Дело №
УИД 26RS0№-18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 декабря 2020 года <адрес>
Судья Пятигорского городского суда <адрес> Приходько О.Н., при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования – Медресе»,
У С Т А Н О В И Л:
прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов министерства образования <адрес> проведена проверка информации о незаконном функционировании исламского религиозного образовательного учреждения - религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования – Медресе».
В ходе проверки, проведенной прокуратурой города в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что религиозная организация «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» осуществляет образовательную деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Изучение арабского языка» по адресу: <адрес>. При этом лицензия на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования у религиозной организации отсутствует.
Религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна, при следующих обстоятельствах. Доказательствами совершения административного правонарушения являются: акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ; справка главного специалиста отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования <адрес>ФИО3; иные материалы проверки.
Исходя из того, что данное административное правонарушение выражается в длительном непрекращающемся ненадлежащем выполнении предусмотренной законом обязанности, оно является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Местом совершения административного правонарушения является место, осуществления образовательной деятельности по адресу: <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не истек (составляет 3 месяца).
Таким образом, в действиях юридического лица - религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, по квалифицирующим признакам: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.
Материалы дела об административном правонарушении переданы на рассмотрение в Пятигорский городской суд.
В судебном заседании представитель юридического лица - религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе», привлекаемого к административной ответственности, указал, что не согласен с выявленными в ходе проведения проверки нарушениями, полагал административное дело, возбужденное прокуратурой <адрес> по делу об административном правонарушении в отношении РО ИОУ СПО Медресе, по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, не законным и не обоснованным по следующим основаниям. В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности. В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований. В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. Пунктом 1.2 приказа Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ N 265, действующего на момент проведения проверки, определено, что при организации и проведении проверок соблюдения Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, решение о проведении проверки следует доводить до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. Таким образом, из материалов дело видно, что при проверки прокуратурой <адрес>, руководитель РО ИОУ СПО Медресе, или иной уполномоченный представитель организации уведомлен не был, о цели основаниях и предмете проверки. Также доказательства, на которые ссылается представитель прокуратуры <адрес>, получены с нарушением закона, а именно: несовершеннолетние опрошены без законных представителей, то есть без участия родителей (преподавателя, педагога). Также указал, что не нуждаются в получении лицензии организации, осуществляющие разовые лекции, стажировки, семинары, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. Помимо этого, лицензию не нужно получать индивидуальным преподавателям и репетиторам. На основании изложенного, просил при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление в отношении РО ИОУ СПО Медресе, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, а также с учетом многочисленных нарушений законодательство при привлечении лица к административной ответственности, вышеуказанное постановление отменить, административное производства в отношении РО ИОУ СПО Медресе, прекратить.
Представитель прокуратура <адрес> указал, что проверка религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» проведена на основании поручения прокуратуры <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, решения заместителя прокурора <адрес>ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, решения о продлении срока проведения проверки от ДД.ММ.ГГГГ№. Так, прокуратурой города с привлечением специалистов министерства образования <адрес> проведена проверка информации о незаконном функционировании исламского религиозного образовательного учреждения. В ходе проверки установлено, что религиозная организация «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» осуществляет образовательную деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Изучение арабского языка» по адресу: <адрес>. При этом лицензия на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования у религиозной организации отсутствует.
Осуществление образовательной деятельности в отсутствие лицензии подтверждается:
объяснениями ФИО11, который пояснил, что здание по адресу: <адрес>, используется религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе», руководителем которой он является. В данном здании религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» проводится обучение арабскому языку.
объяснениями ФИО5, который подтвердил в нем факт обучения, перечислил учащихся и преподавателей;
объяснениями ФИО12, ФИО13, ФИО19ФИО21., ФИО6, которые подтвердили факт обучения их арабскому языку;
актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксировано обучение и проживание учащихся по указанному адресу. Замечаний и дополнений к акту со стороны ФИО11, и ФИО5 не поступило;
фототаблицей в которой, в числе прочего, зафиксирована учебная литература, рабочие тетради обучающихся с оценками,®-также «домашними заданиями», учебные классы во время занятий и т.п.,
справкой главного специалиста отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования <адрес>ФИО3;
копией объяснения ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами проверки.
Доказательств, свидетельствующих о том, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства, не представлено.
Таким образом, в действиях юридического лица - религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, что подтверждается собранными доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, которые являются относимыми, допустимыми, достоверными, а в своей совокупности достаточными для привлечения общества к административной ответственности.
