ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-40/20 от 10.03.2020 Менделеевского районного суда (Республика Татарстан)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 10 марта 2020 года

Судья Менделеевского районного суда Республики Татарстан Коровина Л.И., при секретаре ФИО2,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ,

у с т а н о в и л а :

в отношении юридического лица - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан (далее – МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа»), юридический адрес: <адрес> возбуждено дело, в последующем составлен протокол об административном правонарушении о совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

В протоколе указано, что в ходе плановой выездной проверки департаментом надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан в отношении МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» (юридический адрес: <адрес>) проведенной на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ-Д, составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

В ходе проведения проверки установлено нарушение требований ч. 1, ч. 4 ст. 91 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - №273-ФЗ «Об образовании в РФ») в части осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного образования в 2018-2019 году (с ДД.ММ.ГГГГ – по настоящее время), а именно: по программам дополнительного образования «На зарядку становись» 5-9 классы (педагог дополнительного образования ФИО1) и «Занимательный английский» 2-4 классы (педагог дополнительного образования ФИО3) без наличия в приложении к лицензии от ДД.ММ.ГГГГ со сроком действия «бессрочно» (далее – Лицензия) данный вид деятельности (ч. 1 раздела III акта проверки органом государственного контроля (надзора) в сфере образования от ДД.ММ.ГГГГ № А 4953/19-Д подтверждающий наличие нарушений в сфере образовательной деятельности). Частью 4 статьи 91 №273-ФЗ «Об образовании в РФ» предусмотрено, что лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования. В приложении к Лицензии МБОУ «Тат. Челнинская ООШ» указаны только уровни образования: начальное общее и основное общее.

Указанное обстоятельство свидетельствует о наличии в действиях (бездействиях) юридического лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Вышеизложенное подтверждается следующими доказательствами: актом проверки №А 4953/19-Д от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением директора ФИО4, уставом МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» и иными материалами дела.

Представитель департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан ФИО5 в суде пояснил, что нарушение на сегодняшний день не устранено, в связи с чем полагает необходимым назначить наказание в пределах санкции статьи.

Представитель МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» ФИО4 в суде подтвердил, что нарушение практически устранено, однако документально это не подтверждено. Подобное правонарушение совершено юридическим лицом впервые, в связи с чем просит применить нормы о малозначительности правонарушения, совершенное правонарушение не причинило существенного вреда. Просит применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу части 4 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» лицензия на осуществление образовательной деятельности (далее также - лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.

Правовая основа лицензируемой деятельности определена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с требованиями частью 1 статьи 91 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно требованиям пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").

Из материалов дела следует, что МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» является юридическим лицом, осуществляет образовательную деятельность (начальное, основное), не связанной с извлечением прибыли, на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» осуществляет дополнительную образовательную деятельность, а именно по программам дополнительного образования в 2018-2019 году (с ДД.ММ.ГГГГ – по настоящее время), без приложения к лицензии, являющееся неотъемлемой частью последнего (лицензии).

Осуществление МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» образовательной деятельности по дополнительному образованию по программам дополнительного образования не освобождает от соблюдения требований части 4 статьи 91 Федерального N 273-ФЗ в части указания в приложении к лицензии сведения о видах образования.

Факт осуществления МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» дополнительной образовательной деятельности без соответствующего приложения к лицензии имеет место быть, материалами дела подтверждается и правонарушителем по существу не оспорен.

Представленные материалы свидетельствуют, что при разрешении настоящего дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения, исследованы все имеющиеся по делу доказательства, проверена их достоверность и допустимость.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии в действиях юридического лица МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями КоАП РФ, уполномоченным на его составление лицом. Данные, перечисленные в статьи 28.2 КоАП РФ, в указанном документе присутствуют, оснований не доверять указанному протоколу не имеется. Требования части 3 статьи 26.2 КоАП РФ нарушены не были. Протокол подписан представителем без замечаний; все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Между тем, решая вопрос о назначении виновному лицу административного наказания, суд учитывает то обстоятельство, что МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением, финансирование которого осуществляется на основании бюджетной сметы, утверждаемой главным распорядителем бюджетных средств. Средства, выделяемые учреждению, расходуются исключительно по утвержденным статьям расходов.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 указанного Кодекса вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Приведенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что совершенное МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» деяние, хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом его характера, роли правонарушителя, отсутствия каких-либо тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в связи с чем имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.

С учетом конкретных обстоятельств дела, отсутствие отягчающих наказание и признав смягчающим наказание обстоятельством признание вины МБОУ «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа», а так же ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений юридическое лицо не привлекалось, суд считает необходимым производство по делу прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 29.6-29.10, 29.10, статьи 19.20 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л а:

производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан по части 1 статье 19.20 КоАП РФ прекратить на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.

Освободить юридическое лицо - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тат. Челнинская основная общеобразовательная школа» Менделеевского муниципального района Республики Татарстан от административной ответственности, предусмотренного частью 1 статье 19.20 КоАП РФ, объявив устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья