ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-407/14 от 09.09.2015 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело №5-407/2014

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09 сентября 2015 года г. Ульяновск

Судья Ленинского района г.Ульяновска Т.Л. Грачева, с участием защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Фаизова А.А., представителя Управления Росприродназора по Ульяновской области Денешика Г.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ в отношении

муниципального бюджетного образовательного учреждения

«Средняя образовательная школа № 28», юридический адрес:

<адрес>, рекизиты

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении №168 от 10 июля 2015 года, В Управление Росприроднадзора по Ульяновской области поступило обращение гражданки Гавриковой Д.В. от 06.05.2015 (вх. от 07.05.2015 № 6047) по факту образования несанкционированной свалки отходов на территории г. Ульяновск (за домами №№ 9, 11, 13 по бульвару Архитекторов в Ленинском районе г. Ульяновска).

На основании приказа от 12.05.2015 №369 14.05.2015 Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области было проведено рейдовое мероприятие, составлен акт рейдового мероприятия.

В ходе проведения рейдового мероприятия установлено, что территория МО «город Ульяновск» (в 90 - 280 м <адрес> в Ленинском районе г. Ульяновска) захламлена отходами производства и потребления, строительным мусором, грунтом, образовавшемся при проведении землеройных работ.

Территория земельных участков не ограждена.

14.05.2015 сотрудником филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» была определена площадь участков, на которых обнаружены отходы, отобраны пробы отходов для проведения лабораторного анализа методом биотестирования, составлен акт отбора проб.

В ходе административного расследования, проводимого в период с 14.05.2015г. по 10.07.2015г., на земельном участке в 90 - 280 м <адрес> по бульвару Архитекторов в Ленинском районе г. Ульяновска установлен факт несоблюдения экологических и санитарно - эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.

На основании письма Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от 12.05.2015г. №02-13/2053 14.05.2015г. сотрудником филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» была определена площадь участков (5311 м2 - согласно ситуационного плана - схеме местоположения земельных участков с несанкционированно размещенными на них отходами), на которых обнаружены отходы, отобраны пробы отходов для проведения лабораторного анализа методом биотестирования.

Согласно представленных протоколов результатов биотестирования подтвержден класс опасности и вид отходов отобранных при проведении рейдового мероприятия, а именно:

от 21.05.2015г. №15Б0052/1, 15Б0052/5, 15Б0052/8, 15Б0052/9, 15Б0052/11, 15Б0052/13 подтвержден класс опасности и вид отхода IV класса опасности - строительного мусора;

от 21.05.2015г. №15Б0052/2, 15Б0052/6, 15Б0052/7, 15Б0052/10 подтвержден класс опасности и вид отхода V класса опасности - грунта, образовавшегося при проведении землеройных работ;

от 21.05.2015г. №№15Б0052/3, 15Б0052/4, 15Б0052/12, 15Б0052/14 подтвержден класс опасности и вид отхода IV класса опасности - твердых бытовых отходов.

В ходе проведения административного расследования и изучения представленных материалов установлено, что юридическое лицо - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» (МБОУ СОШ №28) допустило нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, а именно:

ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации;

п. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому запрещается сброс отходов производства и потребления на почву;

абз. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому юридические лица, при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

ст. 12 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, согласно которой целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель;

п. 2 ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 № 136-ФЗ, согласно которой в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

В письме от 01.06.2015г. №13412-12 Заместитель Главы администрации города Ульяновск - председатель Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Горюнова Т.В. сообщила, что земельные участки в 90 - 280 м южнее домов №№ 9, 11, 13 по бульвару Архитекторов в Ленинском районе г. Ульяновска, где выявлены факты несоблюдения требований природоохранного законодательства (согласно приложенной схеме), накладываются на земельный участок по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, в южной части квартала «Б» микрорайона «Искра» по ул. Жиркевича, участок №2 по генплану (земли населенных пунктов), переданный МБОУ СОШ №28. На данный земельный участок зарегистрировано право муниципальной собственности.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 25.09.2013г. серия 73АА №654362 земельный участок площадью 31700 кв.м с кадастровым номером: 73:24:040303:1601 по адресу: Ульяновская область, г. Ульяновск, в южной части квартала «Б» микрорайона «Искра» по ул. Жиркевича, участок №2 по генплану города Ульяновска передан Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №28» в постоянное (бессрочное) пользование под строительство школы.

На основании постановления от 01.08.2013г. №3330 и. о. Главы администрации города Ульяновск В.Н. Шемета земельный участок площадью 31700 кв.м с кадастровым номером: 73:24:040303:1601 по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, в южной части квартала «Б» микрорайона «Искра» по ул. Жиркевича, участок №2 по генплану (земли населенных пунктов) передан Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №28» (юридический адрес: 432035, г. Ульяновск, ул. Пархоменко, д. 98, ИНН 7325009707) в постоянное (бессрочное) пользование под строительство школы.

