том, что доступ к товару был крайне затруднен.

Согласно информации, предоставленной в Псковскую таможню в ходе административного расследования представителем Октябрьского территориального центра фирменного транспортного обслуживания – структурного подразделения Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» В.А., погрузка вагонов №№*** осуществлялась на путях необщего пользования ПАО «С». Прием вагонов к перевозке осуществлялся на основании выданного грузоотправителем перевозчику уведомления о завершении грузовой операции формы ГУ-2бВЦ на путях необщего пользования ПАО «С», с последующим отражением времени приема/передачи в памятках приемосдатчика формы ГУ-45ВЦ №*, №* за подписью приемосдатчика груза и багажа ОАО «РЖД», грузоотправителя ПАО «С». Собственником, пользователем железнодорожных вагонов №№*** является Акционерное общество «У», арендатором – Публичное акционерное общество «С». Вагоны в поезде перед отправлением осматривались представителями перевозчика: осмотрщиками-ремонтниками ВЧДЭ-1 – в техническом отношении, приемосдатчиками груза и багажа – в коммерческом. Вагоны №№*** в поезде №* были осмотрены **.**.2021 года на * ПОП в техническом отношении - Ш.А., Б.В., в коммерческом отношении – К.Т., без замечаний, вагон №* в поезде №* осмотрен **.**.2021 года на * ПОП в техническом отношении – Ш.А., Б.В., в коммерческом отношении – К.Т., без замечаний. Вагоны №№*** отправки №№*** были приняты к перевозке **.**. 2021 года на станции "Н" Северной железной дороги, грузоотправитель Публичное акционерное общество «С» с товаром, находящимся под таможенным контролем ДТ №* с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем за исправными пломбами грузоотправителя. Погрузка товара производилась силами грузоотправителя. Накладные подписаны электронной подписью грузоотправителя ФИО1 ОАО «Российские железные дороги» в погрузочных мероприятиях участия не принимал. Со станции "Н" Северной железной дороги выгоны №№*** были отправлены **.**.2021 года в ** часов ** минут в составе поезда №*. Вагоны имели маршрут следования по Северной железной дороге, Октябрьской железной дороге. В пути следования имели длительные стоянки на следующих станциях: "Я" – Главный СЕВ. ж.д. прибытие **.**.2021 года в **:** часов, убытие **.**.2021 года в **:** часов; "С" ОКТ. ж.д. прибытие **.**.2021 года в **:** часов, убытие **.**.2021 года в **:** часов; "Б""М" ОКТ. ж.д. прибытие **.**.2021 года в **:** часов, убытие **.**.2021 года в **:** часов; "Д" ОКТ. ж.д. прибытие **.**.2021 года в **:** часов, убытие **.**.2021 года в **:** часов; "Б" ОКТ. ж.д. прибытие **.**.2021 года в **:** часов, убытие **.**.2021 года в **:** часов. При поступлении по станции П Октябрьской железной дороги вагоны №№*** отправки №№*** с товаром, находящимся под таможенным контролем №* с перевозочными и товаросопроводительными документами со сведениями, внесенными грузоотправителем в неизменном состоянии были предоставлены для убытия в таможенный орган (л.д.60-62).

Из письма начальника Управления организации отгрузок ПАО «С» Ш.С., предоставленного в Псковскую таможню в ходе административного расследования, следует, что «масло базовое ЯНОС MVI-2» и «масло базовое SN-80», произведенное нефтеперерабатывающим заводом ПАО «Я» по договору процессинга с одним из акционеров – ПАО «Р», было отправлено железнодорожным транспортом **.**.2021 года в железнодорожных цистернах, принадлежащих АО «У», №№*** (грузополучатель ООО «О», ст. назначения "М" (Эксп.), Латвия), и №* (грузополучатель СИА «Т», ст. назначения "Р" - "П", Латвия) со станции "Н" Северной железной дороги грузоотправителем ПАО «С». Налив нефтепродуктов осуществлялся силами и средствами ПАО «Я» (завода): 1. Масло базовое ЯНОС MVI-2 – **.**.2021 года 56 т в вагон цистерну №* и **.**.2021 года 58,94 т в вагон цистерну №*; 2. Масло базовое SN-80 – **.**.2021 года 58,04 т в вагон цистерну №*. Оформление железнодорожных накладных №* от **.**.2021 года, №* от **.**.2021 года, №* от **.**.2021 года, и сдача вагонов в соответствии с Договором на выполнение работ и оказание услуг, в том числе транспортно-экспедиционных, связанных с перевозкой грузов от **.**.**** года №* перевозчику ОАО «РЖД» осуществлялись работниками Управления организации отгрузок ПАО «С» на пункте налива нефтеперерабатывающего завода ПАО «Я» (л.д.80).

