Материал <...>
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Прокопьевск «25» мая 2015 года
Судья Рудничного районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области С.В. Киклевич,
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении закрытого акционерного общества «Прокопьевский угольный разрез», юридический адрес: г. Прокопьевск, <...>,
о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Государственным инспектором Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1, в ходе проведения плановой выездной проверки ЗАО «Прокопьевский угольный разрез», основанием к чему явилось распоряжение Сибирского Управления Ростехнадзора <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой выездной проверки ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» на предмет соблюдения обязательных требований нормативных правовых актов, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по обеспечению безопасности государства, были выявлены нарушения ч. 1 ст. 9 Федерального закона <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03) (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ<...>, рег. Минюстом РФ ДД.ММ.ГГГГ, <...>), а именно:
1. на экскаваторе ЭКГ-10 <...> отсутствует проект производства работ (паспорт), бригада в составе машиниста экскаватора ЭКГ-10 <...>ФИО2 и помощник машиниста ФИО3 не ознакомлены с паспортом под роспись (нарушение ч. 1 ст. 9 ФЗ <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 48 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03));
2. на экскаваторе ЭКГ-10 <...> течь масла с редуктора напорной лебедки с левой и с правой стороны, течь масла в редукторе напора в шлицевом соединении верхней части с нижней правой стороны, течь масла в редукторе напора по валу ведущей шестерни, отсутствует руководство по эксплуатации экскаватора (нарушение ч. 1 ст. 9 ФЗ <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 203, 205 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03));
3. на концевой опоре <...> по фидеру Ф6-2 п/ст 15 отсутствуют оттяжки (укосины), препятствующие их падению (подключено ЯКНО-6 <...> экскаватора ЭКГ-10 <...>) (нарушение ч. 1, 2 ст. 9 ФЗ <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 487 «Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03)).
Данные нарушения, как зафиксировано в протоколе об административном правонарушении, указывают на отсутствие осуществление производственного контроля при эксплуатации технических устройств на опасном производственном объекте ЗАО «Прокопьевский угольный разрез», тем самым создана непосредственная жизни и здоровью людей – работников предприятия.
Соответственно в действиях ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях – нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В судебном заседании государственный инспектор Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1, представивший удостоверение, пояснил, что в ходе проведения плановой выездной проверки ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» на основании распоряжения Сибирского Управления Ростехнадзора <...> от ДД.ММ.ГГГГ, по месту осуществления деятельности, а именно, опасном производственном объекте по адресу: г. Прокопьевск, <...>, были выявлены нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, которые зафиксированы в протоколе об административном правонарушении, то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Выявленные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем с 16 - 30 час. ДД.ММ.ГГГГ деятельность по эксплуатации экскаватора запрещена. Административное наказание просит назначить в виде приостановления деятельности на срок 90 суток, указанный срок обусловлен длительными временными затратами на устранение допущенных нарушений.
Представители лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» - ФИО4 и ФИО5, действующие на основании доверенностей, в судебном заседании не оспаривали наличие нарушений, указанных в протоколе об административном правонарушении, пояснили, что в связи с выявленными нарушениями требований промышленной безопасности эксплуатация экскаватора была приостановлена, создан график выполнения ремонтных работ, которые будут выполнены в ближайшее время, в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Просят назначить наказание сроком менее, чем предлагает государственный инспектор.
Суд, выслушав должностное лицо, составившее протокол, представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», под требованиями промышленной безопасности следует понимать условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В соответствии с п. 5 приложения № 1 к Федеральному закону от 21.07.1997г., к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы. Для разрезов угольной промышленности, объем разработки горной массы которых составляет 1 миллион кубических метров в год и более, а также иных объектов ведения подземных горных работ, не указанных в пп. 1 пункта 8 Приложения № 2, объектов переработки угля (горючих сланцев)для объектов, установлен II класс опасности, согласно подп.2 п.8 приложения № 2 к указанному Федеральному закону.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены статьей 9 указанного Федерального закона, в силу части 1 которой, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30.05.2003 № 45 утверждены Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом» (ПБ 05-619-03), которые распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность, связанную с разработкой угольных месторождений открытым способом (п. 1 Правил).
В силу п. 9 Правил, организации, занятые эксплуатацией разрезов, обязаны организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, являющийся составной частью системы управления промышленной безопасностью, в соответствии с требованиями Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.99 № 263.
Согласно п. 48 Правил, горные работы по проведению траншей, разработке уступов, отсыпке отвалов должны вестись с учетом инженерно-геологических условий и применяемого оборудования в соответствии с утвержденными техническим руководителем разреза локальными проектами производства работ (паспортами). В паспорте указываются допустимые размеры рабочих площадок, берм, углов откоса, высоты уступа, призмы обрушения, расстояний от горного и транспортного оборудования до бровок уступа или отвала. Срок действия паспорта устанавливается в зависимости от условий ведения горных работ. При изменении горно-геологических условий ведение горных работ должно быть приостановлено до пересмотра паспорта. С паспортом должны быть ознакомлены под роспись лица технического надзора, специалисты и рабочие, ведущие установленные паспортом работы, и для которых требования паспорта являются обязательными. Запрещается ведение горных работ без утвержденного паспорта, а также с отступлением от него.