Директор МБОУ СОШ №28 Фаизов А.А. в письме от 10.06.2015г. №182 сообщил, что ликвидировать свалку ТБО на данном земельном участке не имеет возможности, так как денежные средства для заключения контракта на вывоз ТБО не выделяются, в плане финансово - хозяйственной деятельности данные средства в 2015г. не предусмотрены.

В письме от 09.07.2015г. №206 директор МБОУ СОШ №28 Фаизов А.А. указал, что на данный момент МБОУ СОШ №28 выплачивает налоги на землю и не более. В смете расходов на 2015 год никаких других средств не выделено, в том числе на благоустройство территории и на другие виды работ; по недопущению захламления отходами земельного участка по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, в южной части квартала «Б» <адрес>, ведется работа, а именно: «направлены письма руководителям строительных организаций КПД-1 и КПД-2 о незамедлительном вывозе мусора с этой территории», о создавшейся ситуации на данной территории сообщено первому заместителю Главы администрации г. Ульяновска Гаеву А.В. и Главе города Ульяновска Беспаловой М.П.

Указанное выше свидетельствуют о том, что на территории МБОУ СОШ №28 по адресу: г. Ульяновск, Ленинский район, в южной части квартала «Б» микрорайона «Искра» по ул. Жиркевича происходит накопление (размещение) отходов IV-V класса опасности на почве.

Следовательно, МБОУ СОШ №28 не выполняются обязанности, установленные природоохранным законодательством РФ и допущено захламление территории отходами IV- V класса опасности, что ведет к ухудшению экологической обстановки МО «город Ульяновск» Ульяновской области, нарушению прав граждан - жителей района на благоприятную окружающую среду.

Таким образом, юридическое лицо - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №28» допустило захламление территории отходами IV-V класса опасности и не соблюдает экологические и санитарно- эпидемиологические требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления и в его действиях (бездействии) содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2. КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при накоплении и ином обращении с отходами производства и потребления.

В судебном заседании защитник муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 28» Фаизов А.А. вину юридического лица в совершении указанного правонарушения не признал. Пояснил, что Управлением образования и администрацией г.Ульяновска МБОУ СОШ № 28 действительно выделен земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования в 2013г. для строительства на нем в последующем другой школы в данном микрорайоне. При этом запланированная школа будет являться самостоятельным юридическим лицом и фактически к МБОУ СОШ № 28 не имеет отношения. Принадлежность земельного участка, на котором обнаружено складирование мусора к МБОУ СОШ № 28 точно не установлена, поскольку в данном районе планируется строительство как школы, так и детского сада и иных социально значимых объектов, границы выделенного земельного участка в установленном порядке не определены, участок не огорожен. Само расположение данного земельного участка вблизи мест крупной застройки и наличие на земельном участке именно строительного мусора свидетельствует о том, что мусор складировался организациями- застройщиками района, к чему школа не имеет никакого отношения. У МБОУ СОШ №28 имеется договор на вывоз мусора с территории школы, к указанному же в протоколе об административном правонарушении мусору МБОУ СОШ №28 отношения не имеет, поскольку он не является продуктом образовательной деятельности, а МБОУ СОШ №28 занимается только образовательной деятельностью. Все финансирование осуществляется за счет учредителя – управления образования.

Представитель Росприроднадзора Денешик Г.Е полагал, что вина МБОУ СОШ №28 установлена, поскольку земельный участок выделен под строительство школы данному юридическому лицу. На данном земельном участке обнаружено захламление отходами производства и потребления, строительным мусором, грунтом, образовавшемся при проведении землеройных работ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Из содержания ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, среди прочего: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления представляют собой остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - это содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; использование отходов представляет собой применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - это обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В соответствии с частью 1 статьи 8 названного Федерального закона, части 1 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, каких-либо доказательств причастности муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 28» к вмененному правонарушению суд не усматривает.

Судом установлено, что земельный участок, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под строительство школы, общей площадью 31700кв.м., расположенный по адресу: г<адрес> по генплану, расположен на территории МО «город Ульяновск», является муниципальной собственностью и с 25.09.2013г. передан МБОУ СОШ №28 на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 25.09.2013г.

Согласно справке от 27.07.2015г. Роспотребнадзора по Ульяновской области на вышеуказанном земельном участке имеется свалка хозяйственно-бытовых (пластиковые бутылки, пакеты, ветки деревьев) и строительных (деревянные доски, кирпичи, камень, остатки шлаковых блоков) отходов. Указанные отходы размещены в виде многочисленных куч мусора. Имеются следы подъезда большегрузной техники. Территория не огорожена.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

Устав МБОУ СОШ №28 указывает на ведение МБОУ СОШ №28 образовательной деятельности.

Таким образом, в материалах дела об административном правонарушении не имеется и доказательств того, что МБОУ СОШ №28 осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, следовательно, МБОУ СОШ №28 не является и субъектом данного административного правонарушения.

При изложенных обстоятельствах состав административного правонарушения в действиях МБОУ СОШ №28 отсутствует, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении МБОУ СОШ №28 подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя образовательная школа № 28» ( г<адрес>) прекратить на основании ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток с момента получения.

Судья Т.Л. Грачева