ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-40/2018 от 22.03.2018 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5 – 40 / 2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Пермь 22 марта 2018 года

Судья Индустриального районного суда г. Перми Мокрушин О.А., при секретаре судебного заседания Богдановой Е.Н., с участием защитника по доверенности ФИО1, представителя Министерства образования и науки Пермского края ФИО2, рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Ника» г. Перми (МАУ ДО ДЮСШ «Ника» г. Перми), зарегистрированного по адресу: <адрес>, о совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

при проведении плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ в отношении МАУ ДО ДЮСШ «Ника» г. Перми, находящейся по адресу: <адрес>, должностными лицами Министерства образования и науки Пермского края в образовательной деятельности учреждения было выявлено грубое нарушение лицензионных требований: на должности тренеров-преподавателей приняты гр.А. и гр.Б., в отсутствие среднего профессионального или высшего профессионального образования у указанных лиц, или рекомендации аттестационной комиссии учреждения.

ДД.ММ.ГГГГ протокол об административном правонарушении направлен по подведомственности для рассмотрения в Индустриальный районный суд г. Перми.

В судебном заседании защитник вину признала в полном объеме, пояснила, что в в настоящее время гр.А. и гр.Б. уволены, просит переквалифицировать действия учреждения с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ на ч. 2 ст. 19.20 КоАП РФ, так как, допущенное нарушение не относится к грубым в силу того, что не повлекло последствия, установленные ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

гр.А. и гр.Б. были приняты на работу в учреждение на должность тренеров-преподавателей по рекомендации аттестационной комиссии учреждения как лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

При назначении наказания просила учесть тяжелое материальное положение учреждения.

Представитель административного органа на привлечении МАУ ДО ДЮСШ «Ника» г. Перми к ответственности по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ настаивает.

Законный представитель МАУ ДО ДЮСШ «Ника» г. Перми ФИО3 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, заслушав присутствующих лиц, прихожу к следующему.

Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ образует осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 данного Положения.

Подпунктом «д» пункта 6 Постановления предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Согласно ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Из материалов дела усматривается, что МАУ ДО ДЮСШ «Ника» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии, выданной Государственной инспекцией по надзору и контролю в сфере образования Пермского края ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки установлено, что приказом от ДД.ММ.ГГГГ на работу в МАУ ДО ДЮСШ «Ника» на должности тренеров-преподавателей приняты гр.А. и гр.Б., у которых отсутствовало среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, либо рекомендация аттестационной комиссии учреждения.

По факту привлечения к образовательной деятельности работников в отсутствие сведений о их соответствии требованиям ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», что влечет угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних, в отношении учреждения заместителем начальника отдела федерального государственного надзора в сфере образования Министерства образования и науки Пермского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Вина МАУ ДО ДЮСШ «Ника» в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приеме гр.А. и гр.Б. на работу в МАУ ДО ДЮСШ «Ника» на должности тренеров-преподавателей, объяснениями гр.В., лицензией на образовательную деятельность от ДД.ММ.ГГГГ, иными документами дела.

Довод защитника о том, что допущенное нарушение не является грубым в силу того, что не повлекло последствий, перечисленных в ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», не состоятелен по следующим основаниям.

Согласно бессрочной лицензии, выданной МАУ ДО ДЮСШ «Ника» ДД.ММ.ГГГГ, учреждение оказывает образовательные услуги несовершеннолетним.

На должности тренеров-преподавателей по художественной гимнастике были приняты гр.А. и гр.Б. в отсутствие у них среднего профессионального или высшего профессионального образования, то есть были допущены к обучению несовершеннолетних лиц художественной гимнастике.

В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приведено понятие профессионального образования – это вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.

Таким образом, отсутствие профессионального образования у тренеров-преподавателей гр.А. и гр.Б. создавало возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью обучающихся художественной гимнастике несовершеннолетних лиц, что относится к последствиям, установленным ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Наличие рекомендации аттестационной комиссии не является основанием для вывода об отсутствии нарушений лицензионных требований при приеме на работу гр.А. и гр.Б., поскольку пункт 9 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» предусматривает назначение лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», по рекомендации аттестационной комиссии на соответствующие должности, то есть гр.А. и гр.Б. должны были быть рекомендованы аттестационной комиссией до их назначения на должности тренеров-преподавателей.

Кроме того, о наличии такой рекомендации законный представитель учреждения при проведении проверки и составлении протокола об административном правонарушении специалисту ничего не поясняла, хотя в описании правонарушения в административном протоколе было указано о том, что гр.А. и гр.Б. были приняты на должности тренеров-преподавателей в отсутствие рекомендаций аттестационной комиссии, представила указанный документ уже при рассмотрении дела в суде.

Указанные обстоятельства вызывают сомнения в достоверности представленного документа.

Таким образом, материалы дела объективно свидетельствуют о грубом нарушении лицензионных требований, выразившемся в привлечении педагогических работников к образовательной деятельности без сведений о их соответствии требованиям ст. 46 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», что повлекло угрозу причинения вреда жизни и здоровью несовершеннолетних.

При указанных обстоятельствах, действия юридического лица правильно квалифицированны должностным лицом по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют сведения о наличии обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению МАУ ДО ДЮСШ «Ника» лицензионных требований, что указывает на виновность учреждения в совершении вменяемого правонарушения.

Оценивая исследованные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, считаю их совокупность достаточной для установления в действиях МАУ ДО ДЮСШ «Ника» состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно.

Обстоятельства, смягчающие ответственность – признание вины, добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение.

Обстоятельства, отягчающие ответственность, отсутствуют.

При назначении наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие вину обстоятельства, считаю, что совокупность данных обстоятельств является исключительной, что позволяет назначить наказание с применением положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детско-юношеская спортивная школа «Ника» г. Перми признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 75 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья О.А. Мокрушин

Копия верна. Судья -

Информация о получателе штрафа:

УФК по Пермскому краю (Министерство образования и науки Пермского края)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.