Из вышеизложенного следует, что железнодорожная перевозка включает большое количество участников перевозочного процесса, в данном случае сотрудников ПАО «С» и ПАО «Я», как арендатора, загрузчика и отправителя вагонов №№***, сотрудников ОАО «РЖД», как перевозчика от станции "Н" Северной железной дороги до таможенной границы Союза (машинисты, помощники машинистов, вагонники, приемосдатчики на железнодорожных станциях и др.).

Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что с момента погрузки и отправки вышеуказанных вагонов и до их прибытия на таможенную границу Союза возможность подойти к вагонам, особенно на крупных железнодорожных узлах, имело значительное количество людей.

Таким образом, Псковской таможней в процессе проведенного по делу административного расследования физическое лицо или лица, виновные в незаконном сокрытии указанных товаров, обнаруженных в железнодорожных вагонах, перемещаемых ОАО «РЖД», не установлены. Само по себе наличие в полостях сливных горловин, закрытых вентильным запором, железнодорожных цистерн №№***, следующих в составе поезда №*, сокрытого товара – сигареты марки «NZ GOLD», в пачках бело-золотистого цвета, в количестве – 500 пачек, о наличии вины ОАО «РЖД» не свидетельствует, поскольку, как это следует из нормы закона, инкриминируемое Обществу деяние могло быть совершено только с прямым умыслом. Однако, в материалах дела отсутствуют сведения, свидетельствующие о том, что размещение указанных сигарет в труднодоступных местах, преследующее целью сокрытие товаров от таможенного контроля, явилось результатом намеренных действий ОАО «РЖД» (персонала Общества), как не представлено доказательств этого и в ходе настоящего судебного заседания.

Поскольку ОАО «РЖД» не осуществляло внешнеторговую коммерческую операцию с табачными изделиями, не обладало сведениями о наличии в железнодорожных цистернах, следующих в составе поезда, табачных изделий, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза сокрытым путем, соответственно у Общества отсутствовала обязанность по их декларированию.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, составляет сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников, иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, а также путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Российской Федерации.

Субъектом данного правонарушения, применительно к настоящему делу, является лицо, перемещающее указанный товар через таможенную границу Таможенного союза с использованием вагонов ОАО «РЖД» в качестве орудия совершения правонарушения и скрывающее товар от таможенного контроля.

Таким образом, ОАО «РЖД» не является субъектом правонарушения, поскольку не осуществляло перевозку изъятого товара, в смысле, придаваемом этому понятию диспозицией ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, и не скрывало этот товар от таможенного контроля.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в деянии ОАО «РЖД» состава инкриминируемого административного правонарушения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае отсутствия состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Товар, явившийся предметом административного товара, а именно: сигареты марки «NZ GOLD», в пачках бело-золотистого цвета, в количестве – 500 пачек, в рамках административного расследования не изымался. Согласно сообщению заместителя начальника отдела в г. П<данные изъяты>Э.Ю. от **.**.2021 года №*, табачные изделия, изъятые сотрудниками <данные изъяты> переданы в отдел (погк) в г. П. для принятия дальнейших процессуальных решений (л.д.90).

На основании изложенного и руководствуясь ст. 24.5 ч. 1 п. 2, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), ОГРН №*, ИНН №*, КПП №*, дата регистрации юридического лица – **.**.**** года, зарегистрированного по адресу: <адрес> – прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушения.

Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.

Товар, явившийся предметом административного правонарушения, не изымался.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья И.В. Бондаренко