Выслушав помощника прокурора <адрес>ФИО8, позицию защитника юридического лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО9, исследовав представленные письменные доказательства суд приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 26.1 КаАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> по поручению прокуратуры <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ с привлечением специалистов министерства образования <адрес> проведена проверка информации о незаконном функционировании исламского религиозного образовательного учреждения - религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования – Медресе».
В ходе проверки, проведенной прокуратурой города в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что религиозная организация «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» осуществляет образовательную деятельность по реализации дополнительной общеобразовательной программы «Изучение арабского языка» по адресу: <адрес>. При этом лицензия на осуществление образовательной деятельности по подвидам дополнительного образования у религиозной организации отсутствует.
В соответствии со ст. 12 ФЗ РФ от 10.07.1992. N 3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании" образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности. К образовательным учреждениям в частности относятся учреждения дополнительного образования взрослых и детей, другие учреждения осуществляющие образовательный процесс.
В силу п.п. 105 ст. 17 ФЗ РФ N 128-ФЗ от 08.08.2001 года образовательная деятельность по образовательным программам подлежит лицензированию.
На основании ст. 33-1 ФЗ РФ от 10.07.1992. N 3266-1 "Об образовании" право на ведение образовательной деятельности возникает у образовательного учреждения с момента выдачи лицензии, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования.
Согласно ст. 19 ФЗ РФ от 26.09.1997. N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала, подлежащие регистрации в качестве религиозных организаций и получающие государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
В силу ч.ч. 2,3 ст. 5 ФЗ РФ N 125-ФЗ от 26.09.1997. "О свободе совести и о религиозных объединениях" воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные учреждения.
Исходя из вышеприведенных норм в их системном толковании следует, что ведение образовательной деятельности непосредственно религиозной организацией, не являющейся образовательным учреждением без получения соответствующей государственной лицензии действующим законодательством не допускается. Образовательная деятельность религиозной организации может осуществляться путем создания духовного образовательного учреждения, зарегистрированного в качестве религиозной организации и получившего государственную лицензию на право осуществления образовательной деятельности.
Статьей 7 п. 1 ФЗ от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" определены полномочия министерства образования и молодежной политики Ставропольского края.
В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе, относятся следующие полномочия:
1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации;
2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В силу п.п. 40 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит в том числе образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково").
Содержание образования определяют образовательные программы (часть 1 статьи 12 Закона об образовании).
Образовательные программы среднего профессионального образования включают программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (подпункт "а" пункта 2 части 3 статьи 12 Закона об образовании).
Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, в числе которых профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения (пункт 3 части 2 статьи 23 Закона об образовании).
В соответствии с ч.3, ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к основным образовательным программам относятся:
1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;
2) основные профессиональные образовательные программы:
а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;
б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;
3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.
К дополнительным образовательным программам относятся:
1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;
2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.
Как следует из исследованных материалов, религиозная организация «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» зарегистрирована как юридическое лицо ДД.ММ.ГГГГ. Согласно общедоступным сведениям основным видом деятельности вышеуказанной организации является образование профессиональное среднее (85.21).
Пунктами 1.10, 1.11 Устава предусмотрено, что в Медресе могут реализовываться светские основные общеобразовательные программы, основные профессиональные образовательные программы начального, среднего профессионального образования и образовательные программы дополнительного профессионального образования при наличии соответствующих лицензий. В Медресе может быть получена профессиональная подготовка, которая имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ, и не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Целями деятельности Медресе являются подготовка специалистов среднего звена (в том числе служителей и религиозного персонала) для мусульманских общин, организаций и объединений, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей, исповедование и распространение веры (Ислама), духовное воспитание лиц, исповедующих Ислам, на основе высших моральных принципов традиционного для России Ислама посредством реализации конституционных прав граждан на свободу совести, вероисповедания и на образование.
В соответствии с пунктом 2.5 Устава прием граждан в Медресе для получения среднего профессионального (религиозного) образования осуществляется на конкурсной основе по заявлениям граждан, имеющих основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование. Условиями конкурса должны быть гарантированы соблюдение прав граждан на образование и зачисление граждан, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы среднего профессионального (религиозного) образования.
Из пункта 2.8 Устава следует, что для проведения вступительных испытаний и зачисления в Медресе создаются приемная, предметные, экзаменационные, апелляционные комиссии.
