ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-40/2023 от 14.09.2023 Татищевского районного суда (Саратовская область)

Дело № 5-40/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

Судья Аткарского городского суда Саратовской области, исполняющая обязанности судьи Татищевского районного суда Саратовской области Вайцуль М.А.,

при секретаре судебного заседания Кирбабиной Д.С.,

с участием лица привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

старшего участкового уполномоченного полиции майора полиции ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании ФИО11 Семена Сергеевича, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, холостого, студента III курса <адрес>», зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>,

установил:

ФИО1 осуществил пропаганду и публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, то есть административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрено ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), при следующих обстоятельствах.

В ходе проведенного мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в социальной сети «Инстаграмм», при проведении оперативно- розыскных мероприятий была обнаружена страница пользователя под сетевым именем «<адрес>» при проверке информации начальником МО МВД России по ЗАТО <адрес> подполковником полиции ФИО6 по факту публичной демонстрации в информационно-коммуникационной сети Интернет на странице социальной сети «Инстаграмм» пользователем под аккаунтом «<адрес>», принадлежащей Мухе С.С. в открытом доступе для просмотра неопределенным кругом пользователей, размещена публикация фото с изображениями (фотографий) ФИО1, публично демонстрирующего нацистские символики изображений в виде татуировок на своем теле, а именно: на груди слева в области сердца и в области локтя правой руки. Согласно экспертного исследования, проведенного в рамках административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ следует, что татуировка, расположенная на груди слева в области сердца представляет собой коловрат в обрамлении венка и листьев, использованная татуировка-эмблема является вариацией (исторической разновидностью) свастики, происходя от древних языческих символов солнца. По факту представляет собой две свастики, происходя от древних языческих символов солнца. По факту представляет собой две свастики наложенные друг на друга под углом 45 градусов. Символ прочно освоен неонацистами и неоязычниками, получив широкое распространение, например у «ультрас» на стадионах в Восточной Европе и России. Данная татуировка носит не столько религиозный, или эстетический, сколько политический характер, говорит нам обрамление колловрата венком из лавроподобных листьев, то есть содержит отсылку к популярной у правых эмблеме «Белая гордость» («White Pride») или «Сила белых» («White Power»). Правый кулак (Aryan Fist (Арийский кулак)) является символом международного расистского движения «Сила белых». Таким образом, комбинированная эмблема коловрата с лавровым венком на представленной для исследования татуировке по двум признакам является символикой, сходной с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения. Татуировка в области локтя правой руки представляет собой многолучевое черное солнце в обрамлении надписи на футарке (руническом алфавите «Черное солнце» - оккультная нацистская эмблема, широко использовавшаяся в Третьем рейхе организациями СС и Анненэрбе. «Черное солнце» используется эзотерическими и нацистскими организациями, например в украинском полку (батальоне, движении) «Азов» (организация, деятельность которой запрещена в Российской Федерации). Исходя из представленных на исследование материалов, экспертом к.и. н., доцентом кафедры Новой и Новейшей истории ИМОМИ ННГУ им. ФИО7 - ФИО8 сделан вывод, о том, что материалы содержат нацистскую атрибутику и символику, а также символику, сходную с нацистской символикой до степени смешения, использовалась ранее и используется сейчас нацистскими организациями и структурами, запрещенными в Российской Федерации. Таким образом ФИО1 нарушил требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 80-ФЗ «Об увековечении победы советского народа в Великой отечественной войне 1941- 1945 годов».

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 09 часов 30 минут до 12 часов 00 минут сотрудниками МО МВД России по ЗАТО <адрес>, в ходе проведения оперативно розыскного мероприятия – «наблюдение» при мониторинге сети «Интернет» обнаружены фотофайлы на странице социальной сети «Инстаграмм» была обнаружена страница пользователя под сетевым именем «<адрес>», принадлежащая Мухе С.С., где на своей личной странице, доступной для публичного просмотра, в разделе «фотографии» разместил свои изображения (фотографии) с изображением (символикой) демонстрирующей нацистские символики, в виде изображений на теле ФИО1 татуировок, а именно:

на груди слева в области сердца и в области локтя правой руки.

В ходе проведенного административного расследования установлено, что фотоизображения на указанную электронную страницу помещено ФИО1 жителем <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>.

Указанные информационные материалы находятся в свободном доступе, доступны для публичного просмотра и копирования неограниченному кругу лиц.

ФИО1 в судебном заседании вину в инкриминируемом ему правонарушении признал полностью, в содеянном раскаялся. Дополнительно пояснил, что в настоящее время вышеуказанные изображения со своей страницы социальной сети «Инстаграмм» им удалены.

В судебном заседании старший участковый уполномоченный полиции майор полиции ФИО4, просил назначить Мухе С.С. административное наказание в пределах санкции ч.1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), полагая, что в его действиях имеется состав данного административного правонарушения.

Заслушав объяснения ФИО1, объяснения старшего участкового уполномоченного полиции майора полиции ФИО4, исследовав письменные доказательства, проанализировав и оценив представленные доказательства в совокупности, прихожу к следующему.

Согласно ст.ст. 17, 19 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Все равны перед законом и судом.

На основании ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлен запрет на пропаганду или агитацию, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Понятие экстремистской деятельности включает в себя, в частности, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.

Положениями п. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из ч. 6 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от одной тысячи до четырех тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

Объективную сторону состава рассматриваемого административного правонарушения, в том числе могут образовывать публичное выставление, показ, вывешивание, изображение атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, а также любые другие действия, делающие рассматриваемые атрибутику и символику доступными для восприятия других лиц, в том числе путем публикации в средствах массовой информации.

Запрет использования в Российской Федерации, в том числе публичного демонстрирования, нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных до степени смешения с нацистской атрибутикой или символикой, установлен частью второй статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (далее - Закон № 80-ФЗ).

В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее - Закон № 114-ФЗ) к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесено использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии.

Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. В качестве такой необходимой охранительной меры выступает установление административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение запрета на использование указанной символики с целью противодействия нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу статьи 13 (часть 5) Конституции Российской Федерации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 2480-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 2923-О).

Факт совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, и его вина подтверждаются, исследованными в суде доказательствами, полученными с соблюдением требований КоАП РФ, а именно: - протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, содержащим описание совершенного Мухой С.С. правонарушения, аналогичного обстоятельствам, установленным в суде; объяснениями ФИО1; материалом проверки по факту размещения пользователем в социальной сети «Инстаграмм» страница пользователя под сетевым именем «<адрес>», изображений, содержащих в себе атрибутику (символику), сходную с нацистской символикой до степени смешения, использующуюся ранее и использующуюся сейчас нацистскими организациями и структурами, запрещенными в Российской Федерации, состоящего из рапорта об обнаружении признаков административного правонарушения; акта осмотра HTML – страниц от ДД.ММ.ГГГГ со скрин-шотами, из которого следует, что на интернет – сайте социальной сети «Инстанрамм» на своей личной страничке под сетевым именем «<адрес>», доступной для публичного просмотра, ФИО1 разместил 3 изображения (фотографии) со своим изображением в виде татуировок на теле с нацистской символикой, а именно на груди слева в области сердца и в области локтя правой руки; рапортом старшего УУП МО МВД России по ЗАТО <адрес>; определением № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; актом экспертного исследования изображений от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного экспертом ФИО8, к.и. н., доцентом кафедры ФИО10 Новейшей истории ИМОМИ ННГУ им. ФИО9; определением от ДД.ММ.ГГГГ о передаче дела об административном правонарушении; рапортом-характеристикой УУП МО МВД России по <адрес> в отношении ФИО1

Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Указанные доказательства судья считает достоверными, допустимыми, относящимися к данному делу, полученными с соблюдением требований КоАП РФ; оснований сомневаться в их объективности и достоверности не имеется.

В связи с чем, суд квалифицирует действия ФИО1 по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, как пропаганда и публичное демонстрирование атрибутики (символики) экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами.

При вынесении постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Мухе С.С. были разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ и ст. 51 Конституции Российской Федерации.

Каких-либо доказательств отсутствия вины ФИО1 в совершении данного административного правонарушения не имеется.

Из представленных материалов усматривается, что ФИО1 достиг возраста, по достижении которого наступает административная ответственность, вменяем.

Кроме того судом учитывается то обстоятельство, что в настоящее время ФИО1 удалил со своей страницы фотоизображения своего тела с татуировками с нацистской атрибутикой и символикой, которые ранее были доступны для просмотра и скачивания неограниченному кругу лиц.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Решая вопрос о строгости наказания, судья учитывает, что имеются обстоятельства, отягчающие административную ответственность ФИО1, поскольку как следует из сведений административной практики ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ.

Смягчающими ответственность ФИО1 обстоятельствами судья признает признание им вины и раскаяние в содеянном.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного Мухой С.С. административного правонарушения, его личность и имущественное положение, наличие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о необходимости назначения Мухе С.С. наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

постановил:

Муху ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей.

Перечисление штрафа необходимо произвести в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: УФК по <адрес> (ОМВД России по <адрес>), номер счета получателя платежа , счет: , БИК , КБК , ИНН , КПП , код ОКТМО , УИН , наименование платежа: «штраф».

Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток в Саратовский областной суд в порядке, предусмотренном статьями 30.1, 30.2 и 30.3 КоАП РФ, со дня вручения или получения его копии.

Судья М.А. Вайцуль