Пунктом 203 Правил закреплено, что горные, транспортные и строительно-дорожные машины, находящиеся в эксплуатации, должны быть исправны, оснащены сигнальными устройствами, тормозами, ограждениями доступных движущихся частей механизмов (муфт, передач, шкивов и т.п.) и рабочих площадок, противопожарными средствами, иметь освещение, комплект исправного инструмента, приспособлений, защитных средств от поражения электрическим током и необходимую контрольно-измерительную аппаратуру, а также исправно действующую защиту от перегрузок и переподъема. Исправность и комплектность машин должны проверяться ежесменно машинистом (оператором), еженедельно - механиком, энергетиком участка и ежемесячно - главным механиком, главным энергетиком разреза или другим назначаемым лицом. Результаты проверки должны быть отражены в Журнале приема-сдачи смен. Запрещается эксплуатация неисправных машин и механизмов.
Согласно п. 205 Правил эксплуатация, обслуживание технологического оборудования, технических устройств, а также их монтаж и демонтаж должны производиться в соответствии с руководством по эксплуатации, техническими паспортами и другими нормативными документами заводов-изготовителей. Нормируемые заводами-изготовителями технические характеристики должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации оборудования.
Проектирование, эксплуатация и ремонт электроустановок (электрооборудования, сетей электроснабжения) объекта открытых горных работ должны осуществляться в соответствии с действующими нормативными требованиями по безопасной эксплуатации электроустановок (п. 487 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судом установлено, что ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» является юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов.
Также судом установлено и подтверждено представленными материалами, что при проведении плановой выездной проверки в отношении ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» были выявлены нарушения требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктов Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03), изложенные в протоколе об административном правонарушении в отношении юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ<...>. Согласно протоколу о временном запрете деятельности <...> от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выявленными нарушениями требований промышленной безопасности и правил эксплуатации экскаватора, с 16 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского управления Ростехнадзора ФИО1 была запрещена эксплуатация экскаватора ЭКГ-10 <...> на опасном производственном объекте «Разрез угольный», рег. номер А68-02367-0001 от ДД.ММ.ГГГГ II класса опасности, эксплуатирующая организация ЗАО «Прокопьевский угольный разрез», по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, горный отвод ЗАО «Прокопевский угольный разрез».
Указанные письменные доказательства и подтвержденные ими обстоятельства не оспариваются представителями юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
Совокупность собранных и исследованных доказательств, по мнению суда, является достаточной для разрешения данного дела, они согласуются между собой, не содержат существенных противоречий, не вызывают у суда сомнений в их объективности, в связи с чем суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.
С учетом изложенного, суд считает установленным, что в действиях юридического лица ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» имеет место нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в нарушении требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доказательств того, что у ЗАО «Прокопьевский угольный разрез» объективно не имелось возможности для соблюдения правил промышленной безопасности и были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, суду не представлено.
Как было указано ранее, в силу ч. 1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение промышленной безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.1 ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью.
В соответствии с ч. 5 ст.29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.
При решении вопроса о назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, и приходит к выводу о том, что выявленные нарушения требований промышленной безопасности представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих трудовую деятельность на опасном производственном объекте, поскольку несоблюдение требований промышленной безопасности, в том числе, правил эксплуатации применяемого оборудования, создает реальную угрозу ввиду возможной аварии на опасном производственном объекте, и ее последствий, а потому считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает признание вины представителями правонарушителя, предпринимаемые меры юридическим лицом к устранению допущенных нарушений.
Отягчающего административную ответственность обстоятельств не установлено, суду таковые не названы.
При назначении наказания, исходя из того, что наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, учитывая, что нарушения, повлекшие привлечение юридического лица к административной ответственности, являются существенными, представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих трудовую деятельность на опасном производственном объекте, поскольку несоблюдение требований промышленной безопасности создает реальную угрозу ввиду возможной аварии на опасном производственном объекте, и ее последствий, с учетом мнения начальника государственного инспектора Беловского территориального отдела Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору ФИО1, считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации экскаватора ЭКГ-10 <...> на опасном производственном объекте «Разрез угольный», рег. номер А68-02367-0001 от ДД.ММ.ГГГГ II класса опасности, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации А 68-02367 от ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатирующая организация закрытое акционерное общество «Прокопьевский угольный разрез», по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, горный отвод закрытое акционерное общество «Прокопевский угольный разрез» на срок 90 (девяносто) суток, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.
По мнению суда, именно указанный вид административного наказания, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, возможных его последствий, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании ст. 9.1, 29.7 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать виновным закрытое акционерное общество «Прокопьевский угольный разрез», расположенное по адресу: г. Прокопьевск, <...>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Подвергнуть закрытое акционерное общество «Прокопьевский угольный разрез» административному наказанию в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации экскаватора ЭКГ-10 <...> на опасном производственном объекте «Разрез угольный», рег. номер А68-02367-0001 от ДД.ММ.ГГГГ II класса опасности, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов (свидетельство о регистрации А 68-02367 от ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатирующая организация закрытое акционерное общество «Прокопьевский угольный разрез», по адресу: Кемеровская область, г. Прокопьевск, горный отвод закрытое акционерное общество «Прокопевский угольный разрез» на срок 90 (девяносто) суток с 16 часов 30 минут 23.05.2016 года, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.
Постановление подлежит исполнению немедленно.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.
Судья подпись
Копия верна.
Судья С.В. Киклевич