Статьей 3 «Образовательная деятельность Медрес» регламентированы формы получения среднего профессионального (религиозного) образования, организация образовательного процесса, образовательные программы, продолжительность обучения, система оценок, форма, порядок и периодичность промежуточной и итоговой аттестации.
Осуществление образовательной деятельности подтверждается:
объяснениями ФИО11, который пояснил, что здание по адресу: <адрес>, используется религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе», руководителем которой он является. В данном здании религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» проводится обучение арабскому языку.
объяснениями ФИО5, который подтвердил в нем факт обучения, перечислил учащихся и преподавателей;
объяснениями ФИО12, ФИО13, ФИО19ФИО20ФИО6, которые подтвердили факт обучения их арабскому языку;
актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, которым зафиксировано обучение и проживание учащихся по указанному адресу. Замечаний и дополнений к акту со стороны ФИО11, и ФИО5 не поступило;
фототаблицей в которой, в числе прочего, зафиксирована учебная литература, рабочие тетради обучающихся с оценками, а также «домашними заданиями», учебные классы во время занятий и т.п.,
справкой главного специалиста отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования <адрес>ФИО3
Таким образом, в религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» осуществляется образовательная деятельность, в отсутствие необходимой лицензии, выданной органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области образования.
Религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» осуществляется регулярный, целенаправленный процесс воспитания и обучения по различным направлениям подготовки учащихся с итоговой аттестацией результатов обучения, что подпадает под понятие образовательной деятельности данное в Законе РФ "Об образовании", право на ведение которой требует получение лицензии и понимание образования с точки зрения правовой позиции Европейского Суда по правам человека, согласно которой образование рассматривается как непрерывный процесс обучения /Решение по делу Кэмпбелл и Козанс против Соединенного Королевства от 25.02.1982./.
Суд, с учетом положений действующего законодательства, полагает необоснованными доводы защитника религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе», о том, что религиозной организацией образовательная деятельность не осуществляется, а не нуждаются в получении лицензии организации, осуществляющие разовые лекции, стажировки, семинары, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации, поскольку эти доводы противоречат исследованным доказательствам.
Судом не могут быть приняты доводы защитника юридического лица о допущенных нарушениях при проведении поведении проверки прокуратурой города Пятигорска, а именно то, что руководитель РО ИОУ СПО Медресе, или иной уполномоченный представитель организации уведомлен не был, о цели основаниях и предмете проверки.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2019 года N 1502-О, в Постановлении от 17 февраля 2015 года N 2-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции, действовавшей на момент проведения проверки в отношении ООО "Планета", не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой эти положения по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего законодательства, в том числе регулирующего осуществление федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций Министерством юстиции Российской Федерации: предполагают проведение органами прокуратуры проверок исполнения законов некоммерческими организациями в пределах определенного предмета конкретной проверки, обусловленного наличием сведений, указывающих на признаки нарушений законов в деятельности некоммерческой организации и ее должностных лиц, которые нельзя подтвердить или опровергнуть в ходе межведомственного взаимодействия с государственным органом, осуществляющим федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, с вынесением о том мотивированного решения, подлежащего доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки.
Поскольку статья 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" регулирует проведение органами прокуратуры в рамках осуществления надзора за исполнением законов как в отношении некоммерческих, так и коммерческих организаций, постольку приведенные правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, в которых выявлен конституционно-правовой смысл ее положений относительно проверок органами прокуратуры некоммерческих организаций, в той части, в какой они касаются общих требований к соответствующим проверкам, применимы и к проверкам коммерческих организаций.
При этом во исполнение данного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации федеральный законодатель Федеральным законом от 07 марта 2017 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" изложил статью 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в новой редакции, дополнив ее, в том числе, оспариваемыми заявителем пунктами 3 и 4, которыми предусмотрено принятие прокурором мотивированного решения о проведении проверки с указанием цели, основания и предмета проверки с обязательным ознакомлением проверяемого лица с данным решением и определены сроки проверки, действие которых распространяется как на некоммерческие, так и на коммерческие организации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (пункт 2).
Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия (пункт 3).
К участию в проведении проверки могут привлекаться представители иных государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (пункт 13).
Приказом Генпрокуратуры России от 17 марта 2017 года N 172 "О некоторых вопросах организации прокурорского надзора в связи с принятием Федерального закона от 07 марта 2017 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" установлена типовая форма решения о проведении прокуратурой проверки, согласно которой в таком решении должны быть указаны должностные лица, которым поручено ее проведение.
Согласно письму прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ прокурором <адрес> организована проверка деятельности Религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» поручено помощнику прокурора <адрес>ФИО8
Из представленного прокуратурой решения о проведении проверки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведение проверочного мероприятия в отношении Религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» поручено помощнику прокурора <адрес>ФИО8
Согласно указанному решению заместителя прокурора <адрес> о проведении проверки определены цели проверки, предмет проверки, также установлены сроки проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С решением от ДД.ММ.ГГГГ ознакомлены, согласно записи в документе, заместитель муфтия - исполняющий обязанности директора ФИО10, директор религиозной организации медресе ФИО11
ДД.ММ.ГГГГ принято решение о продлении проверки в отношении религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования Медресе» до 30 суток, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, указанное решение доведено до сведения и.о. директора- заместителя муфтия ДУМСК ФИО5
В рамках проверки прокуратурой <адрес> организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» привлечены для участия в проверке МРО в регионе КМВ ЦПЭ ГУ МВД России по СК, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, прокуратурой <адрес>, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ№ направлены письма в министерство образования <адрес> и Управление Роспотребнаора по <адрес> о выделении специалисток для указанной проверки.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что представители юридического лица не позднее дня начала проверки были осведомлены о ее проведении.
При таких обстоятельствах оснований считать, что прокуратурой <адрес> были нарушены требования п. 3 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не имеется.
То обстоятельство, что несовершеннолетние свидетели ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которые на момент дачи объяснений достигли семнадцатилетнего возраста, дали объяснения в отсутствие законного представителя, не свидетельствует о процессуальных нарушениях, так как ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ не требует обязательного участия законного представителя при опросе несовершеннолетнего свидетеля, а присутствие педагога или психолога обязательно при опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет. В письменных объяснениях несовершеннолетних имеются их подписи о разъяснении им прав, предусмотренных КоАП РФ и Конституцией РФ.
Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> фактически проводились процессуальные действия в соответствии с положениями КоАП РФ.
Доводы защитника о том, что юридическим лицом - религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» осуществляется деятельность, при которой не имеется необходимости в получении лицензии, т. е осуществляются разовые лекции, стажировки, семинары, которые не сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации, опровергаются исследованными судом доказательствами.
То обстоятельство, что приказом № от ДД.ММ.ГГГГФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО12, ФИО17ФИО18, согласно справкам от ДД.ММ.ГГГГ, выданным ГБПОУ Моздокский аграрно-промышленный техникум» РСО – Алания, зачислены на 1 курс по специальности 35.02.07 «Механизация сельского хозяйства», не опровергает представленные доказательства виновности юридического лица и не исключает ответственность юридического лица религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» в совершении административного правонарушения.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, согласно которым в Медресе осуществляется образовательная деятельность, с проведением аттестации и выдачей соответствующих аттестационных документов.
При указанных обстоятельствах суд находит вину религиозной организации «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, доказанной и подтвержденной документально.
Тем самым, религиозной организацией «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
При определении вида и меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ смягчающим наказание обстоятельством суд признает совершение юридическим лицом правонарушения впервые. Обстоятельств, отягчающих ответственность, не установлено.
Согласно части 1 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Постановление судьи, органа, должностного лица, назначивших административное наказание в виде административного приостановления деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления (часть 1 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 5 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении срока, установленного в постановлении об административном приостановлении деятельности, в случае, если исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности не прекращено досрочно по основаниям и в порядке, предусмотренным частями 3 и 4 настоящей статьи, должностное лицо, уполномоченное в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, проверяет устранение обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
В случае, если по результатам проведенной проверки будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, не устранены, должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, может быть составлен новый протокол об административном правонарушении и могут быть применены меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном главой 27 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенные требования закона, назначенное административное наказание в виде административного приостановления деятельности, подлежит исполнению с момента возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства.
Руководствуясь ст. 23.1, ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать религиозную организацию «Исламское образовательное учреждение среднего профессионального образования - Медресе» (№), юридический адрес и адрес места осуществления деятельности: <адрес> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 14 дней.
Постановление подлежит обжалованию в апелляционную инстанцию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение 10 дней, путем принесения жалобы через Пятигорский городского суд, со дня вручения, или получения его копии.
Судья О.Н. Приходько