ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-406/17 от 08.12.2017 Центрального районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 5-406/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

08 декабря 2017 года

Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Малахов С.Л., при секретаре судебного заседания Кулаковой К.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО2 жжж года рождения, гражданки Российской Федерации, уроженки города Новосибирска, проживающей по адресу: <...>

у с т а н о в и л:

19.10.2017 г. инспектором отделения ИАЗ отдела полиции № 1 «Центральный» Управления МВД России по городу Новосибирску капитаном полиции ФИО1 в отношении ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что 30 сентября 2017 года в период с 15.30 часов до 16.00 часов ФИО2 приняла активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме демонстрации по маршруту движения от дома № 18 по улице Красный проспект в городе Новосибирске в сторону Красного проспект, д. 36, до памятника им. В.И. Ленина, без подачи уведомления в мэрию города Новосибирска, в котором приняло участие около 23 человек, с использованием наглядной агитации (воздушные шары с надписями «Н», «20!8 Навальный»).

В судебном заседании ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не признала и указал, что действительно 30.09.2017 года совместно со своими знакомыми принимала участие с фотосессии и прогулки у достопримечательностей г. Новосибирска использованием воздушных шаров с нанесенной символикой. Изображения, нанесенные на воздушных шарах, никакого контекста в себе не содержат, и не являются агитацией, у нее отсутствовали намерения создавать какой-либо образ в отношении какого-либо лица.

Судья, выслушав лиц, участвующих в деле, защитников ФИО2 -Чернявскую А.В., Гладченко А.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Часть первая статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного статьей 31 Конституции Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона, публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Под демонстрацией понимается организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения, в том числе на транспортных средствах, плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации (пункт 4 статьи 2 указанного закона).

Согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

В силу части 4 статьи 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона;

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 г. N 1618-О, от 24 октября 2013 г. N 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17)). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Как следует из пояснений ФИО2 30.09.2017 г. она приняла участие в мероприятии, которое по ее мнению, является фотосессией и прогулкой по городу Новосибирску. При этом, участники данного мероприятия имели при себе воздушные шары, с нанесенными на них изображениями. Ни со стороны сотрудников полиции, ни со стороны граждан, никаких замечаний и требований о прекращении мероприятия не поступало.

Из материалов дела следует, что порядка 23 человек, включая ФИО2, следовали организованной группой по установленному маршруту, с остановками у знаковых мест – органов власти города Новосибирска. При этом граждане данной группы имели при себе воздушные шары с символикой «Н», «20!8 Навальный».

Общеизвестным фактом является, что ФИО3 – российский политик, юрист, основатель Фонда борьбы с коррупцией – имеет намерения баллотироваться на пост Президента России в 2018 году, и ведет активную кампанию за допуск на выборы, победитель которых будет определяться не административным ресурсом, а волей избирателей

Оценивая показания ФИО2, судья приходит к выводу, что воздушные шары, с нанесенными изображениями, несут в себе применяемую для политического воздействия информацию, способствующую формированию у неопределенного круга лиц положительного отношения к А.Навальному.

Выводы судьи подтверждаются и актом осмотра интернет ресурса – сайта Команда Навального – Новосибирск. На данном сайте в сообщении от 01.10.2017 года указано, что – «Вчера провели агитпрогулку с шарами вдоль Красного проспекта и до областной администрации». Мероприятие прошло в поддержку несправедливо задержанных в пятницу Алексея Навального и ФИО4». Также на данном ресурсе размещен фотоотчет о данной агитпрогулке.

ФИО2 в судебном заседании не отрицала своего активного участия в проведенном мероприятии.

Данные акции с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, участниками использовались идентичные наглядные средства агитации.

Таким образом, движение по определенному маршруту организованной группой, с использованием воздушных шаров с нанесенными надписями, содержащими в себе признаки агитационных материалов, используемых в качестве средств наглядной агитации, представляет собой скрытую форму коллективного публичного мероприятия на территории города Новосибирска в форме демонстрации.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ.

Частью 2 статьи 6 Федерального закона Федерального закона № 54-ФЗ от 19 июня 2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Как следует из материалов дела, проведение публичного мероприятия 30.09 2017 г. не было согласовано в установленном порядке. Доказательств обратному судье не представлено.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, однако такого уведомления о проводимом публичном мероприятии подано организатором не было, что свидетельствует о несогласованности в установленном законом порядке данного мероприятия.

Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, судья приходит к выводу, что ФИО2 30.09.2017 г. в период с 15.30 часов до 16.00 часов приняла активное участие в несогласованном публичном мероприятии в форме демонстрации с нарушением участником публичного мероприятия установленного порядка проведения публичного мероприятия, поскольку последнее не было согласно в установленном законом порядке.

При этом ФИО2 было известно о том, что соответствующее уведомление о проведении публичного мероприятия в уполномоченном органе не было согласовано, тем не менее, она приняла участие в нем.

Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, рапортом, а также видеозаписью, содержащейся на диске, актом осмотра страницы сайта, и иными материалами дела, которые соответствует требованиям допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также пояснениями лица привлекаемого к административной ответственности, данными в ходе судебного разбирательства.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.

У судьи отсутствуют основания не доверять, имеющимся в деле доказательствам, поскольку они соответствуют критерию относимости и допустимости, и не опровергаются доводами ФИО2

Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств, у ФИО2 имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений и не принимать участие в публичном мероприятии с нарушением порядка его проведения.

Обстоятельств, вынуждающих ФИО2 нарушить порядок проведения публичного мероприятия, которые бы не зависели от ее воли, судьей в ходе судебного разбирательства не установлено.

Событие, состав административного правонарушения, вина ФИО2 в ее совершении нашли свое полное подтверждение.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена совокупностью письменных доказательств, исследованных в судебном заседании.

Несогласие ФИО2 с вменяемым административным правонарушением не опровергает доказательств ее вины в совершении данного административного правонарушения.

Доводы ФИО2 об участии лишь в прогулке и фотографировании с единомышленниками судьей не принимаются, поскольку они не опровергают выводов судьи о квалификации действий ФИО2., так как субъективное восприятие ФИО2 обстоятельств участия во вмененном мероприятии 30.09.2017 года не исключает обстоятельства свободного публичного выражения общественного мнения, что соответствует признакам публичного мероприятия.

Доводы ФИО2 судья расценивает как способ защиты и уклонения от административной ответственности за совершенное административное правонарушение.

Частью 2.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 2.3 указанной статьи).

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, форму публичного мероприятия, данные о личности ФИО2, согласно пояснениям которой, она является студентом 3 курса, то, что ранее ФИО2 не привлекалась к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, отсутствие иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа применив вышеуказанные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о штрафе определив его размер ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,

п о с т а н о в и л:

Признать ФИО2 жжж года рождения, гражданки Российской Федерации, уроженки города Новосибирска, проживающей по адресу: Новосибирская область, поселок жжж виновной всовершении административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Оплата штрафа должна быть произведена на счет:

Главное управление Министерства внутренних дел России по Новосибирской области, 630099, <...>, дата государственной регистрации до 01 июля 2002 года 17 ноября 1997 года, после 01 июля 2002 года дата присвоения ОГРН 31 декабря 2002 года

ИНН <***>

КПП 540601001

ОГРН <***>

Получатель: УФК по Новосибирской области (ГУ МВД России по Новосибирской области)

Счет получателя: 4010181090000001001 Сибирское ГУ Банка России г. Новосибирска, БИК банка получателя 045004001, КБК 18811690040046000140 Назначение платежа: «Административный штраф». ОКТМО: 50701000.

Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения 60 дней с момента вступления постановления в законную силу) в Центральный районный суд города Новосибирска.

Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в течение 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу правонарушитель подлежит привлечению к административной ответственности в установленном законом порядке.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления в полном объеме.

Судья С.Л. Малахов